Романова В.В., Сластина А.С., Романова А.Н., МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО». ПОДБОРКА АВТОРСКИХ ЧИСТОГОВОРОК И СТИХОТВОРЕНИЙ, КОМПЛЕКСОВ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
г. ИРКУТСК
АДМИНИСТРАЦИЯ
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
(ДО КСПК)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 145
(МБДОУ города Иркутска детский сад № 145)
664002, город Иркутск, улица Мира, дом 64, тел: 32-82-95, факс (3952)32-82-93
E-mail:mdou145irk@yandex.ru; ИНН 3810034910 ОГРН 1043801428296
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО»
ПОДБОРКА АВТОРСКИХ ЧИСТОГОВОРОК И СТИХОТВОРЕНИЙ,
КОМПЛЕКСОВ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Разработана педагогами
МБДОУ города Иркутск детского сада №145
Романова В.В., воспитатель;
Романова А.Н., учитель – дефектолог;
Сластина А.С., воспитатель;
Иркутск, 2023 год
Содержание
1. Аннотация
2.Введение
3.Основная часть
4. Заключение
5. Список литературы
1. Аннотация
Вниманию воспитателей, учителей - логопедов детских дошкольных образовательных учреждений, родителей и законных представителей предлагается методическая разработка, которая не только поможет в работе по преодолению трудностей речевого развития, но и поднимет настроение и поможет ребенку проявить свои творческие способности.
Данная разработка содержит не только авторские чистоговорки, но и комплексы упражнений, направленных на развитие общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста.
В веселой игровой форме ребенок получает возможность упражняться в чистоте проговаривания звука в речи, избегая негативных эмоций и усталости. Методическая разработка сочетает полезное с приятным, окажет продуктивную помощь и родителям, так как задания достаточно просты и максимально приближены к реальным ситуациям по содержанию.
Само использование стихотворных комплексов может варьироваться и переходить в задания творческого характера с инсценировкой сюжетных фрагментов.
2. Введение
В настоящее время проблема речевых нарушений у детей, нарушения звукопроизношения стоит очень остро. Количество детей с речевыми проблемами не снижается, а неуклонно растет. И начинать работу над решением этой проблемы необходимо как можно раньше. Речь - это не просто средство общения, это многогранный инструмент, который открывает мир, учит ребенка взаимодействию с окружающим и способствует его саморазвитию.
Осуществляя работу по звукопроизношению, обязательно следует правильно и четко артикулировать звуки и их сочетания, обращая внимание на силу голоса, высоту тона, тембр и темп речи. Также рекомендуем обращать внимание на дыхание при произношении стихотворений и чистоговорок в стихотворной форме, так как это влияет на плавность речи. Обращаем внимание на то, что применение чистоговорок, скороговорок, стихотворений развивает речевое дыхание.
Чистоговорки и стихотворения проговариваются сначала медленно, постепенно убыстряя темп речи.
Текст легко запоминается, а сопровождение движениями повышает эффективность речевого развития.
Предлагаемые материалы соответствуют требованиям Федерального Государственного Образовательного стандарта, выполнены с учетом ФОП.
В методологическую основу данного материала были приняты культурно-историческая теория Л.С. Выготского. а также теория деятельностного подхода А.Н. Леонтьева.
В основу предлагаемого комплекса заложены авторские тексты и наработки из опыта педагогов детского сада № 145 МБДОУ г. Иркутска Романовой Виктории Валерьевны, Романовой Анны Николаевны, Сластиной Анны Сергеевны.
В данной методической разработке представлена как подборка веселых стихотворений - чистоговорок для автоматизации и дифференциации звуков, которые были разработаны ранее, а так же на этом материале подготовлен комплекс упражнений, направленный на развитие общей моторики и развитие мелкой моторики.
В результате применения данного комплекса активизируется память, внимание, речь ребенка.
Данный материал обладает практической значимостью, так как может применяться не только учителями-логопедами, но и воспитателями, вожатыми, а также и родителями воспитанников, включая бабушек и дедушек. Содержание текста по своему семантическому значению понятно и доступно детям, шуточный подтекст поднимает настроение и интерес.
Работая с детьми с ТНР, мы обратили внимание на универсальность комплексов, направленных на развитие общей и мелкой моторики. Моторное отставание указывает на проблемы с речевым развитием. Как известно, общая и мелкая моторика взаимосвязаны, поэтому мы подготовили ряд авторских комплексов, направленных на развитие общей и мелкой моторики.
При сочетании речи с играми и движениями, повышается эффективность речевой работы с детьми. Игровые упражнения развивают слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков.
Использование игровых комплексов общей и мелкой моторики стимулирует развитие памяти, речи, координации движений, повышает активность ребенка и доставляет удовольствие, так как осуществляется в игровой форме.
В комплексах, применяемых в детском саду, мы постарались учитывать современные событийные ситуации, которые близки и понятны каждому.
Мы предлагаем ознакомиться с подборкой игровых упражнений, которые можно применять как в детском саду, так и дома. Было бы желание, а применить данный материал очень просто, как для индивидуальной работы, так и для групповых занятий, позволяя развивать слуховое восприятие, расширяя словарный запас детей.
Рекомендуем также использовать его в часы семейного досуга, в этом случае позитивный настрой увеличит положительный эффект от деятельности по формированию звуковой культуры речи и активизации словаря, а, подключив творческое воображение, можно и организовать мини-инсценировки.
Задачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие»
Согласно требованиям ФГОС содержание такой образовательной области, как Речевое развитие, ориентируется на овладение речью, как средством общения, активизацию словаря, развитие связной диалогической и монологической речи.
Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что при завершении дошкольного образования, ребенок может свободно формулировать свои высказывания, владеет речью, выделяет звуки в словах, уже сформированы предпосылки к грамотности.
Основной принцип: взаимосвязь задач речевого развития, которые относятся к разным направлениям развития речи.
Образовательные задачи:
Учить правильно произносить звуки, учить их дифференцировать, выделять заданный звук в слове, фразовой речи, тексте. Знакомить с различными вариантами словоизменения и словообразования.
Развивающие задачи:
Развивать умение слышать в рифмовке выделяемый звук, упражнять в произнесении слов с различной громкостью и темпом.
Совершенствовать слуховое восприятие и различение звуков, интонационную выразительность.
Продолжать совершенствовать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику.
Воспитательные задачи: продолжать воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение друг другу, соблюдать нравственные нормы и взаимоотношений.
Задачи образовательных областей в интеграции:
Физическое развитие: развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.
Познавательное развитие: мотивировать детей на расширение знаний о природе звука, предметном и природном окружении, причинно-следственных отношений. Развивать навыки анализа и взаимозависимости при сравнении объектов.
Художественно-эстетическое развитие: развивать творческие способности, желание самовыразиться.
3. ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО
Проговаривание чистоговорок, направленных на развитие речевого дыхания и звуковой культуры речи осуществляется следующим образом:
1. Педагог знакомит с текстом, поясняет значение, обсуждают вместе с детьми смысловую линию текста, повторяют с частичным запоминанием, потом полностью.
2. Если текст знаком, тогда взрослый напоминает текст, затем дети несколько раз проговаривают слова хором в разном темпе. Дальше осуществляется переход к индивидуальным упражнениям и проговаривать текст в быстром темпе.
3. Используя текст, воспитатель может предложить ребенку обыграть или инсценировать его содержание. Для обыгрывания можно взять игрушки, либо карточки, обыграть на пару с педагогом, или со сверстником.
4.Также можно предложить родителям и детям на общем мастер-классе выступить в роли артистов и продемонстрировать навык работы с текстом и исполнительские навыки.
5. Пальчиковые игры, комплексы, направленные на развитие общей и мелкой моторики выполняются с движениями, соответствующими тексту.
ЧИСТОГОВОРКИ
Поговорили
Галя галке говорила,
Чтобы галка не гулила:
-Хоть на голубя похожа,
ты не голубь, галка, все же!
Сестренки
-Аленка, Аленка,
зачем взяла пеленки?
Ты же не мала, Аленка!
-Я не мала, мала сестренка!
Хорошее настроение
Шел однажды мальчик Гриша.
Гриша слышит шорох мыши…
-Мышка, мышка, каши хочешь?
Сьешь смешинку, похохочешь!
Повариха
Рис и редьку я смешала,
Куклу Раю угощала.
Рая редьку есть не стала,
Рису тоже «Фи» сказала…
В саду
-Я люблю тебя, малинка!-
Пела ягодам Иринка.
-Ты, малинка, не робей,
В кружку полезай скорей!
Встреча
Шел щенок по кличке Бим.
А на встречу - мышка Тим.
Испугался Тим до дрожи!
Бим и кот соседский схожи:
Хвостик есть лапы тоже!
Судьба
Сохнет сушка просто так,
Сушке не везет никак.
Сушку нашу потеряли,
И не съели сушку с чаем.
Две певицы
-Ля-ля-ля - пропела мама,
-Ля-ля-ля – сказала я.
-Лялечка моя родная!-
Мама обняла меня!
Неудачное чаепитие
Четыре чайки пили чай,
И облились, невзначай!
Нам не жалко чашек с чаем,
Жалко очень мокрых чаек!
Про любовь
Очень я люблю конфеты,
Я делюсь с подругой Светой.
Очень чудные конфеты,
Мы чумазые при этом.
Скажешь, грязь? Нет, шоколад!
Шоколаду каждый рад!
Причина
Гром гремел,
Он очень злился,
Кофе утренний пролился!
Гром покрикивал слегка
На себя и облака!
Чтоб не злиться невзначай,
Гром теперь пьет только чай!
Предусмотрительность
Мы вчера конфеты ели,
Наши зубы не болели.
Зубам нужна забота, ласка,
И еще зубная паста!
Про моду
Наши зебры очень броски,
Носят классные полоски.
Зебры по утрам зудели:
-Мы не зебры, мы - модели!
Визит
Гусь с гусыней,
Пять гусят,
Поутру гуськом спешат.
А куда спешат все гуси?
В гости к нашей бабе Дусе!
Про нас и про погоду
Мы живем в краю прекрасном,
А Сибирь бывает разной,
Ночью холод, а днем зной,
Климат вот у нас такой!
Путешественники
Побывали на Ольхоне,
Тренировали наши ноги.
Три часа мы там бродили,
прямо по воде ходили!
Какая вода
Ангара река большая,
А холодная какая!
Летом просто обжигает,
но зимой не замерзает!
Пообщались
Оса пчелке угрожала:
-У меня большое жало!
Пчелка только прожужжала:
- На мое взгляни сначала!
Тревога
Воробей чирикал громко:
-Караул, крадут морковку!
Берегись, лесной народ,
Это личный огород!
Про красоту
Наши зубки милые,
Белые, красивые!
Они зря не кусаются,
Кушать собираются!
Про дождик
Дождик громко шел по крыше,
А потом все тише, тише…
-Дождик, дождик, ты что, спишь?
Отчего такая тишь?
Я уже рычать умею
Мы пришли сегодня в лес,
-Ты чего на елку влез?
-Хоть ни разу я не трус,
Просто волка я боюсь!
Я намекнул всем тонко,
Что напугаю волка.
От гордости я млею.
Ведь я рычать умею!
Про кошку
На полу лежала ложка,
Ложку увидала кошка.
Ложка кошку облизнула
И тихонько улизнула.
Договор
Драчуны и забияки
Дня не могут жить без драки.
Драться - это плохо, братцы!
Нет, не будем мы ругаться!
Завтрак в детском саду
Дан солдатам был приказ:
Съесть всю кашу - это раз!
Выпить чаю литра два,
Все это успеть с утра.
КОМПЛЕКСЫ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Поговорили Развитие общей моторики | |
Инструкция воспитателя: | Выполняемые движения: |
Галя галке говорила, Чтобы галка не гулила: -Хоть на голубя похожа, Ты не голубь, галка, все же! | Стоя, сжимать и разжимать кисти рук Стучат ребром ладони о ладонь, Кружатся вокруг себя, руки на поясе. Махи руками вверх-вниз. |
Хорошее настроение Развитие общей моторики. | |
Инструкция воспитателя: | Выполняемые движения: |
Шел однажды мальчик Гриша. Гриша слышит шорох мыши: -Мышка, мышка, каши хочешь? Съешь смешинку, похохочешь! | Маршируют Приседают, прикладывая ладонь к уху. Встают, вытягивают руки вперед. Кружатся на месте |
Поговорили Развитие общей моторики. | |
Инструкция воспитателя: | Выполняемые движения: |
Рис и редьку я смешала, Куклу Раю угощала, Рая редьку есть не стала, Рису тоже «Фи» сказала… | Круговые движения руками перед собой Поочередно поднимаем руки к лицу Руки на поясе, повороты влево -вправо. Рывки руками от себя |
Встреча Развитие общей моторики. | |
Инструкция воспитателя: | Выполняемые движения: |
Шел щенок по кличке Бим. А на встречу - мышка Тим. Испугался Тим до дрожи! Бим и кот соседский схожи: Хвостик есть и лапы тоже! | Маршируют с продвижение вперед На носочках отходят назад Присели. Руки «крест накрест», дрожат. Присесть, выгнуть спину. Встать, руки за спину, махи кистями рук, маршируют. |
Про моду Развитие общей моторики. | |
Инструкция воспитателя: | Выполняемые движения: |
Наши зебры очень броски, Носят классные полоски. Зебры по утрам зудели: -Мы - не зебры, Мы - модели! | Подскоки. Показывают руками расположение полосок. Руки на пояс, повороты. Продвижение вперед на два шага, Поворот, исходное положение. |
Про нас и про погоду Развитие общей моторики | |
Инструкция воспитателя: | Выполняемые движения: |
Мы живем в краю прекрасном, А Сибирь бывает разной, Ночью холод, а днем зной, Климат вот у нас такой! | Руки в стороны, покачаться. Руки вниз, присесть. Руки на пояс, руки вверх. Постучать кулаками по груди. |
Про дождик Развитие общей моторики. | |
Инструкция воспитателя: | Выполняемые движения: |
Дождик громко шел по крыше, А потом все тише, тише… -Дождик, дождик, ты что, спишь? Отчего такая тишь? | Активно маршируют. Шаг замедляется. Присели, руки сложили под щеку. Встать, повороты влево, вправо |
Судьба Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика. | |
Инструкция воспитателя: | Выполняемые движения: |
Сохнет сушка просто так, Сушке не везет никак. Сушку нашу потеряли, И не съели сушку с чаем. | Сомкнуть поочередно кончики пальцев в круг. Пальцы двигаем влево – вправо. Кончики пальцев сомкнуть-разомкнуть. Пальцы двигаем влево –вправо |
Визит Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика. | |
Инструкция воспитателя: Выполняемые движения: | |
Инструкция воспитателя: | Выполняемые движения |
Гусь с гусыней, Пять гусят, Поутру гуськом спешат. А куда спешат все гуси? В гости к нашей бабе Дусе! | Показать два указательных пальца. Пять пальцев сжимают – разжимают. «Шагают» пальчиками по столу. Пальцы сомкнуть-разомкнуть. Пальчики «побежали» по столу. |
Неудачное чаепитие Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика. | |
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Четыре чайки пили чай, И облились, невзначай! Нам не жалко чашек с чаем, Жалко очень мокрых чаек. | Показываем четыре пальца. Скользящие движения ладонями. Поочередно смыкают пальцы. Сомкнуть разомкнуть пальцы |
4. Заключение
Эти веселые стихотворения очень нравятся детям и родителям.
Они не просто решают образовательные задачи речевого развития, они доставляют радость и удовольствие, могут применяться в детском саду, а также дома, во время семейного отдыха и развлечений.
Список рекомендуемой литературы
1.Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практическое пособие- 2-е изд.-М.: Айрис-пресс, 2016.-144 с.
2.Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов с родителями. /М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
3. Акименко В.М., исправление звукопроизношения у детей: учебно-методическое пособие/ В.М. Акименко.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008.-110с.
4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-112С.
5. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Для работы с детьми 2-7 лет.- М.6 МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.- 120с.
6.Калиниченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой активности дошкольников: Методическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004.-112с.
7.Коноваленко В.В. Автоматизация свистящих звуков у детей. Дидактический материал для логопедов. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2016.- 80 с.: ил.
8. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019.-56 с.
9. Управителева, Л.В.Обучение грамоте в детском саду./ Л.В. Управителева.- Ярославль: Академия развития, 2008.- 96 с.: ил.-( Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
10. Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для докольников: Кн. для воспитателей детского сада и родителей/ Под ред. О.С. Ушаковой. ; -е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2019.- 208 с.
11. Чернякова В.Н. Игровые технологии формирования зукопроизношения у детей 4-7 лет. - М.: Сфера. 2018.- 64 с. ( Библиотека Логопеда)