12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ruvinskaya88
Россия, Тюменская обл., п. Туртас


Решение экономических задач на проценты
PPTX / 3.53 Мб












Методическая разработка открытого урока:

Открытый урок по математике в 5 классе по теме

«Решение экономических задач на проценты»



Составитель: Рувинская Д.А. учитель математики




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Туртасская средняя общеобразовательная школа»

Уватского муниципального района















2021 год

Аннотация

2021 год объявлен годом науки и технологий. В связи с этим создание урока математики с использованием современных технологий с погружением в мир технологий и финансов является весьма актуальным.

Урок призван помочь обучающимся более прочно и осознанно усвоить тему, а также уметь применять её в разных сферах. Применение практико-ориентированных задач позволяет показать учащимся важность математики и её присутствие во всех сферах жизни. Также ученики повысят финансовую грамотность и попробуют себя в роли разработчиков инновационного продукта, а творческое домашнее задание поможет закрепить эти знания.

На уроке использовалось чередование индивидуальной (самостоятельной), фронтальной (коллективной) и групповой форм работы, что объясняется особенностями данного возраста: у младшего подростка начинает проявляться стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками.

Итогами урока являются достижение учащимися поставленной учебной цели, развитие их познавательной деятельности и совершенствование у них навыков самостоятельной и коллективной работы.





Технологическая карта интегрированного урока

Тема урока: «Понятие процента»

Класс: 5

Цели урока:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать материал по теме «Проценты».

Развивающие:

- установить связь между теорией и практикой на основе материала о здоровом образе жизни, развивать логическое мышление, способствовать глубокому и прочному усвоению изученного материала.

Воспитательные:

- воспитание культуры отношений, дружбы, взаимопомощи.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

использовать понятие процента и прочих финансовых терминов в процессе реальной, жизненной ситуации и решать основные типы задач на проценты;

Знаково-символическое моделирование

Умение структурировать знания

Умение извлекать из математических текстов необходимую информацию

Установление причинно-следственных связей

Построение логической цепочки рассуждения

Расширение кругозора учащихся.

Метапредметные:

умение воспроизводить понятие процента, обрабатывать информацию, выбирать способы решения задач, контролировать и оценивать результаты своей деятельности;

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;

умение планировать и действовать по плану;

умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

развитие коммуникативных способностей;

воспитание культуры общения и культуры математической речи.

Личностные

развитие креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач;

воспитание стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде, аргументировать свою точку зрения.

Основные понятия: процент, процент от числа, число по его проценту, инновационная разработка.

Необходимое оборудование: учебник, ПК или ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, созданная в программе Power Point, тест, созданный на образовательной платформе Plickers, карточки на образовательной площадке Учи.ру, карточки с заданиями, оценочные листы (лист прогресса).


Тип урока:

Урок систематизации знаний (общеметодологическая направленность)

УУД:

нравственно-эстетическая ориентация;

уметь действовать по плану и планировать свою деятельность;

уметь различать объективную трудность и субъективную сложность задачи;

умение взаимодействовать в УД;

поиск и выделение необходимой информации;

знаково-символическое моделирование;

умение структурировать знание;

построение логической цепи рассуждения;

согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности;

умение договариваться, находить общее решение.

Формы контроля:

фронтальный опрос, индивидуальная работа, групповая работа

Здоровье сберегающие технологии:


рациональная организация занятия в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями; рационально организованный двигательный режим; смена видов деятельности; положительная эмоциональная обстановка на занятии.


Ход мероприятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Организационный момент (1 мин)

Цель.

Настроить учащихся на плодотворную работу.

Перед началом урока всем ученикам предлагается из коробки выбрать карточку (на карточках 3 разные картинки) все ученики будут поделены на три группы (группы объединяются в соответствии с тем, кому какая карточка досталась: «Фирма» (Приложение 1), «Рекламное агентство» (Приложение 2) и «Покупатели» (Приложение 3), а также выбирают капитана команды. Со звонком начинается подготовка учеников к восприятию материала. Далее учащимся необходимо рассказать о том, как будет проходить урок.

Подготовка к работе, настрой на доброжелательное сотрудничество.

Выбор карточки, разбиение на команды, выбор капитана команды.


Создание психологического комфорта на начало мероприятия, беседа.

Слайд 1

Личностные УУД:

формирование навыков самоорганизации

Мотивация к учебной деятельности (2 мин).

Цели:

- создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении

в учебную деятельность;

- установить тематические рамки

«Сегодня мы с вами продолжаем изучать тему «Проценты». Прежде чем мы начнём, я хочу начать словами французского философа Ж.Ж.Руссо:


Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…” 

Ж.Ж.Руссо (1712-1778)


Какая тема нашего сегодня урока?

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Какова цель нашего урока


Каждый из вас к концу урока ответит себе на вопрос: «Умею ли я решать задачи на проценты?»

Отвечают на вопрос «Какова цель нашего урока?» (Сегодня у нас урок закрепления по теме «Проценты». Нам предстоит решать задачи на проценты, применять правила при решении этих задач).



Диалог

Слайд 2, 3

Личностные УУД:

Умение кратко формулировать мысль


Актуализация знаний (4 мин).

Цели:

- создать условия для выполнения учащимися учебного действия;

- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

- выявить место (шаг, операцию) затруднения

Сегодня у нас с вами не простой урок. 2021 год объявлен годом науки и технологий. Поэтому наша с вами задача окунуться в мир инноваций и посмотреть, как там всё устроено.


Вам предстоит создать инновационный продукт под названием «Brain Stars». Благодаря этому вы сможете примерить на себя сразу несколько ролей. Во-первых, вы выбрали карточки и стали командами «Фирма», «Рекламное агентство» и «Покупатель», а также все группы в течение урока должны будут пройти полный процесс создания на трех станциях – «Разработчики», «Тестировщики» и «Аналитики». Двигаться вы будете по маршруту, который получат капитаны (Приложение 7) За полное прохождение станции вы получите 5 очков, за прохождение наполовину – 3 очка, если вы смогли пройти менее половины задания – 1 очко. На каждую станцию отводится 6 минут. После того, как зазвонит таймер, вы оставляете работу и переходите к новой станции. Работа на станции выполняется командой, то есть тот, кто выполнил работу первый помогает и объясняет остальным. Если команда заканчивает работу досрочно, она получает бонусные задания, за решение которых можно получить 1 очко за каждое бонусное задание.

Так как нам сегодня встретятся новые слова, помогать вам будет «Финансовый справочник» (Приложение 5) и IT справочник (Приложение 6).

У вас на партах лежат листы прогресса (приложение 4), на которых вы подписываете свою фамилию, название команды и на протяжении всего урока выставляете заработанные баллы.

«А сейчас давайте вспомним то, что мы уже с вами изучили. В этом нам поможет тест и ваши карточки с QR кодами.


По результату теста в лист самооценки выставляются очки:

90-100% - 5 очков, 75 – 89% - 4 очка, 50-74% - 3 очка, менее 50% - 1 очко.

Тест на Plickers. Ученики отвечают на вопросы теста путем поднятия карточек.

По результатам теста учащиеся выставляют в лист самооценки (приложение 4) по 5 очков за каждый правильный ответ.

Диалог

Слайд 4, 5, 6, 7

Коммуникативные УУД:

Формирование навыков адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной речью; строить монологическое контекстное высказывание; умение договариваться в выборе ведущего.

Групповая работа (ротация станций) (21 мин).

Цели:

- отработать навык решения заданий на проценты;

- отработать навык решения задач;

- зафиксировать преодоление возникшего затруднения

«Сейчас капитаны команд подойдите для получения маршрутных листов. Пора приступить к созданию инновационного продукта.»



Станция «Разработчики»

Карточки по теме «Проценты» на образовательной платформе Учи.ру (индивидуальная работа). (Приложение 8)


Станция «Тестировщики»

Отработка навыка перевода процента в дробь и обратно, нахождение процента от числа (групповая работа). (Приложение 9)


Станция «Аналитики»

Решение экономических задач на проценты. Для каждой команды своя задача, которая связана с двумя другими экономическим процессом. (Приложение 11)


Учащиеся получают маршрутные листы и расходятся по станциям. Учатся сотрудничеству и взаимопомощи. Работают в группах.

Заполняют лист самооценки (приложение 4).

Работа в группах. Мозговой штурм.

Слайд 8

Познавательные УУД: умение применять приобретённые знания

Регулятивные УУД: умение осуществлять самостоятельный выбор и принимать решение


Физкультминутка (2 мин).

Цель:

- сменить деятельность;

- обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Мы с вами уже много заданий выполнили и много нового узнали. А сейчас самое время немного отдохнуть.

Я предлагаю всем встать. Сейчас на слайде будут появляться числа: обыкновенные дроби, десятичные дроби и проценты. В зависимости от того, какие числа будут появляться, вам нужно будет сделать определенные действия:

Обыкновенная дробь – хлопнуть в ладоши
Десятичная дробь – поднять руки вверх
Процент – сказать: «Хей!».

Ученики выполняют действия по образцу.

Слайд 14

Личностные УУД:

установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

Фронтальная работа с классом (5 мин).

Цель:

- разбор задач, отработка мест, вызвавших затруднения

Сейчас мы с вами разберем задачи, которые вы решили на этапе «Аналитики».

Представитель каждой команды должен объяснить задачу своей команды.

От продажи инновационной разработки «Brain Stars» фирма получила выручку 400 000 руб. 5% от выручки необходимо было отдать рекламному агентству за работу. Какую сумму фирма заплатила агентству?

Решение:

400 000 ׃ 100 = 4 000 (руб) – содержится в 1%

4000 ꞏ 5 = 20 000 (руб)

Ответ: фирма заплатит

20 000 рублей.


Фирма платит рекламному агентству 5% от стоимости заказа. На какую сумму нужно выполнить заказ, чтобы заработать 20 000 руб.

Решение:

20 000 ׃ 5 = 4 000 (руб) – содержится в 1%

4000 ꞏ 100 = 400 000 (руб)

Ответ: нужно выполнить заказ на 400 000 рублей.


Покупатель пришел на рынок инновационных программ с суммой 20 000 рублей. На программу «Brain Stars» он потратил 40% всей суммы. Сколько стоила программа?

Решение:

20 000 ׃ 100 = 200 (руб) – содержится в 1%

200 ꞏ 40 = 8 000 (руб)

Ответ: программа стоила

8 000 рублей.


«Таким образом, мы с вами получили процесс производства и продажи инновационного продукта.

Первым делом этот продукт находится на стадии аналитики, где рассчитывается полезность продукта, его стоимость и необходимость для общества.

Далее он переходит в стадию разработки, где его придумывают и собирают воедино.

Затем наступает процесс тестирования. Где опытным путем выявляются недоработки, ошибки системы и устраняются.


Мы прошли все стадии создания инновационного продукта, а теперь нужно его продать. На этом этапе появляются три участника: фирма, которая продаёт продукт; рекламное агентство, которое рекламирует этот продукт так, чтобы его захотели купить и, собственно сам покупатель, который покупает наш инновационный продукт под названием «Brain Stars».

Представитель каждой команды зачитывает задачу и кратко объясняет её решение.

В результате баллы за этап «Аналитики» сохраняются (при правильном решении задачи) или снимаются (при неправильном решении). Бонусные баллы получают учащиеся, которые объясняли решение задачи. Заполняют лист самооценки (приложение 4).

Слайд 10

Познавательные УУД: умение применять приобретённые знания

Регулятивные УУД: Умение осуществлять самостоятельный выбор и принимать решение

Домашнее задание (1 мин)


«Все задачи мы разобрали, но вы можете тоже попробовать себя в роли составителя задачи с применением процентов, которые встречаются вокруг нас. Это будет вашим домашним заданием.

Правила повторить, на листе А4 составить и оформить задачу с использованием процентов.

Записывают домашнее задание в дневники.

Слайд 11


Подведение итогов (3 мин).

Итак, давайте подведём итоги нашего урока.

1. Что повторили на уроке?

2. Что отработали?

3. Что узнали нового?

4. Что запомнится надолго после сегодняшнего урока?

А теперь подсчитайте очки, которые вы набрали за сегодняшний урок, и запишите их в столбец «ИТОГ».

Кто набрал 19 и более очков, получают за урок оценку «5».

Кто набрал от 13 до 18 очков, получают за урок оценку «4».

Кто набрал от 9 до 12 очков, получают за урок оценку «3».

А те, кто набрал меньше 8 очков, постарайтесь на следующем уроке и тоже получите хорошую оценку.

Видят результаты своей работы и творчества своих товарищей. Оценивают.


Анализ работы, выставление оценок.

Слайд 12

Коммуникативные УУД:

Умение обсуждать результаты, давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников; высказывать свое мнение.

Личностные УУД:

Высказывают свои мнения, чувства, личностную значимость участия в играх.

Познавательные УУД:

Оценивать новые знания, приобретенные во время урока и познавательных беседах.

Регулятивная УУД:

Умение планировать свои дальнейшие действия.

Рефлексия (1 мин).

Цель.

- осознание учащимися своей учебной деятельности;

- самооценка результатов деятельности своей и всего класса

А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

На слайде вы видите три результата вашей работы. Вам нужно записать в лист прогресса, в графу «Моё настроение» тот результат, который по вашему мнению вы достигли на уроке.

Условные знаки для самодиагностики учащегося.

t1619393446aa.gifОтлично изучил тему.

t1619393446ab.gifБыли пробелы, но я их решил на уроке или с помощью одноклассников.

t1619393446ac.gifТема усвоена непрочно, нужна помощь учителя.

Урок сегодня завершён,

Но каждый должен знать:

Познание, упорство, труд

К успеху в жизни приведут!

Ученики выражают свое мнение, записывая в листе самооценки (приложение 4) фразу со слайда.

Слайд 14, 15

Коммуникативные УУД:

Умение оценивать происходящее


Источники литературы

Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.

Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 113-115.

Московский центр непрерывного математического образования [Электронный ресурс] - URL:https://www.mccme.ru/

Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике). [Электронный ресурс] - URL:http://www. math-on-line com

Пышкина А. В. Интегрированное обучение. Поиск. Опыт. Решения [Электронный ресурс], 2010. – URL: ipk.68edu.ru/docs/deyat/mer/sem/integr/est/Puchkina



Приложение 1

t1619393446ad.gift1619393446ae.gift1619393446af.gif t1619393446ad.gif

t1619393446ag.gift1619393446ag.gif

t1619393446ad.gif t1619393446ad.gif



t1619393446ad.gift1619393446ag.gift1619393446ag.gif t1619393446ad.gif







Приложение 2

t1619393446ah.gift1619393446ae.gift1619393446ae.gif t1619393446ai.gif

t1619393446ae.gift1619393446ae.gif

t1619393446ai.gif t1619393446ai.gif

t1619393446ae.gift1619393446ae.gif

t1619393446ai.gif t1619393446ai.gif









Приложение 3

t1619393446aj.gift1619393446ae.gift1619393446ae.gif t1619393446aj.gif



t1619393446aj.gift1619393446ae.gift1619393446ae.gif t1619393446aj.gif



t1619393446aj.gift1619393446ae.gift1619393446ae.gif t1619393446aj.gif







Приложение 4

Лист прогресса

Фамилия, имя ______________________________ Команда______________________

Тест

Станция «Проектировщики»

Станция «Тестировщики»

Станция «Аналитики»

Бонус

ИТОГ

Моё настроение












Приложение 5



t1619393446ak.gif



Приложение 6

t1619393446al.gif





Приложение 7

Маршрутный лист

ФИРМА

t1619393446am.gif

Маршрутный лист

РЕКЛАМНОЕ АГЕНСТВО

t1619393446an.gif

Маршрутный лист

ПОКУПАТЕЛИ

t1619393446ao.gif



Приложение 8

Станция «Разработчики»

t1619393446ap.gif





Приложение 9

Станция «Тестировщики»

1. Перевести десятичную дробь в проценты:

0,02= 0,56= 0,2= 1,23= 1,1= 0,236=
0,05= 0,45= 0,6= 1,65= 1,6= 0,458=

2. Перевести проценты в десятичную дробь:
2%= 25%= 122%= 20%= 88,2%= 220%=
5%= 46%= 146%= 70%= 11,5%= 150%=

3. Найти процент от числа:
3% от 20 10% от 200
7% от 100 20% от 40
15% от 60 50% от 80
73% от 400 40% от 1000

4. Найти число по проценту:
25% числа равны 150. Чему равно число?
36% равно 72. Чему равно число?
2% равно 16. Чему равно число?
15% равно 7,5. Чему равно число?































Приложение 10

Станция «Тестировщики» (Бонус)

1. Перевести десятичную дробь в проценты: 
0,06= 0,87= 0,7= 9,87= 9,8= 0,981=
0,08= 0,69= 0,8= 3,45= 3,4= 0,542=
0,01= 0,34= 0,9= 2,22= 4,5= 0,023=
0,09= 0,36= 0,1= 6,54= 1,5= 0,044=
0,07= 0,48= 0,3= 2,32= 3,3= 0,001=

2. Перевести проценты в десятичную дробь:
8%= 77%= 541%= 80%= 16,4%= 410%=
7%= 87%= 603%= 90%= 65,4%= 650%=
1%= 99%= 445%= 40%= 32,1%= 700%=
3%= 13%= 207%= 30%= 85,4%= 800%=
4%= 24%= 113%= 1 0%= 55,5%= 870%=

3. Найти процент от числа:
25% от 13 15% от 250
78% от 120 60% от 360
36% от 70 80% от 500
64% от 200 25% от 700

4. Найти число по проценту:
20% равно 120. Чему равно число?
11% равно 77. Чему равно число?
10% равно 5. Чему равно число?
12% равно 3,6. Чему равно число?
1,1% равно 5,5. Чему равно число?
2,5% равно 10. Чему равно число?
4,5% равно 90. Чему равно число?
150% равно 30. Чему равно число?
200% равно 40. Чему равно число?
1,6% равно 160. Чему равно число?







Приложение 11

Станция «Аналитики»

ФИРМА

От продажи инновационной разработки «Brain Stars» фирма получила выручку 400 000 руб. 5% от выручки необходимо было отдать рекламному агентству за работу. Какую сумму фирма заплатила агентству?



РЕШЕНИЕ:







Станция «Аналитики»

РЕКЛАМНОЕ АГЕНСТВО

Фирма платит рекламному агентству 5% от стоимости заказа. На какую сумму нужно выполнить заказ, чтобы заработать 20 000 руб.



РЕШЕНИЕ:







Станция «Аналитики»

ПОКУПАТЕЛИ

Покупатель пришел на рынок инновационных программ с суммой 20 000 рублей. На программу «Brain Stars» он потратил 40% всей суммы. Сколько стоила программа?



РЕШЕНИЕ:















Приложение 12

Станция «Аналитики» (Бонус)

1. Первоначально акция компании стоила 320 рублей. На торгах её цена снизилась на 15%. Сколько рублей стала стоить акция после падения?



РЕШЕНИЕ:











2. Виктор купил акции на 15 000 рублей. Позже он решил продать их на 18% дешевле, чем купил. За сколько рублей Виктор решил продать акции?



РЕШЕНИЕ:











3. Цена на акции увеличилась на 20%. Найдите новую цену, если старая составляла 400 рублей за акцию.



РЕШЕНИЕ:












Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Ирина Леонидовна, 26.04.21 в 10:09 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный урок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.