12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Богданова Ольга Николаевна3669
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №119 с углублённым изучением английского языка Калининского района Санкт – Петербурга




Методическая разработка

Тема:

Формирование самоконтроля и самооценки у учащихся на уроках математики



Автор: Богданова Ольга Николаевна,

учитель начальных классов ГБОУ СОШ №119







Пояснительная записка

Одним из важных качеств учащихся в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей, считаю развитие у них потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий. Сформированная потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий будет подталкивать ученика, и требовать от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий. Она позволяет яснее осознать, что ещё требуется узнать и изучить, то есть, приводит к осознанию учащимися противоречия между знанием и незнанием, и появлению познавательного затруднения.

На практике я убедилась, что ввести процедуру самооценки в педагогический процесс простым распоряжением нельзя. Она требует кропотливой, основательной, достаточно продолжительной профессиональной работы со стороны учителя. Самооценке ребенка нужно учить в специально организованной оценочной деятельности, которую учитель организует с первого дня учебы на основе четких критериев, вовлекая в нее каждого ученика.

Такой деятельности я отвожу целые уроки математики и называю их «уроками марафона». На этих уроках, формируя у детей различные приёмы самоконтроля, я воспитываю у них способность к самооценке.



t1588866351aa.jpgТехнологическая карта урока

Тема урока

Решение задач на сравнение

Класс 4

Цель урока

формировать у учащихся способности позволяющие осуществлять самоконтроль

Тип урока

урок развивающего контроля

Форма урока

«марафон задач»

Планируемые результаты

Предметные:

решать задачи на сравнение;

выполнять арифметические действия при решении задач


Метапредметные:

Регулятивные:

формулировать тему и цели урока после предварительного обсуждения;

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев;

осуществлять самоконтроль, находить и устранять ошибки

Познавательные:

самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи или примера;

сравнивать задачи

Коммуникативные:

доносить свою позицию до других;

быть готовым изменить свою точку зрения

Личностные:

формировать правильную самооценку;

упорство в достижении цели






Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Форма работы

Актуализация необходимых знаний

Приветствует детей, проверяет готовность к уроку.

Предлагает назвать общие и отличительные признаки задач.

а) Дикая утка от Южного моря до Северного моря летит 7 дней, а дикий гусь 9 дней. На сколько дней больше летит дикий гусь, чем дикая утка?

б) В зоопарке живут 18 мартышек и 2 тигра. Во сколько раз мартышек больше, чем тигров?

в) Попугай живёт 120 лет, а ворона 60 лет. Во сколько раз меньше живёт ворона, чем попугай?

г) Масса слонёнка 1 тонна, а мышки 1 кг. На сколько мышка легче, слонёнка?



Помогает определить тему и задачи урока.


Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.


Называют общие и отличительные признаки задач.

Ожидаемый ответ:

Это задачи на сравнение, но задачи а, г на разностное сравнение, а задачи б, в на кратное сравнение.

Определяют основные признаки задач на сравнение.


Формулируют тему и задачи урока.






групповая







групповая

Мотивация познавательной деятельности

- Умеете ли вы решать задачи на сравнение?

Организует работу с первой колонкой таблицы «Умею решать – не умею решать». Если учащиеся уверены в том, что умеют решать задачи на сравнение ставят «+». Если не уверены ставят « - «.


В начале урока

В конце урока

Задачи на кратное сравнение



Задачи на разностное сравнение




- Предлагаю проверить свои возможности в «Марафоне задач на сравнение».

Знакомит с задачами и правилами марафона.

1. В кафе было 30 молочников, а соусников на 15 меньше. Во сколько раз больше в кафе молочников, чем соусников?

2. На планете живут 4 робота, которым нужно по 4 кг мёда в день, и 8 роботов, которым нужно по 3 кг мёда в день. За день роботы съели 50 кг мёда. На сколько мёда больше съели роботы, чем им нужно?

3. На поле, длина которого 90 метров, а ширина 20 метров, свеклой засеяно 40 м2 , а остальное – морковью. На сколько меньше засеяно свеклой, чем морковью?

4. Фруктовые соки изготавливают полностью из переработанных фруктов. Фруктовый нектар содержит в себе четвёртую часть чистого фруктового сока, остальное занимает вода, сахар, ароматизаторы. Напиток включает в себя только десятую часть чистого сока. На сколько больше сока в 200г стакане фруктового нектара, чем в таком же стакане фруктового напитка?

- Решать задачи можно в любом порядке. Решив задачу, проверяете её ответ с правильным ответом на карточке, которая закреплёна на доске. Если ответ совпадает, то закрепляете жетон нужного цвета рядом с номером задачи. Если ответ не совпадает, то пробуете самостоятельно найти и исправить ошибку или воспользоваться

  • помощью учителя
  • подсказкой «50/50» (Приложение
  • подсказкой «краткая запись». (Приложение)


В диалоге с учениками вырабатывает критерии оценивания задач.

Уточняет за все ли критерии можно поставить одинаковое количество баллов.


Знакомит с диагностической картой самооценки. ( Приложение )






Организует физкультминутку.








Самоопределяются.









Знакомятся с задачами и правилами марафона.





















Вырабатывают в диалоге с учителем критерии оценивания задач.

Определяют количество баллов за каждый критерий.

Знакомит с диагностической картой самооценки. Переводят баллы в оценки:

           «5» - … б.

«4» - … б.

«3» - … б.

«2» - … б

Выполняют физкультминутку.








индивидуальная









коллективная

























фронтальная

Организация познавательной деятельности

Объявляет начало «Марафона задач», создавая здоровую конкуренцию.

Контролирует работу ребят. При необходимости помогает.

Приступают к решению задач. Фиксируют с помощью жетонов правильное решение задач. При необходимости пользуются помощью учителя и подсказками. Заполняют диагностическую карту самооценки.



индивидуальная

Рефлексия деятельности

Объявляет окончание «Марафона задач».

Просит оценить свою работу.

Организует работу со второй колонкой таблицы «Умею решать – не умею решать».

Создаёт условия для рефлексии предметных и личностных результатов. Предлагает выбрать одно предложение, которое определяет их умение решать задачи на сравнение: 

  • Я умею решать задачи на сравнение.
  • Я знаю, как узнать, на сколько или во сколько раз одно число больше или меньше другого, но затрудняюсь решать задачи на сравнение.
  • Я не знаю, как узнать, на сколько или во сколько раз одно число больше или меньше другого, поэтому затрудняюсь решать задачи на сравнение.

Предлагает закончить предложения:

« Я захотел …

Меня воодушевило ...

Я понял, что могу …

У меня получилось ...»


Помогает учащимся зафиксировать выполнение поставленных задач на урок.

Оценивают свою работу. Сравнивают собственные достижения с результатами одноклассников.

Фиксируют соответствие результатов в таблице «Умею решать – не умею решать».


Анализируют свою деятельность на уроке.









Фиксируют выполнение поставленных задач на урок.




индивидуальная

Приложение

Диагностическая карта самооценки

Фамилия, имя:


1

2

3

4

Решил задачу верно / 6 баллов






Решил задачу неверно, но самостоятельно нашёл и исправил ошибку / 5 баллов





Решил задачу неверно, воспользовался одной подсказкой / 3 балла





Решил задачу неверно, воспользовался двумя подсказками/ 2 балла





Решил задачу неверно, воспользовался помощью учителя/ 2 балла





Решил задачу неверно, воспользовался подсказкой и помощью учителя / 1 балл





Общее количество баллов _______ Оценка _______



Подсказка «50/50»


План решения задачи №1

1) Узнай, сколько соусников было в кафе?

2) Узнай, во сколько раз больше в кафе молочников, чем соусников?


План решения задачи №3

1) Найди площадь поля.

2) Узнай, сколько квадратных метров засеяно морковью?

3) Узнай, на сколько меньше засеяно свеклой, чем морковью?


План решения задачи №2

1) Узнай, сколько мёда съели 4 робота, которым нужно по 4 кг мёда в день?

2) Узнай, сколько мёда съели 8 роботов, которым нужно по 3 кг мёда в день?

3) Узнай, сколько мёда съели роботы?

4) Узнай, на сколько мёда больше съели роботы, чем им нужно?


План решения задачи №4

1) Узнай, сколько сока в 200г стакане фруктового нектара?

2) Узнай, сколько сока в 200г стакане фруктового напитка?

3) Узнай, на сколько больше сока в 200г стакане фруктового нектара, чем в таком же стакане фруктового напитка?



Подсказка «Краткая запись»

1

t1588866351ab.jpg

3

t1588866351ac.jpg

2

t1588866351ad.jpg

4

t1588866351ae.jpg



Список литературы, интернет - ресурсы

Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: методическое пособие. СПб КАРО, 2014, с. 10

Муштавинская И.В. Новая дидактика урока в соответствии с требованиями ФГОС: электронный журнал «Петербургский урок», выпуск 11, 2017, с.4 http://www.spbappo.ru/images/files/zurnal/pet_urok__2_11.pdf

2


Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (7)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 24.05.20 в 13:14 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную работу!
Богданова Ольга Николаевна, 24.05.20 в 16:32 0Ответить Пожаловаться
Марина Юрьевна, спасибо за отзыв.
Голдина Лилия Вильевна, 17.06.20 в 15:00 1Ответить Пожаловаться
Ольга Николаевна, большое спасибо за представленный ресурс. Спасибо за опыт, которым делитесь с коллегами. Очень понравилась Ваша разработка. А вы по этой теме работаете с 1 класса? Только на уроках математики?
Богданова Ольга Николаевна, 17.06.20 в 17:26 1Ответить Пожаловаться
Лилия Вильевна, эту форму урока я активно использую только на уроках математики в третьем и четвёртом классах. Такая форма урока даёт большую возможность вариативного обучения, так как задачи подбираю разные по степени сложности и располагаю их в группе задач от простого к сложному. В первом и втором классах пробовала, но ничего не получается. Спасибо за отзыв!
Голдина Лилия Вильевна, 17.06.20 в 17:28 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за ответ. У меня как раз на следующий год 3 класс, нужно попробовать.
Богданова Ольга Николаевна, 17.06.20 в 17:38 0Ответить Пожаловаться
В ответ Голдина Лилия Вильевна
Пробуйте смело!!! Детям нравятся уроки математики в такой форме.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.