Родительское собрание «Разрешение конфликтных ситуаций в детском коллективе» (2–5 класс)

5
0
Материал опубликован 23 January 2019

Пояснительная записка к презентации

Родительское собрание «Разрешение конфликтных ситуаций в детском коллективе».

Цель: формирование у родителей научных знаний, понятий о конфликтах, их видах, способах разрешения; развитие умения разрешать конфликты способом сотрудничества.

Задачи: помочь родителям преодолевать трудности в решении конфликтов;

способствовать осмыслению конфликтной ситуации и способов выхода из неё.

Форма проведения: тренинг-семинар.

Сценарий собрания.

Добрый вечер, уважаемые коллеги. Да, именно коллеги – ведь мы вместе воспитываем детей – ваших сыновей и дочерей, наших учеников. Благодарю Вас за то, что вы пришли в школу на наш тренинг-семинар, оставив на время свои дела и заботы.

Предлагаю вам на кругах, которые лежат на столах, изобразить с помощью смайликов ваше настроение (на одной из сторон) в начале собрания. Выберите, пожалуйста, смайлик, соответствующий вашему настроению.


Сегодня мы поговорим о конфликтах и способах их преодоления. Как вы думаете, существуют ли на Земле люди, никогда не переживавшие ситуацию конфликта?

Ответы родителей.

Да, вы правы, таких людей нет.

Что же такое конфликт?

Конфликт – это такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, противоборства, столкновения личностей, взглядов, интересов, позиций не менее двух сторон.

Скажите, пожалуйста, вредны конфликты или полезны?

Ответы родителей.

В настоящее время различают конструктивные и деструктивные конфликты. Деструктивные – разрушающие отношения людей, ухудшающие конфликтную ситуацию – бесспорно вредны. Но существуют и конструктивные конфликты, помогающие разрешить конфликтные ситуации без потерь для всех их участников, или с минимальными потерями.

Известны следующие этапы развития конфликтов:

напряжённость, несогласие;

соперничество, враждебность;

агрессивность;

крайние проявления – насилие, военные действия.

Какие же способы поведения в конфликте известны? Выделяют пять основных типов поведения в зависимости от того, насколько участники конфликта заинтересованы в получении преимуществ для себя или не заинтересованы, а также насколько они заинтересованы в том, чтобы и другие получили в результате разрешения конфликта определённые преимущества.

Суровый боец или конкурент – человек заинтересован в получении выгод лишь для себя, против того, чтобы выгоды получили другие участники конфликта.

Избегающий – мало заинтересован как в собственной выгоде, так и в выгоде других.

Лакировщик – низкая заинтересованность в получении выгоды для себя и высокая – для другого.

Примиритель – у такого человека средняя заинтересованность в получении выгоды собственной и средняя заинтересованность в получении выгоды иным участником конфликта.

Соратник или решатель проблем – высоко заинтересован как в получении собственной выгоды, так и в получении выгоды другими участниками конфликта.

Предлагаю вам сформировать 3 группы. Каждая из групп получит описание конфликтной ситуации, происходящей в детском коллективе. Задача каждой группы – определить, какие способы поведения в конфликте применяют его участники.

.Задание для 1 группы

А. Барто

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу: - Дружи со мной…

Мы же одногодки, как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: - Но ты учти –

Ты во всём должна идти

Другу на уступки,

Предлагаю Ильиной:

- Ты дружи со мной одной! –

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

Стану знаменита!

Все пятёрки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: - А ты со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать –

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят: - Молчала бы!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг…

Напишу я объявленье:

«Срочно требуется друг!»

Задание для 2 группы.

К Петиному папе приехал друг из другого города. Петя слышал, как они пели песню трёх мушкетёров:

Если придётся выручить друга

Из кабалы, из тюрьмы,

Шпагой клянёмся, шпагой клянёмся,

Шпагой клянёмся мы.

Петя завидовал папе и его другу. Однажды Петя сказал:

- Тебе хорошо, у тебя настоящий друг. А я на Сашу обиделся.

- А что произошло, вы же давно дружите? – спросил папа.

- Он обещал мне дать планшет поиграть, а дал Валерке!

Папа стал говорить Пете:

- Дружбу надо строить, как дом. Спрячь обиды поглубже, научись прощать, принимай своего друга таким, какой он есть.

Задание для 3 группы.

Сергей всегда любил быть первым: когда строились на завтрак, когда заканчивались уроки. Из-за парты он бежал впереди всех. Если в строю кто-то опережал его, он бесцеремонно отталкивал, вставал первым и кричал, что дети заняли его место. Многие одноклассники не решались с ним спорить, ведь он мог и ударить.

Выступления групп.

Мы определили способы поведения в конфликтах, описанных в заданиях, но какой же из них более конструктивен?

Ответы родителей.

- Все обратили внимание, что не был использован способ поведения в конфликте «Соратник», то есть проблемы не были разрешены окончательно.

Существует альтернативный способ разрешения конфликтов, который не предполагает победу или поражение, он достаточно прост. Это способ сотрудничества (соратник).

Способ сотрудничества не предполагает сиюминутных, готовых решений. При этом способе совместно ищут возможные решения, которые могут сработать, а затем приходят к соглашению о том, какие из них в большей мере позволяют учесть интересы и потребности всех сторон.

Техника применения способа сотрудничества.

1. Определение проблемы.

2. Выработка возможных решений.

3. Оценка решений.

4. Выбор лучшего решения.

5. Определение, каким образом будет выполняться решение.

6. Оценка, насколько полно выбранное решение решает проблему.

Рассмотрим пример конфликта между учениками начальной школы.

Мальчики жаловались на то, что кого-то не принимают в игру на перемене, кто-то нарушает правила.

1 ученик: Они такие здоровые, их все боятся.

2 ученик: Им говоришь, как играть, а им смешно!

3 ученик: А ещё забирают мяч, когда надоедает играть.

4 ученик: А кто кричит: «Новых не берём!»?

3 ученик: Новеньким всё объяснять надо, а перемена проходит.

4 ученик: Мне не надо объяснять, вы думаете, что я плохо играю!

3 ученик: Ну, не знаю…

Учитель: Может быть, они думают, что ты плохо играешь, потому что у тебя не было возможности проявить себя в игре?

4 ученик: Как показать, что умеешь играть, если не принимают?

3 ученик: Хорошо, мы тебя берём в игру.

Учитель: Многим из вас не нравится, когда нарушают правила.

1 ученик: А мы можем правила написать. Все их спишут для себя и будут играть по правилам.

2 ученик: Без ссор из-за правил и играть будем дольше!

Учитель: Давайте те, кто желает, напишут правила, а мы их всем классом обсудим.

Мальчики написали правила игры, которые были обсуждены в классе. Все не согласились лишь с одним правилом – «Никаких новеньких».

Так конфликтная ситуация была разрешена способом сотрудничества.

Предлагаю вам просмотр презентации о детских ссорах, о том, что можно, что нельзя делать родителям, узнавшим о конфликтах в детском коллективе и как помочь своему ребёнку, если этого требует ситуация. Данная презентация полезна родителям учащихся начальной школы и родителям детей младшего подросткового возраста.

Просмотр, обсуждение, комментирование презентации "Детские ссоры в школе. Что делать?"

Сегодня многие из вас пришли в школу после напряжённого рабочего дня, обсуждали конфликтные ситуации в классном коллективе и способы их разрешения. Пора отдохнуть.

Прослушивание музыки для релаксации.


Музыка для релаксации - Шум моря и чайки(5 мusik. ru) mp 3
MP3 / 4.79 Мб

Возьмите, пожалуйста, смайлики, нарисуйте с другой стороны своего круга смайлик, соответствующий вашему настроению после окончания собрания. Надеюсь, что наше родительское собрание было информативным и полезным, а ваше настроение улучшилось.

Благодарю всех за плодотворную работу и желаю удачи в деле воспитания детей. До новых встреч.

 


dietskiie - ssory - v- shkolie-roditiel-skoie-sobraniie.pptx
PPTX / 1.24 Мб

Список использованной литературы

1. Группа продлённого дня: Конспекты занятий, сценарии мероприятий: 3-4 классы / Авторы-составители Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2015.

2. «Эффективный учитель»: Крупенин А. Л., Крохина И. М. – Ростов-на - Дону, издательство «Феникс», 2016.

3. 5 методов воспитания детей / Михаил Литвак. – Москва, 2015.

4. Презентация «Детские ссоры в школе. Что делать?» Баева Любовь Ивановна. МБОУ СОШ № 3 п. Арамиль.

Предварительный просмотр презентации

Детские ссоры в школе. Что делать? Родительское собрание Заместитель директора по правовому воспитанию Баева Любовь Ивановна МБОУ «СОШ №3» п. Арамиль

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.

Межличностные конфликты между детьми ставят в тупик практически всех родителей, которые теряются в детских проблемах и не знают, как на них реагировать. И вот тогда очень остро встаёт вопрос — как поступать взрослым, когда между детьми возникает конфликтная ситуация. Вмешиваться ли, или пускать всё на самотёк? Если вмешиваться, то как себя вести?

Главное — внимание Практика показывает, что помощь взрослого в решении детских ссор эффективна разве что только в детсадовском возрасте. Школьники же обычно скрывают свои конфликтные ситуации от родителей. Именно в этом возрасте он в полной мере проявляет свои социальные потребности. Поэтому, стремясь улучшить свое положение в классе, достичь определенного уровня уважения, дети идут на конфликт со своими сверстниками.

Роль родителей в таких ситуациях нельзя недооценивать. Прежде всего, они должны стараться не допускать возникновения подобных ссор. Ведь часто в детском коллективе ребёнок просто повторяет то, что видит в семье, например, конфликты между родителями. Неверная позиция родителей относительно воспитания ребенка может породить его агрессию, которая выльется в создание конфликта в школьном коллективе.

И наоборот, если родители будут оказывать ребенку должное внимание, избавят его от отрицательных эмоций, научат ребенка расслабляться и снимать стрессы, они помогут ему избежать возникновения конфликтов, или находить правильное решение уже возникшей проблемы.

Учиться полезнее на своих ошибках Как поступать взрослому, если его ребёнка обижают? Прежде всего, не стоит кидаться в крайности, стараясь обезопасить свое чадо всеми возможными способами. На самом деле, конфликт — это признак неуверенности ребенка, который возникает при отсутствии опыта. Следовательно, это вполне здоровый признак, благодаря которому ребенок может попытаться справиться с трудностями.

У детей, самостоятельно разрешающих свои проблемные отношения с другими, повышается самооценка, и в будущем они станут выходить из конфликтных ситуаций при помощи своего жизненного опыта. Конечно, родителям не стоит бросать ребенка на произвол судьбы. Им необходимо выработать свою твердую и уверенную позицию и придерживаться ее на протяжении всего конфликта. Ведь любые уверенные и целенаправленные действия родителей станут для ребенка ярким примером его собственных дальнейших действий.

Однако ни в коем случае родителем не стоит идти в школу или другое учебное заведение и жаловаться администрации на обидчиков ребенка. Такие действия лишь усложнят его положение среди сверстников и подорвут авторитет. А те самые обидчики наверняка придумают вашему ребенку новую месть.

Нужно уметь разграничивать сложность конфликта. Если ситуация не критична — лучше дать малышу возможность самому найти из неё выход, потому что только так он научится сам выстраивать отношения в коллективе. Решая мелкие проблемы за своего ребенка, вы оказываете ему медвежью услугу.

А если вмешаться необходимо? Если ситуация более серьёзная, будьте готовы принять в ней участие. Однако не стоит выступать в роли «тяжёлой артиллерии», слепо защищая своего ребенка. Постарайтесь сыграть роль буфера, утихомирив страсти и предоставив детям возможность самим спокойно найти выход из конфликта. Или же выслушайте обе стороны и решайте объективно — кто прав, кто виноват. Потому как слепо выступая защитником своего чада, вы можете создать у него иллюзию всесильности и вседозволенности. 

Возможен и третий вариант — когда конфликт настолько сложен, что справится с ним не под силу не только ребёнку, но и его родителям. Если, к примеру, ваш ребенок постоянно участвует в школьных драках или получил тяжелую морально-психологическую травму после избиения своими сверстниками, — без помощи специалистов не обойтись. Не бойтесь обратиться к психологу, это просто необходимо в подобных ситуациях.

Каким бы ни был конфликт — всегда старайтесь быть справедливыми. Ведь вполне возможно, что неправ именно ваш ребёнок. И тогда очень важно уметь ему это объяснить, помочь найти выход, подсказать, как извиниться и загасить ссору.

ДРУГОЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ Надо ли родителям вмешиваться в ссоры между одноклассниками? Как научить ребенка справляться с конфликтными ситуациями самостоятельно? 

ЗАКОНЫ СТАИ Отношения в классе развиваются по тем же законам, что и во взрослом обществе, и проходят все стадии формирования коллектива. В любом детском коллективе неизбежно возникает своя иерархия, появляются  лидеры и «отверженные».  Пока эта система будет выстраиваться, конфликты и спорные ситуации между участниками неизбежны.

В пятом классе изменение социальной роли совпадает с началом переходного кризиса, когда для ребенка определяющим становится  мнение сверстников. Частой особенностью для пятиклассников являются драки и выяснение отношений у мальчишек между собой  и между мальчиками и девочками. После своеобразной проверки на прочность такие  дуэлянты часто становятся друзьями  не разлей вода.

ПОМОГАЕМ ПРАВИЛЬНО Что делать, если ваш ребенок стал участником или жертвой конфликта между одноклассниками? Надо ли родителям вмешиваться в конфликтные ситуации?

Перед тем, как принять  решение о вмешательстве в детский конфликт, стоит понять, хватит ли у детей внутренних ресурсов для того, чтобы разрешить его самостоятельно. От родителей требуется готовность обсудить дома сложившуюся ситуацию и  выслушать ребенка без морализаторства.

В ситуации, когда конфликты возникают между мальчиками, мамам стоит делегировать разговор о способах его преодоления папе или другому авторитетному для ребенка мужчине: родственнику, тренеру.

Если конфликт интересов не носит затяжной характер и угрозы физическому здоровью нет, то стоит поддержать уверенность ребенка в том, что он сможет справиться с проблемой самостоятельно. В том случае, если ситуация ухудшается, и ваш ребенок постоянно становится «слабым звеном», то вместо понятного для многих родителей желания наказать обидчиков стоит потратить силы на сбор информации о том, почему это происходит.

Доверительный разговор с ребенком, классным руководителем, поможет выявить причины, по которым ребенок «стягивает» на себя агрессию. Не всегда полезно  ругаться с родителями обидчиков или требовать от школы административного решения проблемы.

Искусственная защита ребенка учителем или директором может привлечь внимание и вынудить класс еще больше дразнить «любимчика». Не стоит разбираться с обидчиками ребенка самостоятельно, без присутствия их родителей.  

Более дружным является тот классный коллектив, в котором родители общаются между собой и готовы тратить силы и время на создание в классе безопасной и интересной среды. Например, родители одной из школ нашли интересный способ по включению «трудного» ученика в коллектив сверстников. Вместо «разборок» они стали раз в неделю приглашать «проблемного» мальчика к себе в гости, где он смог в неформальной обстановке привыкнуть к своим одноклассникам и подружиться с ними.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ Если ситуация зашла в тупик, и «мирным путем» справиться с конфликтами в классе не получилось, единственным выходом для ребенка может стать перевод в другой класс или школу. Но важно понимать, что для предотвращения подобных проблем в следующем коллективе необходимо системное обучение ребенка навыкам конструктивного общения на психологических группах, в творческой студии или в спортивной секции, где обучают командным видам спорта.

Совсем избежать конфликтов невозможно, но любая проблема кроме негатива дает и опыт по преодолению похожих ситуаций в будущем. Частые конфликты в классе с участием вашего ребенка могут стать для родителей своеобразным «маячком», обозначением «слабого места», с которым можно и нужно работать. Важно помочь ребенку осознать те «механизмы» и особенности поведения, которые мешают ему найти контакт с ровесниками и научить его другим способам взаимодействия.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ Воспринимают большинство ситуаций как угрожающие или враждебные по отношению к ним; Сверхчувствительные к негативному отношению к себе; Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих; Не оценивают собственную агрессию, как агрессивное поведение; Всегда винят окружающих в своём агрессивном поведении;

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки; Слабо развит контроль над своими эмоциями, кроме гнева; Боится непредсказуемости в поведении родителей; Характерны неустойчивое, рассеянное внимание, неустойчивое запоминание; Не умеет прогнозировать последствия своих действий; Положительно относится к агрессии, т. к. через неё получает чувство собственной значимости, силы.

Вместо заключения: Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым. Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе. Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать. Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.  

Вместо заключения: Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить. Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.  

Вместо заключения: Детей учит то, что их окружает. Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким. Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым. Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать. Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.  

Родители, помните! Ваша задача состоит в том, чтобы содействовать гармоничному состоянию вашего ребенка и доброжелательной обстановке вокруг! Не побуждайте ребенка к мести за обиду!!!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.