Урок химии в 11 классе. «____»_________________ 20____ г.
Роль воды в химических реакциях.
Цель. Обобщить знания по теме «Электролитическая диссоциация».
Задачи.
Образовательные. Рассмотреть основные понятия темы: электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, механизм диссоциации веществ с различным типом связи; сильные и слабые электролиты, основные положения ТЭД.
Развивающие: развивать познавательный интерес школьников, используя проблемные ситуации; формировать умения применять теоретические знания для решения задач и составления уравнений диссоциаций.
Воспитательные: воспитывать умения организовать свой учебный труд.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2. Повторение изученного материала.
С увеличением давления равновесие обратимой химической реакции, уравнение которой С2Н4 (г) + Н2О(г) ↔С2Н5ОН (г):
не изменится
сместится в сторону продуктов реакции
сместится в сторону исходных веществ.
Для смещения химического равновесия обратимой реакции, уравнение которой 2SO2 + O2 ↔2SO3 +Q, с сторону исходных веществ необходимо:
увеличить давление 3) понизить температуру
повысить температуру 4) применить катализатор
Повышение температуры смещает химическое равновесие в сторону продуктов реакции в обратимой реакции, уравнение которой:
2H2 + O2 ↔2H2O +Q 3) SO2 + H2O↔ H2SO3 +Q
2NO + O2 ↔2NO2 + Q 4) C4H10 ↔C4H8 + H2 -Q
Уравнение необратимой химической реакции:
N2 + 3H2 = 2NH3 3) C2H4 +H2 = C2H6
NaOH + HCl = NaCl + H2O 4) S+O2 = SO2
В системе 2H2O(ж) + 4NO2 (г) + O2(г) = 4HNO3(ж) +Q химическое равновесие сместится в сторону образования азотной кислоты, если
1) повысить давление
2) уменьшить концентрацию кислорода
3) повысить температуру
4) уменьшить концентрацию оксида азота (IV)
6. Заполните таблицы (используя условные обозначения: → прямая реакция, ← обратная реакция, ↑ повышение условия, ↓ - понижение условия) для реакций, уравнения которых:
А) N2 + O2 ↔2NO –Q
Характер взаимодействия |
↑[N2] |
↓ [O2] |
↑ [NO] |
↓ [NO] |
↑ t |
↓ t |
↑ P |
↓P |
Направление смещения равновесия |
Б) C2H4 (г) + H2(г) ↔C2H6 (г) +Q
Характер взаимодействия |
[С2Н4] |
[Н2] |
[С2Н6] |
[С2Н6] |
t |
t |
P |
P |
Направление смещения равновесия |
→ |
← |
→ |
← |
→ |
← |
→ |
← |
3. Изучение новой темы.
Вода – уникальное химическое вещество, роль которого в химических реакциях трудно переоценить. Огромное число химических реакций протекает в водной среде. По растворимости в воде все вещества условно делят на три группы:
- растворимые
- малорастворимые
- практически нерастворимые.
Растворение – это физико- химический процесс. При растворении веществ в воде происходит их взаимодействие с ней – гидратация. Результатом такого взаимодействия является образование растворов.
Водные растворы – это гомогенные системы, состоящие из молекул воды, частиц растворенного вещества и продуктов их взаимодействия.
Электролиты – это вещества, которые в растворах распадаются на ионы – диссоциируют.
Основные положения ТЭД.
По способности проводить электрический ток в растворах все вещества делятся на:
А) электролиты – щелочи, растворимые кислоты и соли;
Б) нерастворимые: соли, основания, кислоты; оксиды, почти все органические вещества, простые вещества.
В растворах электролиты диссоциируют на ионы.
Ионы различают:
-- по составу: простые и сложные;
- по заряддду: положительные и отрицательные;
- по наличию водной оболочки: гидратированные и негидратированные.
Разные электролиты по – разному диссоциируют на ионы, что характеризует степень электролитической диссоциации – .
Слабые электролиты - диссоциируют обратимо;
Сильные электролиты - диссоциируют необратимо.
− от природы электролита
- от разбавления
Как электролиты, все вещества делятся на три класса.
А) кислоты – это электролиты, которые диссоциируют на катионы водорода и анионы кислотного остатка.
Б) основания - это электролиты, которые диссоциируют на катионы металла и гилроксид – анионы.
В) соли - это электролиты, которые диссоциируют на катионы металла и анионы кислотного остатка.
4. Закрепление.
1). Из предложенных веществ – гидроксид натрия, сахар, жир, бромид натрия, серная кислота, сульфат вария, оксид меди(II), сульфат натрия, спирт, гидроксид железа(III) выберите формулы:
а) электролитов
Б) неэлектролитов
2) Из предложенных веществ Fe(OH)3, HNO3, BaCO3, Ca3(PO4)2, Na2S, KOH, H3PO4, NH4OH выберите формулы
А) сильных электролитов
Б) слабых электролитов:
3) Из предложенных ионов MnO4-, PO43-, Na+, NO2-, NH4+, Ca2+, HCO3- выберите и назовите
А) катионы
Б) анионы
4) Какие вещества при диссоциации образуют силикат – ионы?
CaSiO3 Na2SiO3, H2SiO3, SiO2
5)Какие вещества при диссоциации образуют катионы магния?
MgCl2, Mg3(PO4)2, MgO, Mg(NO3)2
6) Составьте уравнения диссоциации следующих электролитов: сернистая кислота, нитрат бария, хлорид алюминия, гидроксид бария, ацетат калия, гидрокарбонат натрия, фосфорная кислота, гидроксид калия, соляная кислота.
Домашнее задание.
§ 17, упр. 8 стр. 150
Заполнить таблицу.
Механизмы диссоциации электролитов с разным типом химической связи.
Электролиты с ионной связью (щелочи, соли) |
Электролиты с ковалентной полярной связью (кислоты) |
Ориентация молекул воды вокруг противоположно заряженных ионов электролита Рис. |
Ориентация - |
Гидратация – Рис. |
Гидратация – |
Ионизация – Рис. |
|
Диссоциация – Рис. |
Диссоциация – Рис. |