Доклад «Роль учителя в формировании положительной мотивации младших школьников к обучению как средство формирования УУД в рамках ФГОС НОО»

1
0
Материал опубликован 12 August

 

 

 

Сообщение на

ШМО учителей начальных классов

МОУ Сынковская СОШ

 

 

 

 

 

 

 

на тему: «Роль учителя в ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД

В РАМКАХ ФГОС НОО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов

Николаева О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.11.2020

 

 

Проблема мотивации младших школьников к обучению является актуальной для современной школы. Любознательность особенно характерна для детей. Но зачастую, учителя сталкиваются с тем, что в процессе обучения у школьников отсутствует тяга к получению знаний. Отсутствие мотивации к обучению значительно затрудняет процесс формирования универсальных учебных действий (далее УУД). Поэтому, учителю необходимо обращать внимание на эту проблему, диагностировать актуальный уровень развития мотивации ребенка и подбирать методы, формы и способы организации деятельности, обеспечивающие формирование положительных мотивов к учению.

Учебная мотивация включает в себя три группы мотивов:

познавательные мотивы,

социальные мотивы учения

мотивы достижения.

К первой группе относятся мотивы, непосредственно связанные с содержанием и процессом учения.

Вторую группу представляют широкие социальные и узколичные мотивы. Их возникновение связано с системой отношений, в которую вовлечен ребенок. В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин считают, что становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы.

Важность этого аспекта обусловлена требованиями к личностным результатам обучения, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее ФГОС НОО): «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения»

В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности являются: содержание учебного материала; организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности; оценка учебной деятельности; стиль педагогической деятельности.

Таким образом, моя цель, как учителя – определить особенности мотивации младших школьников к обучению в условиях реализации ФГОС начального общего образования, научить ребенка отслеживать свои позитивные изменения, рефлексию на себя. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся сознательными.

Ребёнок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью мышлением. На формирование мотивации учебной деятельности оказывают влияние выделенные эмоционально-чувственные факторы (эмоции: ожидания и прогноза – тревога и страх; удовлетворение и радость; коммуникативная – смущение; эмпирически выявленный фактор в процессе взаимодействия «учитель-ученик» – тип профессиональной направленности личности учителя; эмпатия педагога; аффективная составляющая когнитивного, гностического компонента деятельности учителя; ситуативная тревожность)

Психологические особенности младшего школьного возраста стимулируют качественное изменение способности к произвольному регулированию поведения. Именно для этого периода характерна утрата детской непосредственности, что является свидетельством нового уровня развития мотивационно-потребностной сферы, ребенок руководствуется сознательными целями. В начале обучения у учащихся преобладают внешние мотивы, затем к результатам учебного труда и лишь в конце обучения в начальной школе – к процессу, содержанию учения.

Для того, чтобы определить педагогические условия формирования положительной мотивации младших школьников, необходимо выяснить актуальный уровень развития мотивационных аспектов детей.

В анкетировании приняли участие 12 обучающихся 3В класса, где я являюсь классным руководителем. Были проведены исследования при помощи методики диагностики структуры учебной мотивации по М.В. Матюхиной. Результаты диагностики «Оценка уровня школьной мотивации» в 3В классе.

В ходе проведенного исследования было выявлено, что 30% обучающихся обладают высоким уровнем школьной мотивации, они набрали по 25-30 баллов, это говорит о том, что данная группа детей отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования.

Хорошей школьной мотивацией обладают 45% обучающихся, они набрали по 20-24 балла. Эти дети успешно справляются с учебной деятельностью.15% обучающихся набрали 15-19 баллов – это средний уровень школьной мотивации. Такие дети имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает их в основном, внеучебной деятельностью, общением со сверстниками. 10% обучающихся набрали 10-14 баллов (2человека). Это говорит о том, что данная группа детей обладает низким уровнем школьной мотивации. Детей с негативным отношением к школе не выявлено.

Исходя из результатов данной группы обучающихся, можно сделать вывод о том, что у большинства учеников сформирована хорошая школьная мотивация, то есть, детям удается успешно справляться с учебной деятельностью. К дополнительным мотивам данной группы учеников, в большей степени, относятся мотивы саморазвития, достижения успеха и позиция школьника, что является наиболее распространенным результатом для детей этого возраста.

Не смотря на положительные показатели школьной мотивации у большинства младших школьников 3В класса, были выявлены учащиеся с низким уровнем мотивации.

Эти дети неохотно посещают школу, испытывают затруднения в учебной деятельности. С такими детьми провожу коррекционно-развивающую работу. Применяю дифференцированный и индивидуальный подход, способствую формированию способности выходить из затруднений, преодолевать внешние и внутренние трудности, самостоятельно ставить цели и добиваться их реализации, выработке ориентации на результат деятельности, создание ситуаций успеха; включение упражнений по психогимнастике, участие в ролевых играх, сказкотерапия, создание эмоциональной атмосферы.

Уровень мотивации школьников ежедневно поддерживаю и развиваю. Для этого мной, как учителем реализуется системно-деятельностный подход и используются современные технологии обучения.

На уроках и занятиях меняю формы работы, так как смена деятельности помогает избежать утомляемости обучающихся, которая влияет на мотивацию к учению. Так же, применяю различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Основной объем информации ребенок воспринимает через органы зрения, поэтому в начальной школе наглядность должна использоваться по максимуму. Использую современные информационно-коммуникационных средства обучения. Яркие и динамичные презентации удерживают непроизвольное внимание ребенка, облегчают усвоение материала. В развитии мотивации младшего школьника, так же, большое значение имеет дидактическая игра, которая применяется мною на уроках. Она активизирует познавательную деятельность детей.

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, мотивация влияет на успешность, эффективность и результативность обучения. Также обеспечивает более благоприятный переход учащихся из начальной школы в среднее звено, развивает интерес к предмету, к процессу познания. Мотивация к обучению является важнейшим фактором, влияющим на уровень качества формирования УУД младшего школьника, и её необходимо регулярно развивать и поддерживать с помощью различных образовательных технологий.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации