Родительское собрание «Разрешение конфликтных ситуаций»
Родительское собрание
«Разрешение конфликтных ситуаций»
Целевая аудитория: в полном виде разработку можно использовать для родителей обучающихся 12-16 лет, элементы по усмотрению пользователя можно использовать для разных возрастов, так же для педагогов в тренингах по разрешению конфликтов, коммуникативных тренингах.
Общее время проведения: 45 минут.
Цель: формирование представления о восстановительном подходе в решении конфликтов у родительской общественности.
Задачи:
Сформировать у родителей представление о сущности конфликта, последствиях, восстановительной технологии разрешения конфликта.
Представление конкретных техник по работе с восстановительной технологии.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация (на усмотрение ведущего педагога), чистые листы, ручки.
Предварительная работа с обучающимися класса, родителями, которых будет проходить родительское собрание. На одном из уроков или классном часе (лучше если это будет тема детско-родительских отношений, разговор о семье), обучающимся представляются листы, где обучающиеся, по желанию могут написать «слова, которые их ранят», то есть те слова, которые произносятся в их семье и, так или иначе, оставляют неприятный оттенок на настроении, отношении к другим. С другой стороны листа необходимо написать слова, которые наоборот поддерживают, подбадривают и исходят от родителей, близких людей из семьи. Задание выполняется анонимно, для создания более доверительной и доброжелательной обстановке. Однако, в зависимости от того, какие отношения у педагога/педагога-психолога с обучающимися, важно предупредить о том, что данные этих листов, с согласия обучающихся будут продемонстрированы родителям инкогнито.
Ход родительского собрания:
Этап урока, время |
Деятельность педагога/педагога-психолога |
Деятельность родителей |
1.Вводная часть 10 мин |
Добрый день, уважаемые родители! Для начала нашей работы предлагаю вам стихотворение «У них все виноваты, а у нас все правы» [1]. В домах соседних жили две семьи.
Работа с родителями по вопросам: - Знакома ли вам ситуация спора? Конфликта? Непонимания? (Предполагаемые ответы: «да», «конечно»). -С кем она чаще бывает: с взрослыми членами вашей семьи ил детьми? (Предполагаемые ответы: «со всеми»). -Согласны ли вы с выводом мужчины о том, что «все виноваты, все правы?» (Предполагаемые ответы: «да», «так бывает»). - Как вы считаете, что чаще всего бывает причиной конфликта? (Предполагаемые ответы: «спор», «непонимание», «столкновение интересов», «недоговоренности») -Вы правы, чтобы подтвердить наши догадки давайте обратимся к теории. |
Приветствие друг друга, педагога. Предполагаемые ответы: «да», «конечно». Предполагаемые ответы: «со всеми». Предполагаемые ответы: «да», «так бывает». Предполагаемые ответы: «спор», «непонимание», «столкновение интересов», «недоговоренности» |
2) теоретическая часть 5 мин |
Извечный «конфликт отцов и детей» существует не один десяток лет и можно много говорить о том, почему и отчего наши дети не такие, в чем они лучше или хуже, важно понять как жить с ними «здесь и сейчас», любить их, воспитывать и поддерживать. На основе анализа большого числа отечественных и зарубежных работ Н.В.Гришина предлагает определять социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей. Определяющим в происхождении конфликтов выступает соответствующее сочетание объективных и субъективных факторов. Конфликт – это противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого. Причиной конфликта может стать различие в целях, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др. [2]. |
|
Практическое упражнение Упражнение «Плюсы и минусы конфликта» 10 мин |
Конфликт имеет «две стороны медали», с одной стороны он несет в себе отрицательное, негативное, с другой стороны есть положительные моменты, После упражнения: Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены. Слово это означает «способствующие конфликту». Конфликтогенами мы называем слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту [2]. Мы остановимся попробуем разобраться. |
Рдители-участники делятся на две группы. Первой группе нужно будет в режиме мозгового штурма записать как можно больше положительного в в конфликтных ситуациях, второй группе, соответственно, – описать негативные последствия конфликтов. На работу группам дается 10 минут. Далее идет обсуждение полученных результатов. Предполагаемые результаты: конструктивные стороны конфликта (проявляется «слабое место» в отношениях, возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снятие напряжения, проявление чувства группового сплочения и др.). Деструктивные стороны конфликта (сильные эмоциональные переживания, которые могут привести к заболеваниям, нарушение межличностных отношений, временные затраты и др.). |
3) Практическая работа, 10 мин |
После выполнения упражнения. Вопрос к родительской общественности: что необходимо делать, чтобы понимать своего ребенка? Быть с ним на одной волне? Быть и другом, и родителем? |
Родителям предлагается вспомнить и написать слова, которые они произносят в адрес своих детей, как правило, когда их ругают, с другой стороны, подобно тому, как это выполняли обучающиеся написать слова-поддержки, которые они используют для того чтобы приободрить, поддержать. Далее родителям демонстрируется слайд, на котором помещены слова, которые писали обучающиеся сначала дезорганизующие. Родителям предлагается сравнить полученные результаты обучающихся и родителей: есть ли совпадения? Много ли их? Стоит так же отметить качественную характеристику ответов обучающихся: количество детей отказавшихся писать, сдавших чистые листы, что говорили обучающиеся при письме. Далее родителям демонстрируется слайд, где помещены слова детей со словами поддержки, мотивации. А здесь много совпадений? |
4) Теоретический материал 10 мин |
Для того чтобы лучше понимать ребенка нужно с ним разговаривать. Просто поговорить. Выслушать его и поделиться своими проблемами, показав что и у родителей есть сложные жизненные вопросы, но они с ними справляются, или наоборот, поделиться радостными переживаниями друг с другом. В настоящее время в жизнь психологов, правоохранительных органов прочно входит техника восстановительной медиации. Медиация – решение спора с помощью третьей стороны, посредством технологии беседы. В настоящее время в школах активно создаются школьные службы примирения [3]. Миссия школьной службы примирения - развить и закрепить, как культурную традицию, способность людей к взаимопониманию. Многие техники ведения беседы, как в медиации, мне хотелось бы предложить вам, родители, для общения со своими детьми. Как правило, даже, когда наш ребенок жалуется на другого, поссорился с другом вы, родитель можете стать тем самым медиатором.
Другие приемы беседы представлены в приложении. Так же на просторах интернета можно встретить мотивирующие картинки, где также представлены примеры фраз (приложение 2). Заключительная часть. Подводя итог нашему занятию можно сделать вывод о том, что конфликт легче всего предотвратить, чем разрешить. Терпения, мудрости, вам дорогие родители и разговаривайте чаще со своими детьми! |
Давайте попробуем на конкретном примере. Первая техника ведения беседы это «Перефразирование» (короткий пересказ мысли собеседника своими словами) - помогает превратиться в «своего» и убедиться, что ты правильно понимаешь собеседника, а также показать собеседнику, что ты его внимательно слушаешь. Например, ребенок или взрослый вам в «попыхах» рассказывает, плачет, испытывает сильное волнение о том, что произошло. Во-первых, пока вы перефразируете, как было сказано выше, вы войдете в зону доверия своего рассказчика, во-вторых, пока вы перефразируете, ваш собеседник успокоится и, волне возможно, сам найдет зерно разумного поведения. Ниже предствлены фразы-заготовки, используя их попробуйте перефразировать текст: «Я поняла эту ситуацию так…» «То есть, другими словами, ты хочешь сказать, что …» «Если я тебя правильно понял(а), то …» «Поправь меня, пожалуйста, если я понял(а) тебя неправильно, мне кажется, что ты имел ввиду…» |
Список использованной литературы:
Притча «У них все виноваты, а у нас все правы» https://pikabu.ru/story/pritcha_u_nikh_vse_vinovatyi_a_u_nas_vse_pravyi_2910433
Шевченко О. Г. Тренинговое занятие по конфликтологии http://открытыйурок.рф/статьи/578118/
Школьные службы примирения Школьные службы примирения
https://kolobok.ua/news/ukraine/chto-govoryat-roditeli-i-chto-slyshat-deti-kak-skazat-pravilno-3575.html
Приложение 1.
ПРИЕМЫ ВЕДЕНИЯ БЕСЕДЫ [3]
Повторение последних слов или словосочетания
Участник конфликта: «Он меня ненавидит». Медиатор: «Ты думаешь, он тебя ненавидит». |
Открытые вопросы (Фраза - «паровоз» + открытый вопрос):
Примеры фраз - «паровозов»: «Расскажи, пожалуйста, подробнее о…» «Любопытно узнать твое мнение о…» «Интересно узнать, что ты думаешь по поводу…» «Разреши спросить…» |
Уточнение (помогает избежать неправильного «перевода» слов собеседника, получить больше информации, подтвердить сказанное ранее)
«Правильно ли я тебя понял(а), что..?», «Правильно ли я услышал(а), что ты..?», «Уточни, пожалуйста, по каким причинам ты это сделал …?» |
Распаковка (выяснение, что конкретно имеет ввиду собеседник)
«Поясни, пожалуйста, что означает твоя фраза …?» «Что ты имеешь ввиду, когда говоришь, что он(а) все время придирается к тебе?» «А что с твоей точки зрения считается предательством?» |
Перефразирование (короткий пересказ мысли собеседника своими словами) - помогает превратиться в «своего» и убедиться, что ты правильно понимаешь собеседника, а также показать собеседнику, что ты его внимательно слушаешь.
«Я поняла эту ситуацию так…» «То есть, другими словами, ты хочешь сказать, что …» «Если я тебя правильно понял(а), то …» «Поправь меня, пожалуйста, если я понял(а) тебя неправильно, мне кажется, что ты имел ввиду…» |
Отражение чувств собеседника (сообщение ему о том, что его слышат и понимают):
«Ты чувствуешь обиду, так как…» «Сейчас тебя раздражают подобные ситуации, потому что…» «Ты очень переживаешь из-за того, что …» «Я понимаю, что ты испытываешь сейчас сложные чувства…» |
Техника ухода от манипуляций (применяется в случае, если стороны пытаются манипулировать медиатором и склонить на свою сторону).
«Я согласен(на) с тем, что многие бы поступили на твоем месте так же, НО конфликт требует решения» «Я понимаю, что у тебя были причины так поступить, НО пора сказать о них другой стороне» «Я вполне понимаю, что ты чувствуешь свою правоту, НО ситуация неприятна обеим сторонам» |
Резюмирование (используется для подведения промежуточных итогов)
«Если обобщить все вышесказанное тобой, то …» «Итак, ситуация заключается в том, что …» «Давайте подведем итог всему сказанному…» |
Приложение 2.
Что говорят родители и как это слышат дети? [4].
На сайте https://pikabu.ru/story/pritcha_u_nikh_vse_vinovatyi_a_u_nas_vse_pravyi_2910433 можно встретить данную притчу в прозе и стихотворном варианте.
Ватолина Светлана Анатольевна
Башлыкова Евгения Андреевна