Роль исследовательской работы в формировании экологической культуры обучающихся.
РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Жабина Раиса Васильевна- педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»
Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем всех уровней, в том числе и дополнительного.
Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование экологической культуры детей и подростков.
Экологическая культура представляет собой компонент культуры общества и характеризует своеобразие взаимодействия человека с природой. Она включает в себя систему взаимосвязанных элементов:
Экологическое сознание, экологическое мышление и экологическую деятельность.
Во Дворце пионеров и школьников г. Курска сложилась целостная система экологического образования, что позволяет обеспечить комплексный подход в организации работы по экологическому направлению. В течении многих лет успешно реализуется образовательная, общеразвивающая программа «Эколюм» в детском объединении естественнонаучной направленности. Программа имеет комплексный интегративный характер, так как предполагает взаимосвязь экологического образования, с процессом социализации ребенка. В рамках реализуемой программы применяются различные формы и методы экологического образования, направленные на формирование экологической культуры очень разнообразны.
Это организация и проведение сюжетно-ролевых и деловых игр, экологических шоу, тренингов, экскурсий, подготовка и защита рефератов, докладов.
Участие в экологических праздниках, конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях разного уровня.
Особое место среди них занимает исследовательская работа обучающихся.
Исследовательская работа может быть организована как на занятиях, так и в полевых экспедиционных условиях. Полевые исследования выходят за рамки учебной программы, что дает детям возможность углубить и конкретизировать свои знания об окружающей среде, приобрести многие полезные навыки и умения развить творческие способности.
На мой взгляд, в результате полевых исследований обучающиеся учатся видеть даже незначительные, негативные изменения в природе.
Приобретение экологических знаний активизируются благодаря зрительному и эмоциональному восприятию.
Наблюдение, эксперименты, изучение взаимосвязей в природе, фиксация своих наблюдений, их осмысление- все это интересно и привлекательно для детей.
Дворец пионеров и школьников продолжает сотрудничать с Центрально-черноземным биосферным заповедником им. В.В. Алехина. С 2000 г. за это время нами было проведено и организовано более 25 экспедиций.
Экологические экспедиции позволяют познакомиться с животными и растениями родного края и выполнить определенную практическую исследовательскую работу в заповеднике. Исследовательские работы чаще всего групповые (5-6 чел.), где роль и направление деятельности каждого обучающегося четко оговариваются. Не важно, сделает обучающийся какое-то открытие, или это будет подтверждением уже известных истин, но это будет его личное достижение.
Групповые исследовательские работы, на мой взгляд, более творческие, так как каждый участник вносит свои идеи в общее дело и учится работать на общий результат.
Результаты экологических исследований детского объединения «Эколюм» были представлены на научно-практических конференциях разного уровня.
Тематика работ на этих конференциях очень разнообразна.
Приобщение обучающихся к проектной и исследовательской деятельности приносит свои плоды:
дети становятся интеллектуально богаче, творчески активнее и самостоятельнее, у них повышается самооценка и уверенность в себе.
Обучающиеся учатся обсуждать и анализировать, отстаивать свою позицию, что непременно пригодится им в будущем.
Таким образом, школьные детские исследования занимают важное место в экологическом образовании и воспитании обучающихся, в формировании экологической культуры.