Романова В.В., Сластина А.С., Романова А.Н., МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО». ПОДБОРКА АВТОРСКИХ ЧИСТОГОВОРОК И СТИХОТВОРЕНИЙ, КОМПЛЕКСОВ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

2
0
Материал опубликован 13 January

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

г. ИРКУТСК

АДМИНИСТРАЦИЯ

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

(ДО КСПК)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 145

(МБДОУ города Иркутска детский сад № 145)

664002, город Иркутск, улица Мира, дом 64, тел: 32-82-95, факс (3952)32-82-93

E-mail:mdou145irk@yandex.ru; ИНН 3810034910 ОГРН 1043801428296







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО»

ПОДБОРКА АВТОРСКИХ ЧИСТОГОВОРОК И СТИХОТВОРЕНИЙ,

КОМПЛЕКСОВ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ



















Разработана педагогами

МБДОУ города Иркутск детского сада №145

Романова В.В., воспитатель;

Романова А.Н., учитель – дефектолог;

Сластина А.С., воспитатель;

Иркутск, 2023 год



Содержание

1. Аннотация

2.Введение

3.Основная часть

4. Заключение

5. Список литературы







































1. Аннотация

Вниманию воспитателей, учителей - логопедов детских дошкольных образовательных учреждений, родителей и законных представителей предлагается методическая разработка, которая не только поможет в работе по преодолению трудностей речевого развития, но и поднимет настроение и поможет ребенку проявить свои творческие способности.

Данная разработка содержит не только авторские чистоговорки, но и комплексы упражнений, направленных на развитие общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста.

В веселой игровой форме ребенок получает возможность упражняться в чистоте проговаривания звука в речи, избегая негативных эмоций и усталости. Методическая разработка сочетает полезное с приятным, окажет продуктивную помощь и родителям, так как задания достаточно просты и максимально приближены к реальным ситуациям по содержанию.

Само использование стихотворных комплексов может варьироваться и переходить в задания творческого характера с инсценировкой сюжетных фрагментов.


2. Введение

В настоящее время проблема речевых нарушений у детей, нарушения звукопроизношения стоит очень остро. Количество детей с речевыми проблемами не снижается, а неуклонно растет. И начинать работу над решением этой проблемы необходимо как можно раньше. Речь - это не просто средство общения, это многогранный инструмент, который открывает мир, учит ребенка взаимодействию с окружающим и способствует его саморазвитию.

Осуществляя работу по звукопроизношению, обязательно следует правильно и четко артикулировать звуки и их сочетания, обращая внимание на силу голоса, высоту тона, тембр и темп речи. Также рекомендуем обращать внимание на дыхание при произношении стихотворений и чистоговорок в стихотворной форме, так как это влияет на плавность речи. Обращаем внимание на то, что применение чистоговорок, скороговорок, стихотворений развивает речевое дыхание.

Чистоговорки и стихотворения проговариваются сначала медленно, постепенно убыстряя темп речи.

Текст легко запоминается, а сопровождение движениями повышает эффективность речевого развития.

Предлагаемые материалы соответствуют требованиям Федерального Государственного Образовательного стандарта, выполнены с учетом ФОП.

В методологическую основу данного материала были приняты культурно-историческая теория Л.С. Выготского. а также теория деятельностного подхода А.Н. Леонтьева.

В основу предлагаемого комплекса заложены авторские тексты и наработки из опыта педагогов детского сада № 145 МБДОУ г. Иркутска Романовой Виктории Валерьевны, Романовой Анны Николаевны, Сластиной Анны Сергеевны.

В данной методической разработке представлена как подборка веселых стихотворений - чистоговорок для автоматизации и дифференциации звуков, которые были разработаны ранее, а так же на этом материале подготовлен комплекс упражнений, направленный на развитие общей моторики и развитие мелкой моторики.

В результате применения данного комплекса активизируется память, внимание, речь ребенка.

Данный материал обладает практической значимостью, так как может применяться не только учителями-логопедами, но и воспитателями, вожатыми, а также и родителями воспитанников, включая бабушек и дедушек. Содержание текста по своему семантическому значению понятно и доступно детям, шуточный подтекст поднимает настроение и интерес.

Работая с детьми с ТНР, мы обратили внимание на универсальность комплексов, направленных на развитие общей и мелкой моторики. Моторное отставание указывает на проблемы с речевым развитием. Как известно, общая и мелкая моторика взаимосвязаны, поэтому мы подготовили ряд авторских комплексов, направленных на развитие общей и мелкой моторики.

При сочетании речи с играми и движениями, повышается эффективность речевой работы с детьми. Игровые упражнения развивают слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков.

Использование игровых комплексов общей и мелкой моторики стимулирует развитие памяти, речи, координации движений, повышает активность ребенка и доставляет удовольствие, так как осуществляется в игровой форме.

В комплексах, применяемых в детском саду, мы постарались учитывать современные событийные ситуации, которые близки и понятны каждому.

Мы предлагаем ознакомиться с подборкой игровых упражнений, которые можно применять как в детском саду, так и дома. Было бы желание, а применить данный материал очень просто, как для индивидуальной работы, так и для групповых занятий, позволяя развивать слуховое восприятие, расширяя словарный запас детей.

Рекомендуем также использовать его в часы семейного досуга, в этом случае позитивный настрой увеличит положительный эффект от деятельности по формированию звуковой культуры речи и активизации словаря, а, подключив творческое воображение, можно и организовать мини-инсценировки.


Задачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие»

Согласно требованиям ФГОС содержание такой образовательной области, как Речевое развитие, ориентируется на овладение речью, как средством общения, активизацию словаря, развитие связной диалогической и монологической речи.

Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что при завершении дошкольного образования, ребенок может свободно формулировать свои высказывания, владеет речью, выделяет звуки в словах, уже сформированы предпосылки к грамотности.

Основной принцип: взаимосвязь задач речевого развития, которые относятся к разным направлениям развития речи.

Образовательные задачи:

Учить правильно произносить звуки, учить их дифференцировать, выделять заданный звук в слове, фразовой речи, тексте. Знакомить с различными вариантами словоизменения и словообразования.

Развивающие задачи:

Развивать умение слышать в рифмовке выделяемый звук, упражнять в произнесении слов с различной громкостью и темпом.

Совершенствовать слуховое восприятие и различение звуков, интонационную выразительность.

Продолжать совершенствовать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику.

Воспитательные задачи: продолжать воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение друг другу, соблюдать нравственные нормы и взаимоотношений.

Задачи образовательных областей в интеграции:

Физическое развитие: развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.

Познавательное развитие: мотивировать детей на расширение знаний о природе звука, предметном и природном окружении, причинно-следственных отношений. Развивать навыки анализа и взаимозависимости при сравнении объектов.

Художественно-эстетическое развитие: развивать творческие способности, желание самовыразиться.



3. ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО

Проговаривание чистоговорок, направленных на развитие речевого дыхания и звуковой культуры речи осуществляется следующим образом:

1. Педагог знакомит с текстом, поясняет значение, обсуждают вместе с детьми смысловую линию текста, повторяют с частичным запоминанием, потом полностью.

2. Если текст знаком, тогда взрослый напоминает текст, затем дети несколько раз проговаривают слова хором в разном темпе. Дальше осуществляется переход к индивидуальным упражнениям и проговаривать текст в быстром темпе.

3. Используя текст, воспитатель может предложить ребенку обыграть или инсценировать его содержание. Для обыгрывания можно взять игрушки, либо карточки, обыграть на пару с педагогом, или со сверстником.

4.Также можно предложить родителям и детям на общем мастер-классе выступить в роли артистов и продемонстрировать навык работы с текстом и исполнительские навыки.

5. Пальчиковые игры, комплексы, направленные на развитие общей и мелкой моторики выполняются с движениями, соответствующими тексту.


ЧИСТОГОВОРКИ

Поговорили

Галя галке говорила,

Чтобы галка не гулила:

-Хоть на голубя похожа,

ты не голубь, галка, все же!


Сестренки

-Аленка, Аленка,

зачем взяла пеленки?

Ты же не мала, Аленка!

-Я не мала, мала сестренка!


Хорошее настроение

Шел однажды мальчик Гриша.

Гриша слышит шорох мыши…

-Мышка, мышка, каши хочешь?

Сьешь смешинку, похохочешь!


Повариха

Рис и редьку я смешала,

Куклу Раю угощала.

Рая редьку есть не стала,

Рису тоже «Фи» сказала…


В саду

-Я люблю тебя, малинка!-

Пела ягодам Иринка.

-Ты, малинка, не робей,

В кружку полезай скорей!


Встреча

Шел щенок по кличке Бим.

А на встречу - мышка Тим.

Испугался Тим до дрожи!

Бим и кот соседский схожи:

Хвостик есть лапы тоже!


Судьба

Сохнет сушка просто так,

Сушке не везет никак.

Сушку нашу потеряли,

И не съели сушку с чаем.


Две певицы

-Ля-ля-ля - пропела мама,

-Ля-ля-ля – сказала я.

-Лялечка моя родная!-

Мама обняла меня!


Неудачное чаепитие

Четыре чайки пили чай,

И облились, невзначай!

Нам не жалко чашек с чаем,

Жалко очень мокрых чаек!


Про любовь

Очень я люблю конфеты,

Я делюсь с подругой Светой.

Очень чудные конфеты,

Мы чумазые при этом.

Скажешь, грязь? Нет, шоколад!

Шоколаду каждый рад!


Причина

Гром гремел,

Он очень злился,

Кофе утренний пролился!

Гром покрикивал слегка

На себя и облака!

Чтоб не злиться невзначай,

Гром теперь пьет только чай!


Предусмотрительность

Мы вчера конфеты ели,

Наши зубы не болели.

Зубам нужна забота, ласка,

И еще зубная паста!


Про моду

Наши зебры очень броски,

Носят классные полоски.

Зебры по утрам зудели:

-Мы не зебры, мы - модели!


Визит

Гусь с гусыней,

Пять гусят,

Поутру гуськом спешат.

А куда спешат все гуси?

В гости к нашей бабе Дусе!


Про нас и про погоду

Мы живем в краю прекрасном,

А Сибирь бывает разной,

Ночью холод, а днем зной,

Климат вот у нас такой!


Путешественники

Побывали на Ольхоне,

Тренировали наши ноги.

Три часа мы там бродили,

прямо по воде ходили!


Какая вода

Ангара река большая,

А холодная какая!

Летом просто обжигает,

но зимой не замерзает!


Пообщались

Оса пчелке угрожала:

-У меня большое жало!

Пчелка только прожужжала:

- На мое взгляни сначала!


Тревога

Воробей чирикал громко:

-Караул, крадут морковку!

Берегись, лесной народ,

Это личный огород!


Про красоту

Наши зубки милые,

Белые, красивые!

Они зря не кусаются,

Кушать собираются!


Про дождик

Дождик громко шел по крыше,

А потом все тише, тише…

-Дождик, дождик, ты что, спишь?

Отчего такая тишь?


Я уже рычать умею

Мы пришли сегодня в лес,

-Ты чего на елку влез?

-Хоть ни разу я не трус,

Просто волка я боюсь!

Я намекнул всем тонко,

Что напугаю волка.

От гордости я млею.

Ведь я рычать умею!


Про кошку

На полу лежала ложка,

Ложку увидала кошка.

Ложка кошку облизнула

И тихонько улизнула.


Договор

Драчуны и забияки

Дня не могут жить без драки.

Драться - это плохо, братцы!

Нет, не будем мы ругаться!


Завтрак в детском саду

Дан солдатам был приказ:

Съесть всю кашу - это раз!

Выпить чаю литра два,

Все это успеть с утра.


КОМПЛЕКСЫ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ


Поговорили

Развитие общей моторики

Инструкция воспитателя:

Выполняемые движения:


Галя галке говорила,

Чтобы галка не гулила:

-Хоть на голубя похожа,

Ты не голубь, галка, все же!

Стоя, сжимать и разжимать кисти рук

Стучат ребром ладони о ладонь,

Кружатся вокруг себя, руки на поясе.

Махи руками вверх-вниз.



Хорошее настроение

Развитие общей моторики.

Инструкция воспитателя:

Выполняемые движения:

Шел однажды мальчик Гриша.

Гриша слышит шорох мыши:

-Мышка, мышка, каши хочешь?

Съешь смешинку, похохочешь!

Маршируют

Приседают, прикладывая ладонь к уху.

Встают, вытягивают руки вперед.

Кружатся на месте


Поговорили

Развитие общей моторики.

Инструкция воспитателя:

Выполняемые движения:

Рис и редьку я смешала,


Куклу Раю угощала,


Рая редьку есть не стала,

Рису тоже «Фи» сказала…

Круговые движения руками перед собой

Поочередно поднимаем руки к лицу

Руки на поясе, повороты влево -вправо.

Рывки руками от себя


Встреча

Развитие общей моторики.

Инструкция воспитателя:

Выполняемые движения:


Шел щенок по кличке Бим.

А на встречу - мышка Тим.

Испугался Тим до дрожи!


Бим и кот соседский схожи:

Хвостик есть и лапы тоже!


Маршируют с продвижение вперед

На носочках отходят назад

Присели. Руки «крест накрест», дрожат.

Присесть, выгнуть спину.

Встать, руки за спину, махи кистями рук, маршируют.


Про моду

Развитие общей моторики.

Инструкция воспитателя:

Выполняемые движения:


Наши зебры очень броски,

Носят классные полоски.

Зебры по утрам зудели:

-Мы - не зебры,

Мы - модели!


Подскоки.

Показывают руками расположение полосок.

Руки на пояс, повороты.

Продвижение вперед на два шага,

Поворот, исходное положение.


Про нас и про погоду

Развитие общей моторики


Инструкция воспитателя:


Выполняемые движения:


Мы живем в краю прекрасном,

А Сибирь бывает разной,

Ночью холод, а днем зной,

Климат вот у нас такой!


Руки в стороны, покачаться.

Руки вниз, присесть.

Руки на пояс, руки вверх.

Постучать кулаками по груди.


Про дождик

Развитие общей моторики.

Инструкция воспитателя:

Выполняемые движения:


Дождик громко шел по крыше,

А потом все тише, тише…

-Дождик, дождик, ты что, спишь?

Отчего такая тишь?

Активно маршируют.

Шаг замедляется.

Присели, руки сложили под щеку.

Встать, повороты влево, вправо


Судьба

Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.

Инструкция воспитателя:

Выполняемые движения:


Сохнет сушка просто так,


Сушке не везет никак.

Сушку нашу потеряли,


И не съели сушку с чаем.

Сомкнуть поочередно кончики пальцев в круг.

Пальцы двигаем влево – вправо.

Кончики пальцев сомкнуть-разомкнуть.

Пальцы двигаем влево –вправо


Визит

Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.

Инструкция воспитателя: Выполняемые движения:

Инструкция воспитателя:

Выполняемые движения

Гусь с гусыней,

Пять гусят,

Поутру гуськом спешат.

А куда спешат все гуси?

В гости к нашей бабе Дусе!

Показать два указательных пальца.

Пять пальцев сжимают – разжимают.

«Шагают» пальчиками по столу.

Пальцы сомкнуть-разомкнуть.

Пальчики «побежали» по столу.


Неудачное чаепитие

Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения


Четыре чайки пили чай,

И облились, невзначай!

Нам не жалко чашек с чаем,

Жалко очень мокрых чаек.


Показываем четыре пальца.

Скользящие движения ладонями.

Поочередно смыкают пальцы.

Сомкнуть разомкнуть пальцы





4. Заключение

Эти веселые стихотворения очень нравятся детям и родителям.

Они не просто решают образовательные задачи речевого развития, они доставляют радость и удовольствие, могут применяться в детском саду, а также дома, во время семейного отдыха и развлечений.


Список рекомендуемой литературы

1.Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практическое пособие- 2-е изд.-М.: Айрис-пресс, 2016.-144 с.

2.Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов с родителями. /М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

3. Акименко В.М., исправление звукопроизношения у детей: учебно-методическое пособие/ В.М. Акименко.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008.-110с.

4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-112С.

5. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Для работы с детьми 2-7 лет.- М.6 МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.- 120с.

6.Калиниченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой активности дошкольников: Методическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004.-112с.

7.Коноваленко В.В. Автоматизация свистящих звуков у детей. Дидактический материал для логопедов. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2016.- 80 с.: ил.

8. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019.-56 с.

9. Управителева, Л.В.Обучение грамоте в детском саду./ Л.В. Управителева.- Ярославль: Академия развития, 2008.- 96 с.: ил.-( Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).

10. Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для докольников: Кн. для воспитателей детского сада и родителей/ Под ред. О.С. Ушаковой. ; -е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2019.- 208 с.

11. Чернякова В.Н. Игровые технологии формирования зукопроизношения у детей 4-7 лет. - М.: Сфера. 2018.- 64 с. ( Библиотека Логопеда)






































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.