Статья о роли педагога в развитии личности дошкольника
Роль педагога в формировании личностных качеств ребенка
Смирнова Анжела Викторовна
Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №51
комбинированного вида»
Аннотация. В статье анализируются вопросы о роли педагога в социализации ребенка, раскрывается опыт взаимодействия педагогов и дошкольников в эмоциональном развитии детей.
Ключевые слова: педагог, дошкольник, социализация, эмоциональный интеллект.
Роль педагога в развитии ребёнка была давно раскрыта в отечественной и зарубежной науке. Мне нравятся идеи В.Сухомлинского, который, озвучивая роль педагога, говорит о том, что «важно не погасить огонек в ребенке, заложенный природой». Педагог, по мнению В.Сухомлинского, - это человек, который поможет раскрыть потенциал ребенка. Важно «не задушить ребенка знаниями», а удивить, заинтересовать, дать почву для размышлений, поощрять детский поиск. Педагог ориентирует ребенка, направляет его поиск, предлагает почву для размышления. Всё это способствует формированию полноценной личности ребенка.
Одну из задач, которые решает педагог, - это социализация детей. В настоящее время актуальна проблема непродуктивного взаимодействия среди дошкольников. Снижение игровой деятельности и усиление роли гаджетов в современном мире во многом определяют отрицательную динамику полноценного общения и формирования коммуникативных навыков среди детей дошкольного возраста.
Социально-коммуникативное развитие является одной из пяти образовательных областей в дошкольном образовании. Педагогу важно создавать почву для благоприятного общения среди дошкольников, использовать разнообразные средства и методы.
Одним из таких средств следует назвать развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Предлагаю опыт социализации старших дошкольников посредством развития эмоционального интеллекта. В одной из групп совместно с педагогами был разработан и реализован проект «Мир нашего настроения». Цель данного проекта: формировать эмоциональную сферу и коммуникативные навыки дошкольников. Проект длительный. На протяжении двух лет дети учатся управлять своим поведением, понимать эмоциональное состояние окружающих людей, дружить, договариваться и улаживать конфликты. В рамках проекта мною, педагогом-психологом, проводится следующая работа:
- утренние круги, на которых мы с ребятами учимся определять свое настроение, а также учимся принимать настроение другого человека. Каждый имеет право радоваться, грустить, злиться. На таких утренних кругах мы манипулируем со своими чувствами: определяем, сколько сегодня радостных, сердитых, испуганных и т.д. Ведем подсчеты, измерения, взвешивание настроения. Ребятам такая деятельность очень нравится. В игровой форме дети осознают и учатся адекватно выражать свои эмоции и эмоции окружающих;
Рис. 1. Измеряем настроение
Рис. 2. Взвешиваем настроение
- формирование навыков адекватного эмоционального реагирования с помощью мешочка злости, баночки для сбора обиды, раздачи весёлых пожеланий. В уголке настроения собраны такие предметы, которые помогают детям справится с нежелательными формами поведения и эмоциональным состоянием. Заранее на занятиях или в свободной деятельности мы обговариваем все манипуляции с предметами и обсуждаем способы реагирования;
Рис. 3. Мешочек грусти
- моделирование социальных ролей. Данный прием является эффективным, поскольку дает возможность ребятам увидеть различный спектр эмоциональных проявлений и проиграть способы реагирования в таких ситуациях;
- ведение дневника настроения. Ежедневно в дневнике настроения ребята оценивают свое эмоциональное состояние и выражают его с помощью рисования. Такой прием является эффективным, поскольку дети не только учатся оценивать себя, но и выражать свои эмоции с помощью изо-техник. В конце недели мы проговариваем «улучшители настроения», т.е. все то, что поможет детям справляться с грустью, злостью, испугом. Такие улучшители настроения обязательно фиксируем (рисуем) в дневниках;
Рис. 4. Мой дневник настроения
- работа с родителями. В 2020-2021 учебном году мною были разработаны для родителей тематические видео-консультации, направленные на эмоциональное развитие детей. Такие консультации направлены на повышение педагогической грамотности родителей и выработку эффективных способов взаимодействия с дошкольниками.
В практической деятельности дошкольники осваивают умения и навыки, способствующие их успешной социализации в обществе.
Список использованной литературы:
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., Народная асвета, 1982.
Смирнова Анжела Викторовна
Полянская Оксана Николаевна
Смирнова Анжела Викторовна