Родительский авторитет в предупреждении и профилактике правонарушений
Родительский авторитет в предупреждении и профилактике правонарушений
Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Мировосприятие ребёнка рождается в семье. «Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто они и остаются в области подсознательной. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки» (Н.К. Крупская). Семья призвана уже в домашних условиях обеспечить правильную организациюжизни ребёнка, помочь усваивать положительный опыт жизни и труда старших поколений.
В наше время разрушения семейных традиций, утраты почитания старших (как говорили в старину: «Людей не стыдятся, Бога не боятся») и одновременно преступное и часто безнаказанное обогащение некоторых членов общества, очень трудно объяснить ребёнку, зачем нужно соблюдать какие-то правила. Всё зависит, по-моему, либо от духовности и нравственности семьи, либо от законопослушности. Одна из целей нашей работы с родителями — профилактика правонарушений. Для достижения цели необходимо решить несколько задач:
1) Обозначить круг возможных правонарушений, совершаемых детьми и подростками;
2) Выявить факторы, проанализировать причины противоправных поступков, связанных с ситуацией в семье;
3) Составить рекомендации для родителей и педагогов, которые могут помочь избежать правонарушений.
Профилактика правонарушений — это совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, демографических, воспитательных и иных мер по выявлению и устранению причин и условий совершения правонарушений или недопущению правонарушений. В этой статье рассмотрим воспитательные меры, связанные с семьёй. Чтобы разработать профилактику, нужно определить какие именно поступки считаются правонарушениями. Вот лишь некоторые из правонарушений, совершённых нашими подростками в последнее время:
- воровство скотины и урожая у сельчан;
- взлом и проникновение в дома и магазины с целью воровства денег и ценностей;
- угон машин;
- езда на скутерах и мотоциклах с нарушением правил (время пребывания на улице, отсутствие шлема и документов, без света, с превышением скорости) в том числе с участием в ДТП и получением тяжёлых травм.
Элементарный даже поверхносный анализ семейной принадлежности правонарушителей показывает, что чаще всего совершают правонарушения дети из так называемых неблагополучных семей или семей, где на воспитание детей не обращают внимания, предпочитая задаривать, откупаясь деньгами и дорогими подарками. В первом случае авторитет родителей утрачен из-за ассоциального поведения (пьянство, разгульный образ жизни), часто — развод, появление отчима. Во втором — проявление слабости родителей и силы ребёнка, понявшего как добиться своего. К тому же в нашем селе большинство родителей работают чуть ли ни на единственном рабочем месте — в доме инвалидов сутками (а в условиях пандемии — по 2 недели), отсутствуя дома. Воспитанием занимаются бабушки или даже соседки «под присмотром», работающие в другую смену в том же месте. Таким образом, факторы (Фа́ктор (лат. factor «делающий, производящий») — причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты) и причины проступков кроются в жизни ребёнка или подростка в семье. Всё зависит от того может ли ребёнок найти опору в семье в случае возникновения подростковых комплексов или других проблем, насколько он доверяет и уважает своих родителей, чтобы советоваться с ними по всем волнующим темам. И здесь главное — авторитет родителей. В связи с этим хочется отдельно отметить силу слова. Родители, порой не замечают в запале или равнодушии брошенных слов, а ребёнок помнит. Поэтому хочется призвать родителей: «Прежде чем что-то пообещать — хорошо подумайте сможете ли вы исполнить обещание», потому что цепочка «обещал — выполнил» и есть одна из основ авторитета. Сила влияния родителей — в вере в них ребёнка, в в его убеждении, что близкие, любимые им люди всегда правы, а решения и поступки их справедливы. Образ жизни родителей — следующая основа их авторитета у детей. Требования к детям не должны расходиться с собственным поведением. Родители должны помнить, что все их действия находятся под постоянным, непосредственным контролем детей. Члены семьи могут даже не замечать как их поведение отражается на жизненном опыте малыша. Папа измеряет рулеткой длину доски, сын тут же просит дать ему рулетку и начинает измерять всё подряд. Дочка одевает мамины туфли и прогуливается по дому. Это самые простейшие всем известные примеры, которые можно назвать «первичным обезьянчеством». Взрослые умиляются и радуются, не задумываясь о том, что копировать они будут не только умилительные действия, но и самые отвратительные. Отец ругает сына за неряшливость, хотя сам бросает одежду на стул. Мать требует уважения к себе, но в присутствии детей грубит бабушке, неуважительно отзывается о пожилой соседке. Нельзя смотреть на ребёнка как на собственность, как на обузу или игрушку. Уважение к личности ребёнка, понимание его интересов, стремление видеть в нём человека — необходимые условия для укрепления авторитета. Очень важно уметь выслушать детей, правильно реагировать на их высказывания. Обязательное условие авторитета родителей — единство требований к детям всех членов семьи. Единые требования, предъявляемые детям в семье взрослыми, способствуют тому, что ребёнок привыкает поступать определённым образом. Постепенно у него вырабатывается навык не только поступать правильно, но и самостоятельно оценивать ситуацию и характер своих поступков. Итак, родителям нужно следовать библейской, слегка перефразированной истине: «Поступай всё время так, хочешь, чтобы поступал ваш ребёнок». Иначе говоря не делай того, чего тебе не хотелось бы видеть в своём ребёнке. И напоследок слова великого советского педагога А.С. Макаренко, актуальные для любого времени: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговаривайте, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни... Как вы одеваетесь, как вы разговаривайте с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету — всё это имеет для ребёнка большое значение... Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно... В воспитательной работе нет пустяков...»