Роль учебника в освоении содержания курса предмета «Музыка»
Роль учебника в освоении содержания курса предмета «Музыка».
Урок музыки - это урок практической направленности, и тем не менее есть основная образовательная программа, где прописаны единые требования к результатам освоения содержание курса данного предмета. Для формирования ценностной сферы в процессе общения с музыкой и успешной реализации рабочей программы учебник просто необходим.
Каждый учебник данного предмета способствует музыкальному развитию учащихся, обогащению духовного мира, органично интегрирует принцип взаимодействия музыки, литературы, истории, изобразительного искусства и является логическим продолжением предыдущего.
Главная черта современного учебника - это его наглядность, которая активизирует зрительный анализатор учащихся и помогает включить все репрезентативные каналы: слуховые, зрительные, кинестетические, что позволяет воссоздать эмоциональное восприятие предмета.
Учебник можно использовать на всех этапах урока:
-мотивационный;
-изучение нового материала;
-актуализация и закрепление пройденного материала;
-домашнее задание.
Не каждый урок можно начинать с мотивационного этапа. Желательно его сделать элементом технологии проблемного метода обучения, где, например, на основе иллюстративного и музыкального материала происходит у детей несовпадение зрительного и слухового восприятия. В процессе изучения проблемы всё приходит в своё соответствие.
При изучении нового материала наиболее высока активность использование учебника. Именно он помогает поэтапно изучить достаточно сложные темы, такие как: «Особенности драматургии сценической музыки», «Классика и современность», «Традиции и новаторство в музыке», а также способствует более подробному раскрытию новых граней данных разделов.
При закреплении материала учебник помогает сделать аналитические выводы, сравнительный анализ, практически применить те знания, которые учащиеся приобрели на уроке.
Невозможно представить урок обобщения по той или иной теме без работы с учебником. Именно он помогает систематизировать приобретённые знания в единое целое.
На этапе выполнения домашнего задания можно работать как с учебником, так и в творческих тетрадях. Этот тандем «учебник-тетрадь» достаточно часто применяется на уроке и даёт положительные результаты.
Хочется отметить следующие приёмы, которые можно использовать на уроке при работе с учебником по музыке:
Выразительное чтение (например прочтение стихотворения А.С .Пушкина «Я помню чудное мгновенье» в 6 классе);
Использование элементов технологии критического мышления (создание таблицы в творческих тетрадях «Знаю. Умею. Хочу знать»). Этот приём мотивирует учащихся на дальнейшее сотрудничество с учебником;
Приём устно-словесного рисования (создание музыкального портрета произведения исходя из его названия);
Работа с иллюстративным материалом, который в большом количестве есть в каждом учебнике;
Работа с музыкальными терминами как с помощью учебника, так в творческих тетрадях;
Приём систематизации, актуализации и закрепления учебного материала:
Приём эстетического воспитания и развитие творческой направленности учащихся.
Моё глубокое убеждение, что учебник нужно рассматривать в комплексе, составляющем УМК по музыке, т. к. только единство всех компонентов даёт возможность формировать у учащихся целостность представления о мировом музыкальном искусстве.