12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Подрядчикова Ирина Валентиновна420
Россия, Смоленская обл., Смоленск

Родительская встреча на тему:

«Ваши дети – это не ваши дети…»



«Ребёнок – это сосуд, данный нам,

взрослым, на хранение».

(древняя мудрость)


Пояснительная записка


За последние десятилетия в нашей стране произошли существенные изменения экономического, политического и социокультурного характера. Изменения затронули и отношение родителей к периоду дошкольного детства. Главная тенденция этих изменений заключается в том, что старший дошкольник по существу воспринимается близкими взрослыми как младший школьник.

Родители, прежде всего, ориентированы на конкретные достижения детей, которые они хотят видеть. Все чаще фокусируют внимание ребёнка на его успехах и неудачах, постоянно оценивают результаты его деятельности, сравнивают с другими, стремятся подчеркнуть достоинства или недостатки. Многие родители имеют четкий образ идеального ребёнка, который становится критерием оценки их сына или дочери. Этот желаемый образ заслоняет собой образ реальный. Одним из главных желательных качеств ребёнка родители называют послушание. Характерно, что ведущим стилем воспитания данных качеств является авторитарный (наказания, запреты, принуждения).

Обладая природной привязанностью к родителям, ребёнок даже на бессознательном уровне ждет понимания с их стороны, эмоциональной близости, всесторонней поддержки. К сожалению, он не всегда находит это в современной семье.

В ходе ряда проведённых отечественных и зарубежных исследований было доказано, что психоэмоциональное состояние и в целом психоэмоциональный статус ребёнка опосредованы родительскими ожиданиями, причем завышенные и заниженные ожидания одинаково негативны в этом отношении.

Ожидания родителей в отношении ребёнка, связанные с установками, со стилем воспитания, должны быть по-максимуму реалистичны, так как неадекватные ожидания - препятствие на пути формирования полноценной структуры личности ребёнка.

К сожалению, на протяжении значительного периода дошкольного детства многие современные родители относятся к ребёнку как к ученику, которому нужно передать огромный багаж знаний, умений, навыков. При такой родительской позиции дошкольник начинает чувствовать себя предметом воспитания, которого в любой момент могут наказать или поощрить. Стремясь быть послушным и хорошим, он ориентируется главным образом на социальную норму, которую присваивает через оценку родителей.

Такая ситуация позволяет говорить о смещении возрастных норм в родительском сознании. В отношении родителя к взрослеющему ребёнку «выпадает» дошкольный возраст. Из раннего возраста (периода освоения бытовых навыков и способов действия с предметами) ребёнок переходит в младший школьный (возраст освоения знаковых систем и учебных действий). Здесь налицо смыкание двух «предметных», нормативных возрастов (раннего и младшего школьного). Ребёнок переходит из одной «учебы» в другую. Период дошкольного детства, который согласно представлениям психологов, является решающим этапом формирования личности, зарождения этических инстанций, общения со сверстниками - в родительском сознании редуцируется и вытесняется требованиями подготовки к школе. А ведь именно дошкольный возраст является периодом интенсивного освоения мотивов, смыслов и задач человеческой деятельности (Д.Б. Эльконин), становления личностных механизмов поведения (А.Н. Леонтьев), развития инициативности (Э. Эриксон) и творческих способностей. Существует определенный риск того, что потеря специфики дошкольного детства в родительском отношении ведет к редукции или недоразвитию этих важнейших качеств личности человека. Наверстать это упущение в более поздних возрастах практически невозможно.

Нас, как специалистов, работающих с детьми, сложившаяся ситуация не может не тревожить. Общаясь с родителями, мы стараемся привлечь внимание к неповторимой индивидуальности и уникальности их детей, необходимости уважать право ребёнка быть самим собой, быть своего возраста.

Одной из традиционных и эффективных форм взаимодействия специалистов ДОУ с родителями являются родительские встречи. Данное мероприятие может проводиться педагогом-психологом совместно с другими специалистами – социальным педагогом, старшим воспитателем, воспитателями группы. Оптимальное количество родителей, принимающих участие в подобных встречах 12-16 человек. Мероприятие проводится в музыкальном зале детского сада.

Цель родительской встречи: привлечение внимания родителей к неповторимой индивидуальности и уникальности их детей.

Задачи:

расширение информационного поля родителей в области психолого-педагогических знаний;

содействие развитию у родителей уважения к личности ребёнка, формированию адекватных представлений о детских возможностях и потребностях;

повышение ответственности родителей за реализацию права ребёнка на полноценное детство;

создание условий для понимания родителями своей роли в воспитании ребёнка.


Оборудование и оснащение:

мультимедийный проектор;

ноутбук;

экран;

раздаточный материал для родителей.

Форма мероприятия: родительская встреча с мультимедийной поддержкой.

Контингент участников: родители, педагоги.

Продолжительность: 45-50 минут.


План проведения:

Подготовительный этап.

Организационный этап.

Этап проведения собрания.

Заключительный этап. Подведение итогов.


Подготовительный этап.

Подготовка необходимого оборудования и материалов:

Изучение литературных источников по обозначенной теме.

Обобщение изученной литературы, подбор и оформление теоретического материала для проведения родительской встречи.

Проведение опроса детей группы и обобщение полученных результатов.

Проведение анкетирования родителей; обработка, анализ и обобщение полученных результатов.

Подготовка раздаточного материала для родителей (бланки анкет, буклеты) и материала для оформления зала.

Оформление приглашения для родителей с указанием точной даты, времени и места проведения родительской встречи.

Подготовка материала для проведения упражнений (грецкие орехи, поднос, мешочек).

Создание презентации, подбор музыкального оформления встречи.


Организационный этап.

Не позднее, чем за неделю до встречи - размещение в группе приглашения для родителей.

В день проведения встречи – оформление музыкального зала, подготовка необходимой аппаратуры. При оформлении музыкального зала используются цитаты и афоризмы известных людей, которые напечатаны на разноцветных листах и размещены на стенах зала (данные высказывания касаются вопросов воспитания детей). (Приложение 1)


Этап проведения собрания


Ход встречи


Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим вас за то, что вы откликнулись на наше приглашение и пришли, чтобы принять участие в разговоре на тему: «Ваши дети – это не ваши дети…» (Слайд 1)

Позвольте начать нашу сегодняшнюю встречу с упражнения, которое называется «Добрый вечер». Те, к кому я обращаюсь, мне в ответ машут рукой.

Добрый вечер, тем:

кто на нашу встречу пришел с хорошим настроением;

кто искренне любит своего ребёнка;

кто хочет видеть счастливым своего ребёнка;

кто хорошо знает своего ребёнка;

кто хочет, чтобы ребёнок воплотил в жизнь ваши мечты;

кто с нетерпением ждал появления на свет своего малыша;

кто уважает своего ребёнка.

Спасибо вам за это и всем еще раз добрый вечер.


Мини-лекция «Ваши дети – это не ваши дети…»

Лекция сопровождается показом мультимедийной презентации (Презентация 1.ppt)



Презентация "Ваши дети - это не Ваши дети"
PPTX / 8.08 Мб

Начиная наш сегодняшний разговор, мы хотели бы вернуть вас мысленно в то время, когда вы с радостным волнением и трепетом ожидали появления величайшего чуда - вашего ребёнка. (Слайд 2)

Хочется привести высказывание известного педагога, врача и психолога Януша Корчака, который сказал:

«Ты говоришь: «Мой ребёнок».

Когда, как не во время беременности, имеешь ты наибольшее право на это местоимение? Биение крохотного, как персиковая косточка, сердца - эхо твоего пульса. Твое дыхание даёт ему кислород. В вас обоих течёт общая кровь, и ни одна красная её капля не знает, будет она твоей или его. Ломоть хлеба, который ты жуёшь, - строительный материал ног, на которых он будет бегать, кожи, которая будет его покрывать, глаз, которыми он будет видеть, мозга, в котором родится мысль, рук, которые он протянет к тебе, улыбки, с которой воскликнет:

«Мама!» (Слайд 3)



Ты говоришь: «Мой ребёнок».

Нет. Ни в месяцы беременности, ни в часы родов ребёнок не бывает твоим. Это ребёнок всех - матери и отца, дедов и прадедов» [3].

Родился маленький Человек. У него огромные и достойные уважения способности и не менее масштабные потребности.

Удовлетворение потребностей ребёнка - важное условие его развития, краеугольный камень воспитания эмоционально здоровой личности.

Итак, рассмотрим основные потребности ребёнка: (Слайд 4)

Физиологические потребности - это потребность в воздухе, воде, сне, еде.

Потребность в безопасности. Дети - хрупкие существа. Они входят в незнакомый мир, сложный и опасный. Пройдут годы, прежде чем они станут взрослыми, найдут и займут своё место в обществе. Все эти годы они будут чувствовать потребность в защите, спасении от страха и огорчений. Детям нужно чувствовать опору в своих родных.

Потребность в уважении и признании. Для того, чтобы чувствовать свою полезность и значимость, ребёнку необходимо, чтобы кто-то одобрял его действия, признавал достижения, верил в его возможности. Детям необходимо, чтобы их уважали как независимых личностей.

Потребность в общении. Только в общении со взрослым ребёнок может гармонично развиваться. В самых обыденных повседневных ситуациях возникает общение, если мы готовы видеть в ребёнке полноценного участника диалога.

Потребность в развитии. Ошибочно думать, что психика и способности ребёнка развиваются сами по себе, просто в результате некоторого созревания. С самого рождения малышу необходимы активные впечатления, задействование органов чувств и эмоций, новая информация - пища для развивающегося сознания.

Потребность ощущать собственную значимость. Чувствовать свою значимость означает для ребёнка чувствовать собственную силу, влияние, ценность, чувствовать, что «я что-то таки значу». Если у детей не получается удовлетворить эту свою потребность «законно», они, скорее всего, попытаются привлечь к себе внимание каким-либо далеко не безобидным способом.

Потребность быть своего возраста. От удовлетворения этой потребности зависит формирование самооценки. Нельзя требовать того, что ребёнок не может выполнить исходя из уровня своего возрастного развития. Например, ребёнок до 6 лет по своему развитию не имеет достаточно развитых волевых качеств, чтобы держать данное им слово и родителям не следует требовать его исполнения.

Потребность быть самим собой. Ребёнок рождается индивидуальностью, он не похож на других. Реализация этой потребности лежит в основе способности переживать счастье. Счастье - это совпадение с самим собой.

А как же любовь? Без любви обойтись, конечно же, невозможно и говорить ребёнку «я тебя люблю» тоже нужно, но этого будет явно недостаточно: любовь должна быть подтверждена делами. Залог эмоционального здоровья ребёнка - стремление родителей вести себя так, чтобы дети чувствовали: их уважают, ценят, принимают такими, какие они есть, защищают - это и есть лучший способ доказать свою любовь.

Недостаточное удовлетворение любой из этих потребностей препятствует формированию основных структур личности (чувства собственного достоинства, уверенности в себе и т.д.), которые помогают человеку жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Сегодня нам хотелось бы более подробно остановиться на такой потребности как потребность быть самим собой, быть индивидуальностью, реализовать тот огромный психофизический потенциал, который заложен в каждом из нас с рождения. И, переходя к этой теме, я предлагаю вам выполнить следующее упражнение.



Упражнение «Грецкий орех»

Ведущий: Уважаемые родители! Перед вами на подносе лежат грецкие орехи. Возьмите, пожалуйста, себе один орех. Вам дается 1 минута, чтобы вы его рассмотрели, обратили внимание на его размер, форму, цвет, рисунок прожилок, дефекты, т.е. запомнили свой орех, чтобы затем его найти.

(В центре круга из мешочка высыпаются на поднос орехи по числу участников, родители их разбирают).

Ведущий: Теперь я пройду по кругу и соберу в мешочек орехи. Перемешаю. Высыплю обратно на поднос. Найдите, пожалуйста, каждый свой орех.

(Участники встречи выполняют задание).

Ведущий: Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

По какому принципу вы нашли свой орех? (Цвет, форма, размер, дефекты и т.д.)

Какой тактикой, стратегией вы пользовались, чтобы потом отыскать свой орех? (Запомнил признаки своего ореха или ждал, пока все разберут свои орехи и т.д.)

На первый взгляд все орехи похожи, но если приглядеться – одинаковых нет, а все очень разные и индивидуальные. Так и люди, и в частности дети: очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые «чёрточки». Нужно их только почувствовать и понять. Мы с вами живём в одной стране, в одном городе и при этом все мы разные. У каждого свой вкус, своя точка зрения на происходящее и поэтому к каждому нужен индивидуальный подход. Все эти особенности всегда нужно помнить и учитывать, общаясь друг с другом, будь то взрослый человек или маленький ребёнок.


Так что же такое индивидуальность? (Слайд 5)

Понятие индивидуальности равнозначно по значению понятиям единичности, неповторимости, непохожести одного человека на другого. Индивидуальность - это возможность действовать по собственной программе, принимать собственные решения. Нетрудно заметить, что уже в первые годы жизни дети отличаются друг от друга поведением. Одни шустрые, энергичные, другие более пассивные, третьи хотя и активны, но медлительны. Идеал большинства взрослых - послушный ребёнок. Но не к каждому малышу подходит этот эпитет. Драчун и «паинька», «сорви голова» и робкий, неумелый и вполне самостоятельный - вот какие они разные, наши малыши!

Это всем известное «Я сам!» - не что иное, как проявление отношения ребёнка к людям, к миру, к возможности взаимодействовать с ними. У каждого человека есть право проявлять свою индивидуальность, но есть и возможность потерять её. Посмотрите, как вы относитесь к внутреннему миру своего ребёнка, как воздействуете на него.

Степень такого воздействия может быть разной. При очень сильном воздействии можно говорить о поглощении взрослым внутреннего мира ребёнка. Предельным выражением его является не только психическая, но и физическая зависимость человека от человека.

Ценность индивидуальности складывается из бытовых отношений. Это происходит в любом действии. Вот ребёнок сломал игрушку, и начались упреки, вплоть до упрека в неблагодарности. А он просто хотел посмотреть, как устроено... И вот нельзя играть в мяч, нельзя стучать молотком, нельзя дружить с этим мальчиком, нельзя высказывать свое мнение. В конце концов, это заканчивается разочарованием во взрослой жизни. А родители только удивляются - мы же говорили, как надо поступать, почему же он таким вырос - ничего не хочет и не умеет делать, не умеет вести себя с людьми - застенчивый, у всех на поводу идет? Разве мы его этому учили?

Просто ребёнок не научился поступать по-своему, не развились способности, те самые, которые дают человеку силы быть самим собой, и индивидуальность стала безликостью.

Индивидуальность человека формируется под влиянием трёх групп факторов. (Слайд 6)

Первую группу составляют наследственность и физиологические особенности человека. Наследственность сохраняет и передает как внешние черты человека, так и некоторые поведенческие черты. С самого рождения дети отличаются друг от друга особенностями нервной системы, накладывающими отпечаток на поведение ребёнка. Дети очень рано начинают проявлять себя как шустрые или медлительные, энергичные или вялые, более или менее эмоциональные. Тип высшей нервной деятельности очень устойчив и мало поддается изменениям.

Вторую группу факторов, формирующих индивидуальность человека, составляют факторы, проистекающие из окружения человека. Большое влияние на индивидуальность человека оказывает культура, в которой он формируется, семья, в которой он воспитывается. В семье дети усваивают определенные поведенческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду, людям, своим обязанностям и т.д. На индивидуальность человека оказывает влияние принадлежность к определенным группам и организациям. Формирование индивидуальности происходит под влиянием жизненного опыта, отдельных обстоятельств, случайных событий и т.п.

Третью группу факторов, влияющих на формирование индивидуальности человека, составляют черты и особенности характера человека, его индивидуальность. То есть, индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.

Возвращаясь к началу нашей встречи, хочется напомнить, что на вопрос кто хорошо знает своего ребёнка, большинство из вас ответили утвердительно. Сейчас у нас с вами есть возможность это проверить. Готовясь к нашей сегодняшней встрече, мы провели опрос детей вашей группы. Ребята отвечали на 8 вопросов анкеты. (Приложение 3) И сейчас мы предлагаем вам ответить на эти же вопросы. (Даётся время для заполнения анкеты). Эти результаты останутся лично у вас и их показывать никому не нужно. Вы делаете это только для себя. (Слайд 7)

(Звучит тихая спокойная музыка).

Когда родители заканчивают отвечать на вопросы анкеты, каждому раздается бланк с ответами его ребёнка. У взрослых появляется возможность сравнить два варианта ответов и проанализировать, насколько они действительно хорошо знают своего ребёнка.

Ведущий: Вы сравнили два результата анкеты. Я думаю, в этом зале, среди собравшихся, есть те, кого полученные результаты обрадовали своим совпадением, а кого-то, возможно, огорчили, дали повод задуматься и пересмотреть отношение к своему ребёнку.

Говоря об индивидуальности ребёнка, нельзя не сказать о наших с вами родительских ожиданиях. (Слайд 8)

Будущие родители хотят то девочку, то мальчика, возлагая при этом определённые надежды. Еще задолго до рождения ребёнка родители придумали, каким он будет, например, высоким и красивым, сильным и смелым. Когда у них растет невысокий и не очень отважный, но добрый, искренний и отзывчивый ребёнок, родители чувствуют себя обманутыми. Хотя они сами себя обманули, сформировав ожидания, которым ребёнок не обязан соответствовать. Человек рассуждает примерно так: «Если у меня родился ребёнок, значит, он мой, а раз он мой, значит должен чувствовать так, как я хочу, думать так, как я хочу, и жить так, как я хочу». (Слайд 9) Даже желая самого лучшего своим детям, будучи одержимыми мечтами о будущем для них, мы рано или поздно столкнемся с тем, что эти планы несбыточны. От осознания этого родители становятся несчастны.

Наши дети - не наша собственность. Они сами свои. Мы не имеем права ими распоряжаться, заставлять их любить нас и нравиться всем вокруг, предавая свою индивидуальность. Родители - условие для проявления новой жизни, всего лишь условие. Задача родителей - создать пространство для роста, пока ребёнок не окреп. Вырастите ребёнка, который будет способен жить без вас, далеко от вас, не так, как вы. Относитесь к рождению ребёнка как к появлению на планете индивидуальности, нового человека - совершенного и красивого, а совершенное и красивое не нуждается в улучшениях.

Готовясь к нашей встрече, мы провели анкетирование среди родителей, где просили каждого из вас ответить всего на один вопрос: «Каким вы хотите видеть своего ребёнка?», назвав 3-5 желаемых качества.

Предлагаю вам посмотреть на экран, где отражены результаты проведенного анкетирования. (Слайд 10)

Результаты представлены в порядке уменьшения привлекательности того или иного качества.

добрый;

послушный;

вежливый;

весёлый;

честный;

внимательный;

умный;

самостоятельный;

честный;

трудолюбивый.


Ваши ответы показали, что у каждого родителя сформирован определённый желаемый образ идеального ребёнка. Но давайте с вами задумаемся, а всегда ли ребёнок может соответствовать этому идеалу? А по силам ли ему это? Соответствует ли ваш «идеал» индивидуальности ребёнка? (Слайд 9)

Каждая мама годовалого карапуза твердо уверена: ее ребёнок гениален. Да разве заурядный малыш сможет так ловко засовывать пятку в рот. Так почему же в десять лет мы упорно закрываем глаза на то, как талантливо он гоняет мяч? «Бездарь», «лоботряс» - шипим мы в этом возрасте вместо того, чтобы по-прежнему восторгаться незаурядными способностями. Так и пропадают, зачахнув над задачками, великие спортивные таланты; так и хиреют над гаммами финансовые гении. Неталантливых детей нет - это аксиома. А сколько заурядных взрослых вырастает из них, неразбуженных, непонятых! Подчас талант ребёнка «лежит на поверхности», только никто его не замечает, привыкли. Тем более если родители упорно хотят видеть своего малыша преуспевающим совсем в другой области. Самое страшное, говорил Экзюпери, что «в каждом ребёнке может быть убит Моцарт».

Пытаясь заставить воплотить в жизнь свои, и только свои ожидания и надежды, взрослые подчас обрекают свое самое родное дитя на внутреннее одиночество и протест, удивляясь потом, почему путного ничего не выходит из этого оболтуса?

Родители, в силу своей тревоги за детей, часто живут «в будущем» по отношению к ним. И, конечно же это важно! Но не за счет полного истребления настоящего! Каждый раз находить «консенсус» между важностью будущего и важностью настоящего - действительно непросто. Но без этого есть риск лишить своего ребёнка огромной и очень важной части его жизни - детства, которое уже никогда, никто и ни при каких обстоятельствах ему не возместит и не устроит. Родителям важно лишь помнить, что у ребёнка должно быть детство, просто положено ему по «разнарядке».

Родительские ожидания от будущего логически так мало соприкасаются с ожиданиями от настоящего.

- Он должен быть самостоятельным, - говорят они, при этом всё, что только возможно, делая за него.

- Я хочу, чтобы он, когда вырастет, был счастливым, - наивно предполагают они, с раннего детства определяя за него, чего он хочет.

И так далее: «я хочу, чтобы он был лидером», командуя им везде и во всём; «чтобы был умным», впихивая в него собственноручно решённые и разжёванные задачи; «чтобы был творческим и успешным», обложив его строгими инструкциями и правилами жизни.

Просто удивительно, насколько сложные задачи иногда стоят перед ребёнком, желающим вырасти тем, кем хотят его видеть родители. И часть из них действительно желают и очень стараются, но все равно не соответствуют родительским ожиданиям. Они еще не выросли, пока еще растут, но все равно не соответствуют на каждом маленьком этапе своей жизни. Может ли ребёнок, каждый день получая такой «сертификат несоответствия», стать успешным и счастливым? Очень сомнительно. Поэтому много боли, много разочарования и переживаний.

Родители должны уважать право ребёнка быть самим собой. Это не означает, конечно, что не должно быть никаких запретов и ребёнку можно позволять всё. (Каждому ребёнку необходимы руководство и дисциплина). Это значит, что родителям следует поощрять ребёнка самостоятельно думать, постепенно осознавать, что он - личность, которая должна принимать на себя всё большую ответственность за свои действия и поступки.

Каковы могут быть последствия завышенных требований к ребёнку? (Слайд 11) Это:

высокая тревожность;

страх несоответствия родительским ожиданиям;

низкая самооценка;

ощущение себя неудачником;

повышенная критичность по отношению к другим;

боязнь новых контактов;

потеря своего «Я»;

избегание ситуаций, в которых необходимо отстаивать свои интересы;

низкий уровень инициативности;

нервозность;

неуверенность в себе.

или

агрессивное сопротивление;

упрямство;

конфликты с родителями.

Возможна и другая крайность в родительском отношении к ребёнку. Это заниженные требования. Под родительством многие понимают свою «нужность» ребёнку. И когда ваш кроха в 2,5 года говорит, что сам приготовит завтрак, помоет полы, постирает свою одежду, родители пугаются: «Как так? Мы стали ему не нужны». Такие родители продолжают общаться со своим ребёнком как с маленьким, не учитывая его реальный возраст. Таким отношением взрослые дают ребёнку почувствовать себя бесполезным, ничтожным, глупым, слабым, а потом у него начинаются проблемы - коммуникативные, эмоциональные.

Последствия заниженных требований не менее драматичны, чем последствия завышенных (Слайд 12) Это:

высокая тревожность;

несамостоятельность;

зависимость;

инфантилизм;

неуверенность в себе;

избегание риска;

противоречивые тенденции в развитии личности;

отсутствие своевременно развитых навыков общения;

формирование зависимости от чужого, в том числе и негативного влияния других людей.

или

агрессивность;

негативизм;

своеволие;

упрямство;

строптивость;

скрытность;

лживость;

конфликты и отчуждение от родителей.


Родительство - это волшебство и чудо. Мы иногда забываем, что этот маленький человек – наш ребёнок - не кукла, у него есть душа, индивидуальность. Мы - всего лишь условие, чтобы рядом с нами расцвело нечто. Каждый день, каждую минуту общения с ребёнком мы «пишем сценарий» будущей жизни наших детей. И только от нас с вами зависит, каких страниц в нём будет больше – счастливых или полных горечи и разочарований. Быть родителем - значит не уменьшать ребёнка каждый раз, а делать его больше, чтобы он развивался в социальном плане, духовном, физическом.

Ведущий: Сейчас мне хотелось бы прочитать притчу, которая, как нам кажется, в полной мере соответствует теме нашей встречи. Это притча о принятии себя. (Слайд 13)

«Однажды один человек пришёл в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Он спросил их, почему они умирают? Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна.

Обратившись к сосне, человек нашел её опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала потому, что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашел одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее. После расспросов человек получил такой ответ:

- Я считаю это само собой разумеющимся, ведь когда меня сажали, люди хотели получить радость. Если бы хотели дуб, виноград или розу - то посадили бы их. Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества».

Так и в нашей жизни – Каждый из нас может быть только собой. Мы можем развиваться и радоваться жизни, или можем завянуть, если не принимаем себя.

Очень красиво написал когда-то Джебран Халиль Джебран: (Слайды 14-18) Пожалуйста, внимание на экран (звучит спокойная музыка, ведущий зачитывает стихотворение):


Ваши дети – это не ваши дети.
Они сыновья и дочери Жизни,
заботящейся о самой себе.
Они появляются через вас, но не из вас,
И, хотя они принадлежат вам,
вы не хозяева им.


Вы можете подарить им вашу любовь,
но не ваши думы,
потому что у них есть собственные думы.
Вы можете дать дом их телам,
Но не их душам,
Ведь их души живут в доме Завтра, который
Вам не посетить даже в ваших мечтах.


Вы можете стараться быть похожими на них,
Но не стремитесь сделать их похожими на себя.
Потому что жизнь идёт не назад
И не дожидается Вчера.


Вы только луки, из которых посланы
Вперёд живые стрелы,
Которые вы зовете детьми.
Лучник видит свою цель на пути в бесконечное,
И это Он сгибает вас своей силой,
Чтобы его стрелы могли лететь быстро и далеко.


Пусть ваше сгибание в руках этого Лучника
Будет на радость.
Ведь он любит не только свою стрелу,
Что летит,
Но и лук, хотя он и неподвижен.

К этому сложно что-либо добавить.





IV. Заключительный этап. Подведение итогов.

Ведущий: Завершая нашу сегодняшнюю встречу, хотим предложить вашему вниманию высказывание С.Л. Соловейчика, которое может стать вашей молитвой. Я зачитаю его вслух, а вы проговаривайте каждый про себя. (Слайд 20-21)

«Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: «Мне послан ребёнок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет - мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди; я его принимаю, как всякого другого человека.

Я принимаю ребёнка... Я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю, принимаю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому, что я его люблю. Я люблю его, и я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своем» [10].


Ведущий: У нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Вы понимаете, что обсуждаемая тема очень важна и невозможно в рамках отведенного времени ее полностью раскрыть. Мы приглашаем вас продолжить разговор в ходе индивидуальных консультаций и получить ответы на возникшие у вас вопросы. Специалисты нашего детского сада всегда рады встрече с вами. И давайте будем помнить, что «Ребёнок – это сосуд, данный нам, взрослым, на хранение». (Слайд 22)

Ведущий прощается с участниками встречи.



Источники

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: «ЧеРо», 2004. – 240 с.

Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка в воспитании дошкольника. – М.: Сфера, 2005.

Корчак Януш. Как любить ребёнка. – М.: «У-Фактория», 2005.

Лободина С.В. Как развить способности ребёнка. – СПб.: Глаголь Добро, Азбука-Аттикус, 2011. – 320 с.

Млодик И.Ю. Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии. – М.: Генезис, 2007. – 192 с.

Млодик И.Ю. Современные дети и их несовременные родители, или О том, в чем так непросто признаться. – М.: Генезис, 2011. – 232 с.

Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Речь, 2010. – 224 с., ил.

Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.

Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт.-сост. Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 169 с.

Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М.: Первое сентября, 2000.

Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: «Академия», 2007. – 384 с.

Эрзяйкин П.А. Ваши дети – не ваши дети. – М.; РИПОЛ классик, 2010.

[Электронный ресурс]. URL: http://trepsy.net

[Электронный ресурс]. URL: http://muzofon.com

[Электронный ресурс]. URL: http://www.b17.ru

[Электронный ресурс].URL: http://festival.1september.ru

[Электронный ресурс].URL: http://www.images.google.ru




Приложение 1



«Воспитание - это наука, научающая наших детей обходиться без нас».


(Эрнст Легуве)


«Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми».


(Оскар Уайльд)


«У ребёнка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим».

(Жан Жак Руссо)



«Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя».
(Сухомлинский В. А.)


«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребёнок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».

(А.С. Макаренко)


«Обращайте ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящею любовью: будет любовь - не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим - бесплодно: это производит пустоту, а пустота беспрестанно наполняется - пустотою же; выгоните одну, явится другая».


(В.Г. Белинский)


«Первоначальное же воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком».

(В.Г. Белинский)


«Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребёнке, начиная с той минуты, когда ребёнок почувствовал свое «я» и отделил себя от окружающего мира».

(Д.И. Писарев)


«Чтобы судить о ребёнке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселяться в его духовный мир».

(Н.И. Пирогов)


«Дайте детству созреть в детстве».

(Жан Жак Руссо)



«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»

(Жан Жак Руссо)

«Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов».


(Жан Жак Руссо)

«Где нет простора для проявления способности, там нет и способности».

(Л. Фейербах)


«Родители не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь».

(Дзержинский Ф. Э.)

«Детским чувством, точно так же как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его».

(Ушинский К. Д.)

«Куда не влекут способности, туда не толкай».

(Коменский Я.)

«Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, - непрочно, неверно и ненадёжно».

(Корчак Я.)

«Лаской почти всегда добьёшься больше, чем грубой силой».

(Эзоп)


Опубликовано в группе «Сообщество педагогов - психологов ДОУ и школ»


Комментарии (1)

Дорджиева Кермен Степановна, 03.08.20 в 09:01 0Ответить Пожаловаться
Очень хороший материал. Возьму себе на заметку. Спасибо, Вам!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.