Урок геометрии в 8 классе «Применение четырёхугольников в жизни »
Тема урока: Применение четырёхугольников в жизни
Количество времени: 2 урока
Тип урока: урок совершенствование комплексного применения знаний и умений.
Форма урока: урок-практикум
Цель: создать на уроке условия для организации деятельности учащихся по достижению ими образовательных результатов по теме «Четырехугольники и их свойства».
Задачи предметные – содействовать формированию умений и навыков решения задач на применение фактов, установленных в ходе изучения темы «Четырехугольники»; развитию творческой активности, инициативы, самостоятельности, взаимопомощи обучающихся при выполнении учебных задач; формированию метапредметных УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Планируемые результаты: личностные УУД – положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, и умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
способствовать формированию метапредметных УУД:
регулятивных – принимать учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результатыдеятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;
познавательных – осознавать познавательную задачу; читать, слушать, извлекая нужную информацию, понимать информацию; выполнять учебно-познавательные действия; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
коммуникативных – вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения: задавать вопросф, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить небольшие монологические высказывания; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познаватеьных задач.
Оборудование урока: презентация, компьютер, проектор, конверты с заданиями, листы с фигурами, листы с задачами из конвертов для проверки решения, задачи для «Ярмарки задач» и путевые листы группам.
Ход урока
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и приемы организации деятельности |
Организационный | 5 | Здравствуйте, ребята! Предлагаю вам сосредоточиться и настроиться на урок! Поможет нам в этом … (слайд 2 смотрите на экран – таблица Шульте). Что это? Для чего нужна эта таблица? Повторить правила работы с этой таблицей – смотреть в центр и периферическим зрением находить числа в заданном порядке. Задание: Мальчики находят чёрные числа от 1до 25, а девочки – красные от 24 до 1. Кто нашёл, тот садится – он готов к уроку! | Учащиеся называют то, что они видят: квадрат, таблица, цифры, числа, красные- черные, чётные-нечётные, ограниченное множество чисел… Для концентрации внимания и его тренировки. Учащиеся выполняют задание и постепенно садятся. | |
| ||||
| ||||
Разминка | 5 | Слайд 2 А теперь решим задачу, которая проверяет вашу сообразительность: В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько всего кошек в комнате? (4 кошки) | Учащиеся предлагают варианты ответов и обосновывают своё решение. | |
Тренировка решения задания из ВПР 8 класса | 10 | Поскольку мы на уроке математики, то у нас в углах «комнаты» будут не кошки, а примеры (подготовка к ВПР – алгебраические дроби). Меня, как учителя, очень радует, когда ребята начинают понимать материал: глаза блестят и можно услышать возглас радости от вас. (Традиция урока - каждый урок 10 минут разбор и отработка заданий из ВПР) | Учащиеся парами у доски решают примеры. Те, которые остались на месте решают на выбор из четырех примеров, также в парах. Проверяют свои решения с работами на доске. 1. 2. 3. 4. | Работа в парах: прием «Учитель-Ученик» Один учащийся пишет пример в тетради, а другой – следит за решением. Затем можно поменяться. |
Повторение и обобщение материала | 5 | Переходим непосредственно к теме урока «Четырехугольники», а если точнее их применение в жизни. Что необходимо знать, чтобы удавалось решать геометрические задачи? Задание: записать название фигуры и схематично обозначить все свойства данной фигуры. Проверим насколько хорошо вы усвоили свойства своего четырехугольника. Возьмитесь за лист все участники группы!!! Лист держите как флаг на столе. Как только вы услышите свойство, которое относится к вашей фигуре, вы дружно поднимаете свой лист вверх. - Все стороны равны. - Диагонали взаимно перпендикулярны. - Диагонали равны. - Противоположные стороны равны и параллельны. - Все углы равны. - Диагонали являются биссектрисами углов. - Сумма углов равна 3600. | Знать теоретический материал. Условно учащиеся разбиваются на группы и вытягивают лист с изображением одного из четырехугольника: - параллелограмм - ромб - квадрат - прямоугольник - трапеция Учащиеся выполняют задание. | Работа в группе. |
Практическая часть Решение задач | 10 | Вот вы и готовы к решению задач! Раздаются конверты с задачами (2 задачи, которые учащиеся могут выбрать, создается ситуация успеха). | Записывают полное решение задачи на листе. (приложение) 1. 2. 3. 4. | Работа в парах. |
5 | На доске прикрепляются четыре задачи, которые учащиеся получили в конвертах. | Наиболее подготовленные учащиеся объясняют подробное решение со ссылками на теоремы. Остальные – сравнивают свое решение с разбором и оценивают его от 1-5 по полноте рассуждений. | | |
Итоги урока | 3 | Урок подходит к концу, давайте подведем итоги. Посмотрим, удалось ли нам реализовать поставленную цель? Какая была цель? Достигли ли мы ее? | Закрепить в процессе решения задач полученные знания и навыки, научиться применять свойства параллелограмма, прямоугольника, ромба и квадрата при решении задач. | |
Рефлексия | 2 | Оцените, на сколько успешно каждый из вас справился с поставленной целью. Каждый, работая на уроке, оценивал свои знания теоретического материала и полноту решения задач. Урок окончен. Спасибо за работу! | В конвертах с задачами выставляют баллы самооценки. Сдают работы. | Самооценка учащихся |
Урок 2 Игра «Ярмарка задач»
Ход урока
Этапы урока | Время, мин | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и приемы организации деятельности |
Организационный | 5 | Мы затрагивали вопрос применения четырехугольников в жизни, вы приводили примеры сами. Посмотрите в дополнение демонстрацию презентации. Для нас важно, что свойства фигур необходимы в жизни для решения практико-ориентированных задач. | | |
| 30 | Предлагаю вам поиграть в «Ярмарку задач» (10 задач)! Раздать путевые листы командам (указаны номера заданий, некоторые чертежи и подсказки). Разложить листы с заданиями на 10 парт. | Разбиваются на группы, в которых комфортно будет работать. Пытаются понять какие свойства необходимо применить, чтобы дать ответ на вопрос задачи-ситуации. Решают практико-ориентированные задачи, передвигаясь по классу. | Деловая игра |
Рефлексия | 5 | Перед завершением урока оцените какие задачи вызвали у вас затруднение, а какие легко поддались. Оставьте отзыв о проделанной работе в путевом листе. Спасибо за работу и за отзывы. | Маркируют задачи *лёгкая задача ** задание средней сложности ***высокий уровень сложности | |