Конспект НОД. Рисование. Тема: «Листопад»(коллективная работа)
Рисование (пальчиками, гуашь)»
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчество» (рисование), ФЭМП.
Цель: Учить рисовать нетрадиционным способом (пальчиками).
Задачи: Развивать чувство композиции и колорита в процессе использования различных техник, развивать культурно-гигиенические навыки. Воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности, любовь к природе, учить рисовать пальцевую живопись (рисование одним пальцем).
Предварительная работа: рассматривание листьев деревьев, чтение стихотворений, рассказов, рассматривание иллюстраций, картин; дидактические и словесные игры.
Материалы и оборудование: листья, вырезанные по шаблону, гуашь разных цветов, влажная салфетка на каждого ребенка,
1. Организационный момент.
Воспитатель: Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Воспитатель: О каком времени года говорится в этом стихотворении.
Дети: об осени.
Воспитатель: Как вы догадались? Что происходит осенью?
Дети: Листья на деревьях пожелтели, листья опадают с деревьев, улетают птицы.
Воспитатель: Ребята посмотрите, какой сказочный букет из листьев приготовила нам Осень.
Дети вместе с воспитателем рассматривают букет.
Подвижная игра «Осенние листочки»
Дети становятся в круг. На полу разбросаны листья. Воспитанники вместе с воспитателем проговаривают слова и выполняют движения:
Дует, дует ветер,
Качаются вправо-влево, руки перед собой.
Дует-задувает.
Желтые листочки
Машут руками сверху вниз перед собой.
С дерева сдувает!
И летят листочки
Кружатся на месте.
Прямо по дорожке,
Падают листочки
Останавливаются, присаживаются на корточки, руки вниз.
Прямо нам под ножки!
Воспитатель: Ребята, какие мы молодцы!
Воспитатель: Скажите, а какого цвета листочки осенью?
Ответ детей.
Воспитатель: А какой формы?
Ответ детей.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья?
Дети: Это листопад.
Воспитатель: Верно. А почему деревья сбрасывают листья осенью? (становится холодно, зимой веточкам будет тяжело держать листья и снег, зимой дерево спит, отдыхает).
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – и листья на деревьях меняют свой зелёный цвет на жёлтый или красный и опадают. Это происходит потому, что вода замерзает и прекращает поступать в веточки и листья. Дерево засыпает на зиму.
Листья опадают осенью со всех деревьев. Ветром их разносит по улицам и паркам. На следующий год на деревьях появляются новые листики.
Послушайте стихотворение, которое называется «Листопад».
Опавшей листвы разговор еле слышен:
- Мы с клёнов…
- Мы с яблонь…
- Мы с вязов…
- Мы с вишен…
- С осинки…
- С черёмухи…
- С дуба…
- С берёзы…
Везде листопад:
На пороге – морозы!
Ю. Капотов
Воспитатель: Осенью листья на деревьях становятся не только жёлтыми, а и красными, оранжёвыми, коричневыми и даже фиолетовыми. Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода: чем солнечнее осенние дни, тем ярче краска. Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу именно из-за этого разноцветья. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию репродукцию картины художника Исаака Левитана «Золотая осень». Само название картины говорит о том, какое время года изобразил на ней художник.
Глядя на эту картину и наблюдая за природой на прогулке, мы с вами можем убедиться в том, что осень – великий художник, ведь она сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей природе, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. Хочется любоваться ими каждый день.
Воспитатель: Ребята, я совсем забыла, сегодня утром пролетала Сорока - белобока и рассказала, что в лесу произошла беда. Поднялся сильный ветер и сорвал все листики на деревьях. Давайте нарисуем листочки нашим деревьям. Поможем?
Ответы детей.
Воспитатель: Прежде, чем вы приступите к работе мы сделаем гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика,
Пальчики в лесу
Раз, два, три, четыре, пять.( взрослый держит перед собой кулачок)
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошёл, (разгибает мизинчик)
Этот пальчик гриб нашёл, (разгибает безымянный пальчик)
Этот резал (разгибает указательный пальчик)
Этот ел (разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)
Ну, а этот лишь глядел
Воспитатель: Тогда садитесь на стулья. Сегодня мы с вами будем волшебниками, ни кисточкой рисовать будем, а пальчиками.
Показ: Я беру пальчик и обмакиваю его в краску ( не весь пальчик, а кончик) и прикладываю его к грозди. Посмотрите палец грязный, что нужно сделать?
Ответы: Да, вытереть мокрой салфеткой хорошо.
Воспитатель: Можно приступить к работе. Рисуйте аккуратно, набирайте на палец краску аккуратно.
Воспитатель: Ой, какие красивые листочки у вас получились и сколько их много.
Воспитатель: Молодцы ребята, постарались очень красивые получились у вас листья! Давайте их соберем в единую композицию, продемонстрируем родителям наше творчество.
Анализ детских работ.