12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Цуканова Валентина Геннадьевна1600
Педагог дошкольного образования. Окончила педагогической колледж по специальности - воспитатель, затем ВУЗ - преподаватель дошкольной педагогики и психологии. Имею 5 лет педагогического стажа, на данный момент занимаю должность заместителя заведующей ДОУ
Россия, Забайкальский край, Чита

РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА В СОЧЕТАНИИ С ПОДВИЖНЫМИ ИГРАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИТБОЛОВ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ

 Аннотация. Эффективность разработанной программы на основе использования подвижных игр и гим­настических упражнений на фитболмячах подтверждается тем, что по­сле её применения у дошкольников экспериментальной группы выявлены улучшения в уровне развития координационных способностей. Полученные результаты исследования показали, что использование комплексов упражнений с фитболом могут находить широкое применение в детских дошкольных учреждениях. В процессе занятий повышается уровень координационных способностей детей, обеспечиваются лучшие условия для формирования умений управлять своими движениями, то есть действовать целенаправленно, продуктивно, экономично.

Ключевые слова: дети-дошкольники, физкультурные занятия, подвижные игры, фитнес-мячи.

 

Актуальность. Традиционный подход к использованию средств и методов физического воспитания не всегда оказывается достаточным для увеличения функциональных возможностей организма детей и эффективного развития основных двигательных качеств. В условиях модернизации физкультурного образования остаётся актуальной проблема разработки новых эффективных методик физического воспитания дошкольников и поиска таких сочетаний средств, методов, и форм, которые позволили бы повысить интерес у детей к занятиям физической культуры, создать у них положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность, способствовать комплексному развитию двигательных качеств.

Занятия с фитболами очень привлекательны для детей. Непринуждённость обстановки, свобода импровизаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъёма и удовлетворения двигательной потребности - всё это создаёт состояние особого психологического комфорта и удовольствия, что в свою очередь повышает оздоровительную эффективность данных занятий.

Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает развивающий эффект занятий. Улучшаются условия формирования кинестетического и кинетического факторов (плавность движений, сохранение равновесия, тактильные ощущения). Также развивается способность к произвольной регуляции движений - умение контролировать силу толчка, дальность проката на мяче. Кроме этого мячи обладают ещё и вибрационным действием. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки. Немаловажную роль здесь играет и эмоциональный компонент: мяч – это игрушка, он партнёр, он красив и, главное подвижен, взаимодействует с ребёнком.

Цель исследования: определить эффективность применения  фитболов на физкультурных занятиях в ДОО, тем самым обеспечивая комплексное развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью исследования в работе были поставлены следующие задачи:

1. Определить основные средства для совершенствования   координационных способностей с использованием фитбола.

2. Доказать педагогическую эффективность применения комплексов упражнений и подвижных игр с использованием фитболов на физкультурных занятиях в ДОО.

Для решения поставленных задач нами использовались методы педагогического исследования (педагогическое тестирование и педагогический эксперимент) и методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование мы проводили в двух детских садах г. Егорьевска. В педагогическом эксперименте и диагностическом обследовании приняли участие 98 детей подготовительных групп.

 Обсуждение результатов исследования. Согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» педагогический коллектив вправе вносить определенные изменения в видовое разнообразие физических упражнений или вводить их варианты, наиболее соответствующие укладу конкретного учреждения и уровню состояния здоровья детей данного учреждения.

На основании этого нами была разработана система физических упражнений  и картотека подвижных игр с использованием фитболов, направленная на комплексное развитие физических качеств и укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста, и включена в структуру занятий по физическому воспитанию.

В недельном цикле предусмотрено проведение трех физкультурных занятий (одно на воздухе), продолжительность которых, зависит от возраста занимающихся и составляет: в старшей – 25 минут, в подготовительной – 30 минут. Помимо обязательных занятий нами проводилось одно дополнительное занятие в виде кружка по фитбол-гимнастике.

Своеобразие нашей методики в экспериментальной группе заключалась в более системном, последовательном и целенаправленном подходе использования мячей-фитболов в системе физкультурно-оздоровительной работы, который не только не исключает программный материал по физическому развитию, предусмотренный основной рабочей программой ДОО, но  дополняет, и расширят его.

Физкультурные занятия с использованием фитбола имеют ряд особенностей, в зависимости от того в какой части они были применены. Исходя из этого, нами выделены четыре вида занятий, применяемые нами в ходе эксперимента:

- занятия с включением игр и упражнений  с фитболом во все части  занятия;

- с включением игр и упражнений с фитболами в водную и основную части занятий;

-  только в основную;

-  в основную и заключительную.

Вариант занятий с включением больших мячей во вводную и основную части предусматривает во вводной части использование фитбола в различных вариантах ходьбы и бега, музыкально-ритмичных движениях, несложных игровых упражнениях на внимание, подвижных игр малой и средней ин­тенсивности. В конце вводной части, после бега будут умест­ны динамические дыхательные упражнения. В начало основной части, как правило, включаются комплексы  общеразвивающих упражнений с фитболами и несколько динамических упражнений с мячами, а после продолжить занятия в соответствии с решаемыми задачами без мячей.

В варианте занятий с включением фитбола в основную часть целесообразно совмещать упражнения с фитболом с другими двигательными действия­ми (лазанием, прыжками, метанием и др.). Завершить основную часть занятия необходимо подвижной игрой высокой интенсив­ности или игрой соревновательной направленности с фитболами.

Если мячи используются не только в основной части, но и в заключительной, то в последней части акцент делается на подвижных играх и игровых упражнениях малой интенсивности, упражнениях в рас­слаблении сидя, лежа на фитболе или без мяча; релаксации и стретчинге с мячом.

Вариант занятий с включением средств фитбол-гимнас­тики в содержание всех трех частей опирается на комплексное применение гимнастических упражнений и подвижных игр с фитболами на протяжении всего занятия. Важным моментом плани­рования такого занятия является распределение средств фитбол-гимнастики с учетом специфики его частей. Так, в вводной части используются строевые, циклические упражнения, подвижные игры малой и средней интенсивности и другие с фитболами; в ос­новной - комплексы фитбол-аэробики или ОРУ, динамические упражнения на укрепление разных мышечных групп и воспита­ние физических качеств, подвижные игры высокой интенсивно­сти с мячами; в заключительной - упражнения с мячами на рас­тягивание, расслабление, дыхательная гимнастика и др.  Такое занятие является итоговым, подготовка к нему осуществляется на занятиях других типов (вариантов). Итоговое занятие может быть тематическим или содержать сюжет («Путешествие Колобка», «Гимнасты», «Веселый мяч», «Космонавты» и др.), что позво­лит формировать творческие способности воспитанников в имп­ровизации различных двигательных действий с фитболами.

На занятиях с большими мячами принципиальное значение имеет оптимальная дозировка физических упражнений, интен­сивность и сложность которых возрастает постепенно, а нагруз­ка рационально чередуется с отдыхом. Варьирование объема и интенсивности физических упражнений достигается определен­ным числом повторений, темпом их выполнения, продолжитель­ностью подвижных игр с мячами, изменением площади опоры о фитбол, сменой способов выполнения упражнений, увеличением либо уменьшением интервалов нагрузки и отдыха, применением средств словесного и наглядного воздействия на детей и другими методическими приемами. Оптимизации физической нагрузки во многом способствует правильный подбор педагогом музыкального сопровождения.

Проведенное нами исследование позволило выделить средства определяющее комплексное воздействие упражнений с фитбол-мячами на развитие физических способностей: свойства фитбола (цвет, размер, форм, запах, упругость), универсальность его применения (как предмет, опора, утяжелитель, массажёр, препятствие, тренажер), использование функциональной музыки (на основе разработанных требований) и целенаправленно подобранные средства, включающие: гимнастические, танцевальные и профилактико-коррегирующие упражнения.

В результате педагогического эксперимента у дошкольников экспериментальной группы выявлены улучшения в показателях, характеризующих виды координационных способностей: статического равновесия, динамического равновесия и ориентировании в пространстве

Положительные сдвиги в уровне координационных способностей отражают влияние целенаправленного педагогического воздействия, о чём свидетельствуют более выраженные изменения показателей у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Разумеется, положительные изменения произошли и в контрольной группе, где конечно результаты отличались от исходных данных. Однако темпы прироста в экспериментальной группе оказались выше, чем  в  контрольных.

Отметим, что, несмотря на то, что в контрольной группе также использовались сред­ства ритмической гимнастики, динамика результатов в ней оказалась ниже, чем у детей экспериментальной группы. Дети экспериментальной группы показывают, в основном, результаты «высокого уровня», тогда как показатели детей контрольной группы - «среднего уровня»). Таким образом, существует прочная связь между целенаправленным воздейст­вием на способность к ритмизации движений в возрасте 6-7 лет путем сочета­ния средств ритмической гимнастики с фитбол-гимнастикой с одной стороны, и ростом показателей данной способности с другой.

Выводы. Эффективность разработанной программы на основе использования подвижных игр и гим­настических упражнений на фитбол-мячах подтверждается тем, что по­сле её применения у дошкольников экспериментальной группы выявлены улучшения в уровне развития координационных способностей.

Таким образом, полученные результаты исследования показали, что использование комплексов упражнений с фитболом могут находить широкое применение в детских дошкольных учреждениях. В процессе занятий повышается уровень координационных способностей детей, обеспечиваются лучшие условия для формирования умений управлять своими движениями, то есть действовать целенаправленно, продуктивно, экономично.

 

Список литературы

1. Золотова М.Ю. Педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в рамках физкультурно-оздоровительной работы в школе // «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире» материалы XXIII Международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся.Коломна 2013. С. 136-141.

 2. Золотова М.Ю. Физкультурно-оздоровительные аспекты  здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях // IX международная научно-практическая конференция «Адаптационные возможности детей и молодежи», Одесса, 2015.

 3. Золотова М.Ю., Чайченко М.В. Формирование опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры у детей старшего дошкольного возраста. // Science Time. №7, 2016 г. – с.117-120.  

4. Методика проведения общеразвивающих упражнений и подвижных игр. Учебное пособие для вузов / Нечаев А.В., Обидова О.А. – МГОСГИ. Коломна, 2014 г.- 125 с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Золотова Мария Юрьевна, 06.10.18 в 17:56 0 Ответить Пожаловаться
Да, интересный материал! Особенно, если учесть, что текст статьи полностью автор позаимствовал из материалов Всероссийской научно-практической конференции Дальневосточной государственной академии физической культуры у автора Золотовой М.Ю. Респект и позор вам уважаемая Цуканова Валентина Геннадьевна!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.