12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Анжела Викторовна945
Я - педагог - психолог, дефектолог, работаю в детском саду и в начальной школе. Среди ребят, с которыми я занимаюсь, есть ребята с ОВЗ. Мне нравится узнавать новое, делиться своими мыслями и идеями с коллегами. Надеюсь, здесь будет такая возможность...
Россия, Ленинградская обл., Гатчина

Роль педагога в формировании личностных качеств ребенка


Смирнова Анжела Викторовна

Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №51

комбинированного вида»


Аннотация. В статье анализируются вопросы о роли педагога в социализации ребенка, раскрывается опыт взаимодействия педагогов и дошкольников в эмоциональном развитии детей.

Ключевые слова: педагог, дошкольник, социализация, эмоциональный интеллект.


Роль педагога в развитии ребёнка была давно раскрыта в отечественной и зарубежной науке. Мне нравятся идеи В.Сухомлинского, который, озвучивая роль педагога, говорит о том, что «важно не погасить огонек в ребенке, заложенный природой». Педагог, по мнению В.Сухомлинского, - это человек, который поможет раскрыть потенциал ребенка. Важно «не задушить ребенка знаниями», а удивить, заинтересовать, дать почву для размышлений, поощрять детский поиск. Педагог ориентирует ребенка, направляет его поиск, предлагает почву для размышления. Всё это способствует формированию полноценной личности ребенка.

Одну из задач, которые решает педагог, - это социализация детей. В настоящее время актуальна проблема непродуктивного взаимодействия среди дошкольников. Снижение игровой деятельности и усиление роли гаджетов в современном мире во многом определяют отрицательную динамику полноценного общения и формирования коммуникативных навыков среди детей дошкольного возраста.

Социально-коммуникативное развитие является одной из пяти образовательных областей в дошкольном образовании. Педагогу важно создавать почву для благоприятного общения среди дошкольников, использовать разнообразные средства и методы.

Одним из таких средств следует назвать развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Предлагаю опыт социализации старших дошкольников посредством развития эмоционального интеллекта. В одной из групп совместно с педагогами был разработан и реализован проект «Мир нашего настроения». Цель данного проекта: формировать эмоциональную сферу и коммуникативные навыки дошкольников. Проект длительный. На протяжении двух лет дети учатся управлять своим поведением, понимать эмоциональное состояние окружающих людей, дружить, договариваться и улаживать конфликты. В рамках проекта мною, педагогом-психологом, проводится следующая работа:

- утренние круги, на которых мы с ребятами учимся определять свое настроение, а также учимся принимать настроение другого человека. Каждый имеет право радоваться, грустить, злиться. На таких утренних кругах мы манипулируем со своими чувствами: определяем, сколько сегодня радостных, сердитых, испуганных и т.д. Ведем подсчеты, измерения, взвешивание настроения. Ребятам такая деятельность очень нравится. В игровой форме дети осознают и учатся адекватно выражать свои эмоции и эмоции окружающих;

t1628171687aa.png

Рис. 1. Измеряем настроение

t1628171687ab.png

Рис. 2. Взвешиваем настроение

- формирование навыков адекватного эмоционального реагирования с помощью мешочка злости, баночки для сбора обиды, раздачи весёлых пожеланий. В уголке настроения собраны такие предметы, которые помогают детям справится с нежелательными формами поведения и эмоциональным состоянием. Заранее на занятиях или в свободной деятельности мы обговариваем все манипуляции с предметами и обсуждаем способы реагирования;

t1628171687ac.png

Рис. 3. Мешочек грусти

- моделирование социальных ролей. Данный прием является эффективным, поскольку дает возможность ребятам увидеть различный спектр эмоциональных проявлений и проиграть способы реагирования в таких ситуациях;

- ведение дневника настроения. Ежедневно в дневнике настроения ребята оценивают свое эмоциональное состояние и выражают его с помощью рисования. Такой прием является эффективным, поскольку дети не только учатся оценивать себя, но и выражать свои эмоции с помощью изо-техник. В конце недели мы проговариваем «улучшители настроения», т.е. все то, что поможет детям справляться с грустью, злостью, испугом. Такие улучшители настроения обязательно фиксируем (рисуем) в дневниках;

t1628171687ad.png

Рис. 4. Мой дневник настроения

- работа с родителями. В 2020-2021 учебном году мною были разработаны для родителей тематические видео-консультации, направленные на эмоциональное развитие детей. Такие консультации направлены на повышение педагогической грамотности родителей и выработку эффективных способов взаимодействия с дошкольниками.

В практической деятельности дошкольники осваивают умения и навыки, способствующие их успешной социализации в обществе.


Список использованной литературы:

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., Народная асвета, 1982.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Смирнова Анжела Викторовна, 05.08.21 в 16:57 3Ответить Пожаловаться
К сожалению, дома не оказалось фото с заполненным дневником настроения, поскольку я всё еще в отпускеЕЕЕЕ)

Отредактировано 05-08-2021 16:57

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.