Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная Школа № 18 им. братьев Могилевцевых» г. Брянска
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей системы ККиР _________________________ Протокол №1 «___» августа 20__ г. Руководитель ШМО _____/Шильчикова О.В./ | СОГЛАСОВАНО на методическом Совете МБОУ СОШ №18 г. Брянска Протокол №1 «___» августа 20__ г. зам. дир. по УВР ____/Гаврюшина Н.А./ | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ СОШ №18 г. Брянска № _____ от «___» ___________ 20__ г. |
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной коррекционной работе
Ритмика
на 2020-2021 учебный год
Уровень обучения: начальное общее образование
Класс: 4 г
Составитель: учитель начальных классов:
Шильчикова О.В.
г. Брянск
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции с изменениями и дополнениями).
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, (Приказ Минобрнауки России от 19. 12. 2014 № 1598) Основная образовательная программа начального общего образования, утверждённого приказом директора МБОУ СОШ №18 № 80 од от 02.09. 2019 г.
3.ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15 https://fgosreestr.ru/
4. Адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с ОВЗ(ЗПР) вариант 7.1, утверждённого приказом директора МБОУ СОШ №18 № 80 од от 02.09. 2019 г.
4. Учебный план МБОУ СОШ №18 г. Брянска, календарный учебный график на 2020-2021 учебный год
В соответствии с учебным планом внеурочной коррекционной работы в 4 классе классе на учебный предмет «Ритмика» отводится 34 часа (из расчета 1 ч. в неделю) после уроков во второй половине дня.
.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная программа направлена на коррекцию особенностей нервно-психического склада, своеобразия поведения и личностной реакции, а также эмоционально-волевой незрелости у детей с ЗПР.
Целью программы является создание условий для личностного развития обучающихся с ЗПР и коррекции отклонений в психическом и физическом развитии обучающихся с ЗПР, посредством воздействия специфическими средствами, свойственными ритмике. Задачи программы:
овладение разнообразными формами движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки, гимнастические и танцевальные упражнения, упражнения с звучащими
инструментами (дудки, погремушки и т.д.))
развитие умения воспринимать на слух, различать и понимать специфические средства музыкального «языка» (динамика, темп и т. д.);
развитие чувства ритма, музыкального слуха и памяти;
развитие умственной деятельности, творческого воображения, памяти, формирование произвольного внимания, пространственной ориентировки и координации, улучшение осанки;
развитие умения совместной коллективной деятельности;
воспитание самоорганизации и самодисциплины;
приобщение детей к музыке, совершенствование музыкально-эстетических чувств.
Учитывая, что занятия ритмикой являются частью образовательной и коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ЗПР, можно выделить четыре основных направления работы с детьми, реализуемые на занятиях ритмики:
оздоровительное;
образовательное;
воспитательное;
коррекционно-развивающее.
Общие требования к организации занятий.
В начале и в конце каждого занятия должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Способ определения результативности освоения программы
Программа считается освоенной, если ребенок присутствовал не менее, чем на половине занятиях по ритмике.
Форма подведения итогов
Участие в классных и общешкольных праздниках и концертах.
Планируемые результаты реализации программы коррекционного курса
"Ритмика"
Личностные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья.
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
Метапредметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;
планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом индивидуальных возможностей и требования сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.
формирование умения понимать причины успеха
(неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
двигаться в соответствии с характером, темпом и динамикой музыки, отличать начало и конец звучания музыкального произведения;
ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать по кругу, между предметами, воспроизводить несложный ритм и простые движения с предметами, выполнять игровые и плясовые движения, согласовывая движения рук с движениями ног и туловища;
выполнять дыхательные упражнения;
использовать на уроках ритмики умения, полученные на занятиях по музыке и физической культуре;
уметь себя самопрезентовать в выступлениях перед зрителями.
Содержание программы по коррекционному курсу "Ритмика"
Программа содержит 4 раздела:
«Ритмико-гимнастические упражнения»;
«Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами»;
«Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку»;
«Народные пляски и современные танцевальные движения».
Содержание программы
4 класс
№ п\п | Тема | Основные узловые моменты | Форма | |
1 | Вводный | Инструктаж по ТБ. Разные виды ходьбы под счет, под музыку, виды бега. ОРУ. Подвижная игра. Упражнения для формирования правильной осанки. | Практика | |
2 | Разновидности ходьбы | Ходьба и бег под музыку с изменением темпа движения. Отражение разными видами ходьбы ритмического рисунка мелодии. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение для развития быстроты реакции движения. | Практика | |
3 | Танцевальный шаг полупальцах | на | Разновидности прыжков под счет. ОРУ. Танцевальный шаг на полупальцах. Отражение хлопками ритмического рисунка мелодии. Подвижная игра. | Практика |
Упражнения для развития координационных способностей | |||
4 | Перестроения | Разновидности прыжков с изменением ритма музыки. Перестроения под музыку в шеренгу, в круг. ОРУ. Танцевальный шаг на полупальцах. Подвижная игра. Упражнения для развития гибкости | Практика |
5 | Подбрасывание малого мяча, обруча в заданном ритме | Подбрасывание малого мяча, обруча под счет из положения стоя, сидя с изменением темпа счета, под музыку. Составление простых ритмических рисунков. Подвижная игра. ОРУ с флажками. Упражнения для укрепления свода стопы | Практика |
6 | Перекатывание, катание, бросание малого мяча, обруча под музыку | Перекатывание, катание малого мяча, чередуя с подбрасываниями и передачами в движении под изменяющийся темп музыки. ОРУ. Подвижная игра. Упражнения для развития пространственной ориентировки | Практика |
7 | Упражнения с препятствиями и на координацию движений | Перестроения. Разновидности ходьбы и с преодолением препятствий, изменением ритма движений. Чередование ходьбы и бега с перестроением под определенный темп музыкального сопровождения. Подвижная игра. Упр. для развития гибкости и для укрепления мышц спины | Практика |
8 | Упражнения с обручем, скакалкой, гимнастической палкой | Упражнение в движении с гимнастическими палками, скакалками, обручем под изменяющийся темп музыки. Составление простых ритмических рисунков. Подвижная игра. Упр. для укрепления мышц пресса | Практика |
9 | Итоговое занятие | Участие в школьных и классных праздниках и концертах | Практика |
10 | Вводный | Чередование ходьбы и бега. ОРУ. Упр. развивающие музыкальный слух, ритм, память. Знакомство с барабаном. Отстукивание ритма на слух. Подвижная игра. Упр. на развитие внимания | Практика |
11 | Упражнения на внимание | Чередование ходьбы и бега с построениями под определенные доли музыкального произведения. Исполнение различных ритмов на барабане в медленном и быстром темпе. ОРУ. Подвижная игра. Имитационные упражнения | Практика |
12 | Упражнение на расслабление мышц | Чередование ходьбы и бега. Знакомство с колокольчиком, его звучанием. Исполнение различных ритмов колокольчиками в медленном и быстром темпе. ОРУ. Танцевальные движения. Подвижная игра. Упр. на релаксацию | Практика |
13 | Упражнение на координацию движений и на развитие двигательной активности | Основная стойка. Построения. Играть, отстукивать и отзванивать ритм мелодии. Бег на полупальцах, притопы одной ногой и поочередно, вступая в нужное время, учитывая характер музыки. Подвижная игра. Упр. на релаксацию | Практика |
14 | Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы | Движения руками, ногами под динамические акценты музыки. Передача на различных инструментах основных ритмов знакомых песен. Упр. для формирования правильной осанки. Танец «Стукалка» | Практика |
15 | Упражнение на передачу в движении характера музыки | Ритмико-гимнастические упр. с мячами. ОРУ в движении. Солирование с барабаном и с колокольчиками. Танец с колокольчиками. Упр. для развития координационных способностей | Практика |
16 | Итоговое занятие | Участие в школьных и классных праздниках и концертах | Практика |
17 | Импровизация движений | Движения руками, ногами под динамические акценты музыки. Свободные движения под музыку разного характера на определенную тему. Упр. для развития быстроты реакции | Практика |
18 | Упражнение в равновесии | Перестроение по звеньям, по заранее установленным местам. ОРУ с предметами. Стойка. Ходьба по гимнастической скамейке. Перешагивание через мячи. Подвижные игры. Упр. для развития игровой деятельности | Практика |
19 | Индивидуальное творчество | Использование различных атрибутов, пособий для развития двигательной активности. ОРУ. Эстафеты со скакалками. Упр. для формирования правильной осанки | Практика |
20 | Упражнения с гимнастическими палками и с обручем | Чередование ходьбы и бега. Перестроение под музыку. Свободные движения под музыку разного характера на определенную тему. ОРУ с гимнастическими палками и с обручами. Игра с пением . Упр. на развитие координационных | Практика |
способностей | |||
21 | Упражнения для развития ритма | Выполнение отсроченных движений. Ритмичное выполнение притопов, прихлопов. Подражательные движения. Сужение и расширении круга. ОРУ. Эстафета с обручами. Упр. для развития пластичности | Практика |
22 | Упражнения на передачу в движении характера музыки | Ритмико-гимнастические упр. с мячами. ОРУ в движении. Музыкальная игра. Упр. для развития чувства ритма | Практика |
23 | Упражнения на умение сочетать движение с музыкой | Ритмико-гимнастические упр. с флажками. Свободные движения под музыку разного характера на определенную тему. ОРУ в движении. Музыкальная игра. Упр. для развития чувства ритма | Практика |
24 | Упражнения на внимание | Бег на полупальцах, притопы одной ногой и поочередно, учитывая характер музыки. Подражательные движения.ОРУ. Музыкальная игра. Упражнение на расслабление | Практика |
25 | Итоговое занятие | Участие в школьных и классных праздниках и концертах | Практика |
26 | Танцевальные упражнения | Танцевальные упражнения. ОРУ в движении. Подвижная игра. Упр. для развития чувства ритма | Практика |
27 | Танцевальные движения | Знакомство с новыми элементами танца и движениями: присядка, полуприсядка на месте и с продвижением. ОРУ. Музыкальная игра. Упр. для укрепления свода стопы | Практика |
28 | Соединение движения с музыкой | Изучение танцевального шага «Галоп» под различный характер музыки. ОРУ. Подвижная игра. Упр. для расслабления | Практика |
29 | Упражнения на развитие танцевального творчества. Вальс. | Знакомство с новыми элементами танца: шаг вальса прямой и с поворотом. Упр. на развитие мелкой моторики рук, чувства ритма. | Практика |
30 | Элементы русских народных плясок | Танцевальные упр. «русский хоровод», «танец с платочками», «хлоп да хлоп». Плясовая «Как пошли наши подруженьки гулять». Подвижные игры. Упр. на расслабление | Практика |
31 | Итоговое занятие | Участие в школьных и классных праздниках и концертах | Практика |
Методическое обеспечение программы
Название программы | раздела | Основные формы работы с детьми | Основные методы работы | |
Ритмико-гимнастические упражнения | - урок; -учебно-практическое занятие; подгрупповая; -парная (учитель ученик, ученик- ученик); -игра; | -показательный; -организации учебно-практической, спортивной, игровой деятельности обучающихся; стимулирования мотивации деятельности поведения обучающихся; -контроля самоконтроля деятельности поведения обучающихся | ||
Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами | ||||
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку | ||||
Народные пляски и современные танцевальные движения |
Тематическое планирование 4Г класс ККиР
№ п/п | Тема занятия | Всего | По плану | фактически | |
Ритмико-гимнастические упражнения (9 часов) | |||||
1 | 1. Вводный | 1 | 7 09 | 1 | |
2 | 2. Разновидности ходьбы | 1 | 14 09 | 1 | |
3 | 3. Танцевальный шаг на полупальцах | 1 | 21 09 | 1 | |
4 | 4. Перестроения | 1 | 28 09 | 1 | |
5 | 5. Подбрасывание малого мяча, обруча в малом ритме | 1 | 05 10 | 1 | |
6 | 6. Перекатывание, катание, бросание малого мяча под музыку | 1 | 12 10 | 1 | |
7 | 7. Упражнение с препятствиями и на координацию движений | 1 | 19 10 | 1 | |
8 | 8. Упражнения темпо-ритмические. | 1 | 26 10 | 1 | |
9 | 9. Итоговое занятие | 1 | 28 10 | 1 | |
Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами (8 ч) | |||||
10 | 1. Вводный | 1 | 05 11 | 1 | |
11 | 2. Упражнения на внимание | 1 | 09 11 | 1 | |
12 | 3. Упражнение на расслабление мышц | 1 | 16 11 | ||
13 | 4. Упражнение на координацию движений | 1 | 23 11 | 1 | |
14-15 | 5.Импровизация движений на музыкальные темы | 2 | 30 11 07 12 | 2 | |
16 | 6. Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности | 1 | 14 12 | 1 | |
17 | 7. Итоговое занятие | 1 | 21 12 | 1 | |
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку (10 ч) | |||||
18 | 1. Импровизация движений | 1 | 28 12 | 1 | |
19 | 2. Упражнение в равновесии | 1 | 11 01 | 1 | |
20 | 3. Индивидуальное творчество | 1 | 18 01 | 1 | |
21 | 4. Упражнения с гимнастическими палками | 1 | 25 01 | 1 | |
22 23 | 5. Упражнения с обручем | 2 | 01 02 08 02 | 2 | |
24 | 6. Упражнения для развития ритма | 1 | 15 02 | 1 | |
25 | 7. Упражнение на передачу в движении характера музыки | 1 | 01 03 | 1 | |
26 | 8. Упражнение на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание | 1 | 09 03 | 1 | |
27 | 9. Итоговое занятие | 1 | 15 03 | 1 | |
Народные пляски и современные танцевальные движения (9 часов) | |||||
28 | 1. Танцевальные упражнения и движения | 1 | 29 03 | 2 | |
29 | 2. Соединение движения с музыкой | 1 | 05 04 | 1 | |
30 | 3. Русские народные игры | 1 | 12 04 19 04 | 2 | |
31 32 | 4. Упражнение на развитие танцевального творчества | 2 | 26 04 | 2 | |
33 | 5. Элементы русских народных плясок | 2 | 17 05 | 2 | |
34 | 6. Итоговое занятие | 1 | 24 05 | 1 | |
Всего | 34 | 34 |