Открытый урок по математике в 5 классе по теме «Решение экономических задач на проценты»
Решение экономических задач на проценты
PPTX / 3.53 Мб
Методическая разработка открытого урока:
Открытый урок по математике в 5 классе по теме
«Решение экономических задач на проценты»
Составитель: Рувинская Д.А. учитель математики
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Туртасская средняя общеобразовательная школа»
Уватского муниципального района
2021 год
Аннотация
2021 год объявлен годом науки и технологий. В связи с этим создание урока математики с использованием современных технологий с погружением в мир технологий и финансов является весьма актуальным.
Урок призван помочь обучающимся более прочно и осознанно усвоить тему, а также уметь применять её в разных сферах. Применение практико-ориентированных задач позволяет показать учащимся важность математики и её присутствие во всех сферах жизни. Также ученики повысят финансовую грамотность и попробуют себя в роли разработчиков инновационного продукта, а творческое домашнее задание поможет закрепить эти знания.
На уроке использовалось чередование индивидуальной (самостоятельной), фронтальной (коллективной) и групповой форм работы, что объясняется особенностями данного возраста: у младшего подростка начинает проявляться стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками.
Итогами урока являются достижение учащимися поставленной учебной цели, развитие их познавательной деятельности и совершенствование у них навыков самостоятельной и коллективной работы.
Технологическая карта интегрированного урока
Тема урока: «Понятие процента»
Класс: 5
Цели урока:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать материал по теме «Проценты».
Развивающие:
- установить связь между теорией и практикой на основе материала о здоровом образе жизни, развивать логическое мышление, способствовать глубокому и прочному усвоению изученного материала.
Воспитательные:
- воспитание культуры отношений, дружбы, взаимопомощи.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
использовать понятие процента и прочих финансовых терминов в процессе реальной, жизненной ситуации и решать основные типы задач на проценты;
Знаково-символическое моделирование
Умение структурировать знания
Умение извлекать из математических текстов необходимую информацию
Установление причинно-следственных связей
Построение логической цепочки рассуждения
Расширение кругозора учащихся.
Метапредметные:
умение воспроизводить понятие процента, обрабатывать информацию, выбирать способы решения задач, контролировать и оценивать результаты своей деятельности;
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
умение планировать и действовать по плану;
умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
развитие коммуникативных способностей;
воспитание культуры общения и культуры математической речи.
Личностные
развитие креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач;
воспитание стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде, аргументировать свою точку зрения.
Основные понятия: процент, процент от числа, число по его проценту, инновационная разработка.
Необходимое оборудование: учебник, ПК или ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, созданная в программе Power Point, тест, созданный на образовательной платформе Plickers, карточки на образовательной площадке Учи.ру, карточки с заданиями, оценочные листы (лист прогресса).
Тип урока: | Урок систематизации знаний (общеметодологическая направленность) |
УУД: | нравственно-эстетическая ориентация; уметь действовать по плану и планировать свою деятельность; уметь различать объективную трудность и субъективную сложность задачи; умение взаимодействовать в УД; поиск и выделение необходимой информации; знаково-символическое моделирование; умение структурировать знание; построение логической цепи рассуждения; согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности; умение договариваться, находить общее решение. |
Формы контроля: | фронтальный опрос, индивидуальная работа, групповая работа |
Здоровье сберегающие технологии: | рациональная организация занятия в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями; рационально организованный двигательный режим; смена видов деятельности; положительная эмоциональная обстановка на занятии. |
Ход мероприятия
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД |
Организационный момент (1 мин) Цель. Настроить учащихся на плодотворную работу. | Перед началом урока всем ученикам предлагается из коробки выбрать карточку (на карточках 3 разные картинки) все ученики будут поделены на три группы (группы объединяются в соответствии с тем, кому какая карточка досталась: «Фирма» (Приложение 1), «Рекламное агентство» (Приложение 2) и «Покупатели» (Приложение 3), а также выбирают капитана команды. Со звонком начинается подготовка учеников к восприятию материала. Далее учащимся необходимо рассказать о том, как будет проходить урок. | Подготовка к работе, настрой на доброжелательное сотрудничество. Выбор карточки, разбиение на команды, выбор капитана команды. | Создание психологического комфорта на начало мероприятия, беседа. Слайд 1 | Личностные УУД: формирование навыков самоорганизации |
Мотивация к учебной деятельности (2 мин). Цели: - создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность; - установить тематические рамки | «Сегодня мы с вами продолжаем изучать тему «Проценты». Прежде чем мы начнём, я хочу начать словами французского философа Ж.Ж.Руссо: “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…” Ж.Ж.Руссо (1712-1778) Какая тема нашего сегодня урока? Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какова цель нашего урока Каждый из вас к концу урока ответит себе на вопрос: «Умею ли я решать задачи на проценты?» | Отвечают на вопрос «Какова цель нашего урока?» (Сегодня у нас урок закрепления по теме «Проценты». Нам предстоит решать задачи на проценты, применять правила при решении этих задач). | Диалог Слайд 2, 3 | Личностные УУД: Умение кратко формулировать мысль |
Актуализация знаний (4 мин). Цели: - создать условия для выполнения учащимися учебного действия; - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; - выявить место (шаг, операцию) затруднения | Сегодня у нас с вами не простой урок. 2021 год объявлен годом науки и технологий. Поэтому наша с вами задача окунуться в мир инноваций и посмотреть, как там всё устроено. Вам предстоит создать инновационный продукт под названием «Brain Stars». Благодаря этому вы сможете примерить на себя сразу несколько ролей. Во-первых, вы выбрали карточки и стали командами «Фирма», «Рекламное агентство» и «Покупатель», а также все группы в течение урока должны будут пройти полный процесс создания на трех станциях – «Разработчики», «Тестировщики» и «Аналитики». Двигаться вы будете по маршруту, который получат капитаны (Приложение 7) За полное прохождение станции вы получите 5 очков, за прохождение наполовину – 3 очка, если вы смогли пройти менее половины задания – 1 очко. На каждую станцию отводится 6 минут. После того, как зазвонит таймер, вы оставляете работу и переходите к новой станции. Работа на станции выполняется командой, то есть тот, кто выполнил работу первый помогает и объясняет остальным. Если команда заканчивает работу досрочно, она получает бонусные задания, за решение которых можно получить 1 очко за каждое бонусное задание. Так как нам сегодня встретятся новые слова, помогать вам будет «Финансовый справочник» (Приложение 5) и IT справочник (Приложение 6). У вас на партах лежат листы прогресса (приложение 4), на которых вы подписываете свою фамилию, название команды и на протяжении всего урока выставляете заработанные баллы. «А сейчас давайте вспомним то, что мы уже с вами изучили. В этом нам поможет тест и ваши карточки с QR кодами. По результату теста в лист самооценки выставляются очки: 90-100% - 5 очков, 75 – 89% - 4 очка, 50-74% - 3 очка, менее 50% - 1 очко. | Тест на Plickers. Ученики отвечают на вопросы теста путем поднятия карточек. По результатам теста учащиеся выставляют в лист самооценки (приложение 4) по 5 очков за каждый правильный ответ. | Диалог Слайд 4, 5, 6, 7 | Коммуникативные УУД: Формирование навыков адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной речью; строить монологическое контекстное высказывание; умение договариваться в выборе ведущего. |
Групповая работа (ротация станций) (21 мин). Цели: - отработать навык решения заданий на проценты; - отработать навык решения задач; - зафиксировать преодоление возникшего затруднения | «Сейчас капитаны команд подойдите для получения маршрутных листов. Пора приступить к созданию инновационного продукта.» Станция «Разработчики» Карточки по теме «Проценты» на образовательной платформе Учи.ру (индивидуальная работа). (Приложение 8) Станция «Тестировщики» Отработка навыка перевода процента в дробь и обратно, нахождение процента от числа (групповая работа). (Приложение 9) Станция «Аналитики» Решение экономических задач на проценты. Для каждой команды своя задача, которая связана с двумя другими экономическим процессом. (Приложение 11) | Учащиеся получают маршрутные листы и расходятся по станциям. Учатся сотрудничеству и взаимопомощи. Работают в группах. Заполняют лист самооценки (приложение 4). | Работа в группах. Мозговой штурм. Слайд 8 | Познавательные УУД: умение применять приобретённые знания Регулятивные УУД: умение осуществлять самостоятельный выбор и принимать решение |
Физкультминутка (2 мин). Цель: - сменить деятельность; - обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Мы с вами уже много заданий выполнили и много нового узнали. А сейчас самое время немного отдохнуть. Я предлагаю всем встать. Сейчас на слайде будут появляться числа: обыкновенные дроби, десятичные дроби и проценты. В зависимости от того, какие числа будут появляться, вам нужно будет сделать определенные действия: Обыкновенная дробь – хлопнуть в ладоши | Ученики выполняют действия по образцу. | Слайд 14 | Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке. |
Фронтальная работа с классом (5 мин). Цель: - разбор задач, отработка мест, вызвавших затруднения | Сейчас мы с вами разберем задачи, которые вы решили на этапе «Аналитики». Представитель каждой команды должен объяснить задачу своей команды. От продажи инновационной разработки «Brain Stars» фирма получила выручку 400 000 руб. 5% от выручки необходимо было отдать рекламному агентству за работу. Какую сумму фирма заплатила агентству? Решение: 400 000 ׃ 100 = 4 000 (руб) – содержится в 1% 4000 ꞏ 5 = 20 000 (руб) Ответ: фирма заплатит 20 000 рублей. Фирма платит рекламному агентству 5% от стоимости заказа. На какую сумму нужно выполнить заказ, чтобы заработать 20 000 руб. Решение: 20 000 ׃ 5 = 4 000 (руб) – содержится в 1% 4000 ꞏ 100 = 400 000 (руб) Ответ: нужно выполнить заказ на 400 000 рублей. Покупатель пришел на рынок инновационных программ с суммой 20 000 рублей. На программу «Brain Stars» он потратил 40% всей суммы. Сколько стоила программа? Решение: 20 000 ׃ 100 = 200 (руб) – содержится в 1% 200 ꞏ 40 = 8 000 (руб) Ответ: программа стоила 8 000 рублей. «Таким образом, мы с вами получили процесс производства и продажи инновационного продукта. Первым делом этот продукт находится на стадии аналитики, где рассчитывается полезность продукта, его стоимость и необходимость для общества. Далее он переходит в стадию разработки, где его придумывают и собирают воедино. Затем наступает процесс тестирования. Где опытным путем выявляются недоработки, ошибки системы и устраняются. Мы прошли все стадии создания инновационного продукта, а теперь нужно его продать. На этом этапе появляются три участника: фирма, которая продаёт продукт; рекламное агентство, которое рекламирует этот продукт так, чтобы его захотели купить и, собственно сам покупатель, который покупает наш инновационный продукт под названием «Brain Stars». | Представитель каждой команды зачитывает задачу и кратко объясняет её решение. В результате баллы за этап «Аналитики» сохраняются (при правильном решении задачи) или снимаются (при неправильном решении). Бонусные баллы получают учащиеся, которые объясняли решение задачи. Заполняют лист самооценки (приложение 4). | Слайд 10 | Познавательные УУД: умение применять приобретённые знания Регулятивные УУД: Умение осуществлять самостоятельный выбор и принимать решение |
Домашнее задание (1 мин) | «Все задачи мы разобрали, но вы можете тоже попробовать себя в роли составителя задачи с применением процентов, которые встречаются вокруг нас. Это будет вашим домашним заданием. Правила повторить, на листе А4 составить и оформить задачу с использованием процентов. | Записывают домашнее задание в дневники. | Слайд 11 | |
Подведение итогов (3 мин). | Итак, давайте подведём итоги нашего урока. 1. Что повторили на уроке? 2. Что отработали? 3. Что узнали нового? 4. Что запомнится надолго после сегодняшнего урока? А теперь подсчитайте очки, которые вы набрали за сегодняшний урок, и запишите их в столбец «ИТОГ». Кто набрал 19 и более очков, получают за урок оценку «5». Кто набрал от 13 до 18 очков, получают за урок оценку «4». Кто набрал от 9 до 12 очков, получают за урок оценку «3». А те, кто набрал меньше 8 очков, постарайтесь на следующем уроке и тоже получите хорошую оценку. | Видят результаты своей работы и творчества своих товарищей. Оценивают. | Анализ работы, выставление оценок. Слайд 12 | Коммуникативные УУД: Умение обсуждать результаты, давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников; высказывать свое мнение. Личностные УУД: Высказывают свои мнения, чувства, личностную значимость участия в играх. Познавательные УУД: Оценивать новые знания, приобретенные во время урока и познавательных беседах. Регулятивная УУД: Умение планировать свои дальнейшие действия. |
Рефлексия (1 мин). Цель. - осознание учащимися своей учебной деятельности; - самооценка результатов деятельности своей и всего класса | А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. На слайде вы видите три результата вашей работы. Вам нужно записать в лист прогресса, в графу «Моё настроение» тот результат, который по вашему мнению вы достигли на уроке. Условные знаки для самодиагностики учащегося. Отлично изучил тему. Были пробелы, но я их решил на уроке или с помощью одноклассников. Тема усвоена непрочно, нужна помощь учителя. Урок сегодня завершён, Но каждый должен знать: Познание, упорство, труд К успеху в жизни приведут! | Ученики выражают свое мнение, записывая в листе самооценки (приложение 4) фразу со слайда. | Слайд 14, 15 | Коммуникативные УУД: Умение оценивать происходящее |
Источники литературы
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.
Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 113-115.
Московский центр непрерывного математического образования [Электронный ресурс] - URL:https://www.mccme.ru/
Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике). [Электронный ресурс] - URL:http://www. math-on-line com
Пышкина А. В. Интегрированное обучение. Поиск. Опыт. Решения [Электронный ресурс], 2010. – URL: ipk.68edu.ru/docs/deyat/mer/sem/integr/est/Puchkina
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Лист прогресса
Фамилия, имя ______________________________ Команда______________________
Тест | Станция «Проектировщики» | Станция «Тестировщики» | Станция «Аналитики» | Бонус | ИТОГ | Моё настроение |
| | | | | | |
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Маршрутный лист
ФИРМА
Маршрутный лист
РЕКЛАМНОЕ АГЕНСТВО
Маршрутный лист
ПОКУПАТЕЛИ
Приложение 8
Станция «Разработчики»
Приложение 9
Станция «Тестировщики»
1. Перевести десятичную дробь в проценты:
0,02= 0,56= 0,2= 1,23= 1,1= 0,236=
0,05= 0,45= 0,6= 1,65= 1,6= 0,458=
2. Перевести проценты в десятичную дробь:
2%= 25%= 122%= 20%= 88,2%= 220%=
5%= 46%= 146%= 70%= 11,5%= 150%=
3. Найти процент от числа:
3% от 20 10% от 200
7% от 100 20% от 40
15% от 60 50% от 80
73% от 400 40% от 1000
4. Найти число по проценту:
25% числа равны 150. Чему равно число?
36% равно 72. Чему равно число?
2% равно 16. Чему равно число?
15% равно 7,5. Чему равно число?
Приложение 10
Станция «Тестировщики» (Бонус)
1. Перевести десятичную дробь в проценты:
0,06= 0,87= 0,7= 9,87= 9,8= 0,981=
0,08= 0,69= 0,8= 3,45= 3,4= 0,542=
0,01= 0,34= 0,9= 2,22= 4,5= 0,023=
0,09= 0,36= 0,1= 6,54= 1,5= 0,044=
0,07= 0,48= 0,3= 2,32= 3,3= 0,001=
2. Перевести проценты в десятичную дробь:
8%= 77%= 541%= 80%= 16,4%= 410%=
7%= 87%= 603%= 90%= 65,4%= 650%=
1%= 99%= 445%= 40%= 32,1%= 700%=
3%= 13%= 207%= 30%= 85,4%= 800%=
4%= 24%= 113%= 1 0%= 55,5%= 870%=
3. Найти процент от числа:
25% от 13 15% от 250
78% от 120 60% от 360
36% от 70 80% от 500
64% от 200 25% от 700
4. Найти число по проценту:
20% равно 120. Чему равно число?
11% равно 77. Чему равно число?
10% равно 5. Чему равно число?
12% равно 3,6. Чему равно число?
1,1% равно 5,5. Чему равно число?
2,5% равно 10. Чему равно число?
4,5% равно 90. Чему равно число?
150% равно 30. Чему равно число?
200% равно 40. Чему равно число?
1,6% равно 160. Чему равно число?
Приложение 11
Станция «Аналитики»
ФИРМА
От продажи инновационной разработки «Brain Stars» фирма получила выручку 400 000 руб. 5% от выручки необходимо было отдать рекламному агентству за работу. Какую сумму фирма заплатила агентству?
РЕШЕНИЕ:
Станция «Аналитики»
РЕКЛАМНОЕ АГЕНСТВО
Фирма платит рекламному агентству 5% от стоимости заказа. На какую сумму нужно выполнить заказ, чтобы заработать 20 000 руб.
РЕШЕНИЕ:
Станция «Аналитики»
ПОКУПАТЕЛИ
Покупатель пришел на рынок инновационных программ с суммой 20 000 рублей. На программу «Brain Stars» он потратил 40% всей суммы. Сколько стоила программа?
РЕШЕНИЕ:
Приложение 12
Станция «Аналитики» (Бонус)
1. Первоначально акция компании стоила 320 рублей. На торгах её цена снизилась на 15%. Сколько рублей стала стоить акция после падения?
РЕШЕНИЕ:
2. Виктор купил акции на 15 000 рублей. Позже он решил продать их на 18% дешевле, чем купил. За сколько рублей Виктор решил продать акции?
РЕШЕНИЕ:
3. Цена на акции увеличилась на 20%. Найдите новую цену, если старая составляла 400 рублей за акцию.
РЕШЕНИЕ:
Ирина Леонидовна