12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана АлексеевнаСтарова36

Проект урока по курсу «Религии России» в 8 классе

УМК:

Религии России: пособие для учителя/ (В.А. Сомов, В.К. Романовский, Г.Б. Гречухин, Л.Н. Шилова); Мин-во образования и науки РФ, Деп. образования Нижегор. обл., Нижегород. ин-т развития образования – Н. Новгород: НГЦ, 2006. – 391 с.

Религии России: хрестоматия по экспериментальному курсу для общеобразовательных учреждений / (сост. В.К. Романовский, В.А. Сомов, Г.Б. Гречухин); Мин-во образования и науки РФ, Деп. образования Нижегор. обл., Нижегород. ин-т развития образования. – Н. Новгород: НГЦ, 2007. –368 с.

Религии России: экспериментальная учебная программа и тематическое планирование для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / (сост. В.А. Сомов, В.К. Романовский, Г.Б. Гречухин); Мин-во образования и науки РФ, Деп. образования Нижегор. обл., Нижегород. ин-т развития образования. – Н. Новгород: НГЦ, 2007. –20 с.

Тема урока: «Боги древних славян»

Место урока в блочно-тематическом планировании: второй урок по теме «Религия древних славян»

Класс: 8

 

Тема урока: «Боги древних славян»

Тип урока: комбинированный урок с использованием презентации

 

Цель урока:

формирование у учащихся знаний об основных богах древних славян, их представлении об устройстве мира

 

Задачи:

  • Обучающие:
  • познакомиться с именами многочисленных языческих богов
  • сформировать представление о богах, которым поклонялись наши предки
  • продолжить обучение умению наблюдать, строить предположения, высказывать собственную точку зрения.

Развивающие:

  1. продолжить развитие познавательного интереса к урокам «Религии России»;
  2. продолжить работу по развитию творческого воображения обучающихся;
  3. формирование навыков самостоятельной работы при подготовке выступлений, умения критически анализировать полученную информацию.
  • Воспитывающие:
  • содействовать воспитанию уважения к истории России

способствовать воспитанию чувства сопричастности к прошлому Родины.

Методы обучения: эвристическая беседа, иллюстрация, видеометод, выступления учащихся.

Оснащение урока:

мультимедийный проектор

компьютер

экран

презентация

Урок строится по схеме презентации, созданной в программе PowerPoint. В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.


 

Структура урока:

I. Организационный момент.
II. Проверка выполнения домашнего задания: III. Изучение нового материала: IV. Закрепление изученного материала.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.

 

Ход урока

I этап. Организационный момент.

Приветствие учащихся учителем, сообщение темы предстоящего урока предварительная, лаконичная и ясная формулировка цели и задач урока. Работа в тетрадях: запись темы урока.

 

II этап. Проверка домашнего задания

(Проводится в форме тестирования)

 

Тест:

1. Древняя форма религии восточных славян:

А) монотеизм

Б) язычество

В) шаманизм

2. Основные источники для изучения религии древних славян:

А) устные

Б) письменные

В) археологические

3. Восстановить соотношение (с пом. стрелок):

Южные славяне чехи, словаки, поляки

Восточные славяне украинцы, белорусы, русские

Западные славяне болгары, сербы, хорваты

4. Культура древнерусской народности:

А) национально замкнута

Б) открытая, восприимчивая к другим культурам

В) ориентирована на отторжение чужого культурного наследия

5. Черты русской природы, перенесенные в фольклор (найти неправильный ответ):

А) раздолье

Б) размах

В) стесненность

Для проверки теста учащиеся обмениваются листочками. Учитель называет правильные ответы, соседи по парте проверяют и называют количество верных ответов.

 

III этап. Изучение нового материала.

На прошлом уроке ученики получили задание: подготовить сообщения по теме «Боги славян». Выступления учащихся должны обсуждаться и комментироваться учителем и учениками. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.

 

План изучения новой темы (слайд №3):

1. Введение.

2. Сотворение и устройство мира

3. Земля и небо в представлении славян

4. Солнце в славянской мифологии

5. Славянский божественный пантеон. Боги.

6. Богини

Учитель. Славянская мифология - это наследие, доставшееся нам от наших предков. И наша с вами задача не забывать об этом. Наше прошлое, как и прошлое любого государства, несет в себе массу полезной информации, способной повлиять на будущее.

Сегодня мы с вами приступаем к изучению славянской мифологии. И прежде чем мы начнем разбирать мифы и сказания, мне хотелось бы обратить ваше внимание на несколько очень важных моментов. Во-первых, славянская мифология дошла до нас только в устном народном творчестве и различных вещественных свидетельствах. Первые мифы, сказания и басни славян передавались из уст в уста и были записаны значительно позже, когда появилась письменность. До этого времени вся мифология славян хранилась в человеческой памяти и в изображениях.

Во-вторых, у славян мифы назывались сказами - правдивыми историями, а баснями они называли те рассказы, которые обрастали дополнительными сведениями и преобразовывались в ходе рассказа.

В-третьих, славянская мифология относится к периоду язычества и в ходе христианизации претерпела ряд изменений, но сохранилась в обрядах, традициях и праздниках.

Вопросы учащимся: Знаете ли вы, откуда взялась традиция впускать первой в новый дом кошку, и что это значит? А почему на Масленицу мы печем блины? Почему в ночь на Ивана Купалу устраиваются гулянья на берегу реки с обязательными прыжками через костер?

Сообщение 1 «Сотворение и устройство мира» (слайд № 4)

(По ходу сообщения учащиеся зарисовывают в тетрадь схему устройства мира).

Как представляли себе свой мир славяне-язычники? Учёные считают, что он казался им похожим на большое яйцо. Только яйцо это не птица снесла, а появилось оно благодаря Живе - Великой Матери. Жива - родительница Земли и Неба, праматерь Богов и людей.

А теперь мы подробно рассмотрим славянскую Вселенную. Посредине славянской Вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть "желтка" - наш живой мир, мир людей. Нижняя, сторона - Нижний Мир, Мир Мёртвых, Ночная Страна. Когда там день, у нас царит ночь. Чтобы попасть туда надо пересечь Океан-море, окружившее Землю. Или прорыть колодец насквозь, и камень будет падать в этот колодец двенадцать дней и ночей.
Вокруг Земли, подобно яичным плёнкам и скорлупе, расположены девять разных небес. Вот почему мы до сих пор говорим не только "небо", но и "небеса". Каждое из девяти небес славянской мифологии имеет своё собственное предназначение: одно - для Солнца и звёзд, другое - для Месяца, ещё одно - для туч и ветров. Седьмое по счёту небо наши предки считали "твердью", прозрачным дном небесного Океана. Там хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей. Славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по мировому древу, которое связывает между собой Нижний Мир, Землю и все девять небес.

Язычники отнюдь не считали себя "царями" природы, которым позволено грабить её как угодно. Они жили в природе и вместе с природой и полагали, что у каждого живого существа не меньше права на жизнь, чем у человека.
Чудесный остров на седьмом небе славяне называли "ирием" или "вирием". Некоторые учёные полагают, что от него происходит теперешнее слово "рай", так прочно связанное в нашем понятии с христианством.
Восьмое и девятое небеса являлись крышей ирия. И можно только предположить, что славяне уже в древности задумывались о том, что наш мир не единственный. И эти небеса как раз и служили иными мирами.

Учащиеся задают вопросы докладчику, учитель комментирует рассказ.

Учитель: Как природа влияла на жизнь древних славян? Как они относились к окружающему миру?

Сообщение 2. Земля и небо в представлении славян (слайд № 5)

(Во время рассказа учащиеся выписывают имена богов, их функции в табличку)

Древние считали Землю и Небо двумя живыми существами, более того - супружеской парой, чья любовь и породила всё живое на свете.
Бога Неба, Отца всего сущего, называли Сварогом. Это имя восходит к незапамятному древнему слову, означающему "небо", а также "нечто сияющее, блестящее". Сварог сварганил (сварил, создал) землю. Он нашел волшебный камень Алатырь, произнес магическое заклинание — камень вырос, стал огромным бел-горюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей. Алатырь он использовал и для других важных целей: ударял по нему молотом — из разлетающихся во все стороны искр рождались новые боги. и ратичи — небесные воины. Бог создал и Синюю Сваргу — страну в небесах, где живут наши славные предки. Яркие звезды — это их сияющие очи, которыми деды и прадеды взирают с небес на наши земные дела.
Легенда рассказывает, что некогда Сварог подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо, а прежде, по мысли славян, на Земле царил каменный век, люди пользовались палицами и камнями. Сварог научил людей готовить (творить) из молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром богов. К тому же Сварог установил самые первые законы, в частности, велел каждому мужчине иметь только одну жену.

Жену Сварога звали Макошь (Мокошь у некоторых славянских народов) - Всеобщая Мать, Хозяйка Жизни, Дарительница Урожая - или Мать Сыра Земля. И наши языческие предки относились к Земле именно как к Матери - берегли её и поклонялись ей. Земля представлялась воображению язычника, обожествлявшего природу, живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники, деревья казались ему ее пышными волосами; каменные скалы признавал он за кости (заметно созвучие слов «скала» и «скелет»); цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из ее недр вода. И, как живая женщина, она рождала существ земных, она стонала от боли в бурю, она гневалась, учиняя землетрясения, она улыбалась под солнцем, даруя людям невиданные красоты, она засыпала студеною зимой и пробуждалась по весне, она умирала, обожженная засухой и возрождалась после дождей. И, точно к истинной матери, прибегал к ней человек во всякую пору своей жизни. Помните в сказках? Припадет богатырь к сырой земле - и преисполнится новых силушек. Ударит в землю копьем - и она поглотит черную, ядовитую змееву кровь, воротив жизнь загубленным людям. Кто не почитает земли-кормилицы, тому она, по словам пахаря, не даст хлеба; кто сыновьим поклоном не поклонится Матери Сырой Земле, на гроб того она ляжет не пухом легким, а тяжелым камнем. Кто не захватит с собою в дальний путь горсти родной земли - никогда не увидит больше родины, верили наши предки. Десятого мая справлялись "именины Земли": в этот день её нельзя было беспокоить - пахать, вскапывать. Перед посевом Землю просили о хорошем урожае.

Сидя на уютном пригорке, поросшем цветущими медоносными травами, наш языческий предок чувствовал под собой живые, тёплые колени Матери-Земли. А с высоты на него был устремлён строгий и ласковый взгляд Неба - Отца-Бога. Вопросы учителя:

1. Вспомните пословицы и поговорки о Земле и Небе.
2. Знаете ли вы праздники в честь Земли.


Доклад 3. «Солнце в славянской мифологии» (слайд № 6)

(Во время рассказа учащиеся, используя информацию на слайдах, выписывают имена богов, их функции)

Солнце у всех народов во все времена было главным светилом, от которого зависела жизнь людей. Славяне не были исключением. А потому у них тоже существовало своё солнечное божество. Это был сын Сварога – Даждьбог.

Его имя значит "дающий Бог", "податель всех благ". Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу на чудесной колеснице, запряжённой четвёркой белых златогривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. У Даждьбога была величавая поступь и прямой взгляд, не знающий лжи. И еще дивные волосы, солнечно-золотые, легко летящие по ветру.

В "Слове о полку Игореве" русские люди названы "Дажьбожьими внуками". Славяне считали Солнце всевидящим оком, которое строго присматривает за нравственностью людей, за справедливым соблюдением законов. Недаром во все времена преступники ожидали наступления ночи, скрываясь и от небесного правосудия.
А священным знаком Солнца с незапамятных времён был крест! Его, кстати, нетрудно увидеть, если посмотреть, прищурясь, на Солнце.
Иногда Солнечный Крест обводили кружочком, иногда рисовали катящимся, как колесо солнечной колесницы.

Почитание Солнца во все времена приводило к появлению специальных праздников в честь Солнца. А Даждьбог на Руси являлся еще и защитником воинов и Спасителем.

Хорс был божеством солнечного диска. Перед утром Хорс отдыхает на острове Радости, а потом в своей солнечной колеснице выводит Солнце на небо. Днем этот всадник медленно двигается по небу, а ночью возвращается обратно по подземному "Морю мрака", чтобы утром вновь появиться на небосклоне. 
Имя "Хорс" происходит от корня "хор", обозначает "круг", "окружность", что так же отражается его связь с солнцем.  В "Повести временных лет" рассказывается, что изображение Хорса стояло в Киеве на холме в числе главнейших богов. Вероятно, главной частью празднеств, посвященных Хорсу, были массовые танцы, после которых ему приносили жертву специально приготовленные кушанья. Кстати отсюда видимо и появилось слово "хоровод".

Ярило – третье олицетворение солнца. Это божество яркого света. Кроме того в сознании славянина он выражал особое состояние человеческой души – ярость.

Учащиеся задают дополнительные вопросы докладчику

Учитель: Почему солнце было одним из самых почитаемых божеств у древних славян?

Доклад 3. «Божественный пантеон. Боги» (слайды № 7-9)

(Учащиеся продолжают заполнять таблицу)

К 9 веку у части восточнославянских племен все большее значение стал приобретать бог Род. Род - первобог славянского народа. Именно он, по мнению славян, является верховным божеством, породившим всё. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники. Род родил Сварога — великого бога, который довершил творение мира. От него пошло множество других богов и богинь.

Перун - Бог грозы, грома и молнии. Он считался покровителем и защитником князей и помогал им в войнах. Именно поэтому его еще часто называют Богом войны. Его представляли себе немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой и чёрно-серебряными, словно грозовая туча, волосами. Может, именно за буйный нрав князья и воины выбрали Перуна своим небесным предводителем. Славяне видели своего Бога мчащимся среди туч верхом на коне либо в колеснице, запряжённой крылатыми жеребцами, белыми и вороными. Согласно некоторым источникам, молнии у Перуна были двоякого рода: лилово-синие, "мёртвые", разящие насмерть, и золотые, "живые", пробуждающие земное плодородие и новую жизнь. Незадолго до принятия христианства на Руси было установлено главенство Перуна над остальными божествами.

Еще одним очень известным и почитаемым божеством славян являлся Велес. В "Повести временных лет" Велес назван "скотьим богом" и с этого времени считалось, что он является покровителем скота и торговли. Но это не совсем так. Велес — один из величайших богов древнего мира. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом — вдох, после печали — радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни.

Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра. Родился Стрибог из дыхания Рода. Он может вызвать и укротить бурю. Стрибога молили мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус». У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков:

Посвист - старший ветер, считается богом бури;

Погода - теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды;
Южный ветер - имеет горячий, южный нрав, несет с собой тепло и запах Юга;
Западный ветер - немного суховат, бывает сердит, но большей частью добрый; Сиверко (Северный ветер) - очень суров и только к лету немного добреет;

Восточный ветер - как азиат имеет характер неожиданный, таинственный и коварный;
Белобог – светлый бог добра. Податель удачи, справедливости, счастья всех благ.

Все эти Боги являются олицетворением добра и справедливости Верхнего Мира.

Но существует и их противоположность - Бог Нижнего Мира - Чернобог. Чернобог (черный Змей, Кощей) - Повелитель Тьмы. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; бог безумия и воплощения всего плохого и черного.
Чернобог изображается в виде человекоподобного идола, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами. Ему приносят жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносят часто кровавые и человеческие, убивают пленников, рабов и коней. Одним из главных служителей Чернобога был Вий. Он считался судьей над мертвыми.

Учитель: Найдите в религии славян примеры противостояния добра и зла, жизни и смерти.

Доклад 4. «Божественный пантеон. Богини» (слайд № 10)

(Ученики заканчивают работу с табличкой)

Жива - богиня, создавшая мир в форме яйца, Живана, Сева - олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека - то есть весны.
Жива властвует, когда зеленеют, расцветают поля и леса, сады и огороды, когда люди, очнувшись от унылого зимнего сна, словно впервые видят красоту весенней природы, красоту расцветающей молодости, впервые познают прелесть любви и нежности. Именно весной можно увидеть Живу или Живиц, ее молоденьких прислужниц: в виде прекрасных дев они реют над землею, бросая на нее такие ласковые взгляды, что она еще пуще цветет и зеленеет.
Богиня Жива была животворящей, то есть воскрешающей не только умершую на зиму природу, но и чувства людей. Слово «жизнь» раньше звучало как «живот» и означало: 1) тело; 2) существование; 3) имущество. От него произошли названия: основной еды славян — жита, пшеницы; дома — жилья; скота — животины, живности и многого другого. Наоборот, слова с отрицательной приставкой к слову жизнь имели зловещий характер. Например, нежить — смертельная болезнь и духи смерти. Забегая наперед, скажем, что Живе — Жизни противостояла Мара — Смерть, которая накрепко была связана с противоположными лету понятиями: зимой, холодом, тьмой и злом.

Лада - славянская богиня любви и красоты. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должна уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого ладо, а он ее — ладушкой.
Но в славянских землях Ладу почитали более, чем где-либо. Сохранились сведения о том, что в дохристианские времена в нижней части Киева, на Подоле, стоял величественный храм Лады. В центре стояла статуя божественно красивой женщины в розовом венке. Ее золотые волосы были украшены речным жемчугом, а длинное русское платье, перехваченное в талии золотым поясом, покрывали драгоценные и сложные орнаментальные вышивки.

С именем Лады связано ее дитя, имя которого встречается в женской и мужской ипостасях: Лель или Ляля.

Морана (Мара, Морена) - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели.

Морана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».
Её символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.

Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем.

Соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, несомненно, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть.
Но даже после ухода Зимы-Смерти с людьми оставались ее многочисленные слуги - мары. По преданиям древних славян, это злые духи болезней, они носят голову под мышкой, бродят по ночам под окнами домов и шепчут имена домочадцев: кто отзовется на голос мары, тот умрет.
Но существовали у людей и защитницы. Главной защитницей являлась Берегиня. Древние славяне полагали, что Берегиня - это великая богиня, породившая все сущее. Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце. К ней особенно часто обращались в период созревания хлебов - это указывает на принадлежность богини к верховным покровителям человеческого рода. Постепенно наши предки уверовали, что берегинь живет на свете множество, обитают они в лесах. Культ великой Берегини был представлен березой - воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь - лесных русалок.
Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев. Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью.
Но вот заканчивалась неделя плясок, хороводов - и берегини покидали землю, чтобы опять вернуться на тот свет. В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы: веселились, надевали маски животных, играли на гуслях, прыгали через костры.

Учитель: Назовите праздники, связанные с культами поклонения славянским богиням.

 

IV этап. Закрепление нового материала

После всех сообщений у учащихся в тетради должна быть заполнена следующая табличка:

Имя бога, богини

Какие силы, явления природы они олицетворяли

Функции божества

     

Учитель проверяет заполнение таблицы. Особое внимание уделяется работам тех учащихся, которые не готовили сообщение.

Вопросы:

1. Какие силы природы более всего почитались славянами?

2. В чем, по мнению древних славян, состояла связь человека и природы?

3. Какое божество произвело на вас наибольшее впечатление?

4. Назовите слова, произошедшие от имени славянских богов.

 

V этап. Подведение итогов урока. (Оценивание ответов учащихся)

 

VI этап. Домашнее задание. Выучить таблицу. Составить тест из пяти вопросов, используя материал урока.

 

Использованные ресурсы:

Название сайтов:

1.Кабинет славянской письменности 2.Планета Gods Bay 3.Славянская слобода 4.Славянская и древнерусская мифология

Домашнее задание: http://velilada.narod.ru/Zlata/SLAVYANE/slavlecture6.html

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.