Роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников поколения Z
Беляева Марина Александровна учитель математики
Важно ли для учителя - предметника, иметь знания и навыки использования информационных технологий? Ответ будет безусловно положителен.
Информационно – коммуникативные технологии в современной системе образования несут в себе возможность более глубинного понимания предоставляемого материала обучающимися, обширности вариантов подачи знаний педагогом, индивидуальности и дифференциации обучения, рефлексии полученных школьником навыков путём высокой вариативности проверки знаний через электронные ресурсы учебного назначения. Интегрирование в процесс обучения компьютерных технологий позволяет учителю не только разнообразить урок, но и в какой-то мере переложить часть подготовительной работы на электронные ресурсы. Это базовый инструмент современного педагога, расширяющий возможности преподавания сложных предметов, в частности таких как математика, алгебра и геометрия.
Нужно понимать, что работа педагога сегодня приходится на время обучения детей поколения Z. Поколение Z (англ. Generation Z) (также известное как зумеры англ. Homelanders) — термин, применяемый в мире для поколения людей, родившихся примерно с 1997 по 2012 годы. Соответствует Теории поколений, созданной Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом (англ. Neil Howe). Подростки поколения Z живут в совсем ином мире по сравнению со своими предшественниками. Для них цифровые сервисы и технологии — это неотъемлемая бытовая часть жизни. Эти подростки отдают предпочтение престижным занятиям, таким, где не требуется тяжёлый физический труд, и для которых чаще всего необходим высокий уровень подготовки и высшее образование. Основной отличительной особенностью нового поколения является клиповое мышление. Клиповость - это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде. Презентация, в некотором роде, также является разновидностью «клипа» - понятного формата для школьников.
Представители Поколения Z не способны удерживать внимание на чем-то одном больше 15–20 минут – оно ослабевает. Лучше разделить урок на промежутки по 25–30 минут, в течение каждого из которых учащиеся будут один раз менять вид деятельности. Правильно составленный план урока, включающего в себя информационно-коммуникативные технологии, позволяет достичь всех целей урока, имея на одном из этапов интересную для обучающегося подачу материала через электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, ресурсы Интернет.
Например, в своей работе я часто использую мультимедийные презентации, составленные самостоятельно, либо позаимствованные у коллег в сети Интернет. Презентация уместна на любом из этапов урока, она дает возможность приобрести яркие опорные образы, которые упрощают запоминание и усвоение материала. Обучающиеся быстрее «включаются» в материал, такая подача их увлекает и концентрирует внимание на себя. На завершающем этапе урока презентация может оказать помощь в рефлексии содержания учебного материала. Также презентация удобна при внеклассной работе. Логические игры в виде презентации также значительно повышают мотивацию учащихся к изучению проходимого материала. Например, проведённая на внеклассном мероприятии интерактивная игра по математике «Где логика?» (см. прим.), вызвала активный интерес среди учеников 7го класса, и повлекла за собой новое внеклассное мероприятие на тему: "Великие математики и их открытия" где презентация была составлена мной уже в ином, не менее увлекательном для учащихся виде, в виде «путешествия» от дома одного математика, к дому другого. Таким образом преподнесённая информация вызвала интерес к математике, как к науке, и дала мотивацию к её изучению.
Однако, в своей педагогической деятельности я использую не только мультимедийные презентации. Отличные помощники в моей работе - ресурсы Интернет. Основополагающая роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников, заключается в развивающем обучении самостоятельного творческого и критического мышления. Интернет является источником глубокой интеллектуальной и коммуникативной деятельности учащегося, в результате чего у него появляется возможность приобрести необходимые знания, умения, навыки. Обучающимся даётся возможность самостоятельно выбирать из множества различных взглядов, точек зрения, подходов к решению поставленных задач, что побуждает их именно к размышлению и самообразованию. Такие интернет ресурсы как: сайт Федерального института педагогических измерений, с существующим разделом «Навигатор самостоятельной подготовки» (см. прим.), сайт Задачи (проект МЦНМО при участии школы 57) (см. прим.), а также Skysmart.ru - онлайн-школа для детей и подростков (особенно актуальная форма преподавания в условиях дистанционного обучения) (см. прим.), позволяют моим ученикам не просто монотонно изучать материал, а именно самообразовываться с интересом к изучаемому, углубляться в тему, рефлексировать.
Часто я предлагаю детям такой вид домашних заданий как подготовка презентаций, докладов, защита исследовательских работ с мультимедийным представлением, включением фото - и видеоматериала. Дети с большим энтузиазмом выполняют задания такого рода.
В заключении хочу отметить, что роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников поколения Z сложно переоценить. Повышая интерес к предоставляемому материалу, улучшая понимание предоставляемой информации ИКТ повышают одно из самых главных критериев эффективности учебного процесса – учебную мотивацию. Но также не стоит забывать и о критериях полезности применения компьютерных технологий на уроке. Предоставляемая информация с помощью информационно-коммуникативных технологий должна обеспечивать те результаты обучения, которые нельзя получить без применения этой технологии.
Примечания:
1. Интерактивная игра по математике «Где логика?» https://урок.рф/presentation/18881.html
2. Сайт Федерального института педагогических измерений http://fipi.ru
3. Проект МЦНМО при участии школы 57: https://www.problems.ru
4. Skysmart.ru - онлайн-школа для детей и подростков: https://edu.skysmart.ru
Используемая литература:
- Поколение Z: те, кто будет после / Из интервью А. Сычёвой с психотерапевтом, кандидатом медицинских наук Марком Сандомирским. [Электрон. ресурс] URL: http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1450249/
- Коатс Дж. Поколения и стили обучения. М.: МАПДО; Новочеркасск: НОК, 2011.