Урок русского языка в 5 классе на тему «Родной дом — уголок Отчизны»
«Родной дом – уголок Отчизны»
Оборудование: выставка книг со стихами о родине, о родном доме; презентация «Родной дом – какой он бывает?», аудиозаписи песен о родине, глобус.
Цели и задачи урока:
Предметные: Дать понятие о мире как обществе людей, живущих одними заботами; воспитывать любовь к родной Республике Чувашии через любовь к своему дому, расширять знания о Чувашии.
Метапредметные:
Личностные: формировать положительную учебную мотивацию; учить пониманию смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат; адекватно оценивать свою деятельность.
Регулятивные: планировать свои действия; создавать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
Коммуникативные: формировать умение формулировать собственное мнение и позицию; рассказывать о правилах совместной жизни в общем доме (Земля – наш общий дом).
Познавательные: развивать умение строить речевое высказывание; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Ход урока:
1. Слово учителя. (Наш общий дом)
- Ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, вы путешествовали по разным странам. Вы читали стихи о доме, о Родине. Мы старались проследить, как у разных поэтах в стихах воспевается Родина-мать, мать-земля, воспевается родной дом. Почему в русском языке одного корня слова род, родник, природа, Родина? Чувство Родины начинается с ощущения неповторимости и красоты родной природы. И тогда памяти звучат строки о родных местах.
II. Беседа с классом
- Что такое дом?
- Чем служит дом для людей?
- Что вкладывает человек в понятие дом? (помещение для жилья, где человек живет, где родился, в нем люди, которые его окружают, здесь он перенимает обычаи своего народа, традиции)
- Да, понятие родина имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы предков, где он познал первые радости и неудачи, ведь не случайно в трудные минуты своей жизни люди вспоминали место, где родились, где прошло детство, т. е. свою малую Родину.
Мы с вами живем в России, на Волге, в Чувашии, совсем скоро мы будем праздновать столетний юбилей нашей Республики, и мы рассказываем стихи о родном городе. Давайте послушаем стихотворение чувашской поэтессы Раисы Сарби «Наша улица» (читает подготовленный ученик)
III. Отправляемся в путешествие по миру.
- Ребята, а где ещё живут ваши ровесники?
- В разных странах, в разных частях света. (Называют известные страны, части света).
1. Путешествие на Север (Показать на глобусе).
- А что вам известно о Севере?
- На Севере другой климат, дома отличаются от наших.
- Да, вы правильно говорите, что на Севере совсем другие условия жизни: там суровая природа, и человек, который долго живёт на Севере, за годы жизни приспособился к этим условиям, бережно хранит обычаи, традиции своего народа, передает их из поколения в поколение.
- А что вы знаете о жилище человека на Севере? Ведь эти народы кочевали в поисках мест для охоты или пастбищ для скота. Им нужно было жилище, которое легко сложить и перевезти.
- Девочки сейчас расскажут стихотворение чукотского поэта Михаила Вальгиргина «Дедушкина школа», а я на доске написала вам слово, которого вы не знаете ЛАХТАК - (вид большого тюленя)
«Дедушкина школа»
Какую книгу северной природы читали дед с внуком?
- А как вы понимаете выражение «Книга северной природы»?
(- Дедушка учил узнавать животных по следам, прятаться от пурги, узнавать погоду по приметам, как ловить рыбу, как охотиться, не убивать зря животных, любить их.)
- Ребята, а как вы думаете, люди, которые живут на Севере, в небольших поселках, люди, которые много времени проводят в одиночестве, на охоте, на рыбалке, что они ценят больше всего, что их радует?
(- Общение)
- Послушайте, как интересно написала об этом чукотская поэтесса Антонина Кымытваль. Стихотворение ее так и называется «Новость».
(На слайде – новые слова: тундра, геолог, аэросани, яранга.)
- А как вы думаете, почему это стихотворение читали двое?
(- Потому что новость передается от человека к человеку)
2. Путешествие в Прибалтику.
- Попутешествовали мы с вами по Северу, а теперь давайте перенесемся в другую географическую точку и побываем в Прибалтике.
- Ребята, как вам кажется, когда люди вспоминают родной дом, ЧТО они вспоминают (запах хлеба, теплоту родительских рук).
- А вы какой цвет вспоминаете, думая о родном доме?
(- Вспоминаю зелёный цвет - сад, белый - цветут яблони, синий - цвет озера, желтый - желтое поле пшеницы) – перечисляют дети.
- А у эстонской поэтессы Оливии Саар стихотворение так и называется «Какого цвета дом родной». (Чтение стихотворения).
- Понравилось вам стихотворение? Чем?
- А в последней строфе говорится:
Мой дом цвета родного,
Цвета веселых глаз.
- Как вы думаете, какой это цвет «родной»? (У каждого - свой, кто что вспоминает)
3. Путешествие в пустыню.
- Разные края есть на свете, где-то цветут незабудки и краснеют яблоки, где-то плавают на пароходах, а вот есть такие места, где, куда не кинешь взгляд, лежат пески.
- Как называется это место? (пустыня)
- А какие вы знаете пустыни?
- Где они находятся?
- И в таких местах тоже приходится жить людям. Трудно им приходится, и помогает в их трудной жизни - верблюд. Об этом животным вы сейчас послушайте стихотворение поэта Халмурата Сапарова.
«Верблюд» (Чтение стихотворения).
- В каких странах есть ещё верблюды?
- А почему его называют кораблем пустыни (пески в пустыне как волны)
- В этом стихотворении вы услышали слово кишлак. А что это такое? (По-нашему, это деревня).
- Да кишлак - это постоянное место жительства. Но многие народы, которые живут в таких местах, кочуют. Ищут место охоты или пастбища; им нужен такой дом, который можно собрать и поставить в другом месте.
- Кто же знает, в каких они домах жили? (Рассказ о юрте).
4. Поговорим об особенностях разных народов. Путешествие на восток.
- Каждый народ неповторим, имеет свои национальные черты, каждый народ гордится своими традициями, своей национальной культурой. Разные условия жизни, разные природные условия, и даже пища разная. Вы знаете чувашские национальные блюда? (Дети перечисляют.)
- А вот у многих народов, живущих в восточных странах, на юге, любимое блюдо - плов. А мы знаем это блюдо? (Да). Вот видите, и мы его полюбили.
- Настя сейчас прочитает стихотворение, которое написала армянская поэтесса Сильва Капутикян «Мы сварили плов»
- Как вы поняли из этого стихотворения, легко ли сварить плов?
- Почему?
- Для каждого дела нужно терпение, старание, внимание. И тогда получится все, что вы задумали.
5. Путешествие в Америку.
- Интересно, ребята, побывать в разных краях и даже на разных материках.
- Давайте покрутим глобус, посмотрим на него, вы знаете, что это за материк? (Америка)
- И может быть, сегодня состоится первое ваша знакомство с литературой Америки, потому что Костя и Боря выучили стихотворение американского поэта Генри Лонгфелло. Коренные жители Америки - индейцы. Их дом называется вигвам. У индейцев богатые обычаи, они жили в полном согласии с природой. Здесь вы услышите незнакомые вам названия древних индейских племён. (Звучит «Песня о Гайавате». Отрывок)
- Ребята, а вам понравилось, как мальчики прочитали этот отрывок из поэмы?
- А что они сумели передать своим чтением?
- Как вы поняли смысл этого отрывка? О чем здесь говорится?
IV. Итоги урока.
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Вы рассказывали стихи поэтов разных стран; тех, кто живёт рядом с нами, и тех, кого от нас разделяют океаны и моря, большие расстояния. А мы с вами живем в нашей родной Чувашии. Жители Чувашии живут в разных домах: деревенские дома чаще всего деревянные, красивые, с различными украшениями; городские - каменные, строгие.
- Заключительным станет стихотворение чувашского поэта П.П.Хузангая. (Звучит стихотворение «Знаете ли вы страну такую, ..»)
V. Домашнее задание.
- Напишите сочинение или создайте презентацию на тему «Мой Дом».