"Роль логико-математических игр в интеллектуальном развитии дошкольников"
«Роль логико-математических игр в интеллектуальном развитии дошкольников»
Авторы:
Сироткина Юлия Николаевна
Хабарова Надежда Анатольевна
воспитатели МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Яблонька» г.Мичуринска Тамбовской области
На современном этапе развития дошкольного образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, такая форма работы, как занятие, теряет свою актуальность. Возрастает роль игры. Играя, ребёнок овладевает определёнными качествами личности. Он становится эмоционально отзывчивым, любознательным и активным. Дошкольник решает интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту, имеет первичные представления о ближайшем социуме, государстве, мире, овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять и углублять математические представления. Любая математическая задача на смекалку, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи.
Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры, в игровых действиях. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, или самая элементарная головоломка. Например, необычайность постановки вопроса: « Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображение.
Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий.
К занимательному материалу относятся и различные дидактические игры. Они направлены на развитие у детей логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счете, вычислениях. Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Под его влиянием внимание дошкольников становится целенаправленным, более устойчивым, совершенствуется память, мышление, формируется правильное употребление математических терминов. Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимает игра.
Важно не только разбудить в ребёнке интерес к моделированию предложенных конструкций, но и помочь понять, что, играя, можно многому научиться: считать, составлять геометрические фигуры, читать схемы и чертежи, самостоятельно мыслить и находить пути решения поставленных задач. Учиться, играя, и обучаться в игре.
Особо значимым стало признание развивающих и обучающих игр, направленных на логико-математическое развитие детей дошкольного возраста. В настоящее время логико-математические игры конструируются с учётом современного взгляда на пропедевтику у детей 5-7 лет математических способностей. К важнейшим из них относят: оперирование образами, установление связей и зависимостей, фиксирование их графически; представление возможных изменений объектов и предвидение результата; изменение ситуации, осуществление преобразования; активные результативные действия, как в практическом, так и в идеальном плане.
Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребёнка получить результат, проявить при этом познавательную инициативу и самостоятельность. Они помогают развивать внимание, память, речь, мышление.
Основная цель методики логико-математического развития – разработка и применение такого содержания, методов и приёмов, которые обеспечили бы в условиях развивающей предметно-пространственной среды интеллектуально-творческое развитие детей до школы. Для современной методики характерно освоение детьми разнообразных геометрических форм, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего их мира во взаимосвязи. Дети овладевают способами самостоятельного познания: сравнением, измерением, преобразованием, счётом, делением целого на части и объединением частей в целое. Развивающие игры являются также средством мотивации и активизации деятельности воспитателя и детей, вызывают стремление преодолевать трудности и добиваться результатов.
Использование логико-математических игр способствует реализации следующих целей:
Активизация умственной деятельности детей.
Развитие основных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, классификации.
Формирование основ творческого мышления.
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Развитие коммуникативных навыков.
Повышение интереса детей к математике.
Развитие и систематизация знаний, умений, представлений.
Повышение успешности учебной деятельности детей в школе.
Воспитание нравственно-волевых качеств личности.
Для успешного использования логико-математических игр необходимо руководствоваться следующими критериями:
Создание предметно-развивающей среды.
Систематизация игр в планировании.
Уровень сенсорного развития дошкольников.
Индивидуально-дифференцированный подход (система дифференцированных заданий).
Характер мотивации.
Руководство детской деятельностью в игре (отношение сотрудничества с детьми).
Использование проблемных ситуаций постановки нестандартных заданий для стимулирования активности ребенка в игре.
Тесная взаимосвязь в логико-математических играх обучения и развития позволяет полнее реализовать умственные возможности дошкольников: дети творчески осваивают знания, у них развивается познавательная активность. «Учиться можно только весело... Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат неспециалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ним трудно не согласиться.
Литература:
1. Дошкольная педагогика/ Апрель/ 2014
2. Дошкольная педагогика/ Ноябрь/ 2013
3. Михайлова З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста/ З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец.- СПб.: Детство-пресс, 2008.
7