12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жукова Оксана Михайловна102
Моя работа - любовь и забота!
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
2

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЗДОРОВЬЕ» В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ПО ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЗДОРОВЬЕ» В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ПО ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА



Автор:

Жукова Оксана Михайловна

воспитатель первой категории

Новосибирск 2017


    Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников всегда признавалась актуальной и связанной с фундаментальными ценностями человеческого бытия, общества и культуры. В настоящее время на всех уровнях государственной политики признается необходимость рационального использования ресурсов здоровья человека. Компетентность в вопросах здоровья - важная составляющая культуры, которая позволяет повысить эффективность жизнедеятельности человека, его потенциального развития и самореализации. Значимым показателем качества жизни общества и государства, отражающим не только настоящую ситуацию, но и формирующим прогноз на ее развитие в будущем, является качество здоровья подрастающего поколения. Будущее государства напрямую зависит от суммарного потенциала здоровья детей, подростков, молодежи. Задача воспитания здорового ребенка сегодня является особенно актуальной на фоне современных экономических преобразований, усугубления экологических проблем, морально-нравственной дестабилизации российского общества, кризисных тенденций института семьи и ухудшающихся показателей здоровья детей [19].

     Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6-7-летнего возраста могут считаться здоровыми, и одна из существующих причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к собственному здоровью [18].

 Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ – основная задача дошкольных учреждений. В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка.

     В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%), которая становится причиной роста функциональных (до 70%) и хронических (до 50%) заболеваний [23].

   Здоровье детей дошкольного возраста включает характеристики психического и физического развития, адаптационные возможности детского организма, социальную активность. Все эти характеристики вместе формируют определенный уровень физической и умственной работоспособности. Таким образом, оценивать общее состояние дошкольника нужно исходя из следующих направлений [1]:

- эмоциональное здоровье

- развитие движений

- психическое развитие и здоровье

- уровень адаптационных возможностей

- физическое здоровье.

  Все эти направления устанавливают соответствие детей дошкольного возраста необходимым нормам.

    Однако здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянно и неизменно. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа. Почти у каждого ребенка в возрасте до одного года регистрируется не менее трех различных заболеваний. Растет число детей, страдающих заболеваниями нервной системы, органов чувств, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта и др. [7].

 Здоровый ребенок дошкольного возраста – это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития.

    В детском саду делается все, что необходимо для обеспечения санитарно-гигиенических условий для оздоровления детей. Все дети нуждаются в правильном режиме, физических упражнениях и закаливании.

    В фундаменте здоровья важную роль играют активный двигательный режим и физические упражнения, занятия физкультурой, или каким-либо видом спорта. В детском саду создаются все условия для того, чтобы дети занимались физкультурой, укрепляли свое здоровье. Занятия проводятся организованно, регулярно [9; 27].

   На занятиях применяются упражнения для осанки, плоскостопия, упражнения для дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, ЦНС, сердечно-сосудистой системы и др. Хорошим средством формирования здоровья и профилактики являются комплексы гимнастических упражнений с предметами (обруч, флажки, платочки, ленты, погремушки, воздушные шары и др.). Так же на занятиях применяется множество перестроений, упражнений для координации движений, ориентировки в пространстве и др. На подобных занятиях реализуются следующие задачи:

-совершенствование психических процессов: познание своего характера, укрепление воли;

-развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами;

-развитие умения снять усталость, укрепить слабые мышцы, развить гибкость, улучшить осанку, стать спокойнее. Дети учатся правильно дышать, расслабляться;

-духовное обогащение: научиться быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, веселым, не причинять вреда другим;

-развивать у детей потребности в здоровом образе жизни [7].

Для того, чтобы дети выросли здоровыми, необходимо придерживаться следующих принципов: прежде всего, это правильное питание, занятия физической культурой, закаливание, поддержание психического здоровья, правильный режим дня и регулярные врачебные осмотры. К перечисленным принципам можно еще отнести соблюдение правил осторожности на улице и дома. [25]

Задачами воспитателей и родителей детей младшей дошкольной группы являются:

- сформировать представление о себе, как об отдельной личности;

- объяснить способы заботы о себе и об окружающем мире;

- ознакомить с правилами выполнения физических упражнений (научить координировать свои движения, слушать команду);

- объяснять ребенку правила поведения на улице и дома (ходить через дорогу только за руку с взрослыми, смотреть под ноги);

- знакомить с гигиеническими процессами (чистка зубов, умывание, мытье рук перед едой и пр.)

Формированию культуры здоровья необходимо уделять внимание с раннего возраста, формируя осознанное отношение к своему здоровью через «образы здоровья» на доступном для овладения детьми этого возраста материале и практические навыки по уходу за своим организмом как основы начальной здоровьесберегающей компетентности. [26]

Под «здоровьем дошкольника» в отечественной медицине понимают не только отсутствие острых и хронических заболеваний, но также соответствие возрастным нормативам уровня физического и нервно-психического развития, функциональной реактивности (приспособительных и защитных реакций) всех органов и систем организма[6].

Из этого определения видно, что физическое развитие является одним из критериев здоровья детей. С другой стороны - учение о физическом развитии детей - частный фрагмент возрастной анатомии и физиологии детского возраста.

Под физическим развитием понимают размеры и форму тела, соответствие их возрастной норме. С физическим развитием тесно связаны функциональное, моторное (двигательное) развитие и половое созревание. Иногда характеристики этих процессов также включают в понятие физическое развитие.

В раннем возрасте важную роль играет моторное развитие, обеспечивающее своевременное развитие мозга и его функций, в частности речи.

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, формирование двигательных навыков, развитие психофизических качеств, достижение физического совершенства [4].

Основными задачами образовательной области «Здоровье» в детском саду являются:

- развитие физических качеств;

- правильное формирование опорно–двигательной системы моторики;

- правильное выполнение основных движений;

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

- овладение подвижными играми с правилами;

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (см. Приложение 1).

Контроль за физическим развитием в ДОУ осуществляется врачом и медицинской сестрой в присутствии воспитателей групп методом плановой антропометрии. Под антропометрическим обследованием ребенка понимается полная программа: измерение длины, массы тела, ОГК, окружности головы (для детей 1-го г.ж.), описание осанки, состояния жироотложения и др. показатели физического развития ребенка. [20]

Контроль проводится систематически в строго установленные сроки. Детей первого года жизни измеряют один раз в месяц, в день рождения ребенка, либо с отклонениями на 1-2 дня; от 1 года до 2 лет – один раз в три месяца, также в сроки, соответствующие дате рождения: в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года и т.д. (отклонения допустимы до 5 дней). Детей от 2 лет до 3 лет измеряют один раз в полгода, от 3 до 7 лет – один раз в год: в 4 года, 5, 6 и 7 лет (отклонения допустимы до 5-7 дней) [4, с. 17].

Чтобы оценить, как развивается ребенок в данный момент, определяют уровень физического развития, о котором судят на основании ряда показателей (см. Приложение 2).

Детский сад № 26 работает на основе программы «От рождения до школы». Основной целью данной программы является формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Одной из главных задач, которую ставит программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности [21].

Другими задачами образовательной области «Здоровье» являются:

- сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления;

- обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки;

- формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;

- развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;

- развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту [21].

Содержание психолого-педагогической работы:

1. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.

Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.

Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы.

Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания.

Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни.

Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения.

Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни [21].

2. Физическая культура.

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.

Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога. [22; 24]

Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.).

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. Приучать действовать совместно. Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях.

Учить энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15–20 см. [14]

Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно.

Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение ползать.

Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.

Учить кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и слезать с него.

Учить детей надевать и снимать лыжи, ходить на них, ставить лыжи на место.

Учить реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполнять правила в подвижных играх.

Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.

Подвижные игры. Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Организовывать игры с правилами [10].

Поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами. Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений. Вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений.

Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве [21].

Вывод: реализация основ здорового образа жизни, помимо выполнения рационального жизненного распорядка и усвоения детьми правил гигиены, включает и полноценное питание, достаточную двигательную активность в течение дня, необходимый объем гигиенической грамотности в целом. По тому, как ребенок относится к своему здоровью и здоровью окружающих, можно судить о его гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках

Исходя из цели работы было проведено исследование исходного уровня двигательной активности младших дошкольников на базе дошкольного отделения МБОУ СОШ №26. В эксперименте приняли участие дети второй младшей группы «Ягодка» в количестве 24 человек.

Исследования по развитию двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста проводились на физкультурных занятиях по следующим показателям:

1. Определение координационных способностей (равновесие) – ребенок должен пройти по линии длиной 3 м, шириной 15 см. Тест считается пройденным, если ребенок, держа голову ровно, проходит эту линию, не касаясь ограничений.

2. Определение выносливости у детей (бег) – умение бежать без остановки, медленно, непрерывно в течение 1 мин. Упражнение выполняется вместе с воспитателем, который бежит впереди, задавая посильный для детей темп. Тест считается выполненным, если ребенок смог преодолеть дистанцию без остановки.

3. Определение силовых и координационных способностей (лазанье) – дети должны лазать вверх-вниз по гимнастической стенке на высоту 1,5 м. Дети выполняют упражнение самостоятельно, но с подстраховкой. У основания стенки обязательно должен лежать мат. Тест считается выполненным, если ребенок легко, непринужденно справляется с заданием.

4. Определение силы мышц (прыжки) – умение прыгать, отталкиваясь двумя ногами. Ребенок должен подпрыгнуть и коснуться вытянутой рукой игрушки, поднятой на высоту 15 см от вытянутой руки. Тест считается выполненным, если из трех попыток ребенок дважды сумел достать рукой игрушку.

5. Определение координационных способностей, волевых проявлений (спрыгивание) – ребенок должен спрыгнуть с тумбы (скамейки, ступеньки) высотой 20 см круг диаметром 80 см. Тест считается выполненным, если ребенок, оттолкнувшись двумя ногами, приземляется на обе, не задев при этом ограничения круга.

В результате проведенного исследования были получены следующие данные, которые отражают уровень развития основных видов движений у детей второй младшей группы до начала эксперимента.


Таблица 1 – Уровень развития основных видов движений по показателям до и после эксперимента

Показатели

1


2


3


4


5


н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г



Низкий




13чел

55%

-

8 чел

33%

-

14 чел

58 %

4 чел

17%

9 чел

38%

-

9 чел

38%

-



Средний


11 чел

45%

14 чел

58 %

16 чел

67%

10 чел

42%

10 чел

42%

12 чел

50%

15 чел

62%

12 чел

50%

15 чел

62%

13чел

55%



Высокий




-

10 чел

42%



-

14 чел

58 %



-

8 чел

33%



-

12 чел

50%



-

11 чел

45%

Показатель

роста

45%

100%

67%

100%

42%

83%

62%

100%

62%

100%


55%

33%

41%

17%

17%


По показателям таблицы видно, что:

- по первому испытанию высокого уровня дети не показали; средний уровень – 11 чел. - 45%; низкий уровень – 13 чел. - 55%.;

- по второму испытанию высокого уровня дети не показали, средний уровень – 16 чел. - 67%; низкий уровень – 8 детей - 33%.;

- по третьему испытанию высокого уровня дети не показали; средний уровень – 10 чел. - 42%; низкий уровень – 14 чел. - 58%.;

- по четвертому испытанию высокого уровня дети не показали, средний уровень – 15 чел. - 62%; низкий уровень – 9 чел. - 38%.;

- по пятому испытанию высокого уровня дети не показали; средний уровень – 15 чел. - 62%; низкий уровень – 9 чел. - 38%.;

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что у детей данного возраста показатели низкого уровня развития основных видов движения составляют 54%. Это говорит о необходимости включения таких упражнений, которые могли бы повысить уровень двигательной активности детей. Учитывая анатомо-физиологические и психологические особенности данного возраста, был составлен комплекс упражнений, в основу которого легли работы авторов: М. Ю Картушиной, С. Я. Лайзане и др.

Мы отобрали наиболее эффективные на наш взгляд упражнения для развития основных видов движений детей младшего дошкольного возраста. На их основе разработали серию сюжетных физкультурных занятий (Приложение 4). Целью разработанных занятий было вызвать интерес у детей к движениям, включить их в активную двигательную деятельность. Данный комплекс упражнений был включен в еженедельные физкультурные занятия в период с сентября 2014 года по март 2015 года с детьми второй младшей группы «Ягодка» дошкольного отделения МБОУ СОШ №26.

Укрепление здоровья детей должно осуществляться совместными усилиями семьи и детского сада. При этом ведущая роль принадлежит дошкольному учреждению, где ребенок проводит большую часть своего активного времени. Следовательно, укрепление здоровья детей в дошкольных учреждениях – первостепенная задача педагогического и медицинского персонала [3].

Примерный план организации деятельности на основании примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) в образовательной области «Здоровье» следующий [15]:

- физическая культура: утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные игры, специально организованная и самостоятельная деятельность.

- здоровье: культурно -гигиенические навыки, прием пищи, дневной сон, закаливание, оздоровительные мероприятия.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические дни и т.д [16].

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) начинается с 9.00 часов. Продолжительность НОД в младшей группе – 12-15 минут, из которых 20% отводится на реализацию дополнительной (физкультурно-оздоровительной) программы. Из 100% времени 50% отводится на организацию физического развития (вместе с вариативной частью).




Таблица 1. План организации деятельности

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы организации деятельности детей

Примерный объем

(в неделю)

Непосредственно образовательная деятельность

Становление мотивации к двигательной активности и развитие потребности в физическом совершенствовании

Игровая беседа с элементами движений

Чтение

Рассматривание иллюстраций

Игра


Моменты радости

Групп.

Подгр.

Инд.



10-15 мин.

Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений), воспитание культуры движений

Утренняя гимнастика

Совместная деят-ть преимущественно игрового и интегративного характера


40 мин.

Развитие физических качеств

40 мин.


Развитие интереса к спортивным играм и упражнениям

Совместная деят-ть тематического характера

Моменты радости

10-15 мин.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Становление мотивации к двигательной активности и развитие потребности в физическом совершенствовании

Аналогичные формы работы во всех компонентах режима дня

Групп.

Подгр.

Инд.


25-35 мин.,

а также в ходе реализации других модулей и организации двигательной активности в течение дня

Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений), воспитание культуры движений

Развитие физических качеств

Развитие интереса к спортивным играм и упражнениям

Самостоятельная деятельность детей

Становление мотивации к двигательной активности и развитие потребности в физическом совершенствовании

Во всех видах самостоятельной деятельности детей

Подгр.

Инд.




Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений), воспитание культуры движений

Двигательная активность в течение дня

Подвижные игры

Развитие физических качеств

Игра (подвижные, сюжетно-ролевые и др.)

Развитие интереса к спортивным играм и упражнениям

Самостоятельные спортивные игры и упражнения

Технологии и пособия

по проблеме: «Физическая культура»

1. Степаненкова. Э.Я. Физическое воспитание в детском саду / – М.: Мозаика-синтез, 2004.

2. . Рунова. М.А Двигательная активность ребенка в детском саду /– М.: Мозаика-синтез, 2000.

3. Галицына. Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении /– М.: Скрепторий, 2004.

4. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в ДОУ – М., 2010г.

5. Гаврилова В.В. Занимательная физкультура для детей 4-7лет Волгоград «Учитель» 2008

6. Занозина А., Гришанина С. Перспективное планирование физкультурных занятий с детьми - Линка – Пресс, 2008 год

7. Подольская Е. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей - Волгоград, Учитель, 2011г

Организация системы физического воспитания базируется на принципе непрерывности (с утра до вечера) и чередовании организованных форм деятельности с самостоятельной двигательной активностью детей.

Таблица 2. Организация системы физического воспитания

Режимные моменты

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Утренний отрезок времени:

индивидуальная работа воспитателя;

игровые упражнения.

Утренняя гимнастика:

- классическая

- игровая

- полоса препятствий

- музыкально-ритмическая

- аэробика

подражательные движения


Прогулка:

Подвижная игра большой и малой подвижности

Игровые упражнения

Проблемная ситуация

Индивидуальная работа

Занятия по физическому воспитанию на улице

Подражательные движения


Вечерний отрезок времени, включая прогулку:

Гимнастика пробуждения

- оздоровительная

- коррекционная

Физкультурные упражнения

Коррекционные упражнения

Индивидуальная работа


Занятия по физическому воспитанию:

- сюжетно-игровые

- тематические

- классические

- тренирующие

- по развитию элементов двигательной креативности (творчества)




Подвижная игра большой, малой подвижности и с элементами спортивных игр


Игра

Игровое упражнение

Подражательные движения


Беседа

Консультации

Открытые просмотры

Встречи по заявкам

Совместные игры

Физкультурные досуги

Физкультурные

праздники

Консультативные встречи

Встречи по заявкам

Совместные занятия

Интерактивное общение

Мастер-класс

В соответствии с требованиями общеобразовательной программы обязательно планируется активный отдых: спортивные праздники, досуги и развлечения, Дни и Недели здоровья и др. Традицией детского сада стало ежегодное проведение в феврале месяце спортивного праздника «Мама, папа, я спортивная семья» с обязательным участием родителей воспитанников.

Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия осуществляются с учётом состояния здоровья, возрастно – половых возможностей детей и сезона года (см. Приложение 3).

При проведении повторного исследования были получены следующие

результаты, которые отражают уровень развития основных видов движений у детей второй младшей группы после эксперимента.

Таблица 1 – Уровень развития основных видов движений по показателям до и после эксперимента



Показатели

1


2


3


4


5


н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г




Низкий




13чел

55%

-

8 чел

33%

-

14 чел

58 %

4 чел

17%

9 чел

38%

-

9 чел

38%

-




Средний


11 чел

45%

14 чел

58 %

16 чел

67%

10 чел

42%

10 чел

42%

12 чел

50%

15 чел

62%

12 чел

50%

15 чел

62%

13чел

55%




Высокий




-

10 чел

42%



-

14 чел

58 %



-

8 чел

33%



-

12 чел

50%



-

11 чел

45%


Показатель

роста

45%

100%

67%

100%

42%

83%

62%

100%

62%

100%



55%

33%

41%

17%

17%




По показателям таблицы видно, что:

а) по – первому испытанию высокий уровень показали 10 детей, что составляет 42%; средний уровень 14ч. - 58%; низкий уровень - ;

б) по – второму испытанию высокий уровень показали 14 детей, что составляет 58%; средний уровень 10ч. - 42%; низкий уровень - ;

в) по – третьему испытанию высокий уровень показали 8 детей, что составляет 33%; средний уровень 12 детей - 50%; низкий уровень 4 ч. – 17%.;

г) по – четвертому испытанию высокий уровень показали 12 человека, что составляет 50%; средний уровень 12 детей - 50%; низкий уровень -;

г) по – пятому испытанию высокий уровень показали 13 детей, что составляет 55%; средний уровень 11 детей - 45%; низкий уровень -;

На основе полученных результатов исследования развития основных видов движения у дошкольников на начало (сентябрь) и конец исследования (март), можно сделать следующий вывод, что использование на практике работы по физическому воспитанию, базирующейся на учете возрастных особенностей дошкольного возраста, позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к систематическим занятиям, физическим упражнениям.

Если в начале года показатели низкого уровня составляли 60%, среднего - 40%, а высокого -;, то после использования специально подобранных занятий с учетом возрастных особенностей детей, мы добились значительного прироста показателей развития основных видов движения у дошкольников: показатели низкого уровня снизились до 5%, среднего до 52%, а показатели высокого уровня возросли до 43%. Таким образом, прирост показателей высокого уровня составляет 55% (Рисунок 1).



t1570274349aa.gif

Рисунок 1 - Сравнительные показатели развития основных видов движения у дошкольников на начало и конец исследования

В результате анализа использования правильно подобранных физкультурных занятий во второй младшей группе было установлено, что они способствуют эмоционально положительному настрою детей на занятие, активности детей, а также увлечённому выполнению детьми физических упражнений, развития воображения детей (воспитатель предлагает по-новому взглянуть на физкультурный инвентарь), самостоятельность. Соблюдаются требования к оздоровительной направленности физкультурных занятий.

Дети активны, охотно выполняют заданные упражнения. Занятие проходят в интересной форме, что способствует выполнению сложных упражнений легко и свободно, значительно повысилась двигательная активность детей. Дети слушают воспитателя, выполняют движения одновременно всей группой, действуют в соответствии с заданным планом и творчески выполняют предложенные упражнения.

Таким образом, правильно организованная работа воспитателя во многом способствует повышению уровня развития основных видов движений у детей младшего возраста, и как следствие двигательной активности, что и требовалось доказать.

Важно при этом воспитывать положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение, а также развивать умение быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.

Сегодня одной из наиболее актуальных является проблема охраны здоровья подрастающего поколения - наиболее ранимой и незащищенной части населения, подвергающейся воздействию многообразных факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме.

Здоровье - это системная категория. Здоровье является предметом изучения философии, социологии, педагогики, социальной психологии, медицинской психологии, культурологии, детской и возрастной психологии, психофизиологии.

Развитие навыков здорового образа жизни ребенка происходит не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования, в условиях здоровье сберегающего сопровождения.

Реализация основ здорового образа жизни, помимо выполнения рационального жизненного распорядка и усвоения детьми правил гигиены, включает и полноценное питание, достаточную двигательную активность в течение дня, необходимый объем гигиенической грамотности в целом. По тому, как ребенок относится к своему здоровью и здоровью окружающих, можно судить о его гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках[30].

Проведенное исследование в младшей группе ДОУ № 26 «Ягодка» показало, что у большого количества детей имеются те или иные проблемы со здоровьем. В работе описана система работы воспитателя детского сада в младшей группе по решению задач в образовательной области «Здоровье», которая при надлежащем использовании в значительной степени улучшает здоровья детей младшего школьного возраста. Об этом свидетельствуют данные о снижении уровня заболеваемости среди дошкольников, полученные из медицинских карт воспитанников младшей группы. Это подтверждает выдвинутую в начале исследования гипотезу.

Таким образом, использование на практике работы по физическому воспитанию, базирующейся на учете возрастных особенностей дошкольного возраста, позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к систематическим занятиям, физическим упражнениям.

Проведенные исследования в области совершенствования физического воспитания позволили сделать следующие выводы:

- мощным оздоровительным средством для детей дошкольного возраста является рационально организованная активность;

- правильно организованная работа по физическому развитию прививает детям любовь к здоровому образу жизни, спорту;

- двигательная активность, создавая энергетическую основу для работы и формирования систем организма, способствует нормальному физическому и психологическому развитию.

Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. М.: Юрайт, 2014. - 812 с.

Авдеева, Н.Н., Ашмарин, И.И., Степанова, Г.Б. Здоровье как ценность и предмет научного познания / Н.Н. Авдеева, И.И. Ашмарин, Г.Б. Степанова // Мир психологии. 2011. - № 1. - С. 68-75.

Ананьев, В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1: Концептуальные основы психологии здоровья / В.А. Ананьев // Психология здоровья. -СПб.: Речь, 2012. - 384 с.

Анохина И.А. Формирование культуры здоровья у детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации. Часть 1. Физическая культура / И.А. Анохина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. - 38 с.

Басов, А.В. История и современное состояние изучения психологии здоровья человека / А.В. Басов. Ярославль: Рио-Гранд, 2013. - 120 с.

Берестнева З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. - М: Творческий Центр, 2012 – 32 с.

Васютина И. В. Охрана жизни и укрепление здоровья детей дошкольного возраста/И. В. Васютина // Вестник Шадринского государственного педагогического института. -Шадринск: ШГПИ, 2013, № 1(17). - С.53-57

Веселова Л. И. Физкультурные развлечения // Ребенок в детском саду М: № 5 2011. – с. 31-35

Воспитание основ здорового образа жизни у малышей/Н.С. Голицина, И.М.Шумова. - М.: Скрипторой 2003, 2011. – 117 с.

Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. М.: ЭКСМО Пресс, 2012.- 1007 с.

Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников: учебное пособие / В.А. Деркунская. – М.: Педагогическое общество России, 2011. - 96 с.

Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми // Ребенок в детском саду. - М: № 12, 2011. – с. 10.

Ефименко Н. Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2014. – 288 с.

Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым: Программ.-метод. пособие для педагогов ДОУ - М.: ВЛАДОС, 2014.- 304 с.

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е. и др. Вторая младшая группа. -Волгоград: Учитель, 2012

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е. и др. Вторая младшая группа. ФГТ в ДОУ: от теории к практике. - Волгоград: Учитель, 2013

Кучма В.Р. Здоровьесберегающие компоненты организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях / В.Р. Кучма, М.И. Степанова. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Сборник статей и документов. - М.: Гном и Д, 2014. - с. 31-37.

Малыгин, A.M. Основы здорового образа жизни / A.M. Лисицын. -Ярославль: ЯГПУ, 2011. - 85 с.

Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие для вузов: УМО вузов РФ /В.В. Марков. М.: Академия, 2011. - 318 с.

Никифоров, Г.С. Психология здоровья: учеб. пособие / Г.С. Никифоров. СПб.: Речь, 2012. - 256 с.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Созаика-Синтез, 2014. – 368 с.

Полтавцева, Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет / Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – М.: Просвещение, 2014. – 272 с.

Рунова М. Помогите ребенку укрепить здоровье!// Журнал «Дошкольное воспитание» - №9 – 2012 г. - с. 1-10.

Тамарская Н.В., Русакова С.В., Гагина М.Б. Управление учебно-воспитательным процессом в классе (здоровьесберегающий аспект): Учебно-методическое пособие для учителя - Калининград: КГУ, 2012. – 31 с.

Тихомирова, Л.Ф. Деятельность учреждений образования по охране и укреплению здоровья детей / Л.Ф. Тихомирова. — Ярославль: Рем-дер, 2011.- 112с.

Тихомирова, Л.Ф., Басов, А.В. Здоровье и здоровый образ жизни / Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. — 72 с.

Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 96 с.

Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: методическое пособие. - Москва: ТЦ Сфера, 2014. — 64 с.

Щербак А. Физическое развитие детей в детском саду. Здоровьесберегающие технологии, конспекты физкультурных занятий, спортивные развлечения. – М.: Академия Развития, 2011. – 160 с.

Юрко, Г.П. Состояние здоровья детей и разработка оздоровительных мероприятий в ДОУ // Г.П. Юрко / Гигиена и санитария 2013. - № 4.- с. 39-41.


Приложение 1

Задачи работы по физическому воспитанию в раннем и младшем дошкольном возрасте

Проведение диагностики

Цель: выявить индивидуальные особенности детей

Состояние здоровья и уровень нервно-психического развития (в т.ч. движений)

Наличие в двигательном опыте характерных для возраста движений

Уровень двигательной активности

Уровень саморегуляции (является ли речь взрослого регулятором поведения ребенка, руководствуется ли указаниями взрослого, характер взаимоотношения с другими детьми).


Задачи

Дошкольное образовательное учреждение

Семья

оздоровительные

- удовлетворение двигательной активности

+

- тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем

+

- формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия

+

- создавать положительный эмоциональный настрой в двигательной деятельности для формирования интереса к занятиям физической культурой

+

образовательные

расширять двигательный опыт

+

учить управлять своим телом

+

активизация умственной деятельности (через показ с объяснением)

+

формирование элементов двигательной деятельности: обучение целенаправленным действиям, развитие способности удерживать поставленную задачу, на основе сенсорных ориентировок контролировать и оценивать результат

+

знакомство с физкультурным залом, пособиями (мячи любят играть в прятки и догонялки), оборудованием (называть правильно – гимнастическая скамейка).


воспитательные

- развивать личность (компетентность, самостоятельность, эмоциональность), индивидуальность

+

- формирование познавательного интереса

+

- учить управлять своим поведением через выполнение правил в подвижной игре;


- воспитывать навыки учебной деятельности: следовать указаниям взрослого

+

развивающие

развивать сенсорные способности (через зрительные, слуховые сигналы)

+

развивать координационные способности, ориентировку в окружающем

+

учить самовыражению через движение

+

развивать познавательные процессы: речь, внимание, память, мышление, воображение.

+

Формы и методы работы

индивидуальное общение воспитателя с ребенком: отмечать успехи ребенка; работа в подгруппах.

Методы и приемы: имитация, игровые упражнения, подвижные игры, показ с объяснением (высоко подними ножку), зрительные ориентиры, страховка, помощь, сопровождение выполнения словами (при перешагивании – поставь ножку за кирпичик),.


Особенности

Темп выполнения индивидуальный, руки свободно (для равновесия), обучение начинается с незначительной высоты пособий (при спрыгивании, при перешагивании). Не показывать то, что ребенок может выполнить самостоятельно. Полоса препятствий. Напоминание, что ребенок должен сделать, с целью точного выполнения задания. Закрепление сразу. Повтор спустя время.






Приложение 2.

Показатели и методы определения физического развития

Показатели

Методы

Соматометрические, наиболее информативными и обязательными из которых являются

- длина тела (см),

- масса тела (кг),

- окружность грудной клетки (см),

- окружность головы (см) для детей раннего возраста

Соматометрия

(антропометрия)

Соматоскопические:

- цвет и эластичность кожных покровов,

- упитанность

- мышечный тонус,

- осанка

Соматоскопия

Физиометрические:

- частота дыхания,

- время задержки дыхания (пробы Штанге, Генчи),

- жизненная емкость легких (ЖЕЛ),

- частота сердечных сокращений (ЧСС),

- артериальное давление (АД),

- двойное произведение,

- биологическая зрелость (по числу постоянных зубов)

Физиометрия

обязательные и дополнительные.

Общая физическая работоспособность

Двигательные тесты

Степ-тест




Приложение 3

Динамика дня во время проведения режимных моментов с учетом индивидуальности детей

 Время

 Режимные моменты

 Оздоровительные мероприятия

 Мероприятия при щадящем режиме

 Мероприятия при карантине

7.00-8.00

Утренняя прогулка, прием детей, игровая, самостоятельная деятельность

Индивидуальная работа

Допускается приход детей к завтраку. Индивидуальная работа с учетом индивидуальности

Допускается приход детей к завтраку. Заполнение карантинного листа.

8.10-8.25

Проведение режимных моментов. Утренняя гимнастика. Подготовка к завтраку.

Включение в комплекс упражнений на профилактику плоскостопия. Облегченная одежда.

Ограничение физической нагрузки с учетом группы здоровья.

Уменьшение нагрузки, длительности выполнения упражнений.

8.25 -8.50

Завтрак

Правильная осанка., воспитание КГН

То же

То же

8.50-9.00

Подготовка к НОД, игровая, самостоятельная деятельность

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

9.00-09.55

Социально-организованная деятельность(совместная деятельность воспитателя, работа со специалистами, динамическая пауза, индивидуальная работа)

Смена деятельности, игры различной степени подвижности, пальчиковая гимнастика

 

Уменьшение нагрузки для ЧБД

 

Уменьшение нагрузки для ЧБД

09.55-10.00

Второй завтрак

Фрукты, сок

Фрукты, сок

Фрукты, сок

10.00-11.20

Подготовка к прогулке, прогулка

Контроль соответствия одежды погоде, подвижные игры на разные группы мышц

Ограничение нагрузки для ЧБД

Уменьшение нагрузки, при гепатите – снижение всей физической нагрузки

11.20-12.10

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду

Проведение КГ мероприятий, совместная деятельность воспитателя с детьми

Проведение КГ мероприятий. После болезни 5 дней мытье рук теплой водой.

Водные процедуры отменяются, гигиена рук, индивидуальные салфетки

12.10-12.40

Обед

Правильная осанка, воспитание КГН

То же

То же

12.40-15.00

Подготовка ко сну, сон

Постепенное укладывание

Пролонгированный дневной сон

Пролонгированный дневной сон

15.00-15.20

Постепенный подъем, закаливание, игровая, самостоятельная деятельность

Бодрящая гимнастика, ходьба по ребристой дорожке, воздушные ванны

С 6-го дня после болезни возобновить закаливающие процедуры

Закаливающие водные процедуры снимаются при любых формах карантина

15.20-15.40

Подготовка к полднику, полдник

Правильная осанка, воспитание КГН

То же

То же

15.40-17.00

Игровая самостоятельная деятельность, СОД ,коррекционная работа, работа со специалистами

Смена деятельности, игры различной степени подвижности, пальчиковая гимнастика

Уменьшение нагрузки для ЧБД

То же

17.00-19.00

Подготовка и выход на прогулку, прогулка, игры, уход детей домой

Проведение КГ мероприятий, совместная деятельность воспитателя с детьми

Проведение КГ мероприятий. После болезни 5 дней мытье рук теплой водой

Водные процедуры отменяются, гигиена рук, индивидуальные салфетки


Приложение 4

Планирование экспериментальной работы физкультурных занятий для детей второй младшей группы

Виды движений

Программное содержание:

Предварительная работа:

Колобок

учить пролезать в тоннель, обруч боком, прокатывая мяч перед собой, упражнять в равновесии, прыжках, метании.

     


Чтение сказки.

Оборудование: тоннели, обруч на стойке, гимнастические скамья и бревно, кочки, мячи,
 мягкие модули.

Волк и семеро козлят

Учить детей принимать правильное исходное положение при метании вдаль малого мяча (мешочка) правой и левой рукой; отрабатывать навык ползания по гимнастической скамейке, с опорой на ладони и колени; развивать двигательные умения в прыжках на месте и с продвижением вперед; формировать чувство уверенности в преодолении препятствий; вызвать у детей эмоциональный отклик на участие в игровом занятии.


Чтение сказки, рассматривание иллюстраций, заучивание потешек.

Оборудование:

2 гимнастические скамейки, мячи по количеству детей, большая игрушка Волка, шапочка «Козы» для воспитателя, нагрудные эмблемы «козлят» - для детей.


Курочка Ряба


Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в игровом занятии. Учить детей выполнять основные движения(ползание на четвереньках и прокатывание мяча друг другу). Закреплять навыки в построение врассыпную и в беге стайкой за воспитателем. Приучать выполнять подскоки.

Чтение сказки.

Оборудование: мячи по количеству детей, игрушка "курочка".

Заюшкина избушка


Вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое сюжетное занятие и желание участвовать в нём; воспитывать умение слушать сказку и понимать смысл произведения; продолжать учить детей ходить по гимнастической скамейке, сохраняя равновесие, и спрыгивать со скамейки; закреплять навык ходьбы с высоким подниманием колена; игровые упражнения учить выполнять ритмично под музыку; побуждать подвижными играми детей бегать в разных направлениях, и выполнять разные движения; формировать у детей умение бросать мячик в горизонтальную цель прямом направлении .

До занятия дети вспоминают содержание сказки и получают приглашение на сюжетно – физкультурное занятие.

«Лиса» -воспитатель; заячья шапочка; красочный конверт; мячи на количество детей; зонт большой ;домик зайчика; гимнастическая скамейка; две верёвочки.


Прогулка в лес


Учить ползать по скамейке с опорой на ладони и колени; Закрепить умение ходить доске, положенной на пол; совершенствовать навык прыжков на двух ногах с продвижением вперед; Развивать внимание, умение быстро ориентироваться в пространстве; Воспитывать интерес к физическим упражнениям.


Предварительна беседа

Оборудование: скамейка-1шт., доска-1-шт., обручи-5 шт., орешки –по 2 на каждого ребенка, по одной корзинке с грибами, орехами, шишками.

В гости к Лесовичку


Развивать умение ходить и бегать в рассыпную, со свободной координацией движений рук и ног; Развивать физические качества: равновесие, быстрота, ловкость; Проводить профилактику плоскостопия с помощью разных видов ходьбы и бега;Воспитывать желание заниматься физическими упражнениями.


Чтение сказки

Оборудование: 5 стоек, ребристая дорожка, 2 дуги, 6 кубиков, костюм Лесовичка, угощение.


Мыши и кот Васька


Познакомить детей с выполнением упражнений в ролях; Научить детей ходить по гимнастической скамейке на высоких четвереньках; Упражнять в прыжках в длину с места с активным взмахом рук; Закрепить умение ловить мяч и бросать мяч, координируя направление и силу броска; Воспитывать интерес к совместной двигательной деятельности.


Чтение сказки



Оборудование:  кегли – 8 шт., скамейка, шнуры – 2шт., мяч


В гости к кошке Мурке

Развивать внимание, выносливость, выдержку, координацию движений, умение действовать по правилам, по сигналу; Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку, желание прийти на помощь, чувство сопереживания, желание заботиться о своем здоровье; Побуждать малышей к двигательной активности, совершенствовать движения и выполнять их в соответствии с текстом; Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний. Разучить комплекс общеразвивающих упражнений, научить делать движения вместе, согласовывая с движениями других детей.

Предварительная беседа

Оборудование:  домик, сундук с угощеньем, большой градусник, спортивный инвентарь.


















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.