Материал для уроков биологии «От теории к решению генетических задач»
Образовательная статья на конкурс «Просто о сложном» -
ОТ ТЕОРИИ К РЕШЕНИЮ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Автор статьи Нечаева Татьяна Александровна – учитель биологии и географии МБОУ «Долгощельская средняя школа Мезенского района» (филиал «Соянская средняя школа»)
Преподаю биологию в малокомплектной сельской школе. В 9 классе (УМК Сонин Н.И.) изучается тема «Наследственность и изменчивость организмов».
Не смотря на то, что материал данного раздела не вынесен в ОГЭ по биологии, рассматриваю все фундаментальные генетические понятия, формирую навыки решения задач. Обучаю, как записать условие простейших задач, схем скрещивания, ответов к задаче. К 10 классу обучающиеся приходят готовыми к решению генетических задач разного уровня сложности, осмыслению и углублению теоретического материала по генетике.
Расскажу, как пошагово я это делаю.
Основные понятия генетики (теория)
И А зучение основных генетических понятий начинаю с понятий локус и аллельные гены, которые рассматриваю с помощью простейших рисунков и примеров. | |
ЛОКУС – это участок хромосомы, содержащий один ген, ответственный за развитие данного признака, например, жёлтая окраска семян. |
а АЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ – парные гены, расположенные в одних и тех же локусах, гомологичных хромосом и ответственные за развитие одного признака (Аа), например, окраска семян. |
К понимаю следующих понятий подвожу с помощью очевидных вопросов и предлагаю обучающимся построить их «по образцу». | |
Для генов приняты буквенные обозначения. Почему гены обозначены на рисунке разными по размеру буквами? Предполагаемый ответ: гены имеют разную силу, разное значение и т.п. | |
Заглавными буквами обозначаются ДОМИНАНТНЫЕ ГЕНЫ (ДОМИНАНТНЫЕ ПРИЗНАКИ) – гены (признаки), действие которых проявляется у гибридов первого поколения и которые подавляют действие другого гена (признака). ДОМИНАНТНЫЙ ГЕН (ПРИЗНАК) – это преобладающий ген (признак). Ген А | Строчными буквами обозначаются РЕЦЕССИВНЫЕ ГЕНЫ - ??? Предполагаемые варианты понятия: РЕЦЕССИВНЫЕ ГЕНЫ (РЕЦЕССИВНЫЕ ПРИЗНАКИ) – это гены (признаки), действие которых не проявляется у гибридов первого поколения и которые подавляются действием доминантного гена. РЕЦЕССИВНЫЙ ГЕН (ПРИЗНАК) – это подавляемый ген (признак). Ген а |
А в с А В с | |
Сколько пар пар аллельных генов дано на рисунке? Запишите и сравните их между собой. Предполагаемый ответ: 3 пары. АА – аллельные гены одинаковые (оба доминантные), Вв – аллельные гены разные (один доминантный, другой рецессивный), сс – аллельные гены одинаковые (оба рецессивные). | |
Организм (особь), в генотипе которого есть два (или более) одинаковых аллельных гена, организм, образующий один сорт гамет, организм, не дающий расщепление признаков – чистая линия, называется ГОМОЗИГОТНЫМ. АА, сс | Гетерозиготный организм (особь) – это ??? Данное понятие предлагаю сформулировать и записать, заполнив пропуски в тексте. Организм (особь), в генотипе которого есть ……………………. аллельных гена, организм, образующий …………….. сорт гамет, организм, …………………… признаков, называется ГЕТЕРОЗИГОТНЫМ. Вв Предполагаемый вариант понятия: Организм (особь), в генотипе которого есть два (или более) разных аллельных гена, организм, образующий разный сорт гамет, организм, дающий расщепление признаков, называется ГЕТЕРОЗИГОТНЫМ. |
Разобравшись с данными понятиями, предалагаю задать учителю вопрос. Если вопрос не последовал, задаю его им сама: что такое генотип? | |
Предполагаемый ответ: ГЕНОТИП – это все гены организма. Записываем: ГЕНОТИП – это совокупность всех генов организма. | Выше вы разобрались, что есть гены доминантные и рецессивные. Какие из них в парах АА, Вв, сс будут проявляться в виде признаков или свойств? Предполагаемый ответ: В паре АА – оба гена, проявится доминантный признак, в паре Вв – только доминантный ген В и его признак, в паре сс – проявится рецессивный признак. Записываем: Совокупность всех признаков организма называется ФЕНОТИПОМ. |
На закрепление понятий генотип и фенотип задаю вопрос: какое понятие шире? Или предлагаю выбрать верное утверждение: Фенотип определяет генотип или генотип определяет фенотип? Предполагаемый ответ: Генотип определяет фенотип. Дополняю: Зная фенотип, можно определить (предположить) генотип. Рассмотрим на примере решения задач. |
Основные понятия генетики на практике или, исследуем вместе с Грегором Менделем.
З адача 1: Грегор Мендель в своих опытах использовал растения гороха, в ряду поколений которых при самоопылении всё потомство было единообразным: одни растения имели только жёлтые семена, другие – только зелёные. При скрещивании их между собой он получил 100% растений с жёлтыми семенами. Запишите условие задачи и решите её.
Условие задачи предлагаю записать в таблицу, обязательно, предварительно всё прокомментировать (пояснить).
Обучающий вариант таблицы.
Изучаемый Признак | Ген | Г енотип | Фенотип |
Окраска семян: | | | Зная фенотип (по условию задачи), определяем генотип исследуемых растений гороха |
Жёлтая | Среди гибридов появились только жёлтые семена, следовательно, данный признак – доминантный, обозначим его А | ГОМОЗИГОТНОЕ А А | Жёлтые семена (потомство единообразное, следовательно, нет расщепления признаков), следовательно |
Зелёная | Среди гибридов не появились зелёные семена, следовательно, данный признак – рецессивный, обозначим его а | Г ОМОЗИГОТНОЕ аа | Зелёные семена (аналогичное рассуждение) |
На этом этапе прошу записать важную подсказку: Запомните - рецессивный признак проявляется фенотипически только в гомозиготном состоянии!!!
Далее сразу учимся записывать схему скрещивания, вспоминаем процесс мейоза – уменьшение вдвое числа хромосом при образовании гамет; понятие оплодотворение. Условные обозначения для записи схемы скрещивания размещаю сначала на доске, затем на информационном стенде.
Схема скрещивания
Р АА2n * аа2n
Жёлтое, гомо зелёное
G А 1n а 1n
F1 Аа 2n гетеро
100% - жёлтые
Ответ: при скрещивании двух гомозиготных организмов (чистых линий) потомство единообразно (одинаковое).
Обучающиеся формулируют 1 Закон Менделя. Дополняю, 1 Закон Менделя называется Законом единообразия.
З адача 2: Далее Грегор Мендель в своих опытах скрестил потомков F1 (одинаковых по изучаемому признаку) между собой. В результате скрещивания во втором поколении он получил проявление признаков обоих родителей в определённом числовом соотношении. Запишите условие задачи, решите её и определите, в каком числовом соотношении проявились фенотипически признаки обоих родителей.
Рабочий вариант таблицы, в которой записываем условие задачи
Признак | Ген | Генотип | Фенотип |
Жёлтая окраска семян | А | Гетерозиготное Аа | Жёлтое |
Зелёная окраска семян | а | Гетерозиготное Аа | Жёлтое |
Схема скрещивания
Р Аа2n * Аа2n
Жёлтое, гетеро Жёлтое, гетеро
G А 1n а 1n А 1n а 1n
F2 АА 2nгомо Аа 2n гетеро Аа2n гетеро аа2nгомо
жёлт жёлт жёлт зелёное
Ответ: при скрещивании двух гетерозиготных организмов между собой во втором поколении наблюдается расщепление признаков по фенотипу ¾ (75%) - жёлтые, ¼ (25%) – зелёные.
Обучающиеся формулируют 2 Закон Менделя. Дополняю, 2 Закон Менделя называется Законом расщепления.
Давайте проследим вместе с Грегором Менделем за характером наследования двух пар альтернативных признаков.
Задача 3: При скрещивании двух чистых линий гороха, различающихся по двум парам генов: окраска семян и форма семян (гладкая – В и морщинистая – в) Грегор Мендель получил единообразное поколение с жёлтыми и гладкими семенами.
При скрещивании гибридов F1 (одинаковых по изучаемым признакам) между собой во втором поколении он получил проявление признаков обоих родителей в определённом числовом соотношении. Запишите условие задачи, решите её и определите, в каком числовом соотношении проявились признаки обоих родителей в опытах Г.Менделя.
Признак | Ген | Генотип | Фенотип |
Окраска семян: | | | |
Желтая | А | ААВВ | Жёлтое, гладкое – чистая линия |
Зелёная | а | аавв | Зелёное, морщинистое – чистая линия |
Форма семян: | | ||
Гладкая | В | ||
Морщинистая | в | F1 жёлтые, гладкие |
Схема скрещивания 1.
Р ААВВ2n * аавв2n
Жёлтое, гладкое зелёное, морщинистое
G АВ 1n ав 1n каждое гомозиготное растение образует один сорт гамет
F1 АаВв
Жёлтое, гладкое
дигетерозиготное
100%
Схема скрещивания 2 гибридов F1 между собой.
Р АаВв2n * АаВв2n
Жёлтое, гладкое жёлтое, гладкое
Перед написанием гамет у дигибридных особей записываем закон чистоты гамет – в каждую гамету попадает только один ген из аллельной пары. Для пояснения предлагаю применять знания темы «Мейоз» – при образовании гамет число хромосом уменьшается вдвое. Гаметы предлагаю записать самостоятельно с опорой на закон.
G АВ Ав аВ ав каждое дигетерозиготное растение образует 4 сорта гамет
Во время оплодотворения каждая из гамет одного организма случайно встречается с любой из гамет другого организма. Какие при этом получаются генотипы и соответствующие им фенотипы устанавливаем с помощью решётки Пеннета.
Обучающие получают решётку Пеннета и задание к ней: напишите возможные генотипы, определите фенотипы. Проведите статистический расчёт: возможные генотипы, возможные фенотипы. Запишите ответ к задаче: в каком числовом соотношении проявились фенотипически признаки обоих родителей в опытах Г.Менделя. Одно сочетание гамет комментарию и показываю для образца, например.
| АВ | Ав | аВ | ав |
АВ | | | | |
Ав | | При сочетании гамет аллельные гены записываем рядом ААвв желт, морщ | | |
аВ | | | | |
ав | | | | |
Возможные фенотипы и их соотношение.
жёлтые, гладкие…………………….
Возможные генотипы и их соотношение.
ААВВ –
…………………………………………..
Заполняя таблицу (решая задачу), обучающиеся отрабатывают умения писать аллельные гены в генотипе, определять гетерозиготные и гомозиготные пары аллелей, определять фенотип по генотипу, считать и формулировать выводы.
Ответ: при скрещивании двух дигетерозиготных организмов, различающихся по двум парам альтернативных признаков, наблюдается расщепление по фенотипу 9:3:3:1.
Далее предлагаю посчитать результаты расщепления по каждой паре признаков отдельно.
Ответ: По каждой паре получается: отношение жёлтых к зелёным 3:1, гладких к морщинистым 3:1
Обучающиеся формулируют 3 Закон Менделя.
Учитель дополняет выводы и формулировки. При дигибридном скрещивании каждая пара признаков ведёт себя так же, как при моногибридном скрещивании, то есть независимо друг от друга. 3 Закон Менделя называется Законом независимого наследования.
Завершающим этапом является формулирование выводов (правил) для решения обратных генетических задач – определение генотипов родителей по фенотипам потомства, с опорой на полученные генетические понятия и законы.
Закончите следующие предложения:
Если при скрещивании двух организмов, потомство по исследуемому признаку получилось фенотипически однородным, то родители по генотипу……………
Если при скрещивании двух организмов, потомство по исследуемому признаку получилось фенотипически неоднородным (наблюдается расщепление 3:1), то родители по генотипу………
Если при скрещивании двух организмов, потомство по исследуемому признаку получилось фенотипически неоднородным (наблюдается расщепление 1:1), то родитель с генотипом, содержащим доминантный ген………………………………………
Предполагаемый ответ:
Гомозиготные или (чистые линии).
Гетерозиготные
Гетерозиготный
Так пошагово, постепенно усложняя теоретический материал по генетике, включая обучающихся 9 класса в познавательную деятельность на каждом этапе, закладываются фундаментальные генетические знания и формируются умения решать задачи. Предложенная форма записи условия задачи в форме таблицы не является типичной, но для понимания условия задачи и дальнейшего решения она необходима. Записывать её можно на черновике.
Продемонстрирую, как обучающиеся в 10 классе разбирают условие обратной задачи (курсивом выделено рассуждение – пояснение).
Тёмные волосы наследуются как аутосомный доминантный признак, прямые волосы — как аутосомный рецессивный признак. Признаки находятся в разных парах хромосом. Отец имеет тёмные прямые волосы, мать — светлые курчавые волосы. В семье двое детей, дочь со светлыми волнистыми волосами, сын с тёмными волнистыми волосами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и детей, вероятность рождения в этой семье детей, имеющих тёмные курчавые волосы. Объясните характер наследования признаков.
Признак | Ген | Генотип | Фенотип |
Цвет волос: | | Так как в потомстве наблюдается расщепление по цвету волос, следовательно, генотип отца по данному признаку гетерозиготный. Рецессивный признак прямые волосы проявляется фенотипически только с гомозиготным генотипом. Следовательно, генотип отца: Аавв | Отец: тёмные волосы, прямые |
Тёмные | А | ||
Светлые | а | Рецессивный признак светлые волосы проявляется фенотипически только с гомозиготным генотипом. При неполном доминировании доминантный признак проявляется фенотипически только с гомозиготным генотипом. Следовательно, генотип матери: ааВВ | Мать: светлые волосы, курчавые |
Форма волос: | | F дочь – светлые волосы, волнистые. сын – тёмные, волнистые | |
Прямые | в | ||
Курчавые | В | ||
Проявился промежуточный признак у детей, следовательно, доминантный ген доминирует неполностью. Волнистые | Вв |
Проверим предположение.
И далее схема скрещивания.
Горбачёва Марина Юрьевна
Надежда Алексеевна Паршукова
Нечаева Татьяна Александровна