12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чебодаев Эдуард Анатольевич420
работаю с детьми ОВЗ, учитель высшей категории
Россия, Хакасия респ., с.Аскиз
0

Роль внеурочной деятельности в воспитании детей с ОВЗ (нарушением интеллекта) в школе-интернате

Чебодаев Э.А., Чепсаракова Л.В

Роль внеурочной деятельности в воспитании детей с ОВЗ (нарушением интеллекта) в школе-интернате



Chebodaev E.A., Chepsarakova L.V.

The role of extracurricular activities in the upbringing of children with disabilities (intellectual disabilities) in a boarding school



В данной статье рассматривается опыт This article discusses the experience

организации работы по воспитанию детей organization of work on raising children

с ограниченными возможностями здоровья with disabilities (impaired intelligence) through

(нарушением интеллекта) через extracurricular activities at the boarding school.

внеурочную деятельность в школе-интернате.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, Keywords: children with disabilities,

дети с нарушением интеллекта, children with intellectual disabilities,

физическое воспитание, physical education, physical culture.

физическая культура.

Чебодаев Эдуард Анатольевич Chebodaev Eduard Anatolievich

Учитель Teacher

Аскизская школа-интернат Askiz boarding school

Респ. Хакасия, с. Аскиз, ул. Красноармейская, 18 Rep. Khakassia, s. Askiz, st. Krasnoarmeiskaya, 18


Чепсаракова Людмила Вениаминовна Chepsarakova Lyudmila Veniaminovna

Учитель Teacher

Аскизская школа-интернат Askiz boarding school

Респ. Хакасия, с. Аскиз, ул. Красноармейская, 18 Rep. Khakassia, s. Askiz, st. Krasnoarmeiskaya, 18



Ребенок с нарушением интеллекта с гораздо большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, семье, Родине. И от нас педагогов во многом зависит становление наших воспитанников в настоящем и в будущем достойных граждан нашей Родины. Одним из факторов воспитания наших воспитанников является в школе-внеурочная деятельность.

При ум­с­т­ве­нной отсталости стра­дают не только высшие психические функции, но и эмо­ции, воля, поведение, в не­ко­торых случаях физическое развитие, хотя на­и­бо­лее нарушенным является мы­шление, и прежде всего, способность к от­влечению и обобщению. Процесс воспитания в нашей школе является трудным и его результат не так ощутим, как в массовой школе, он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с нарушением интеллекта.

Одной из форм внеурочной деятельности в школе-интернате является физкультурно-спортивная работа. Физическое воспитание является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы школы для детей с нарушениями интеллекта. Оно решает образовательные, воспитательные, коррекционно-компенсаторные и лечебно-оздоровительные задачи. Воспитывает личностные качества, способствует социальной интеграции детей с ОВЗ в общество.

Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет недостатков - это способ активного развития, то для умственно отсталого ребенка физическая культура является еще и одним из основных средств устранения отклонений в двигательной системе. Поэтому привлечение умственно отсталых детей к активным занятиям физической культурой должно рассматриваться как важное звено в комплексе учебно-воспитательной работы школы.

В нашей школе основной формой физического воспитания для детей с ОВЗ (нарушением интеллекта) является уроки физической культуры, однако немаловажную роль в воспитании детей является внеклассная работа, для реализации задач воспитания в течение учебного года проводим мероприятия: «День здоровья» в сентябре и в мае, первенство школы по легкой атлетике в сентябре и в апреле, первенство школы по мини-футболу, кубок школы по мини-футболу, силовое троеборье, первенство школы по шашкам, дартсу, пионерболу, баскетболу, настольному теннису, спортивные эстафеты «Мама, папа и я-спортивная семья», «Веселые старты», «Аскизский ниндзя», «Смотр песни и строя!» и т.д. Кроме школьных мероприятий дети участвуют в районных соревнованиях по мини-футболу, легкой атлетике. Систематически проводим товарищеские встречи по мини-футболу с другими школами нашего района. Наши дети регулярно на внеклассных мероприятиях играют в игры и состязания хакасского народа. В марте в школе совместно с работниками культуры ДК проводим культурно-спортивное мероприятие для детей «Чыл пазы».  Радость движения во время игры сочетается с духовным обогащением, у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре хакасского народа. Ребята регулярно посещают бассейн МАУ СК «Афалина», плавание является эффективным средством реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Помимо основной функции овладения навыком передвижения в воде они в значительной мере способствуют повышению уровня развития физических и психических качеств, а также оздоровлению. А адаптивные настольные спортивные игры «Новус», «Джакколо», «Шаффлборд» положительно влияют на нервно-психическое развитие детей с ОВЗ, вызывают положительные эмоции. Детям с ОВЗ регулярные тренировки и соревнования по адаптивным настольным спортивным играм дают возможность достичь социальной интеграции, максимально приблизиться к полноценному общественному бытию, оказывает на них социализирующее влияние, расширяют возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации. Для ребенка инвалида важнейшей задачей является расширение сферы его самостоятельности, виде преодоления им обособленности за счет снятия комплекса неполноценности, приобретение навыков коммуникации.

Включаясь в оздоровительную и воспитательную работу, стараемся создать у детей устойчивую мотивацию и потребность в сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих. Нельзя улучшить свою наследственность, нельзя изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого.

Таким образом, воспитывая ребенка с нарушением интеллекта через внеурочную деятельность необходимо обеспечить ученику с ОВЗ не только возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, но и научить его «помогать» своему здоровью, сформировать у него необходимые знания укрепления здоровья в повседневной жизни. А так же воспитывать такие качества: развитие воли, силы духа, стремления к победе, коллективизма. Все это дает положительные результаты, которые помогают детям, адаптироваться к новой среде, новому коллективу при выходе во взрослую жизнь.



Список используемых источников:

1. Бралитис Гунтарас. Многоборье НСИ: Новус, джакколо, шаффлборд, кульбуто, корнхол: Издательские решения, 2018. -42с.

2. Дмитриев А.А. Развитие и коррекция двигательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями: -Красноярск: РИО КГПУ, 2002. -320с.

3. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие. -М.: Учебная литература,1997. -320с., ил.


_____________ _____________

2021, Чебодаев Э.А. Чепсаракова Л.В. 2021, Chebodaev E.A. Chepsarakova L.V.

Роль внеурочной деятельности в The role of extracurricular activities in

воспитании детей с ОВЗ raising children with disabilities

(нарушением интеллекта) (intellectual disability)

в школе-интернате at boarding school






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.