12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Албычакова Валентина Вячеславовна353
Учитель математики МБОУ "Аршановская СШ". Высшая квалификационная категория. Педагогический стаж 16 лет. с. Аршаново Алтайского района Республики Хакасия
Россия, Хакасия респ., село Аршаново
Материал размещён в группе «В помощь учителю»
3

Роль домашнего задания по математике в основной школе в усвоении программного материала

Албычакова Валентина Вячеславовна,

учитель математики МБОУ «Аршановская СШ»


Роль домашнего задания по математике в основной школе в усвоении программного материала

Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.

Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка. Учителя практикуют разные формы учета. Это и устный опрос у доски или с места по домашнему заданию, и короткая письменная работа, но, прежде всего это непосредственная проверка задания в тетрадях – фронтальная при обходе класса в начале урока и более основательная, во внеурочное время.

Эффективность домашней работы в процессе обучения во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся, связанную с выполнением домашних заданий. Хороший учитель не станет излагать новую тему, пока не убедится в полном понимании и усвоении всеми учащимися пройденного материала. Руководство домашней работой он осуществляет не только в процессе задавания уроков на дом, но и в процессе их проверки. От способов и приемов проверки выполнения домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения.

Проверка домашней работы должна стать органической частью урока, т. е. служить либо подготовкой к изучению нового материала, либо закреплению ранее изученных вопросов. Проверку домашнего задания можно осуществлять в разных формах:

Самопроверка по образцу.

Взаимопроверка по образцу.

Проверка домашнего задания консультантами.

Проверка – консультация.

Опрос по парам.

Математическая викторина.

Теоретическая разминка.

Математическая эстафета.

Широкое использование устной формы проверки знаний, умений и навыков учащихся обусловлено ее главным достоинством по сравнению с другими формами – непосредственным контактом между учеником и учителем в процессе проверки. Это дает возможность учителю следить за развитием мысли отвечающего, своевременно корректировать знания. Но в то же время при устной проверке учитель испытывает затруднения в оценке выявленных знаний.

На уроках математики устная проверка знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки. При фронтальной устной проверке за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Фронтальную устную проверку учителя используют для выяснения готовности класса к изучению нового материала, для определения сформированности понятий, для проверки домашних заданий, для поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке.

Для письменной проверки знаний, умений и навыков, учащихся всего класса требуется значительно меньше времени по сравнению с устной проверкой, но сам учитель должен затратить время на подготовку к ней и на определение результатов.

Планируемые результаты обучения по математике, заданные в программе в виде конкретных требований к знаниям и умениям учащихся позволяет использовать такую форму контроля, как тесты.

Тесты - это задание, состоящее из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного. С их помощью можно

получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о

сформированности умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Главное достоинство тестовой проверки в скорости. Недостатки – учитель не видит характера хода решения, а также возможность угадывания.

Выполнение домашнего задания – это не только залог отличных результатов в школе, но и подготовка к взрослой жизни. Выполнение домашнего задания по математике в основной школе:

Закрепляет пройденный материал на уроке

Даёт прочное усвоение учебного материала, в перспективе – это путь к хорошей карьере

Показывает истинную степень понимания материала. Если тема усвоена на 100%, то домашнее задание не доставляет никаких проблем. Однако если часть информации не дошла до понимания, то на домашней работе это обязательно отразится. Таким образом, учитель может быстро обнаружить и ликвидировать пробелы

На уроке, например, учителю необходимо научить весь класс, а не 5 самых шустрых ребят. Времени на уроке не всегда хватает. Поэтому дома ребята имеют возможность работать в своем темпе и довести навыки до совершенства.

Успех в карьере напрямую зависит от того как вы справляетесь со своими обязанностями. Приучив себя к выполнению домашнего задания в дальнейшем, во взрослой жизни, даст возможность быть успешнее большинства коллег.

Приучает учащихся к самостоятельности.

Воспитывает чувство ответственности. Ответственность – одно из самых востребованных в современном мире качеств.

Школьник учится эффективно управлять собственным временем, а это, в свою очередь, даёт возможность развивать в себе способности к планированию и распределению ресурсов.

Время – это один из самых ценных ресурсов. Тайм-менеджмент, качество популярное в современное время, позволяет эффективно расходовать время.

Развивает креативность .

Формирует активную жизненную позицию

Наиболее эффективной формой выполнения, а также проверки домашнего задания, на мой взгляд, является письменное домашнее задание.

Таким образом, на основании анализа результатов письменной проверки домашнего задания, имеется возможность дать сравнительную оценку знаний и развития, учащихся; выявить весь объем ошибок, допускаемых классом в целом по проверяемому материалу, а также вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей. На основании чего учитель может судить о достоинствах и недостатках применяемой им методики.

Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках математики.

Библиографический список использованной литературы

Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.

Гликман И.З. Как стимулировать учение школьника. Издание №4. 2012.

Якиманская И.С. Проблема контроля и оценки знаний, умений, навыков школьников как предмета психологического исследования. //. Психологические критерии качества знаний школьников. - М.- 1990.

Уроки математики в рамках концепции личностно -ориентированного обучения. Математика в школе, 2005, №4.


Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.