12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шишкина Людмила Николаевна3482
Я работаю преподавателем профессионального цикла в Алчевском строительном колледже ФГБОУ ВО "ДонГТУ". Имею высшую категорию и педагогическое звание "преподаватель- методист". Педагогический стаж - 33 года.
Россия, Луганская Народная Респ., Алчевск

РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Статья на Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Опыт наставничества в образовании»

Автор статьи: Шишкина Людмила Николаевна, мастер производственного обучения ОСП «Алчевский строительный колледж» ГОУ ВО ЛНР «ДонГТИ».

Введение

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.

t1675537491ab.png

Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя. По всей стране пройдут торжественные церемонии награждения ведомственными наградами, серия праздничных концертов, главный из которых состоится в Кремле в День учителя. В проект плана также включены мероприятия по празднованию 200-летия со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, запланировано открытие скульптурно-архитектурной композиции, посвященной выдающемуся педагогу.

Наставничество, его роль в моей жизни и практике, копилка опыта

«Самое трудное в учении – научиться чтить учителя.

Но лишь чтя наставника, можешь перенять его правду.

И лишь перенимая правду, народ способен почитать

науки. Поэтому, согласно ритуалу, даже призванный

к государю учитель не совершает ему поклона – так

высоко древние чтили учителя».

Конфуций

Быть наставником – очень ответственная часть работы, которая требует, как глубоких профессиональных знаний, так и знаний в области психологии. В большинстве случаев именно от наставника зависит успех ученика. Когда-то об этой ответственности человека перед обществом, в котором он живет, хорошо сказал римский философ Сенека: «Общество человеческое похоже на свод, где различные камни, держась друг за друга, обеспечивают прочность целого». Продолжая мысль Сенеки, можно сказать: эту прочность обеспечивает каждый из нас, выполняя своё, иногда небольшое и, как может показаться со стороны, не такое уж значимое дело, и всё равно обеспечивая прочность этого громадного свода. Существует пять форм наставничества для разных задач и ролей:

t1675537491ac.png

Рис.1. Пять форм наставничества

Каждая форма направлена на решение конкретной проблемы. Каждая форма включает:

цели и задачи программы;

ожидаемые результаты;

оцениваемые результаты;

портрет участников;

вариации ролевых моделей;

описание этапов наставнического взаимодействия (раскрытие целевой программы);

область применения в рамках образовательной программы.

Чтобы стать наставником, не нужно показывать свои грамоты и регалии. Начните с того, чем вы можете поделиться, чем богат ваш опыт и потенциал. Вспомните, какие навыки вы можете легко передать коллегам, и определите свою мотивацию.

Мне по жизни с наставниками повезло. Их у меня было немного, но всех их помню поименно. Первым в моей жизни наставником и учителем была моя первая учительница Салтанова Лидия Кузьминична. Чем обязана ей по жизни, так это тем, что мудрость и опыт этого педагога и человека остались в моем сердце навсегда. И вот почему. Нелегко мне в детстве давались буквы, вернее их выговор. Когда начинала читать в классе, ребята смеялись. И с некоторых пор я просто замкнулась в себе, перестала отвечать. Другая бы учительница махнула бы на меня рукой, но не Лидия Кузьминична. Она стала заниматься со мной после уроков, отвела в детскую библиотеку, посоветовала больше читать вслух. И я хорошо закончила первую четверть первого класса. А к концу учебного года была отличницей. Лидия Кузьминична помогла мне поверить в себя, научила любить книги. За что ей огромная моя благодарность.

Вторым наставником стал мой классный руководитель Сираковская Лидия Васильевна, преподаватель языка и литературы. Лидия Васильевна пришла в нашу школу по направлению после университета, ей доверили наш шумный и озорной 5-В класс. Опыта работы у нее совсем не было, но, наверное, талант педагога - это от Бога. В том году в моей семье случилось большое горе - после продолжительной болезни умерла моя мама. Для меня, одиннадцатилетней девочки это стало тяжелой потерей. Лидия Васильевна стала для меня старшим другом, советчиком и помощником в домашних делах. А чтобы у меня не хватало времени на грустные мысли, меня по совету Лидии Васильевны избрали старостой класса. Возможно, именно ее старания помогли мне справиться со своим горем. Мы до сих пор общаемся с Лидией Васильевной, хотя она давно не преподает, на пенсии, но всегда рада встретиться и помочь советом (см. рис.2.).

t1675537491ad.png

Рис.2. С классным руководителем Лидией Васильевной

Успешно окончив школу, я поступила на строительный факультет института. Учеба давалась легко, и после окончания института меня приняли на работу инженером по контролю качества в строительный трест города. В то время на градообразующем предприятии шла реконструкция, заново возводились коксовые батареи. Мне как инженеру доверили непростую задачу-контролировать технологический процесс строительства и качество строительных материалов. Скажу честно, что эта работа не из легких, приходилось писать предписания о нарушениях опытным строителям. Что говорить, они так строили всю жизнь, а тут пришла молодая девушка и требует делать все по-другому. Порой и до слез доходило. Помог мне в этом вопросе главный инженер управления Николай Петрович Шахов, он научил меня многому, а главное, отношения со строителями улучшились, мои требования стали понимать и воспринимать. А с Николаем Петровичем мы дружим до сих пор (см. рис.3.)

t1675537491ae.png

Рис.3. С Николаем Петровичем Шаховым

Отработав десять лет на строительстве промышленных объектов города, я осталась без работы…в стране началась перестройка, и не до строительства было. И судьба занесла меня на работу в строительное училище, где взяли меня с испытательным сроком на должность мастера производственного обучения по профессии: «Электросварщик ручной сварки; газосварщик». А так как рабочей квалификации сварщика у меня не было, то я должна была еще и получить диплом рабочей квалификации. Вот и пришлось после основной работы ходить на учебу вечером, учиться сварочному искусству. И здесь мне очень повезло с наставником. Мастер сварочных работ Замогильный Виктор Степанович оказался опытным и требовательным педагогом, а человеком отзывчивым и добрым. Понимал, что мне очень тяжело после работы постигать азы сварки. Старался показать и объяснить. Скажу откровенно, тяжело было, очень тяжело! Итогом моей учебы стал диплом квалифицированного рабочего повышенного разряда. Никогда не думала, что стану педагогом. А как оказалось, что именно эта профессия стала делом всей моей жизни.

Постигать пришлось не только сварку, но и премудрости педагогики. И здесь нашелся человек, всегда готовый прийти на помощь. Это заместитель директора по учебно - производственной работе Кирпиченко Ангелина Михайловна.

Я старалась много читать учебно-педагогической литературы, участвовала в семинарах, круглых столах, одним словом осваивала свою новую профессию педагога. И нужно сказать, она мне очень нравилась! Кроме своей основной работы мастера производственного обучения и преподавателя профессионального цикла, всегда участвовала в организации и проведении общеучилищных мероприятиях, помогала Ангелине Михайловне в разработке новых учебных программ. В стране начались большие перемены. СССР распался, два строительных училища города слились в одно, зарплаты не выплачивались, рождаемость в стране резко упала, но выживать, было как – то нужно. Вот и пришла мысль директору училища Анатолию Михайловичу Погребняку, человеку богатому на различные идеи, открыть высшее профессиональное училище на базе нашего среднего профтехучилища №40. Это будет училище, в котором наши выпускники будут получать не только строительные профессии, но и иметь возможность продолжить учебу на высшей ступени и получить базовое высшее образование по двум специальностям: «Сварочное производство» и «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Необходимо было создать учебные планы для интегрированных профессий, добавив к некоторым строительным профессиям - сварщиков. Для выполнения этой работы был создан так называемый «мозговой центр» в составе руководителя – заместителя директора Кирпиченко А. М., методиста училища Аркатовой Нины Георгиевны и меня-мастера п/о Шишкиной Людмилы Николаевны (см. рис.4).

t1675537491af.gif

Рис.4. Наш «мозговой центр»: Шишкина Л.Н., Кирпиченко А.М., Аркатова Н.Г.

Не все получалось сразу, так как все было с нуля. Работы хватало на всех. Задействованы в работе были и многие сотрудники училища. Ведь таких училищ в Луганской области еще не было. Многому научилась у моих наставников за время работы в «мозговом центре». Здесь была применена форма наставничества «педагог-педагог», где целью наставничества является оказание поддержки и практической помощи начинающим педагогическим работникам в профессиональном становлении, успешном и быстром адаптации к условиям и пригодности оборудования. Задача моего наставника Ангелины Михайловны –помочь мне, своей подопечной не допустить ошибки, которые она совершила сама. Это позволило мне достигнуть профессиональных успехов быстро и с меньшим количеством критических ошибок. Ведь один совет наставника, может сэкономить годы ошибок! Ангелина Михайловна давно на заслуженном отдыхе, но теперь я не только советуюсь с ней, а и сообщаю ей о своих успехах и достижениях (см.рис.5).

t1675537491ag.jpgt1675537491ah.jpgt1675537491ai.jpg

Рис.5. Наши встречи с Ангелиной Михайловной

Ангелина Михайловна частый гость в колледже, присутствует на мероприятиях (см.рис.6).

t1675537491aj.png

Рис. 6. Мероприятие ко дню рождения колледжа

Ребята из моей группы часто бывают дома у Ангелины Михайловны, чему она очень рада (см. рис.7). «Как быстро и грозно вертится Земля, и школьные старятся учителя! Нет силы смотреть, как стареют они за мирные дни, за военные дни» …

t1675537491ak.png

Рис.7. Студенты группы в гостях у Ангелины Михайловны

О, наставники наши, и менторы!

Потрудившись, побившись не раз,

Вы упорной своею любовию

Прочный дуб превратили в алмаз.

И, конечно же, вашими стараниями

Наши свойства и эти, и те

Засверкали различными гранями

Извините, во всей наготе.

Отрывок из стихотворения Юлия Кима «О, наставники наши, и менторы!» как нельзя лучше отображает труд и плоды наставников.

Прошло много лет с моего первого дня педагогической деятельности, и теперь уже я учу своих молодых коллег. В опыте работы нашего учреждения используется индивидуальная форма наставничества, хотя и другие педагоги всегда с готовностью делятся опытом и рады помочь молодому или начинающему коллеге.

В нашем колледже функционирует «Школа молодого педагога». За эти годы сложились определенные традиции. В 2016-2020 годах приступили к работе 6 молодых педагогов Самые лучшие наши обучающиеся, закончив с отличием обучение, не смогли расстаться со своим, ставшим родным училищем. Наши недавние выпускники стали мастерами производственного обучения и преподавателями производственного цикла. Много лет подряд я обучала молодых специалистов в «Школе молодого педагога» (см.рис.8).


t1675537491al.jpgt1675537491am.png

Рис.8. Занятия в «Школе молодого педагога»

Основными моими задачами было:

- развитие имеющихся у молодых специалистов знаний и умений в области предметной специализации, методики преподавания, оказание им помощи в преодолении профессиональных затруднений, развитие способностей самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него на занимаемой должности;

- ускорение роста начинающего педагогического работника в педагогическом коллективе;

- содействие профессиональному становлению начинающего педагогического работника, формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности;

- формирование мотивации начинающего педагогического работника к стабильному профессиональному саморазвитию и самообразованию;

- знакомство с особенностью образовательного процесса и методической работы;

- консультации по составлению учебно-плановой документации (тематического плана, учебной программы, учебно-методического обеспечения образовательного процесса, контрольно-оценочных средств и т. д.), помощь в подборе тематики и методическое обеспечение организации самостоятельной работы обучающихся, лабораторных и практических работ;

- оказание методической помощи в планировании и организации производственной практики, подборе дидактических материалов, наблюдении за работой, контрольных работах и т.д. п.;

- посещение занятий с последующим тщательным анализом (не менее 1 занятия в месяц).

В зависимости от того, проблемы какого свойства сопутствуют педагогической деятельности молодого специалиста, осуществляется подбор опытного педагога на роль наставника. Ошибка в выборе роли может привести к тому, что цель наставнической помощи не будет достигнута. С учетом профессиональных потребностей молодого преподавателя можно выделить следующие роли педагогов-наставников.

1.Проводник. Обеспечит подопечному знакомство с системой данной образовательной организации «изнутри». Такой наставник может объяснить принцип деятельности всех структурных подразделений, рассказать об управлении образовательным учреждением. Наставник поможет молодому преподавателю осознать свое место в системе организации, будет осуществлять пошаговое руководство его педагогической деятельностью. Вклад наставника в профессиональное становление молодого преподавателя составляет более 80 %.

2.Защитник интересов. Может помочь в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе педагогической деятельности молодого специалиста; организует вокруг профессиональной деятельности молодого преподавателя атмосферу взаимопомощи и сотрудничества; помогает подопечному осознать значимость и важность его работы; своим авторитетом охраняет педагога от возможных проблем межличностного характера. Наставник может договариваться от имени молодого специалиста о его участии в различных внутри- и вне образовательных мероприятиях.

Вклад наставника в профессиональное становление молодого преподавателя составляет 60–80 %.

3.Кумир. Это пример для подражания, это очень мощный критерий эффективности наставнической поддержки. Наставник всеми своими личными и профессиональными достижениями, общественным положением, стилем работы и общения может стимулировать профессиональное самосовершенствование молодого преподавателя. Подопечный фиксирует и перенимает образцы поведения, подходы к организации педагогической деятельности, стиль общения наставника. Вклад наставника в профессиональное становление молодого преподавателя составляет 40–60 %.

4.Консультант. За основу этих взаимоотношений берется благополучие личности молодого специалиста. Эта роль реализует функцию поддержки. Здесь практически отсутствует требовательность со стороны наставника. Подопечный получает ровно столько помощи, сколько ему необходимо и когда он об этом просит. Вклад наставника в профессиональное становление молодого преподавателя составляет 30– 40 %.

5.Контролер. В организованной таким образом наставнической поддержке молодой педагог самостоятельно осуществляет педагогическую деятельность, а наставник контролирует правильность ее организации, эффективность форм, методов, приемов работы, проверяет его успехи с помощью системы тестов, творческих заданий, проблемных ситуаций и т. п. Вклад наставника в профессиональное становление молодого преподавателя составляет 10– 30 %.

Мы учились проводить уроки, заполнять документацию, рассматривали проблемные ситуации, заниматься профориентацией, организовывать внеурочные мероприятия и многому другому (рис.9).


t1675537491an.pngt1675537491ao.pngt1675537491ap.pngt1675537491aq.png

Рис.9. Наши начинающие работники, их будни и победы

Организация индивидуальной системы по адаптации и формированию профессиональных компетенций у молодых педагогов носил поэтапный характер.

1 этап – адаптационный. На этом этапе осуществлялось знакомство молодого педагога с коллективом и особенностями образовательного процесса в колледже. В начале сотрудничества проводится диагностика с использованием методики оценки профессиональной направленности личности молодого педагога. Диагностика проводится путем устных бесед, анкетирования, наблюдения и анализа уроков.

2 этап – основной. Следующий шаг в совместной работе – составление ежегодного индивидуального плана повышения теоретического уровня и деловой квалификации, в котором отражены следующие направления:

учебно-методическая работа;

методическая работа;

повышение квалификации и педагогического мастерства;

исследовательская работа.

По направлению «Учебно-методическая работа» изучался Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, совместно с наставником разрабатываются рабочие программы учебных дисциплин (МДК, профессиональных модулей); комплекты оценочных средств для оценки основных показателей результатов студентов; календарно-тематические планы; методические рекомендации по выполнению практических заданий, анализируется основная и дополнительная литература.

По направлению «Методическая работа» исследовался системно-деятельностный подход к процессу обучения и алгоритм проектирования современного практико-ориентированного урока. Результатом совместной деятельности по этому направлению является создание методических продуктов:

технологическая карта урока;

методическая разработка урока

определение структуры учебно-методического комплекса и составление УМК.

По направлению «Повышение квалификации и педагогического мастерства» составляется перспективный план-программа самообразования педагога. В рамках выполнения программы молодые педагоги принимают активное участие с выступлениями на заседаниях школы молодого педагога, заседаниях предметно-цикловых комиссий, педагогических советах.

По направлению «Исследовательская работа» анализировалась исследовательская деятельность педагогов и студентов. Результатом является выступление молодых педагогов на традиционном мероприятии «Педагогические чтения», и участие студентов в конференциях.

3 этап – заключительный. На заключительном этапе проводился анализ результативности профессионального развития молодых педагогов. На данном этапе усилия педагога-наставника направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодого педагога, овладение им эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе педагогической деятельности.

Итоговым показателем профессионального становления молодого педагога является проведение открытого урока.

После проведения мониторинга достижений педагогической деятельности молодого педагога принимается решение о подаче заявления в аттестационную комиссию на присвоение первой квалификационной категории.

Примерный план работы с молодыми специалистами

п/п


Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Результат/продукт

Отметка наставника о выполнении

Раздел 1. Ознакомление с колледжем, изучение нормативно- правовой базы СПО






Раздел 2. Изучение уровня профессионализма и деловых качеств молодого специалиста, выявление профессиональных затруднений






Раздел 3. Оказание помощи в процессе адаптации к профессиональной деятельности и работе в коллективе, в преодолении профессиональных затруднений

3.1. Оказание помощи в разработке учебно-планирующей документации






3.2. Оказание консультативной помощи по вопросам разработки оценочного инструментария по дисциплинам






3.3. Оказание консультативной помощи в разработке учебно- методического обеспечения образовательного процесса






3.4. Оказание методической и практической помощи в подготовке и проведению занятий






3.5. Оказание помощи в разработке и реализации плана профессионального становления






Раздел 4. Взаимодействие наставника и молодого специалиста

4.1. Посещение и анализ уроков











4.2. Совместное участие наставника с молодым специалистом в научно-практических конференциях, семинарах и др.

4.3. Совместные публикации наставника с молодым специалистом






За это время мои подопечные много раз побеждали на областных и республиканских конкурсах профессионального мастерства, принимают участие в республиканских мероприятиях, уверенно, успешно проводят открытые уроки и внеурочные мероприятия. Положительные результаты целенаправленной системной работы можно увидеть и по результатам аттестации на первую квалификационную категорию, наличию публикаций у большинства педагогов. Глядя на наших вчерашних выпускников- сегодняшних мастеров и преподавателей, на их успехи и достижения, я с уверенностью могу сказать: «Они выбрали профессию педагога не зря!» Переняв все самое лучшее у своих наставников, они обучают сейчас ребят самой мирной профессии на Земле, профессии - СТРОИТЕЛЬ!

Еще одна форма наставничества, которую я использую в своей работе: «успевающий студент — отстающему студенту». За отстающими студентами группы закрепляю отлично и хорошо успевающих студентов. Наставники-успевающие студенты анализируют проблемные точки отстающих, подбирают необходимые способы для закрытия пробелов в знаниях и более комфортного и понятного изучения комплекса тем подопечными. По этим материалам были созданы краткие памятки для удобного использования, разбивающие крупные задачи по разработке на мелкие подзадачи для более легкого прохождения курса. Итог этой работы – высокий рейтинг среди групп колледжа, 100% получение стипендии студентами группы, сохранение контингента группы (рис.10).

t1675537491ar.pngt1675537491as.pngt1675537491at.pngt1675537491au.png

Рис.10. Успехи моих студентов

В еще одной используемой мною форме наставничества «педагог —одаренный студент» происходит психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала студента, совместная работа над проектом и экспонатами технического и декоративного творчества. Насколько успешным будет это взаимодействие, зависит от творческого потенциала наставника. Целью такой формы наставничества является раскрытие потенциала каждого студента, желающего заниматься исследовательской работой; формирование жизненных ориентиров у обучающихся, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов; формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого; развитие гибких навыков, лидерских качеств; создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями. Мероприятия по самореализации студентов в колледже носят комплексный характер и реализуются через следующие механизмы: создание воспитательной среды колледжа; сопровождение личностно-профессионального развития студента; организация системы мероприятий, направленных на поиск и развитие инициатив студентов, стимулирование творческой и профессиональной активности; поддержка деятельности студенческого самоуправления, утверждение стиля партнерского взаимодействия в воспитательном процессе.

Взаимодействие педагога-наставника и студента ведется в режиме внеурочной деятельности: консультации, отработка умений и навыков, знакомство с дополнительной литературой, с ресурсами сети Интернет по определенным темам, подготовка и участие в конкурсах и олимпиадах, проектная деятельность и т. д.

Таким образом, главной целью образования становится формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.

Заключение

Современные процессы в образовании определяют необходимость более широкого применения наставничества, а также совершенствование его форм и инструментов. Наставничество может служить эффективным механизмом повышения профессионального мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, формирования системы передачи педагогического опыта, знаний, общечеловеческих ценностей наставляемым.

Трудно представить себя в качестве наставника, примерить образ, вообразить всё в красках, ощутить, увидеть перспективы, предстать перед миром в новой социальной роли. На сегодняшний день это - основная задача педагога.

Список литературы:

Величко Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов в период обучения в колледже // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 97-100.

Дворядкина Д. А. Проблемы адаптации молодого учителя в современной школе: Материалы IV Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2012 года – Ростов на/Д, 2012. – 35 с.

Никитина В.В. Роль наставничества в современном образовании [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nastavnichestva-v-sovremennom- obrazovanii .

Опубликовано


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 05.02.23 в 10:15 0Ответить Пожаловаться
Отличная работа! Здорово,когда люди так относятся к своим наставникам! Уверена,что и ваши воспитанники также относятся к вам!!!
Шишкина Людмила Николаевна, 05.02.23 в 11:55 0Ответить Пожаловаться
Спасибо огромное! Так и есть, со многими моими выпускниками общаемся, встречаемся, переписываемся. Главное для меня, чтобы они нашли себя и стали хорошими людьми.

Отредактировано 05-02-2023 11:57

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.