12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия15
Россия, Башкирская респ., Уфа
Профессиональное становление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа является необходимым условием их успешной социальной адаптации, средством социальной защиты. Самостоятельная жизнь детей-сирот неразрывно связана с их профессиональным самоопределением.

Особенности социального и психологического статуса сирот, воспитывавшихся в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обуславливают специфические риски и трудности их профессионального становления.

В сфере профессиональной ориентации и выбора профессии: наличие ограничений в выборе профессии; суженый реальный жизненный опыт; низкая готовность, недостаточная активность и некритичность к профессиональному выбору.

В сфере профессиональной подготовки (образования): низкая учебная мотивация, неготовность к самостоятельной жизни, в том числе к решению бытовых проблем и социальному взаимодействию.

В сфере профессиональной адаптации: низкая трудовая мотивация, несоблюдение трудовой дисциплины, трудности социально-трудовой адаптации, частая смена места работы. При трудоустройстве проблемное поле сирот определяется установками неудачника; наличием страхов, связанных с социальными отношениями; низкой социальной компетентностью; инфантильной позицией; незаинтересованностью бизнеса и государственных предприятий в привлечении молодых специалистов из числа сирот.

По данным российских исследований, значительное количество сирот оказывается неспособным получить адекватную своим способностям профессию и найти свое место в жизни. В связи с этим необходима комплексная поддержка профессионального становления сирот во всех его сферах как важнейшей части их социальной адаптации и необходимого условия достижения ими жизненной успешности.

Ежегодно в г. Уфе несколько десятков выпускников детских домов и замещающих семей начинают самостоятельную жизнь. В г. Уфе службой постинтернатного сопровождения МБОУДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Семья» городского округа город Уфа Республики Башкортостан реализуется программа по подготовке воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни.

Данная программа, рассчитанная на учащихся 9-х и 11-х классов, воспитывающихся в интернатных учреждениях и замещающих семьях г. Уфы, направлена на поддержку профессионального становления детей-сирот, профилактику социальной дезадаптации и включает в себя следующие разделы: «Ориентиры профессионального самоопределения», «Основы юридической грамотности», «Социальные навыки», «Подготовка к семейной жизни».

В рамках реализации программы специалистами центра и специалистами детских домов проводятся мероприятия:

Индивидуальная профориентационная диагностика, направленная на выявление индивидуальных особенностей личности, интересов, склонностей, мотивов выбора профессии, черт характера, темперамента, состояния здоровья подростка.

Консультативная помощь, индивидуальная разъяснительная работа как выбрать профессию с учетом своих желаний, способностей и возможностей.

Деловые, ситуативно-ролевые, творческие, имитационные игры, позволяющие выявить уровень готовности выбора профессии: «Я в мире профессий», «Учимся жить самостоятельно», «Путь доверия» и др.

Социально-психологические тренинги, благодаря которым закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются, казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения: «Взрослые шаги», «Социум», «Профориентация учащихся 9-11 классов», «Фундамент мечты».

Интенсив-семинары по подготовке выпускников детских домов и замещающих семей к самостоятельной жизни. Интенсив-семинары включают в себя комплекс занятий по профессиональному самоопределению и выбору образовательного учреждения, в котором, после выпуска из детского дома, можно овладеть выбранной профессией, формированию моральной и юридической ответственности человека в контексте правовой культуры.

В рамках интенсив-семинаров для детей-сирот организуются экскурсии в учебные заведения высшего и профессионального образования, в ходе которых ребята могут ознакомиться с предлагаемыми специальностями, условиями и правилами поступления, с особенностями обучения, требованиями к дисциплине, условиями, созданными для студентов в общежитиях.

В работе консилиумов участвуют специалисты Министерства образования Республики Башкортостан, МБОУДО ЦППМСП «Семья» г. Уфы, служб постинтернатной адаптации детских домов, представители общественных организаций и сами выпускники.

В ходе проведения психолого-педагогического консилиума индивидуально с каждым выпускником обсуждаются вопросы, касающиеся сдачи единого государственного экзамена, основного государственного экзамена, выбора образовательного учреждения и поступления в него, условия его жизни после выпуска из детского дома, намечаются основные пункты плана по дальнейшему сопровождению выпускника, где обозначаются основные проблемы и вырабатываются пути их решения, даются рекомендации по организации индивидуального сопровождения каждому специалисту консилиума.

В летний период совместно со службами постинтернатного сопровождения Башкирского республиканского детского дома №1 им. Ш. Худайбердина и детского дома №9 г. Уфа ведется индивидуальное устройство ребят в высшие и профессиональные образовательные организации города.

Для эффективной профориентационной поддержки детей-сирот в решении проблем, связанных с выбором профессии, специалисты центра «Семья» тесно взаимодействуют с Центром занятости населения г. Уфы, центрами довузовского образования высших учебных заведений г. Уфы, разрабатывают и публикуют информационно-методические материалы (буклеты «Словарь профессий», «Что необходимо знать при преступлении в образовательное учреждение», «Профессиональные образовательные организации г. Уфы, имеющие общежития», рекомендации «Как научится быстро писать конспект» и др.).

Таким образом, предлагаемая система профориентационной работы способствует повышению эффективности профессионального самоопределения и постинтернатной адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений и замещающих семей.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.