Мастер-класс «Решение статистических задач на закон Харди-Вайнберга»

1
0
Материал опубликован 12 May 2022


Знания – как и небеса – принадлежат всем.

Ни один учитель не имеет права

утаивать их от любого, кто о них просит.

Преподавание – искусство отдавать.

Абрахам Джошуа Гешель




t1652384513aa.jpg



Семинар методического объединения

учителей биологии г.Владикавказа





Решение статистических задач

с применением закона Харди-Вайнберга



Подготовила учитель МБОУ СОШ №30

АБАЕВА МАДИНА БОРИСОВНА




Алгоритм решения задач

Задачи, в которых описаны популяции, очень разнообразны. В общем, их можно разделить на две группы. В первой описываемая ситуация следует закону Харди-Вайнберга. Для второй этот закон не годится, и дать однозначный совет, как их решить, довольно сложно.
Если предполагается, что при решении можно использовать закон Харди-Вайнберга (обычно на это указывают слова “считая популяцию идеальной” или “при условии панмиксии”), то уместно действовать примерно следующим образом.

t1652384513ab.gif

p + q = 1

p2 + 2pq + q2 = 1








Установите, как наследуется признак. Возможно, это сказано в условии.


Найдите в популяции особи, генотип которых определяется единственным образом. Если аллели гена взаимодействуют по типу полного доминирования, то такими особями станут рецессивные гомозиготы. Найдите их частоту (q2). Здесь и далее удобнее работать с долями единицы, а не с процентами.


Из частоты гомозигот (q2) найдите частоту аллеля (q): просто извлеките квадратный корень.


Если аллелей два, частоту второго аллеля (p) легко найти:


p = 1- q.


Если же аллелей больше двух, вернитесь к пункту 2 для другого аллеля.


Если требуется, найдите частоты генотипов, ориентируясь на закон Харди-Вайнберга: p2 для гомозигот АА, 2pq для гетерозигот Аа, q2 для гомозигот аа.



Если в условии, напротив, даны частоты аллелей и требуется найти частоты генотипов или фенотипов, то по закону Харди-Вайнберга это сделать сложно. Обратите внимание, возможно, некоторые генотипы дадут одинаковые фенотипы.


В условии могут содержаться признаки того, что закон Харди-Вайнберга к решению неприменим: самоопыление, неравная жизнеспособность, искусственно созданная популяция. В таком случае наиболее универсальный подход, который можно принимать - аккуратно установить, какие гаметы образуют все участники размножения, и записать все возможные скрещивания в виде таблицы. Может оказаться, например, что разные гаметы образуются с неодинаковой частотой: какие-то особи дают только яйцеклетки, какие-то - только сперматозоиды и тд.
Хочется надеяться, что приведенные ниже задачи и решения к ним будут полезны для знакомства с генетики популяций в ее различных проявлениях.


Вопросы и ответы


В большой выборке овечьих зелёных мух, пойманных на одной территории, было обнаружено 79 особей с пурпурными глазами и 417 с коричневыми. Предполагая, что различия по этому признаку моногенные и пурпурные глаза - рецессивный фенотип, определите доли всех генотипов в популяции.

Ответ: АА – 36%, Аа – 48%, аа – 16%.


Частота встречаемости фенилкетонурии (отсутствие фермента, превращающего фенилаланин в тирозин) в Лондоне равна 1:18292 (Фогель Ф., Мотульский А., 1990). Определить частоту рецессивного автономного гена фенилкентонурии.

Ответ: 0,7%


Среди 50000 растений оказалось 100 растений альбиносов. Альбинизм наследуется как аутосомный рецессивный признак. Определить частоту гена альбинизма и процент гетерозиготных растений в этой популяции.

Ответ: частота гена альбинизма – 4,5%, гетерозигот – 8,6%


Вычислить частоту аллея (А) и частоту аллея (а) в следующей популяции: АА = 49%, Аа = 42%, аа = 9%.

Ответ: p (частота встречаемости аллеля А) - 0,7, q (частота встречаемости аллеля а) - 0,3


Из 84000 детей, родившихся в течение 10 лет в городе N, у 210 детей обнаружен патологический рецессивный признак. Популяция этого города отвечает условиям панмиксии и генотипического равновесия для даухаллельной генетической системы. Определить частоту рецессивного аллеля в популяции и установите ее генетическую структуру.

Ответ: Частота генотипов:

АА( р2) - 90,25 %; Аа (2pq) - 9,5 %; аа (q2) - 0,25 %.

Частота аллелей: А(p) – 95%, а(q) – 5%.


Литература и ресурсы:


Г.А.Адельшина, Ф.К.Адельшин, Генетика в задачах, учебное пособие по курсу биология, М., Планета, 2009, с.104-106

https://youtu.be/HqQCdPFLWe4

Задача от Агафоновой И.Б.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.