Роль домашнего задания по математике в основной школе в усвоении программного материала
Албычакова Валентина Вячеславовна,
учитель математики МБОУ «Аршановская СШ»
Роль домашнего задания по математике в основной школе в усвоении программного материала
Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.
Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка. Учителя практикуют разные формы учета. Это и устный опрос у доски или с места по домашнему заданию, и короткая письменная работа, но, прежде всего это непосредственная проверка задания в тетрадях – фронтальная при обходе класса в начале урока и более основательная, во внеурочное время.
Эффективность домашней работы в процессе обучения во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся, связанную с выполнением домашних заданий. Хороший учитель не станет излагать новую тему, пока не убедится в полном понимании и усвоении всеми учащимися пройденного материала. Руководство домашней работой он осуществляет не только в процессе задавания уроков на дом, но и в процессе их проверки. От способов и приемов проверки выполнения домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения.
Проверка домашней работы должна стать органической частью урока, т. е. служить либо подготовкой к изучению нового материала, либо закреплению ранее изученных вопросов. Проверку домашнего задания можно осуществлять в разных формах:
Самопроверка по образцу.
Взаимопроверка по образцу.
Проверка домашнего задания консультантами.
Проверка – консультация.
Опрос по парам.
Математическая викторина.
Теоретическая разминка.
Математическая эстафета.
Широкое использование устной формы проверки знаний, умений и навыков учащихся обусловлено ее главным достоинством по сравнению с другими формами – непосредственным контактом между учеником и учителем в процессе проверки. Это дает возможность учителю следить за развитием мысли отвечающего, своевременно корректировать знания. Но в то же время при устной проверке учитель испытывает затруднения в оценке выявленных знаний.
На уроках математики устная проверка знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки. При фронтальной устной проверке за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Фронтальную устную проверку учителя используют для выяснения готовности класса к изучению нового материала, для определения сформированности понятий, для проверки домашних заданий, для поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке.
Для письменной проверки знаний, умений и навыков, учащихся всего класса требуется значительно меньше времени по сравнению с устной проверкой, но сам учитель должен затратить время на подготовку к ней и на определение результатов.
Планируемые результаты обучения по математике, заданные в программе в виде конкретных требований к знаниям и умениям учащихся позволяет использовать такую форму контроля, как тесты.
Тесты - это задание, состоящее из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного. С их помощью можно
получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о
сформированности умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Главное достоинство тестовой проверки в скорости. Недостатки – учитель не видит характера хода решения, а также возможность угадывания.
Выполнение домашнего задания – это не только залог отличных результатов в школе, но и подготовка к взрослой жизни. Выполнение домашнего задания по математике в основной школе:
Закрепляет пройденный материал на уроке
Даёт прочное усвоение учебного материала, в перспективе – это путь к хорошей карьере
Показывает истинную степень понимания материала. Если тема усвоена на 100%, то домашнее задание не доставляет никаких проблем. Однако если часть информации не дошла до понимания, то на домашней работе это обязательно отразится. Таким образом, учитель может быстро обнаружить и ликвидировать пробелы
На уроке, например, учителю необходимо научить весь класс, а не 5 самых шустрых ребят. Времени на уроке не всегда хватает. Поэтому дома ребята имеют возможность работать в своем темпе и довести навыки до совершенства.
Успех в карьере напрямую зависит от того как вы справляетесь со своими обязанностями. Приучив себя к выполнению домашнего задания в дальнейшем, во взрослой жизни, даст возможность быть успешнее большинства коллег.
Приучает учащихся к самостоятельности.
Воспитывает чувство ответственности. Ответственность – одно из самых востребованных в современном мире качеств.
Школьник учится эффективно управлять собственным временем, а это, в свою очередь, даёт возможность развивать в себе способности к планированию и распределению ресурсов.
Время – это один из самых ценных ресурсов. Тайм-менеджмент, качество популярное в современное время, позволяет эффективно расходовать время.
Развивает креативность .
Формирует активную жизненную позицию
Наиболее эффективной формой выполнения, а также проверки домашнего задания, на мой взгляд, является письменное домашнее задание.
Таким образом, на основании анализа результатов письменной проверки домашнего задания, имеется возможность дать сравнительную оценку знаний и развития, учащихся; выявить весь объем ошибок, допускаемых классом в целом по проверяемому материалу, а также вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей. На основании чего учитель может судить о достоинствах и недостатках применяемой им методики.
Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках математики.
Библиографический список использованной литературы
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
Гликман И.З. Как стимулировать учение школьника. Издание №4. 2012.
Якиманская И.С. Проблема контроля и оценки знаний, умений, навыков школьников как предмета психологического исследования. //. Психологические критерии качества знаний школьников. - М.- 1990.
Уроки математики в рамках концепции личностно -ориентированного обучения. Математика в школе, 2005, №4.