Роль театрального педагога в процессе формирования личностных качеств подростка

13
2
Материал опубликован 4 August 2021 в группе

Роль театрального педагога

в процессе формирования личностных качеств подростка


Куликова Ирина Геннадьевна


Аннотация

Глубокое понимание того, что нынешнее поколение молодежи скоро встанет у руля, осознание, что ими в скором времени будет взята на себя ответственность за все сферы жизни, побуждает театрального педагога использовать на занятиях воспитательный потенциал театрального искусства в полной мере. В статье не делается уклон на формировании профессиональных качеств личности актера. Рассмотрены общечеловеческие личностные характеристики


Ключевые слова

воспитательный потенциал театрального искусства, целевые установки личности, идентификация, ценностные ориентиры


В чем заключается специфика влияния театрального творчества на формирование личности подростка? Воспитательную нагрузку несут самые разнообразные формы общественного сознания, такие как наука, политика, идеология, мораль, право. Однако, влияние их на формирование личности носит весьма узкий характер. Так, мораль отвечает за нравственное воспитание подростка, право — за правовое, идеология, политика — за идейно-мировоззренческое. Театр же, обращается к подростку как к целостной личности, и, воздействуя как на сознание его, так и на духовно-эмоциональный мир, формирует целостный облик и целостное отношение к окружающему миру.

На занятиях студии педагог по театру привлекает к деятельностному участию как физический, так эмоциональный и интеллектуальный аппараты подростка. Это обстоятельство позволяет рассматривать театр как универсальную образовательную и воспитательную модель.

Действительно, сцена не только выявляет творческий потенциал и способности подростка, но и обнажает прорехи в его развитии и воспитании. Она позволяет руководителю определить зоны ближайшего развития и выстроить воспитательный процесс дифференцированно, с учетом выявленной информациии, в рамках ндивидуального подхода.

Сутью воспитательного воздействия театра можно назвать глубокую эмоциональную, чувственную основу данного процесса. На первом этапе обеспечивается выработка нравственных и эстетических ориентиров в сфере художественных явлений. На втором этапе происходит перевод эмоционально-чувственной, нравственно-эстетической информации в целевые установки личности. Третий этап представляет собой переосмысление и изменение поступков, поведения человека, исходя из сформированных установок. А целостность личность обретает как раз в поступке, и личностные качества проявляются в устойчивом способе поведения.

Известно, что именно в подростковом возрасте закладывается фундамент нравственности, присваиваются общечеловеческие нравственные законы, формируются высшие чувства. Если говорить о влиянии театра, то наиболее важным моментом в этом процессе представляется идентификация при погружении подростка в художественный мир произведения. Объектом идентификации становятся персонажи, вызывающие у него симпатию. Отождествление себя с любимыми персонажами представляется наиболее значимым социально-психологическим механизмом воздействия театрального творчества на личность. Как следствие - рождаются новые чувства, сходные с чувствами полюбившихся героев, воспитываются новые ценностные ориентиры. Это обстоятельство представляется чрезвычайно важным. Ведь ценностно-ориентационный компонент в подростковом возрасте - ведущий, и именно в этом возрасте личность деятельностно ищет ценностные ориентиры для подражания. Становится ясным, насколько важен верный подбор педагогом художественного и музыкального материала, подбор тем, на основании которых будет выстроена работа в студии.

Так, важное место в рамках формирования личностных установок представляют темы о героях России. Эмоционально осознанные факты славной истории Родины, выстроенные в театральной постановке, рождают чувство гордости и сопричастности к истории страны, воспитывают гражданина и патриота.

Своими постановками театральная студия отзывается на все памятные, дорогие сердцу россиян даты – годовщину снятия блокады Ленинграда, битвы под Москвой, вывода войск из Афганистана. Хочется отметить большой театральный проект о детях войны, в котором приняли участие все творческие коллективы учреждения, и постановку «Фронтовое письмо, не молчи, расскажи», составленную по фронтовым письмам из семейных архивов.

Наличие в учреждении музея боевой славы Курской битвы имени участника битвы, Героя Советского Союза А.В.Мельникова, обусловило выступление воспитанников студии на многочисленных мероприятиях, встречах, Уроках мужества с участием ветеранов – участников битвы – к юбилею битвы на Курской дуге, к юбилею музея, к мероприятию по передаче памятного медальона, найденного поисковиками, дочери героя. Формирование ценностных установок производится на стыке технологий театральной и музейной педагогик - действие выстраивается на основании музейных документов, в сборе которых принимают участие сами воспитанники. В помощь более глубокому эмоциональному проживании, театральный педагог направляет весь арсенал выразительных средств театра –используются лучшие образцы отечественной поэзии, песни и музыка советских композиторов времен войны, звуковые и шумовые эффекты, костюмы (гимнастерки и пилотки формы образца 40-х годов), реквизит (макеты автоматов, карта Курского сражения, макеты музейных экспонатов). Воздействуя на эмоциональный мир подростка, подобные постановки развивают сферу его чувств, пробуждают эмпатийные способности, вызывают сопереживание.

Важным направлением работы по формированию личности средствами театральной педагогики педагог рассматривает воспитание любви к малой Родине, к родной природе. Воспитанникам интересно узнавать новые факты о славной истории города, в котором они проживают, его традициях, достопримечательностях, удивительных людях. Поэтому театрализованные мероприятия краеведческого характера несут достаточно серьезное воспитательное значение. В постановке «Улиц Безымянки гордые имена», например, исторически реконструированы суровые будни района Безымянка, где эвакуированные в военные годы в г. Куйбышев заводы разворачивали оборонную промышленность страны. А к году юбилея космонавтики страны разработан целый ряд театрализованных мероприятий, в которых воспета Самара, как космическая столица России.

Формированию моральных норм и корпоративных ценностей у подростков способствует проведение театрализованных праздников, определяющих уникальность и сплоченность коллектива, посвященных традициям родного лицея: День Знаний, Последний звонок, День лицеиста.

Огромные потенциальные возможности нравственного воздействия таятся и в народных обрядовых действах. Этнографические фестивали, «Проводы масленицы», другие обрядовые праздники, ненавязчиво, в увлекательной, театрализованной форме знакомят ребят с традициями своего народа, его историей, прекрасными образцами народной культуры, воспитывают чувство национальной гордости. К участию в этих праздниках привлекаются даже самые младшие студийцы. Так, по достоинству оценена представленная младшей группой студии постановка «Самарская купеческая ярмарка». Выбор педагогом материала обеспечил организацию по-настоящему интересного, веселого действа, несущего неповторимый дух народных традиций.

Низкий общий уровень гражданской активности молодого поколения, неосведомленность о способах проявления инициативы при принятии решений привели к идее привлечения коллектива к участию в проектной, социально направленной деятельности. С 2012 года коллектив участвует в реализации долгосрочного воспитательного проекта «Память о Вашей Победе храним!» В рамках проекта успешно реализуются подпроекты «Письмо победителям», «Здоровые дети в здоровой стране», «Жить ЭКО – логично!» и др. Это ежегодное участие в большом количестве социально значимых акциях, волонтерская деятельность в социальных приютах и ветеранских организациях, укрепление социального партнерства с общественными и административными структурами города, вовлечение в жизнь студии родителей воспитанников. Воспитанники студии – активные участники мероприятий, проводимых Администрацией района и города в Самарском Дворце ветеранов, Доме Дружбы народов, в городских парках, на параде 9 мая на площади им. Куйбышева, других площадках города. Социально одобряемые формы участия импонируют подросткам, занятия востребованной обществом деятельностью формируют навык налаживания социальных контактов, позволяют овладеть различными социальными ролями, дают мощный толчок к саморазвитию и самопознанию.

Театральная труппа – сложный, живой организм, коллектив талантливых, амбициозных, креативных и неординарных личностей. Только в работоспособном коллективе возможно рождение по-настоящему значимого произведения искусства. Наладить и поддерживать его работу – постоянная задача руководителя.

Работа по формированию личности начинается с первых же занятий. Воспитанникам аргументированно объясняется, что театр - коллективный вид искусства, требует большой доли личной ответственности, от вклада, даже незначительного, каждого, зависит успех общего дела – спектакля. И, напротив - от безответственного отношения всего лишь одного студийца спектакль может не состояться вообще. Каждый подросток индивидуален, представляется крайне важным создать ситуацию успеха каждому воспитаннику. С этой целью обеспечивается возможность его участия в разных видах театральной деятельности, практикуется применение на занятиях дифференцированного подхода и разноуровневых творческих заданий, горячо приветствуются проявления инициативы и импровизации как на сцене, так и в коллективных творческих делах.

Большую помощь педагогу в решении задачи по созданию работоспособной труппы дает наставническая деятельность старших студийцев по отношению к новичкам, практикуемая в студии. Передача старшими традиций студии, демонстрация своего ответственного отношения к занятиям, дает свои плоды - введение института наставничества позволяет создать единое воспитательное пространство, которое выводит работу студии на новый уровень, создает условия для взаимообогащения в личностном плане обеих сторон.

Важным фактором формирования личности подростка является личность самого педагога. Заинтересовать и передать любовь к делу, которым владеешь, не сложно. Гораздо сложнее сохранить этот интерес, обеспечить воспитаннику ситуацию успеха, научить общаться со сверстниками и помочь в социализации, создать психолого-педагогические условия для личностного роста.

Воспитательная работа студии строится на ряде педагогических принципов, закрепленных в ее Уставе.

Основополагающий, принцип «Обучаемся, играя», предполагает всестороннее использование в процессе обучения игровой природы воспитанника. Театральное творчество формирует личность, позволяя выразить себя в нравственной ситуации через драматическую игру, являющуюся продолжением детских игр.

Принцип «Знаешь сам - поделись с товарищем» способствует активному включению в процесс воспитания коллективного действия, помогает нравственному и интеллектуальному взаимообогащению от пребывания на равных в среде, смешанной по возрасту.

Немаловажным представляеся соблюдение принципа «Этика театрального творчества». Творчество не должно быть зажато условностями, недомолвками, актеры должны творить, смело представляя работу на суд коллектива, сознавая доброжелательность этого коллектива. Здоровые отношения строятся на уважении, корректности при анализе и обсуждении творческих продуктов друг друга.

Воспитанию высокой личной ответственности в выборе решения, развитию самостоятельности при опробывании разных видов театральной деятельности, способствует реализация принципа «Дал слово - держи».

«Театр - это работа» - данный принцип дает четкое осознание того, что театр не развлечение. Это ответственная, напряженная работа, с высоким темпом, длительными повторяющимися репетициями, и результат этой работы напрямую зависит от инициативы и работоспособности каждого. Потому прогул даже репетиции, например, без уважительной причины недопустим.

«Познаю себя» - обязательный принцип, на котором строится работа студии. Ведь театр требует научиться владеть прежде всего собой: телом, мыслями, чувствами, эмоциями, настроением. Театральное творчество - это эффективное средство для формирования строгой самодисциплины, саморегуляции, самоконтроля, осознания своих роли и предназначения в обществе.

Конечно, нынешнее поколение молодых людей может расчитывать на огромное количество разнообразных и увлекательных видов досуга - телевидение, видео, Интернет. Приходится признать, что общение с театральным искусством ему почти полностью заменила всепоглощающая компьютеризация. И тем не менее, живое, непосредственное общение через сценическое слово и театральное действие полностью устранить невозможно.

Обращение к театральному искусству способно обогатить сегодняшнюю практику воспитательной работы, сделать ее более эффективной и соответствующей природе подросткового возраста. Технология театральной педагогики дает педагогу возможность формирования нравственных установок, усвоения духовных ценностей, управления развитием личности, без покушения на свободу выбора и свободу воли. Сама детская природа родственна театральному искусству, более того, театрализация и инсценирование применяются как арттерапевтические методики. А раз искусство способствует развитию коммуникативности, сохранению психического здоровья, формированию положительных личностных качеств подростка - значит, присутствовать и развиваться в подростковой среде ему должно обязательно.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересную статью! Понравились педагогические принципы студии.

19 September 2021

Благодарю, Елена Владимировна, за оценку

19 September 2021