12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Каргаполова Татьяна Александровна695
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Родительское собрание для родителей детей

с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)

Тема: Речевые нарушения и их преодоление.

Цель: приобщение родителей к участию в образовательном процессе.

Время проведения: I период обучения, сентябрь.

План проведения:

      Здравствуйте, уважаемые родители! Я собрала вас сегодня, чтобы познакомить со спецификой работы логопеда, рассказать о требованиях по выполнению домашних заданий и познакомить вас с графиком моей работы.

      Итак, я сейчас раздам вам копии заключений с ТПМПК. Обратите внимание на речевые заключения детей. Я хотела бы коротко рассказать о них.

    1. ФФНР – у детей наблюдается нормальный физиологический слух, но нарушена произносительная сторона речи и фонематический слух:
    •  нарушена дифференциация звуков (ребенок не различает, например, звуки [с]-[ш]);
    • не слышит звук в словах;
    • не может определить место звука в слове;
    • количество звуков.

С этим заключением дети ходят к логопеду 1 год.

  1.  ОНР – сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. лексики, грамматики, фонетики.

Лексика. Ребенок испытывает трудности в названии частей предметов (у машины кабина, кузов; у чайника донышко, ручка и т. д. ); приставочных глаголов (приехал, улетел и т. д.); антонимов (длинный - короткий) и другие ошибки.

В грамматическом строе распространены ошибки: в употреблении предлогов (Платок лежит кармане, Мама взяла книгу от полки и т. п.); согласовании различных частей речи (Подошел к два коня, Заботился о ежика.)

В фонетическом плане дети: неверно произносят звуки: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию звуки С — Ш, З—Ж; искажают слоговую структуру слов (водопроводчик — датавотик, фотография — атагафия)

В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности. Труднее всего дается таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания.

Самый низкий уровень речевого развития - 1 — й. Самый высокий — З — й.

  1.  Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата. Т. е. при дизартрии наблюдается органические поражения головного мозга. Это происходит в основном у плода во внутриутробный период или период родов. (Легкая асфиксия, родовая травма) Поэтому, если у ребенка стоит такое заключение, то обязательно нужно пролечиться у невролога.

При дизартрии у детей нарушается артикуляционная моторика, дыхание и просодическая сторона речи (темп, ритм, тембр).

Поэтому логопедическая работа в течении всего года строится в соответствии с устранением симптомов при ОНР и дизартрии. И проводится в несколько этапов:

Подготовительный этап.

  • Работа над дыханием. Для чего это нужно? Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

Я настоятельно рекомендую вам закреплять всё, что мы делаем с вашими детьми на занятиях дома, чтобы у детей быстрее формировалось звукопроизношение. Поэтому я буду сейчас показывать как вы можете организовать свою работу (показ разных игр для развития дыхания).

  • Развитие голоса (проговаривание с разной высотой голоса сказок (как говорит зайчик, медведь, лиса), разной громкостью (как гудит приближающийся поезд и поезд, который находится далеко от нас)
  • Обучение приёмам самомассажа (показ).
  • Формирование фонематического восприятия, т. е. определение на слух места звука в слове, есть ли определенный звук в слове или нет, определение количества звуков в слове и т. д.
  • Развитие артикуляционной моторики. (показ упражнений)
  • Формирование лексико – грамматических средств языка и обучения связной речи.
    • Расширение словарного запаса.
    • Формирование грамматических категорий.
    • Обучение всем видам рассказывания.
  • Работа над общим развитием.

1. Формирование эмоционально – волевой сферы.

2. Развитие всех психических процессов.

3. Формирование временных и пространственных представлений.

4. Формирование математических навыков.

5. Формирование представлений об обобщающих понятиях.


8. Развитие общей и мелкой моторики.

Основной этап

1. Постановка звука.

2. Автоматизация звука сначала в слогах, затем в словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте. На данном этапе я буду давать домашние задания для отработки поставленного звука, но предварительно запишу вас на консультацию для того, чтобы показать как правильно это делать.

3. Дифференциация смешиваемых в речи звуков.

Заключительный этап.

Закрепление навыка произношения формируемого звука в разных видах самостоятельной речи ребенка в различных коммуникативных ситуациях. Необходимо будет следить за произношением вашего ребенка и поправлять его, если это будет нужно, поскольку сам ребенок пока не может сам себя контролировать.

А теперь я расскажу о требованиях по заполнению логопедической тетради. Задания даются ребенку один раз в неделю. В пятницу забираете тетрадь домой, в понедельник приносите. В тетрадь необходимо записывать все ответы ребенка (для того, чтобы я могла проследить пробелы в знании и закрепить правильные ответы на индивидуальных занятиях). Желательно пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

График моей работы утвержден и находится на стенде (можете с ним ознакомиться).

Спасибо за внимание! Если у вас возникли вопросы, то, пожалуйста, задавайте.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.