Родительское собрание «Разрешение конфликтных ситуаций в детском коллективе» (2–5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Родительское собрание «Разрешение конфликтных ситуаций в детском коллективе».
Цель: формирование у родителей научных знаний, понятий о конфликтах, их видах, способах разрешения; развитие умения разрешать конфликты способом сотрудничества.
Задачи: помочь родителям преодолевать трудности в решении конфликтов;
способствовать осмыслению конфликтной ситуации и способов выхода из неё.
Форма проведения: тренинг-семинар.
Сценарий собрания.
Добрый вечер, уважаемые коллеги. Да, именно коллеги – ведь мы вместе воспитываем детей – ваших сыновей и дочерей, наших учеников. Благодарю Вас за то, что вы пришли в школу на наш тренинг-семинар, оставив на время свои дела и заботы.
Предлагаю вам на кругах, которые лежат на столах, изобразить с помощью смайликов ваше настроение (на одной из сторон) в начале собрания. Выберите, пожалуйста, смайлик, соответствующий вашему настроению.
Сегодня мы поговорим о конфликтах и способах их преодоления. Как вы думаете, существуют ли на Земле люди, никогда не переживавшие ситуацию конфликта?
Ответы родителей.
Да, вы правы, таких людей нет.
Что же такое конфликт?
Конфликт – это такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, противоборства, столкновения личностей, взглядов, интересов, позиций не менее двух сторон.
Скажите, пожалуйста, вредны конфликты или полезны?
Ответы родителей.
В настоящее время различают конструктивные и деструктивные конфликты. Деструктивные – разрушающие отношения людей, ухудшающие конфликтную ситуацию – бесспорно вредны. Но существуют и конструктивные конфликты, помогающие разрешить конфликтные ситуации без потерь для всех их участников, или с минимальными потерями.
Известны следующие этапы развития конфликтов:
напряжённость, несогласие;
соперничество, враждебность;
агрессивность;
крайние проявления – насилие, военные действия.
Какие же способы поведения в конфликте известны? Выделяют пять основных типов поведения в зависимости от того, насколько участники конфликта заинтересованы в получении преимуществ для себя или не заинтересованы, а также насколько они заинтересованы в том, чтобы и другие получили в результате разрешения конфликта определённые преимущества.
Суровый боец или конкурент – человек заинтересован в получении выгод лишь для себя, против того, чтобы выгоды получили другие участники конфликта.
Избегающий – мало заинтересован как в собственной выгоде, так и в выгоде других.
Лакировщик – низкая заинтересованность в получении выгоды для себя и высокая – для другого.
Примиритель – у такого человека средняя заинтересованность в получении выгоды собственной и средняя заинтересованность в получении выгоды иным участником конфликта.
Соратник или решатель проблем – высоко заинтересован как в получении собственной выгоды, так и в получении выгоды другими участниками конфликта.
Предлагаю вам сформировать 3 группы. Каждая из групп получит описание конфликтной ситуации, происходящей в детском коллективе. Задача каждой группы – определить, какие способы поведения в конфликте применяют его участники.
.Задание для 1 группы
А. Барто
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: - Дружи со мной…
Мы же одногодки, как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: - Но ты учти –
Ты во всём должна идти
Другу на уступки,
Предлагаю Ильиной:
- Ты дружи со мной одной! –
Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Стану знаменита!
Все пятёрки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: - А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят: - Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье:
«Срочно требуется друг!»
Задание для 2 группы.
К Петиному папе приехал друг из другого города. Петя слышал, как они пели песню трёх мушкетёров:
Если придётся выручить друга
Из кабалы, из тюрьмы,
Шпагой клянёмся, шпагой клянёмся,
Шпагой клянёмся мы.
Петя завидовал папе и его другу. Однажды Петя сказал:
- Тебе хорошо, у тебя настоящий друг. А я на Сашу обиделся.
- А что произошло, вы же давно дружите? – спросил папа.
- Он обещал мне дать планшет поиграть, а дал Валерке!
Папа стал говорить Пете:
- Дружбу надо строить, как дом. Спрячь обиды поглубже, научись прощать, принимай своего друга таким, какой он есть.
Задание для 3 группы.
Сергей всегда любил быть первым: когда строились на завтрак, когда заканчивались уроки. Из-за парты он бежал впереди всех. Если в строю кто-то опережал его, он бесцеремонно отталкивал, вставал первым и кричал, что дети заняли его место. Многие одноклассники не решались с ним спорить, ведь он мог и ударить.
Выступления групп.
Мы определили способы поведения в конфликтах, описанных в заданиях, но какой же из них более конструктивен?
Ответы родителей.
- Все обратили внимание, что не был использован способ поведения в конфликте «Соратник», то есть проблемы не были разрешены окончательно.
Существует альтернативный способ разрешения конфликтов, который не предполагает победу или поражение, он достаточно прост. Это способ сотрудничества (соратник).
Способ сотрудничества не предполагает сиюминутных, готовых решений. При этом способе совместно ищут возможные решения, которые могут сработать, а затем приходят к соглашению о том, какие из них в большей мере позволяют учесть интересы и потребности всех сторон.
Техника применения способа сотрудничества.
1. Определение проблемы.
2. Выработка возможных решений.
3. Оценка решений.
4. Выбор лучшего решения.
5. Определение, каким образом будет выполняться решение.
6. Оценка, насколько полно выбранное решение решает проблему.
Рассмотрим пример конфликта между учениками начальной школы.
Мальчики жаловались на то, что кого-то не принимают в игру на перемене, кто-то нарушает правила.
1 ученик: Они такие здоровые, их все боятся.
2 ученик: Им говоришь, как играть, а им смешно!
3 ученик: А ещё забирают мяч, когда надоедает играть.
4 ученик: А кто кричит: «Новых не берём!»?
3 ученик: Новеньким всё объяснять надо, а перемена проходит.
4 ученик: Мне не надо объяснять, вы думаете, что я плохо играю!
3 ученик: Ну, не знаю…
Учитель: Может быть, они думают, что ты плохо играешь, потому что у тебя не было возможности проявить себя в игре?
4 ученик: Как показать, что умеешь играть, если не принимают?
3 ученик: Хорошо, мы тебя берём в игру.
Учитель: Многим из вас не нравится, когда нарушают правила.
1 ученик: А мы можем правила написать. Все их спишут для себя и будут играть по правилам.
2 ученик: Без ссор из-за правил и играть будем дольше!
Учитель: Давайте те, кто желает, напишут правила, а мы их всем классом обсудим.
Мальчики написали правила игры, которые были обсуждены в классе. Все не согласились лишь с одним правилом – «Никаких новеньких».
Так конфликтная ситуация была разрешена способом сотрудничества.
Предлагаю вам просмотр презентации о детских ссорах, о том, что можно, что нельзя делать родителям, узнавшим о конфликтах в детском коллективе и как помочь своему ребёнку, если этого требует ситуация. Данная презентация полезна родителям учащихся начальной школы и родителям детей младшего подросткового возраста.
Просмотр, обсуждение, комментирование презентации "Детские ссоры в школе. Что делать?"
Сегодня многие из вас пришли в школу после напряжённого рабочего дня, обсуждали конфликтные ситуации в классном коллективе и способы их разрешения. Пора отдохнуть.
Прослушивание музыки для релаксации.
Музыка для релаксации - Шум моря и чайки(5 мusik. ru) mp 3
MP3 / 4.79 Мб
Возьмите, пожалуйста, смайлики, нарисуйте с другой стороны своего круга смайлик, соответствующий вашему настроению после окончания собрания. Надеюсь, что наше родительское собрание было информативным и полезным, а ваше настроение улучшилось.
Благодарю всех за плодотворную работу и желаю удачи в деле воспитания детей. До новых встреч.
dietskiie - ssory - v- shkolie-roditiel-skoie-sobraniie.pptx
PPTX / 1.24 Мб
Список использованной литературы
1. Группа продлённого дня: Конспекты занятий, сценарии мероприятий: 3-4 классы / Авторы-составители Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2015.
2. «Эффективный учитель»: Крупенин А. Л., Крохина И. М. – Ростов-на - Дону, издательство «Феникс», 2016.
3. 5 методов воспитания детей / Михаил Литвак. – Москва, 2015.
4. Презентация «Детские ссоры в школе. Что делать?» Баева Любовь Ивановна. МБОУ СОШ № 3 п. Арамиль.