Рабочая программа элективного курса «Решение нестандартных задач по математике» (9 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Любовшанская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрен на Согласован Принят Рекомендован Утверждаю
заседании МО с зам.директора на заседании к утверждению Директор ОУ
и рекомендован по УВР педсовета Члены экспертной _____________
к утверждению ____________ Протокол №_ группы: Подвойская В.А.
Протокол №___ от «__»___2017 г __________ Приказ №___
от «___»____2017 г __________
Элективный курс
для 9 класса
на 2017-2018 учебный год
«Решение нестандартных задач
по математике»
Составитель: Бычкова Светлана Петровна
учитель первой квалификационной категории
2017 г.
Пояснительная записка
Элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся 9 класса посвящен следующим важным темам: «Уравнения, неравенства, системы с параметром», «Уравнения и неравенства с модулем» и рассчитан на 17 часов.
Значительная часть данного курса включает вопрос о решении уравнений и неравенств с параметрами. Задачи такого типа вызывают затруднения у учащихся, так как они мало представлены в школьном курсе математики. Для их решения не требуется обладать знаниями, выходящими за рамки школьной программы. Однако непривычность формулировки обычно ставит в тупик учащихся, не имеющих опыта решения подобных задач. Задача с параметром предполагает не только умение производить какие-то выкладки по заученным правилам, но также и понимание цели выполняемых действий. Для успешного решения таких задач необходимо рассматривать различные случаи (и понимать, какие именно случаи нужно рассмотреть), что приучает к внимательности и аккуратности. Даже при записи ответа нужно быть предельно сосредоточенным, чтобы не упустить ни одной из частей его, полученных в ходе решения. Подчас задачи с параметрами требуют довольно тонких логических рассуждений. Данный курс позволит сформировать у учащихся отчетливое представление о параметрических задачах и основных принципах их решения.
В нем также большое внимание уделено различным методам решения уравнений и неравенств с модулем, основанным на его определении, свойствах и графической интерпретации. Тема «Абсолютная величина» является одной из самых трудных тем школьной математики. «Приоткрыть завесу» тайны, увлечь учащихся эффективными методами решения задач по данной теме – вот одна из основных целей данного курса.
Предлагаемый курс является развитием программных знаний.
Его цель:
-помочь учащимся осознать степень своего интереса к предмету;
-помочь учащимся оценить свои способности к математике на повышенном уровне и сделать осознанный выбор в пользу дальнейшего углубленного либо обычного изучения математики;
-повысить математическую культуру учащихся в рамках школьной программы по математике;
-развить интуицию и логическое мышление учащихся.
Для достижения поставленных целей в процессе обучения ставятся следующие задачи:
-приобщить учащихся к работе с математической литературой;
-формировать навык решения линейных, дробно-линейных, квадратных уравнений и неравенств с параметрами;
-формировать навык решения уравнений и неравенств с модулем различными методами.
Содержание тем элективного курса
Тема 1. Линейные уравнения с параметрами
Цель:
-познакомить с понятиями параметра, параметрического уравнения, решения уравнения, содержащего параметр, линейного уравнения с параметром;
-формировать навык решения линейного уравнения с параметром.
Тема 2. Системы линейных уравнений с параметрами
Цель:
- познакомить с понятием системы линейных уравнений с параметрами и методами их решения;
- формировать навык решения систем линейных уравнений с параметром.
Тема 3. Линейные неравенства с параметрами
Цель:
- познакомить с понятием линейного неравенства с параметром, решения линейного неравенства с параметром;
-формировать навык решения линейного неравенства с параметром.
Тема 4. Дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами
Цель:
-познакомить с понятием дробно-линейного уравнения (неравенства) с параметрами, методом решения дробно-линейного уравнения (неравенства) с параметрами;
- формировать навык решения дробно-линейного уравнения (неравенства) с параметрами.
Тема 5. Уравнения второй степени с параметром
Цель:
-познакомить с понятием уравнения второй степени с параметром, с примерами применения теоремы Виета при решении данных уравнений, с примерами определения знаков корней квадратного уравнения в зависимости от значения параметра, с теоремой о расположении корней квадратного трехчлена относительно заданной точки или заданного числового промежутка;
-формировать навык решения уравнений второй степени с параметром, определения знаков корней квадратного уравнения в зависимости от значения параметра, применения теоремы о расположении корней квадратного трехчлена относительно заданной точки или заданного числового промежутка;
Тема 6. Уравнения с переменной под знаком модуля
Цель:
-рассмотреть более сложные примеры уравнений, содержащих переменную под знаком модуля (по сравнению с примерами, содержащимися в учебнике А.Г.Мордковича «Алгебра. 8 класс. Часть 1.-М.: Мнемозина, 2015»), например, уравнения вида │f(х)+g(х)│=│f(х)│+│g(х)│ и │f(х)+g(х)│=f(х)+g(х);
-познакомить с различными методами решения уравнений с переменной под знаком модуля (метод замены переменных, метод разбиения на промежутки, с использованием свойств модуля и др.);
-формировать навык решения уравнений с переменной под знаком модуля.
Тема 7. Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля
Цель:
-рассмотреть примеры неравенств, содержащих переменную под знаком модуля вида: │f(х)│
-познакомить с различными методами решения неравенств, содержащих переменную под знаком модуля (методом интервалов, посредством равносильных переходов, применяя свойства модуля, с помощью координатной прямой);
-формировать навык решения неравенств, содержащих переменную под знаком модуля различными методами.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
-решать линейные уравнения с параметром и их системы;
-решать линейные неравенства с параметром;
-решать дробно-линейные уравнения и неравенства с параметром;
-решать квадратные уравнения с параметром;
-определять знаки корней квадратного уравнения в зависимости от значения параметра;
-находить значение параметра, от которого зависит расположение корней квадратного трехчлена относительно заданной точки или заданного числового промежутка;
-решать различными методами (используя определение модуля, свойства модуля, методом замены переменной и др.) уравнения с модулем (линейные, квадратные, рациональные);
-решать различными методами неравенства с модулем.
Учебно-тематический план
№п/п |
Изучаемый материал |
Кол-во часов |
1 |
Линейные уравнения с параметрами |
2 |
2 |
Системы линейных уравнений с параметрами |
2 |
3 |
Линейные неравенства с параметрами |
2 |
4 |
Дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами |
2 |
5 |
Уравнения второй степени с параметром |
2 |
6 |
Уравнения с переменной под знаком модуля |
3 |
7 |
Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля |
3 |
8 |
Итоговое занятие |
1 |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Планируемый результат |
Виды, формы контроля |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||||
1 |
Линейные уравнения с параметрами |
2 |
Знать: понятия параметра, параметрического уравнения, решения уравнения, содержащего параметр, линейного уравнения с параметром Уметь: решать линейные уравнения с параметром |
Решение контрольных заданий |
||
2 |
Системы линейных уравнений с параметрами |
3 |
Знать: понятия системы линейных уравнений с параметрами, решения системы линейных уравнений с параметрами Уметь: решать системы линейных уравнений с параметром |
Проверка контрольных заданий для домашней работы |
||
3 |
Линейные неравенства с параметрами |
2 |
Знать: понятия линейного неравенства с параметром, решения линейного неравенства с параметром Уметь: решать линейные неравенства с параметром |
Решение контрольных заданий |
||
4 |
Дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами |
2 |
Знать: понятие дробно-линейного уравнения (неравенства) с параметрами Уметь: решать дробно-линейные уравнения (неравенства) с параметрами. |
Проверка контрольных заданий для домашней работы |
||
5 |
Уравнения второй степени с параметром |
4 |
Знать: понятия уравнения второй степени с параметром, теорему о расположении корней квадратного трехчлена относительно заданной точки или заданного числового промежутка Уметь: решать уравнения второй степени с параметром, определять знаки корней квадратного уравнения в зависимости от значения параметра, применять теорему о расположении корней квадратного трехчлена относительно заданной точки или заданного числового промежутка |
Решение контрольных заданий |
||
6 |
Уравнения с переменной под знаком модуля |
3 |
Знать: понятие уравнения, содержащего переменную под знаком модуля; методы решения уравнений, содержащих переменную под знаком модуля: метод замены переменных, метод разбиения на промежутки, с использованием свойств модуля Уметь: решать различными методами уравнения с переменной под знаком модуля |
Решение контрольных заданий |
||
7 |
Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля |
4 |
Знать: свойства модуля Уметь: решать неравенства, содержащие переменную под знаком модуля различными методами |
Решение контрольных заданий |
||
8 |
Итоговое занятие |
1 |
Уметь: применять полученные знания и умения при решении примеров и задач |
Зачет |
Литература:
Голубев В.И. «Эффективные методы решения задач по теме «Абсолютная величина» (библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып.3 2006г.)
Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. «Задачи с параметрами», 2002г.
Данкова И.Н., Бондаренко Т.Е., Емелина Л.Л., Плетнева О.К. «Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике: общие положения, структура портфолио, программы курсов, сценарии занятий», 2006г.
Дорофеев Г.В. и др. «Курс по выбору для 9кл. «Избранные вопросы математики» //журнал «Математика в школе» №10 2003г. с.2.
Смоляков А. «Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля» //газета «Математика» №18, 2005.
6. Л. Солуковцева «Линейные и дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами» (библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып.1 2007г.)
7. Сычева Г.В. «Алгебра. Нестандартные задачи: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: 9 класс», 2010г.
Материал для занятий
Занятие 1-2
Если в уравнение или неравенство наряду с неизвестной величиной входят неизвестные, но фиксированные числа, обозначаемые буквами, то они называются параметрами. Уравнение или неравенство называется параметрическим.
Примеры параметрических уравнений и неравенств: ах=3, 2х-5р=8, (2а+3)х2-ах+1=0, ≤0, │х-1│+│х-а│<3.
Здесь х- неизвестное, а и р- параметры.
Решить уравнение (неравенство), содержащее параметр,- это значит для каждого значения параметра найти множество всех корней (решений) данного уравнения (неравенства).
Линейные уравнения с параметрами
Линейные уравнения с параметрами- это уравнения, которые после преобразований приводятся к линейным уравнениям вида ах=в, где а и в – параметры. При решении таких уравнений необходимо рассмотреть два случая:1)а=0, 2)а≠0.
Пример 1. Решить уравнение ах=8.
Пример 2. Решить уравнение (m-2)х=4m.
Пример 3. Решить уравнение а2х-а2-х+а+2=0.
Пример 4. Определить количество корней в зависимости от значений параметра m: m2х+4m+4=4х+3m2.
Пример 5. При каких целых значениях параметра а корень уравнения (а-5)х+а=3 лежит в промежутке [0;5]?
Пример 6. При каких значениях параметра а корень уравнения 2ах-3=4х+а не меньше корня уравнения 5х-а(х+1)=0?
Упражнения для домашней и самостоятельной работы:
Решите уравнение:
1.(а+1)х=а-1. 7.(а-3)х=3-а
2.(а-2)х=5-а. 8.m2х-3=9х+m.
3.ах=а2+2а. 9.(а+6)(а-5)х=а2-36.
4.2ах=а3-а. 10.а2х-а2-х=3а+2.
5.(а2+а)х=а2-4а. 11.mх+2х+3=1-х.
6.(а2-а)х=а2+а. 12. m2х=m(х+2)-2.
13.При каком значении параметра в уравнение вх=в+х+1 не имеет корней?
14.Найдите все значения параметра а, при которых уравнение а(а+2)х=1-х не имеет решений.
15. Найдите все значения р, при каждом из которых решение уравнения
а)6-3р+4рх=4р+12х меньше 1;
б)5х-18р=21-5рх-р больше 3;
в)15х-7р=2+6р-3рх меньше 2.
16. При каких значениях параметра а уравнение (а-2)х=а+4 имеет корень, не равный 3?
17. При каких значениях параметра а корень уравнения (1-а)х=а+3 лежит:
а) в промежутке [-1;3]; б) в промежутке [1;4]?
Занятие 3-5
Системы линейных уравнений с параметрами
Система вида , где а2+в2≠0 и а12+в12≠0, называется системой двух линейных уравнений с двумя неизвестными.
Системы линейных уравнений с параметрами решаются, как обычные системы,- методом подстановки или методом сложения. Однако нужно помнить, что коэффициенты при неизвестных могут обращаться в нуль, что влияет на количество решений системы уравнений. Система может не иметь решений, иметь одно решение, иметь бесконечно много решений.
Системе двух линейных уравнений с двумя неизвестными соответствует пара прямых на плоскости. Это позволяет наглядно продемонстрировать число решений системы. Две прямые могут либо пересекаться в одной точке (одно решение), либо совпадать (бесконечно много решений), либо не иметь общих точек (решений нет).
Предположим, что коэффициенты уравнений системы отличны от нуля. Тогда:
чтобы система имела единственное решение, необходимо и достаточно выполнение условия ;
чтобы система имела бесконечно много решений, необходимо и достаточно выполнение условия;
чтобы система не имела решений, необходимо и достаточно выполнение условия .
Случай, когда коэффициенты равны нулю, нужно рассматривать особо.
Пример 1.Для каждого значения параметра а решить систему уравнений
Решение. Из второго уравнения системы найдем х и подставим его в первое уравнение
Решим первое уравнение системы: а(-(а-1)у+а)+а2у=1,
-а2у+ау+а2+а2у=1,
ау=1-а2.
При а=0 это уравнение, а значит, и система решений не имеет. Если а≠0, то у=. Подставляя это значение во второе уравнение системы, получим, что х=.
Ответ: если а≠0, то ; если а=0, решений нет.
Пример 2. Для каждого значения параметра а решить систему уравнений
Решение. Из первого уравнения выразим у и подставим во второе уравнение системы:
Преобразуем второе уравнение к виду х(1-а3)=1-а3.
Если а≠1, то х=1. Подставим найденное значение в первое уравнение системы и найдем, что у=0.
Если а=1,то из полученного уравнения следует, что х- любое число. Положим х=t, t. Первое уравнение системы даст в этом случае у=1-t.
Ответ: если а≠1, то х=1,у=0; если а=1,то х=t, у=1-t, t.
Занятие 6-7
Линейные неравенства с параметрами
Неравенства вида ах›в, где а и в- параметры. При решении таких неравенств необходимо рассматривать случаи а=0, а›0, а<0.
Пример 1. Решить неравенство -1+3ах≤6х+10а.
Решение. -1+3ах≤6х+10а.
3ах-6х≤10а+1,
(3а-6)х≤10а+1.
Если а=2, то неравенство примет вид: 0∙х≤21, ему удовлетворяет любое х.
Если а›2, то х≤ .
Если а<2, то х≥.
Ответ: если а=2, то х-любое число;
если а›2, то х≤;
если а<2, то х≥.
Пример 2. Решить неравенство 2mх-10х≥m-5.
Решение. 2mх-10х≥m-5,
2х(m-5)≥m-5,
Если m=5,то неравенство примет вид: 0∙х≥0, ему удовлетворяет любое действительное число. Если m›5, тох≥0,5; если m<5,то х≤0,5.
Ответ: если m=5,то х- любое число; если m›5, тох≥0,5; если m<5,то х≤0,5.
Пример 3. Решить неравенство х-2∙(х+1).
Решение. х-2∙(х+1).
3х-6∙(х+1),
.
Если а=0, то неравенство решений не имеет.
Если а›0, то умножим обе части на а и решим полученное неравенство:
3ах-6а+6≤2х+2,
3ах-2х≤6а-4,
х(3а-2)≤2(3а-2).
Если а=, то х-любое число.
Если а›, то х≤2; если 0<а<, то х≥2.
Если а<0, то умножив обе части неравенства на а, получим: х(3а-2)≥2(3а-2). Поскольку а<0<, то х≤2.
Ответ: если а<0 и а›, то х≤2; если а=0, то решений нет; если 0<а<, то х≥2; если а=, то х-любое число.
Пример 4. Решить неравенство а2х-а2+9<х-4(а-3).
Решение. а2х-а2+9<х-4(а-3),
а2х-х<а2-4а+3,
х(а2-1)< а2-4а+3,
х(а-1)(а+1)<(а-1)(а-3).
При а=-1 будем иметь неравенство 0∙х<8, которое выполняется при всех х.
При а=1 неравенство примет вид: 0∙х<0, которое не имеет решений.
При │а│<1 х›, при │а│›1 х<.
Ответ: если │а│<1, то х›; если │а│›1, то х<; если а=-1, то х-любое число; если а=1 , то решений нет.
Пример 5. При каких значениях параметра р неравенство
(р2-р-2)х≤р5-4р4+4р3 не имеет решений?
Решение. Разложим на множители многочлены в левой и правой частях неравенства: (р+1)(р-2)х≤р3(р-2)2.
Из этого неравенства заключаем, что при р=-1 оно примет вид 0∙х≤-9. Это неравенство решений не имеет. Легко проверить, что при других р неравенство будет иметь решения.
Ответ: р=-1.
Пример 6. При каких значениях параметра а все решения неравенства
(а-3)х›5 являются решениями неравенства ах›2?
Решение. При а=3 первое неравенство решений не имеет, а второе имеет; при а=0, наоборот, первое неравенство имеет решения, а у второго их нет. Поэтому значения а=0 и а=3 исключим из рассмотрения. Чтобы найти решения неравенств, нужно разделить обе части первого неравенства на выражение а-3, а обе части второго- на а. в зависимости от знаков этих выражений получатся разные неравенства. Достаточно рассмотреть три случая: 1)а›3; 2)0<а<3; 3)а<0.
Если а›3, то из первого неравенства следует х›, из второго х›. это означает. Что решения первого неравенства- луч (;+∞), решения второго- луч (;+∞). Требование задачи будет выполнено, если луч
(;+∞) будет являться частью луча (;+∞) (или совпадать с ним). Очевидно, для этого достаточно выполнение неравенства ≤. Решим его: -≤0,
≤0,
≥0,
≥0,
а. Вспоминая,что мы рассматривали случай а›3, получим:
а.
Если 0<а<3, то х›, х<. Среди решений второго неравенства есть сколь угодно малые (меньшие нуля), решения же первого неравенства ограничены снизу. Поэтому все решения неравенства х< не могут быть решениями неравенства х›.
Если а<0, то х<, х<. Рассуждая как и в первом случае, придем к тому, что искомые значения параметра находятся из неравенства ≥:
≤0, а. поскольку а<0, то а. с учетом результатов первой части решения запишем ответ.
Ответ: а.
Упражнения для с/р и д/р:
Решите неравенство:
1.ах-а2 ≥х-1. 2.ах+16≤4х+а2.
3.mх›1+3х. 4.mх<4-2х.
5.х-5›nх-1. 6.5+kх≤5+k.
7.3(2а-х)<ах+1. 8. .
9.. 10..
Итоговое занятие
Задания для самостоятельного решения
1.Решите уравнение 3. Решите уравнение
1.││х-2│+4│= 5. 21. 4+bх=3х+1.
2. ││х+3│-7 = 2. 22. mх+1=х+m2.
3. │х2+х-3│=х. 23. 9(3х-1)а2-(21х-19)а+2(х-1)=0.
4. х2+х-3=│х│. 24. х2-2ах+х+а=5.
5. х2- 4│х+1│- 41=0. 25. х2-(3а+6)х+2а2+11а+5=0.
6. │2х2+5х-10│=2х-5. 26. х2+2х-8-а(х-4)=0.
7.│х-7│+│х-5│=2. 27. х2-2(а-1)х+2а+1=0.
8.│х+4│-│х-9│=7. 28. (а+1) х2+2(а+1)х+а-2=0.
9. │х2-3х-5│=│х+1│. 29. (а-1) х2+2(а+1)х+а-2=0.
10. х2-6х-3│х-3│+5=0. 30. а х2+(2а-3)х+а+1=0.
2.Решите неравенство
11. │3х2-1│<5-х.
12. х2 -│3х-7│-7 ≥ 0.
13. │2х-3│≥х+1.
14. │х-8│+│х-3│≤ 5.
15. ││х-2│-5│›3.
16. ││х+2│+х│<1.
17. х2-9│х│-10 ≤ 0.
18. 4 х2+5│х│-9›0.
19. │5х-7│≥│х-1│.
20. │ х2-2│<│2х+1│.