Родительское собрание в 3 классе «О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

6
1
Материал опубликован 16 March 2017 в группе

Родительское собрание в 3 классе

«О введении комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Дата проведения: 06.03.2017 год.

Подготовила: учитель начальных классов

Д.Р.Рафекова


 

Цель родительского собрания:

представить родителям развернутую информацию о целях и задачах курса ОРКСЭ; познакомить родителей с содержанием курса ОРКСЭ и методикой его преподавания

Задачи:

познакомить родителей с нормативно - правовым регулированием курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

обозначить цель и задачи введения курса ОРКСЭ в начальной школе;

рассмотреть все возникающие в связи сведением курса организационные вопросы;

дать возможность родителям выбрать модуль курса по своему усмотрению, заполнив анкеты;

План:

«Нормативно-правовое регулирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» выступление зам. директора УВР Соколовой О.А.

Выступление учителя нач. классов Рафековой Д.Р. «Обоснование введения курса ОРКСЭ в начальной школе», «Содержание курса ОРКСЭ и методика его преподавания».

Выступление отца Василия о модуле «Православная культура»

Выбор родителями модуля курса ОРКСЭ.


 


 


 


 

Ход родительского собрания:

СЛАЙД 1

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады вас всех приветствовать на родительском собрании. Мы собрались, чтобы сообща обсудить вопросы введения в 4 классе нового курса «Основы религиозных культур и светской этики». 

Председатель род. комитета читает повестку собрания

СЛАЙД 2

Одна из самых главных и самых трудных задач родителей - нравственное воспитание ребенка, а в рамках этого курса школа предлагает вам свою профессиональную помощь. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения становится приоритетом государственной образовательной политики.

Основной задачей, которую поставил президент перед этим курсом, является именно воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к своему народу, к своему отечеству, к тем духовно-нравственным достижениям, которые в течение целого тысячелетия создавал наш народ. То есть, ни о каком преподавания «Закона Божия» речь не идет. Речь идет о предмете культурологическом. 

По первому вопросу выступление завуча Соколовой О.А.

СЛАЙД 3, 4

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является:

Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»;

Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009г. № Пр – 2009, Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации  от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632) (и ряд нормативных документов представленных на слайде).

Новый предмет вводится  в школьную программу с четвёртого класса. Курс является обязательным учебным предметом,  на его изучение отводится 1 час в неделю.

Это единственный предмет в учебном плане школы, который изучается обучающимися с его согласия по выбору его родителей (законных представителей).

По второму вопросу выступление учителя и классного руководителя Рафековой Д.Р.

   Преподавание данного курса направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, формирование их мировоззрения и нравственной культуры на основе духовно-нравственных ценностей традиционных российских религий.

СЛАЙД 5

Цель предмета ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

СЛАЙД 6

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Почему же приходится выбирать родителям, что же изучать их ребенку в данном курсе?

СЛАЙД 7

Потому, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя 6 модулей, один из которых и изучают дети в 4 классе:

Основы православной культуры;

Основы исламской культуры;

Основы буддийской культуры;

Основы иудейской культуры;

Основы мировых религиозных культур;

Основы светской этики.

Родители выбирают для изучения только один модуль из шести.

СЛАЙД 8

Данный курс изучается в количестве 34 часов в год по учебному плану - это 1 ч. в неделю. Он предполагает без отметочную систему обучения.  

СЛАЙД 9

Все модули нового предмета соединяются общими тематическими блоками:

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.)

Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.)

Традиционные религии и этика в России (13 ч.)

Духовные традиции многонационального народа России (4ч.).

СЛАЙД 10

Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий  и мировоззрений.

Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям. 

СЛАЙД 11

Основы светской этики

Учебное пособие знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным?

Модуль "Основы светской этики" Культура и мораль. 

Основные понятия данного модуля:

Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Семья, любовь, дружба, товарищество. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

СЛАЙД 12

Основы мировых религиозных культур

В учебном пособии с учётом возрастных особенностей учащихся 4-х классов даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Авторы не ставили задачи отражения в пособии дискуссионных вопросов религиозных учений и религиоведения.

 

Модуль "Основы мировых религиозных культур" Культура и религия.

Основные понятия данного модуля:

Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. 

 Данный курс выбирают для обучения четвероклассников нашей школе уже три года. По нашей программе «Начальная школа 21 век» он представлен очень качественно, школьная библиотека по данному курсу оснащена учебниками. Ознакомьтесь с ними.

СЛАЙД 13

Основы православной культуры

Учебное пособие знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека,  его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.

Модуль "Основы православной культуры" Введение в православную духовную традицию.

Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. 

Выступление отца Василия

 СЛАЙД 14

Основы исламской культуры

Учебное пособие знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, авторы подчёркивают значение этих книг как источников нравственности. Особое место в пособии уделено жизни мусульман в современной России.

Модуль "Основы исламской культуры" Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия.

Пророк Мухаммед – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

СЛАЙД 15

Основы буддийской культуры

Учебное пособие в доступной для учащихся 4-х классов форме знакомит с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.

Модуль "Основы буддийской культуры" Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия.

Будда и его учение. Буддийские святые. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

СЛАЙД 16

Основы иудейской культуры

Учебник знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает её значение в формировании личности иудея и его поведении в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии  - христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.

Модуль "Основы иудейской культуры" Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.

Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

СЛАЙД 17

Апробация  ОРКСЭ в школах по специально составленной программе  была проведена  в 21 регионе страны.

В ходе апробации отношение родителей к новому учебному курсу было неоднозначным и менялось со временем. На первоначальном этапе многие родители настороженно относились к новому предмету: выражали сомнение по поводу дополнительной нагрузки для детей, деления класса на группы по модулям, считали название «Основы религиозных культур и светской этики» посвящением в религию. Итоги апробации этих опасений не  подтвердили.

Результаты социологического опроса, показали, что  после введения учебного курса ОРКСЭ, учащиеся стали общительнее, терпимее, добрее, снизилась их агрессивность, стали больше интересоваться прошлым страны, было отмечено повышение интереса к истории семьи и  семейным традициям.

Уважаемые родители, вы должны сделать свой выбор. Помните, что мы живем в светском многонациональном государстве, мы должны жить в содружестве с другими народами, ценить и уважать чужие традиции, и именно нравственные ценности воспитывать в детях. Вам сейчас предстоит сделать очень важный выбор и заполнить заявление о выборе одного их модулей.

Заполнение родителями анкеты о выборе модуля курса ОРКСЭ

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень хороший материал!

4 May 2017

Похожие публикации