Рекомендации по воспитанию детей с разными типами нервной системы
ФИО: Пономаревой Анны Николаевны
ГРУППА: 1-16/1-ПДО-ОЗО
ДИСЦИПЛИНА: ОП. ОП. 03. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ. ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА
Рекомендации по воспитанию детей с разными типами нервной системы
Рекомендации по воспитанию детей с разными типами нервной системы
Каждый ребенок уникален и имеет свой собственный темперамент, который определяет, как он будет реагировать на окружающий мир. Одним детям легко приспосабливаться к новым ситуациям, другим - труднее. Одним нравится большое количество контактов и новизна, другим - привычный и уютный образ жизни. Важно понимать и уважать индивидуальные особенности каждого ребенка, чтобы помочь ему расти и развиваться в соответствии со своим темпераментом.
Темперамент - сочетание таких особенностей нервной системы, как сила (или слабость), подвижность (или малая подвижность), уравновешенность (или неуравновешенность) нервных процессов. От того, как сочетаются эти характеристики, зависят некоторые особенности поведения детей (поведения, а не характера!).
Существует 4 основных типа высшей нервной деятельности, хотя большинство людей относится не к основным, а к промежуточным типам - всего их 24. Поэтому советуем внимательно изучить все типы - возможно в каждом описании Вы увидите знакомые черты своего малыша и найдете полезный совет.
Психологические особенности детей с разным типом нервной системы
Дети холерического темперамента:
Ребенок возбудимого типа - холерик - имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Все реакции ребенка холерика носят ярко выраженный характер. Он не просто смеется, а хохочет, не сердится, а приходит в ярость.
Ребенок стремится воздействовать на то, что видит. Он хочет переделать окружающую обстановку в соответствии со своими потребностями, желаниями и при этом проявляет завидную энергию, упорство. Дети холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководить ими, пытаются даже руководить взрослыми.
Рекомендации по воспитанию:
- Вырабатывать у ребенка умение тормозить себя, нежелательные реакции (игры с командами, где он будет подчиняться).
- Приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с другими, просить, а не требовать.
- Надо постоянно и настойчиво требовать спокойных и обдуманных ответов, спокойных и нерезких движений.
- Воспитывать сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми.
- В трудовой деятельности воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе.
- Говорить подчеркнуто спокойным, тихим голосом.
- С пониманием относиться к проявлению активности ребёнка.
- Целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка (кино, чтение и так далее) - всё должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия.
- Необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (без соревнований), конструирование, рисование, лепка – всё, что требует усидчивости.
- Необходимо строго соблюдать режим дня.
Холерика важно воспитывать добрым, заботливым.
Дети сангвинического темперамента:
Ребенок спокойного типа - сангвиник - имеет сильную, подвижную, уравновешенную нервную систему. Внешне дети сангвиники похожи на детей холериков тем, что активны, имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят быстро и громко. Но есть одно отличие - у ребенка сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам.
Малыш быстро засыпает и легко просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям и наоборот. Особенность сангвиников - их легкая приспособляемость к любым условиям. Ребенок охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрослых, выполняет поручения. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причем могут и руководить, и подчиняться. Сангвиники живо откликаются на все, что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми различными явлениями.
Рекомендации по воспитанию:
- Воспитывать усидчивость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к любому делу.
- Учить быть ответственным за свои обещания.
- Научить дорожить дружбой.
- Обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки).
- Необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать заниматься другим делом, если не выполнено первое).
- Целесообразно давать выход их энергии, стимулировать раскрытие потенциала и способностей в общественно полезном труде.
- Оказывать помощь в форме дружеских советов.
Целесообразно использовать его лидерские качества.
Дети флегматического темперамента:
Ребенок флегматик - имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. Малая подвижность нервных процессов накладывает отпечаток на все поведение ребенка. Ему трудно быстро реагировать на любые воздействия, поэтому между вопросом к ребенку и его ответом следует пауза (иногда значительная), прежде чем начать деятельность - период раскачки, внешнего бездействия. Приступив к деятельности, флегматик способен длительное время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий. А вот внезапно прекратить то, что он начал, ему трудно, особенно в тех случаях, когда предстоит заниматься новым, незнакомым делом.
Как и всякий ребенок, флегматик имеет свои положительные и отрицательные стороны, связанные с особенностями нервной системы. Положительные стороны - это стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надежности во всех проявлениях; отрицательные - вялость, низкая активность, замедленный темп действий.
Рекомендации по воспитанию:
- Помочь преодолеть их некоторую леность.
- Развивать большую подвижность и общительность.
- Не допускать, чтобы они проявляли безразличие к деятельности, вялость, инертность.
- Вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.
- Нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка.
- Следует чаще хвалить детей за их быстрые действия.
- Побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его.
- Нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности.
- Привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.
Флегматика необходимо на жизненных примерах знакомить с разными видами чувств и эмоций, учить правильно проявлять их в соответствующих ситуациях: сочувствовать, радоваться.
Дети меланхолического темперамента
Дети со слабой нервной системой - меланхолики - отличаются повышенной чуткостью, ранимостью. Слабость нервных процессов не означает неполноценности. Просто у этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители, быстро наступающее утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения.
Меланхолик - это тип ребенка, о котором говорят, что «его не видно и не слышно». Он не кричит, а попискивает, не смеётся, а улыбается, не просит, а жалобно взирает на желаемое, малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений, ему не свойственно активно включаться в разговор, демонстрировать свои знания и умения (даже если малыш хорошо читает стихи, он откажется читать их в гостях). Наоборот, имея хорошие знания, ребенок при ответе на вопрос путается, говорит тихо, нерешительно, запинается. Он склонен к играм в одиночестве или с товарищем, которого хорошо знает, шумные сверстники его утомляют. Чувства меланхолика глубоки, длительны, но внешне почти не выражаются, что иногда вводит взрослых в заблуждение.
Рекомендации по воспитанию:
- Мягкость, тактичность, чуткость и доброжелательность в отношениях с этими детьми.
- Большую роль играют одобрение, похвала, подбадривание, что способствует укреплению веры в себя.
- Развивая работоспособность, помнить, что эти ребята быстро переутомляются.
- Развивать общительность.
- Нужно ограничить шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться большого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку.
- Нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки.
- Целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно, определённо.
- Ребёнку полезно заниматься спортом. Необходимо разнообразить жизнь ребёнка.
- Надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми.
- Необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.
Меланхолика необходимо с детства учить планировать свою деятельность, разумно распределять свое время, иначе возможно нервное или физическое перенапряжение, хроническая усталость, формирование отвращения к труду, апатия.
«В процессе воспитания, писал Б.М. Теплов, - следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учётом особенностей нервной системы воспитанника».
Легоцкая Вера Сергеевна
Пономарева Анна Николаевна
Легоцкая Вера Сергеевна