Результативность урока через проектирование и внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс
Комитет образования и науки Курской области
областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский государственный политехнический колледж»
ДОКЛАД
по теме:
«РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОКА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»
Выполнил:
Преподаватель
Ходаревская М.В.
Курск
2017
Оглавление
1. Введение……………………………………………………………………3
2. Основная часть……………………………………………………………..5
3. Заключение…………………………………………………………………8
4. Список использованной литературы……………………………………..9
ВВЕДЕНИЕ
Тема данного доклада является актуальной, потому что интерактивные технологии ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. Использование таких технологий предусматривает создание условий для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности, моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, исключается доминирование какого-либо участника или какой-либо идеи [1].
Современный подход к обучению ориентирован на внесение в процесс обучения новизны, что вызвано различной спецификой технологий обучения и потребностями личности, в выработке социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера.
В настоящее к выпускникам предъявляются следующие требования: самостоятельность, коммуникабельность, предприимчивость, ответственность, умение самостоятельно видеть и решать проблемы, эффективно работать в команде, постоянно осваивать новое, – качества необходимые для самореализации в современных условиях. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий. На помощь и преподавателям приходят современные интерактивные образовательные технологии, реализация которых требует применения, специально разработанного с этой целью оборудования[2].
Исходя из данной проблемы, целью моей работы является показать, как интерактивные методы обучения помогают в повышении качества и эффективности учебного процесса.
Для того чтобы достичь поставленных целей, определены следующие задачи:
переход процесса познания из категории «учить» в категорию «изучать» осознанно и самостоятельно;
развитие социальной активности учащихся посредством интерактивных технологий обучения;
«погружение» обучающегося в особую информационную среду, которая наилучшим образом мотивирует и стимулирует процесс обучения;
стимулирование устойчивого интереса учащихся к предмету;
дифференциация и индивидуализация учебного процесса;
изучены материалы об эффективности и результативности уроков с внедрением интерактивных технологий.
По данной теме мною были изучены работы:
- изучены статьи преподавателей и учителей, использующих в своем педагогическом опыте интерактивные технологии;
- педагогические и психологические труды ученых В.П. Беспалько, Е.Н. Волкова, А.И. Богомолов, Л.С. Подымова и др.
- документы ФГОС нового поколения;
- методическая литература по проблеме реализации интерактивных технологий на уроках.
ОБУЧЕНИЕ С ВНЕДРЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В настоящее время существуют три основных модели обучения: пассивная, активная и интерактивная. Интерактивное обучение является разновидностью активного и имеет свои закономерности и особенности.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от «interact», где «inter» — взаимный и «act» — действовать. Таким образом, интерактивный — способный к взаимодействию, диалогу. Интерактивное обучение это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную цель — создать комфортные условия обучения, при которых каждый студент чувствует свою успешность, интеллектуальные возможности. Суть этой технологии в том, что учебный процесс осуществляется при условии постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это взаимообучение где и студент, и преподаватель являются равноправными субъектами обучения. Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации. Оно эффективно способствует формированию навыков и умений, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия[3].
Во время интерактивного обучения студенты учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать продуманные решения. Кроме того, уроки с применением интерактивных технологий позволяют резко увеличить процент усвоения материала, потому что влияет не только на сознание учащегося, а и на его чувства и действия[3].
По мнению В.А. Бородиной, наименьших учебных достижений можно добиться при условии пассивного обучения (лекция — 5%. Чтение — 10%), а наибольших — интерактивного (дискуссионные группы — 50%, практика через действие — 75%. Обучение других — 90%). Студент, старших курсов способен читая глазами, запомнить 10% информации, слушая — 26%, рассматривая — 30%, слушая и рассматривая — 50%, обговаривая — 70%, личный опыт — 80%, общая деятельность с обсуждением — 90%. Таким образом, если обучение пассивное, мозг не сохраняет то, что было представлено[2].
Более 2400 лет назад Конфуций сказал: «То, что я чувствую, я забываю. То, что я вижу, я помню. То, что я делаю, я понимаю». Эти три простых утверждения объясняют необходимость использования активных методов обучения.
Для начала целесообразно использовать простые интерактивные технологии — работу в парах, малых группах, мозговой штурм. Со временем у студентов появится опыт такой работы, и период подготовки к занятиям сведется до минимума[4].
Таким образом, объяснение и демонстрация никогда не дадут устойчивых знаний. Этого можно достичь только с помощью интерактивного обучения.
Интерактивное обучение предполагает:
• моделирование жизненных ситуаций, решение творческих задач;
• использование разминок (энергизаторов), ролевых игр;
• совместное решение проблем и тому подобное[5].
Значимость внедрения интерактивных технологий в обучение для каждого студента – это осознание привлечения к совместной работе, а также
становление активной, субъектной позиции в учебной деятельности; развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе; формирование ценностно-ориентационного единства группы; поощрение гибкого изменения социальных ролей в зависимости от ситуации.
Наиболее важным аспектом такого урока является ощущение групповой принадлежности слабыми и неуверенными в себе студентами. А также дает возможность почувствовать себя безопасно, вселяет уверенность в возможности преодоления трудностей, что позволяет им существенно подняться за рамки их нынешнего уровня знаний и умений[6].
В результате проведения уроков с внедрением интерактивных технологий я сделала вывод о том, что их использование в процессе обучения повлияло не только на успешное усвоение материала, что выразилось в увеличении количества хороших и отличных оценок, но и на отношение учащихся к дисциплине. Так, анализируя успеваемость учащихся в группах ЛС-34 и ЛС-44, увидела, что успеваемость выше в той группе, где использовала интерактивные элементы на уроке. Наблюдая за работой учащихся на уроке, я увидела, что в процессе использования даже небольших элементов интерактивных технологий изменяется психологический климат. На уроке происходит не просто передача информации от преподавателя к студенту, но и формируются новые отношения, в которых преподаватель и студент выступают в роли партнеров при достижении одной цели, каждый из которых вносит индивидуальный вклад. Учащийся при этом испытывает ощущение успешности, самостоятельности, что подготавливает студентов, к конкурентоспособной жизни в современном обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В основе идеи интерактивного обучения лежит представление о том, что ключом к успешной образовательной деятельности обучающегося является его активное участие в процессе обучения. Интерактивное обучение формирует ключевые компетенции, которые готовят человека к реальной профессиональной деятельности в интерактивном обществе вне стен учебного заведения. Активная работа студента на уроке – залог успешного обучения. Познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемым дисциплинам. В развитии интереса к учебным дисциплинам важны методы, с помощью которых учащиеся вовлекаются в процесс познания. Один из таких методов - игра[7].
Таким образом, использование интерактивных технологий в процессе урок развивает мышление учащихся, обеспечивает достижение воспитательных целей, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Работа учителя должна быть построена так, чтобы учащиеся осознали, что ответственность за получение их собственных знаний лежит на них самих. Преподаватель помогает студентам в выполнении их совместной работы: принимать нужные решения, вырабатывать план действия, продвигаться в выполнении задания, укладываясь в определенное время.
В завершении, я хотела бы сделать следующий вывод: чтобы решить поставленные передо мной задачи, нужно чаще использовать элементы интерактивных технологий на разных этапах урока и тогда на уроке создаётся благоприятная, позитивная психологическая обстановка в процессе обучения, повышается эффективность обучения, уменьшается количество отстающих, увеличится количество успевающих на достаточный и высокий уровень.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ефимов П. П., Ефимова И. О. Интерактивные методы обучения — основа инновационных педагогических технологий [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 286-290.
Бородина В.А., Психологические основы интерактивных технологий обучения и учения // ТРУДЫ СПБГИК. 2015. №. С.53-58
Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004. -75 с.
Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005. – 167 с.
Шкуринская Е.А. Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе. -Волгоград: Учитель, 2008.-158с.
Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. // Специалист. 1992. — № 2. С. 5-6.
Подласый И.П. Педагогика: Учебник.- М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.
9