12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ира36

Роль взаимодействия родителей и школы в процессе формирования культуры здоровья младших школьников


В современной школе одной из важнейших проблем является сохранение здоровья обучающихся, а так же целостное понимание о принципах формирования культуры здоровья младших школьников. Современные педагоги не воспринимают «культуру здоровья» как целостную и многогранную структуру. Они, обычно, ограничиваются более емкими определениями, например, «здоровьесберегающие технологии», что является в корне неверным.

В начале нашего исследования было определено, что формирование культуры здоровья – это целенаправленный процесс содействия школьнику в осознании им ценности здоровья, формировании ответственного отношения к нему и во включении ребенка в этот процесс в соответствии с его индивидуальными возможностями при определенных условиях. Одним из существенных условий такого процесса является стимулирование активности учащихся в процессе формирования культуры здоровья. Стимулирование мотивации к процессу сохранения и преумножения собственного здоровья.

Само определение культуры здоровья представляет собой – осознанные систематические действия и отношения, в полной мере определяющие значимость собственного здоровья и здоровья общества, зависящие от отношения к здоровью других людей» [5] и состоит из трех формирующих ступеней: здоровье – здоровьесбережение – культура здоровья.

Культура здоровья должна рассматриваться как основополагающая система, формирующая личность на протяжении всего общего образования. Проблема формирования культуры здоровья особо актуальна для начальной школы, ведь именно с 1-го по 4-й класс в ученика можно вложить все необходимые базовые знания, которые будут активно использованы не только в процессе общего образования, но и внеурочной, социальной жизни.

Формирование культуры здоровья должно реализовываться и базироваться на следующих базисных компонентах: 1. Знание о здоровье; 2. Использование форм и методов по сбережению и укреплению собственного здоровья; 3. Всесторонняя гармоничная направленность всех субъектов образовательно-воспитательного процесса на формирование здоровой личности (школы, семьи, социума, государства).

Формирование культуры здоровья у школьников несет в себе компенсирующую функцию, и направлено на устранение недостатков в теоретических и практических навыках. Для того что бы коррекционная работа проходила максимально эффективно необходимо тщательное взаимодействие семьи – школы – медицины. Всесторонний комплексный подход способен сформировать у школьников потребность быть здоровым, понимать, что такое здоровье и как его сохранить и улучшить. Но прежде чем формировать какие-либо знания у школьников, педагог сам должен иметь четкое представление о том, что такое «здоровье», «культура здоровья» и «здоровый образ жизни». Каждое из вышеперечисленных определений широко используется в современном научном мире, а также имеет историческое обоснование.

Стоит акцентировать внимание на том, что в педагогической теории и практике, на сегодняшний момент, накоплен достаточный опыт для эффективного формирования у учеников базисных и необходимых знаний об их здоровье и способах его преумножения и сохранения, так же методы и формы современного образования максимально разнообразны и доступны для активного обучения и воспитания школьников.

Анализируя состояние здоровья школьников МОУ «Основная школа № 40, г. Макеевка», мы пришли к выводу, что необходимо разработать собственную концепцию и программы по повышению уровней культуры здоровья на основе проектов и технологий, обеспечивающих здоровьесбережение школьников. Данная концепция и программы должны носить индивидуальный характер и быть ориентированы на конкретные условия общеобразовательного учреждения.

Ориентируясь на психологические и физиологические особенности детей 8-ми летнего возраста, выло решено использовать для качественного образовательного и воспитательного процесса следующие методы работы: наглядный, проблемно-поисковый, практический, моделирование, проектный.

Данные методы выбраны для качественной реализации психолого-педагогической работы, достижения воспитательных целей и задач в рамках реализации программы внеурочной деятельности.

В основе нашей концепции лежат различные виды усвоения ЗУН (знаний, умений и навыков), а именно:

- Спортивные мероприятия

- Квест

- Проекты

- Конкурс

- Игра

- Урок здоровья

- Беседа

- Игра-батл

Однако на фоне классических мероприятий наша концепция сместила вектор на объединение семьи. Это было необходимо по тому, что большинство обучающихся из проблемных семей. Перед «семейным» подходом стояло несколько глобальных целей, таких как: а) сближение и улучшение межличностных отношений ребенок-родитель, ребенок-учитель, учитель – родитель; б) углубление знаний о культуре здоровья; в) формирование ЗУН в области культуры здоровья.

В процессе реализации программы родители долго «входили в тонус». Им понадобилось больше времени для адаптации к новому формату обучения. Сложности возникли на творческом этапе – прохождение Квеста, наиболее активное участие родители принимали в спортивных мероприятиях. Различные упражнения на работу в малых и больших группах, парах, тройках и т.д. способствовали принятию родителей факта того, что их дети не всегда не правы. Родители уступали ведущую роль детям, а сами занимали выжидающую позицию, в этот момент учитель был в образе наставника, который мог задавать наводящие вопросы и подсказки, но не мог принимать решение за учащегося. Такая модель «урока» способствовала укреплению самооценки учащегося, каждый из членов команды мог побывать в разной роли (ведущей или второстепенной), а так же помогли укрепить политику «командной работы» в большинстве семей. Так же, выбранные нами упражнения и мероприятия способствовали улучшению межличностных отношений между учащимися, а так же закрепили уровень авторитета учителя в глазах родителей и детей.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что работа по формированию культуры здоровья младших школьников в условиях муниципального общеобразовательного учреждения во внеурочной деятельности даёт положительные результаты и способствует формированию ценностно-мотивационных установок в области культуры здоровья, что, безусловно, способствует формированию всесторонне гармонично развитой, образованной и здоровой личности, а так же укреплению семейных отношений и взаимоотношений по системе школа – ребенок – семья.

Список использованной литературы:

Казначеев В.П. Проблемы культуры, здоровья нации, футурологии XXI века. / Казначеевские чтения № 3, 2011. Сборник докладов В.П. Казначеева 2007-2011 годах / Составитель Ромм В.В. – Новосибирск: ЗСО МСА, 2011 г. – 377 с.

Куинджи, Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие /Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139 с.

Кулагина, Л.И. Формирование здорового образа жизни младших школьников // Начальная школа плюс до и после./ Л. И. Кулагина// М.: “ВАКО”, - 2012. №7. 3-5с.

Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. / ред. В. В. Давыдова. – М.: Большая российская энциклопедия, 2009. – 780 с.

Сыромятникова, Л.И. Формирование медико-валеологической компетентности будущих специалистов безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Сыромятникова Лилия Ивановна; [Место защиты: С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования]. - Санкт-Петербург, 2009. - 23 с.

Черных, Л. А., Созонтова А. В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС / Л. А Черных, А. В. Созонтова // - М.: Просвещение – 2012. – 94 с.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.