Урок «Роль воды в химических реакциях» (Химия, 11 класс)

0
0
Материал опубликован 30 November 2017 в группе

Урок химии в 11 классе. «____»_________________ 20____ г.

Роль воды в химических реакциях.

Цель. Обобщить знания по теме «Электролитическая диссоциация».

Задачи.

Образовательные. Рассмотреть основные понятия темы: электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, механизм диссоциации веществ с различным типом связи; сильные и слабые электролиты, основные положения ТЭД.

Развивающие: развивать познавательный интерес школьников, используя проблемные ситуации; формировать умения применять теоретические знания для решения задач и составления уравнений диссоциаций.

Воспитательные: воспитывать умения организовать свой учебный труд.

Ход урока.

1.Орг. момент.

2. Повторение изученного материала.

С увеличением давления равновесие обратимой химической реакции, уравнение которой С2Н4 (г) + Н2О(г) С2Н5ОН (г):

не изменится

сместится в сторону продуктов реакции

сместится в сторону исходных веществ.

Для смещения химического равновесия обратимой реакции, уравнение которой 2SO2 + O2 2SO3 +Q, с сторону исходных веществ необходимо:

увеличить давление 3) понизить температуру

повысить температуру 4) применить катализатор

Повышение температуры смещает химическое равновесие в сторону продуктов реакции в обратимой реакции, уравнение которой:

2H2 + O2 2H2O +Q 3) SO2 + H2O H2SO3 +Q

2NO + O2 2NO2 + Q 4) C4H10 C4H8 + H2 -Q

Уравнение необратимой химической реакции:

N2 + 3H2 = 2NH3 3) C2H4 +H2 = C2H6

NaOH + HCl = NaCl + H2O 4) S+O2 = SO2

В системе 2H2O(ж) + 4NO2 (г) + O2(г) = 4HNO3(ж) +Q химическое равновесие сместится в сторону образования азотной кислоты, если

1) повысить давление

2) уменьшить концентрацию кислорода

3) повысить температуру

4) уменьшить концентрацию оксида азота (IV)

6. Заполните таблицы (используя условные обозначения: прямая реакция, обратная реакция, повышение условия, - понижение условия) для реакций, уравнения которых:

А) N2 + O2 2NO –Q

Характер взаимодействия

[N2]

[O2]

[NO]

[NO]

t

t

P

P

Направление смещения равновесия

               


 

Б) C2H4 (г) + H2(г) C2H6 (г) +Q

Характер взаимодействия

[С2Н4]

[Н2]

[С2Н6]

[С2Н6]

t

t

P

P

Направление смещения равновесия


 

3. Изучение новой темы.

Вода – уникальное химическое вещество, роль которого в химических реакциях трудно переоценить. Огромное число химических реакций протекает в водной среде. По растворимости в воде все вещества условно делят на три группы:

- растворимые
- малорастворимые

- практически нерастворимые.

Растворение – это физико- химический процесс. При растворении веществ в воде происходит их взаимодействие с ней – гидратация. Результатом такого взаимодействия является образование растворов.

Водные растворы – это гомогенные системы, состоящие из молекул воды, частиц растворенного вещества и продуктов их взаимодействия.

Электролиты – это вещества, которые в растворах распадаются на ионы – диссоциируют.

Основные положения ТЭД.

По способности проводить электрический ток в растворах все вещества делятся на:

А) электролиты – щелочи, растворимые кислоты и соли;

Б) нерастворимые: соли, основания, кислоты; оксиды, почти все органические вещества, простые вещества.

В растворах электролиты диссоциируют на ионы.

Ионы различают:

-- по составу: простые и сложные;

- по заряддду: положительные и отрицательные;

- по наличию водной оболочки: гидратированные и негидратированные.

Разные электролиты по – разному диссоциируют на ионы, что характеризует степень электролитической диссоциации – .

Слабые электролиты - диссоциируют обратимо;

Сильные электролиты - диссоциируют необратимо.

от природы электролита

- от разбавления

Как электролиты, все вещества делятся на три класса.

А) кислоты – это электролиты, которые диссоциируют на катионы водорода и анионы кислотного остатка.

Б) основания - это электролиты, которые диссоциируют на катионы металла и гилроксид – анионы.

В) соли - это электролиты, которые диссоциируют на катионы металла и анионы кислотного остатка.

4. Закрепление.

1). Из предложенных веществ – гидроксид натрия, сахар, жир, бромид натрия, серная кислота, сульфат вария, оксид меди(II), сульфат натрия, спирт, гидроксид железа(III) выберите формулы:
а) электролитов

Б) неэлектролитов

2) Из предложенных веществ Fe(OH)3, HNO3, BaCO3, Ca3(PO4)2, Na2S, KOH, H3PO4, NH4OH выберите формулы

А) сильных электролитов

Б) слабых электролитов:

3) Из предложенных ионов MnO4-, PO43-, Na+, NO2-, NH4+, Ca2+, HCO3- выберите и назовите

А) катионы
Б) анионы

4) Какие вещества при диссоциации образуют силикат – ионы?

CaSiO3 Na2SiO3, H2SiO3, SiO2

5)Какие вещества при диссоциации образуют катионы магния?

MgCl2, Mg3(PO4)2, MgO, Mg(NO3)2

6) Составьте уравнения диссоциации следующих электролитов: сернистая кислота, нитрат бария, хлорид алюминия, гидроксид бария, ацетат калия, гидрокарбонат натрия, фосфорная кислота, гидроксид калия, соляная кислота.

Домашнее задание.

§ 17, упр. 8 стр. 150

Заполнить таблицу.

Механизмы диссоциации электролитов с разным типом химической связи.

Электролиты с ионной связью (щелочи, соли)

Электролиты с ковалентной полярной связью (кислоты)

Ориентация молекул воды вокруг противоположно заряженных ионов электролита

Рис.

Ориентация -

Гидратация –

Рис.

Гидратация –

Ионизация –

Рис.

Диссоциация –

Рис.

Диссоциация –

Рис.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.