Роль педагога в формировании ключевых компетенций у подростков в объединении флотской направленности

10
0
Материал опубликован 4 August 2021 в группе

Роль педагога в формировании ключевых компетенций у подростков в объединении флотской направленности

В подростковом возрасте особенно остро встает проблема признания подростка в среде сверстников, приобретения определенного статуса. Иногда для этого предпринимаются не вполне безопасные для самого подростка или его окружения формы. В это время важно направить личность в сторону позитивного саморазвития, проявления своей индивидуальности в видах деятельности, благоприятно воспринимаемых обществом и полезные для личностного развития самого подростка. Это может быть включение во вполне «взрослую» интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимается самообразованием, различными видами творчества. Или забота о семье, о других людях, участие в решении как сложных (но посильных), так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается.

Очень часто мы говорим об исключительных способностях детей, проявивших себя в интеллектуальной или творческой деятельности, реже спортивной. Очень редко встречаются упоминания о детях, проявивших себя, как лидеры детского самоуправления, активисты общественной жизни. Почти не встречается описание проявления таких способностей, как умение длительно выдерживать напряженный темп работы, длительно выполнять монотонную работу, характеристика личности подростка с высокой работоспособностью и мотивацией на трудовую деятельность, умеющие точно и в срок выполнять поручения, проявляя при этом инициативу и компетентность.

Важно создать для каждого ребенка такие условия, в которых он мог бы проявить себя по-максимуму в самых различных видах деятельности. И тогда он обязательно «найдет себя», проявит свои скрытые способности, сформирует ключевые личностные компетенции.

Известно, что знания и умения «хранятся» некоторое (более или менее длительное) время в готовом к использованию виде. Компетенция «собирается» лишь в момент актуализации, то есть в ответ на ситуацию. Это можно выразить в схеме (по И.С.Сергееву и В.И.Блинову) [4]:

t1628083393aa.jpg

В остальное время элементы компетенции хранятся в разобранном виде, а сама компетенция существует лишь потенциально:

t1628083393ab.jpg

Я считаю, что технологии, связанные с исследовательской и проектной деятельностью обучающихся, как ни какие другие, способствуют формированию практически всех ключевых компетенций у учащихся, так как позволяют создавать напрямую или моделировать ситуации, в которых они могут быть применены в практической деятельности.

Рассмотрим некоторые методы формирования ключевых компетенций посредством организации проектно-исследовательской деятельности в объединении флотской направленности. (Классификация компетенций приведена по А.В.Хуторскому [2].

И хотя данная классификация, как мне кажется, наиболее отвечает требованиям компетентностного подхода, так как составлена на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности учащегося, однако надо отметить, что само понятие «компетенция» характеризует интегративную способность человека решать нестандартные проблемы, используя внутренние (знания, умения, опыт) и внешние ресурсы, поэтому невозможно резко разграничить «сферы влияния» вышеуказанных компетенций).

Ценностно-смысловая компетенция обеспечивает механизм самоопределения воспитанника в ситуациях учебной и иной деятельности. Она демонстрирует, каковы его ценностные ориентиры, способен ли он понимать свою роль и предназначение в мире, может ли выбирать установки для своих решений и поступков, ответственно ли учащийся относится к выбору решения. Наверно многие из вас тоже сталкивались с ситуацией, когда дети приносили готовую, выполненную в несвойственной для них манере или не соответствующей уровню их подготовки работу. Что делать? Доказывать, что работа выполнена не самостоятельно? Искать и уличать? Запрещать использовать Интернет? А ведь большинство ребят выбирают в качестве творческого задания подготовку информации из глобальной сети. Выход из ситуации рассказать детям о правилах работы с информацией Интернет, с другими источниками. Курсанты овладевают данной компетенцией, разрешая для себя ситуацию морального выбора поступков, например, «Возможно ли получение научного результата любой ценой (в том числе унижения респондентов, фальсификации фактов)?», «Допустимо ли использование чужого труда без ссылки на источник?», «Что важнее – получить признание (например, диплом на конкурсе) или приобрести умения и опыт?» и т.п.

Общекультурная компетенция позволяет учащимся приобщиться к достижениям в искусстве, науке, общественной жизни, выяснить роль науки, культуры, религии в жизни человека, определить культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, сделать осознанный, позитивно направленный выбор в культурно-досуговой сфере. Формирование компетенции у моих курсантов происходит в процессе работы с архивами, музейными экспозициями, библиотечными фондами, произведениями искусства, общения с деятелями науки, культуры, религии, изучения быта, традиций своего народа и его творчества в исследовательских экспедициях, а также через усвоение норм и этики научных дискуссий, оппонирования, правил поведения на научно-практических конференциях и т.д.

Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами [3]. Сюда относятся знания, умения и опыт целеполагания, планирования, организации процесса, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, а также владение методами познания окружающей действительности, использования нестандартных, креативных приемов решения учебно-познавательных проблем (анализ и синтез, сравнение, обобщение и классификация, определение понятий, доказательства и опровержения, определение и решение проблем). В процессе освоения курса «Юный исследователь» обучающиеся знакомятся с этапами и методами научного исследования. На занятиях (с элементами исследования, с проведением эксперимента, с работой с источниками информации, с защитой мини-работ, при рецензировании) учатся видеть проблему, формулировать цель и задачи своей работы, планировать и структурировать свою деятельность, определять риски, анализировать и грамотно представлять результаты, оценивать деятельность свою и сокурсников. Часто использую такие задания, как конспектирование учебного (устного или письменного) материала, составление плана текста, систематизация и классификация понятий, ролевые и сюжетные игры («Суд над Водной Стихией», «Водный мир», «Капитаны») и др. В дальнейшем, в процессе проведения самостоятельного исследования, написания и защиты работы эти умения приобретают более глубокий уровень – формируется компетенция.

Направления, по которым создаются детские исследовательские работы и проекты в объединении, довольно разнообразны, так или иначе связаны с изучаемыми в основной программе науками, расширяют и углубляют её содержание. Например, за последние пять лет курсантами на городские, краевые и российские конкурсы были представлены работы по следующим направлениям: история флота (военная история, история судоходства в Прикамье, биографические портреты моряков и речников), маринистика (маринистика в живописи, музыке, литературе), физика и техника (устройство и сравнительная характеристика судовых механизмов, особенности эксплуатации судов и механизмов, физика морских узлов), медицина (оказание ПМП, нетрадиционная медицина, особенности жизнедеятельности при гипотермии, при морской болезни, при употреблении морской воды, способы выживания при авариях судов), экология рек и морей, биология (водные животные и растения), лоция и навигация (судоводительские характеристики участков рек Прикамья, маневрирование на участках), генеалогия (моряки в семье курсанта, речные династии, история фамилии) и др.

Информационная компетенция обеспечивает навыками деятельности по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Именно информационная компетенция в современном мире является залогом успешной реализации в различных сферах общения, в том числе и профессиональной. Для этого нужно: находить нужную информацию в различных источниках, как на бумажных, так и на электронных носителях, на разных языках, отбирать необходимую информацию, выделяя главное и второстепенное, определять степень достоверности информации путем сравнения с информацией из других источников и ставить ее под сомнение, эффективно использовать и преобразовывать полученную информацию, сохранять информацию, защитив ее от нежелательных пользователей.

Использую при проведении занятий образовательные мультимедийные продукты. Но, обращаюсь к ним только в тех случаях, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами. Предлагаю обучающимся использовать компьютерные программы и Интернет при подготовке сообщений, докладов, творческих работ.

Коммуникативная компетенция включает знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, умение вступать в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, статусу, степени знакомства), учитывая его особенности, умения слушать и слышать собеседника, проявляя уважение и терпимость к его мнению, навыки грамотного разрешения конфликтов, владение различными социальными ролями в коллективе.

Курсанты овладевают данной компетенцией в ролевых играх, при разработке анкет, подготовке и проведении интервью, опросов, в дискуссиях на научных конференциях и работе экспертных групп, при оппонировании, при разработке групповых проектов. Развитию навыков письменной коммуникации помогают написание статей в СМИ, общение по теме собственного исследования на Интернет-форуме, рецензирование исследовательских работ сокурсников. На занятиях с элементами исследования использую разнообразные формы обучения учащихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную. Предпочтение отдаю групповой и коллективной, так как именно они, в большей степени, чем остальные, способствуют формированию коммуникативных компетенций. Для того чтобы избежать недостатков групповой работы (конфликты, возможность «спрятаться за чужими спинами» и т.д.) в обязательном порядке разрабатываем совместно с детьми и затем используем правила групповой работы.

Социально-трудовая компетенция тесно связана с коммуникативной компетенцией. Социально-трудовая компетенция направляет умение владения различными социальными ролями в сфере гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности. Исследовательская или проектная деятельность для некоторых моих воспитанников становится «первой профессиональной пробой», при которой они приобретают знания в области профессионального самоопределения, в вопросах экономики и права в избранном направлении деятельности (судоконструирование, судовождение, судоремонт, медицина катастроф и борьба за живучесть судна, маринистика (направление в искусстве), морская биология и экология и т.д. Кроме того, на занятиях с ролевыми играми, во время судоводительской и судоремонтной практики они не только «примеряют» на себя роли производителя, судовладельца, судоводителя, представителя страховой компании, эксперта Речного Регистра, но и готовят себя к будущим социальным ролям – члена семьи, пассажира речного-морского транспорта, избирателя или члена Молодежного Парламента при городской Думе. Помимо исследовательской деятельности в избранном направлении все курсанты активно включаются в общественную жизнь центра, микрорайона, города, края через участие в конкурсах социальных и культурных проектов (в том числе детских и молодежных), через подготовку и проведение различных мероприятий для жителей микрорайона и воспитанников ДЮЦ "Каскад" , через несение «Вахты Памяти» в Почетном Карауле на городском Мемориале Победы, через участие в санитарных субботниках по очистке улиц города, берегов рек в местах традиционного отдыха горожан, пляжей, через разработку и распространение информационно-агитационных материалов экологического и патриотического содержания и т.п.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Обучающийся в процессе занятий, при написании исследовательских и проектных работ овладевает способами деятельности в собственных интересах и в пределах своих возможностей, проявляет готовность ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы, конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.

В целом делать окончательные выводы об эффективности работы по формированию ключевых компетенций можно будет по прошествии определенного времени, когда развитые компетенции помогут обучающемуся реализовать себя в профессиональной и социальной сферах. И пусть не все мои выпускники связали свою жизнь с флотскими профессиями. Я считаю, что если мой воспитанник умеет работать в команде, осуществлять поиск и находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, самоорганизовываться, и при этом жить в ладу с самим собой и окружающим миром, он будет успешен в жизни.


Литература«

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 
  2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования //Народное образование.- 2003.- №5.- С.55-61
  3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
  4. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. М.: АРКТИ, 2009.-132с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации