Рост профессиональной компетентности педагога как важное требование для развития образовательного учреждения
УУД 377.5
Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Рост профессиональной компетентности педагога как важное требование для развития образовательного учреждения»
Аннотация: В статье представлены: определение профессиональной компетентности педагога, ее составляющие и аспекты (когнитивный, операционно-технологический, аксиологический), качества и этапы развития. Рекомендован индивидуальный план развития профессиональной компетентности педагога. Рассматривается влияние роста профессиональной компетентности педагога на развитие образовательного учреждения
Ключевые слова: компетентности педагога, саморазвитие, коммуникативная компетентность, информационная компетентность, регулятивная компетентность, интеллектуально-педагогическая компетентность, операциональная компетентность.
Развитие профессиональной компетентности педагога — важное требование, оказывающее непосредственное влияние на успешное развитие образовательного учреждения.
Особую значимость профессиональная компетентность приобретает в связи с тем, что система образования в настоящее время характеризуется значительными инновационными преобразованиями. Для успешного развития образовательного учреждения в сложившихся условиях педагог должен быть готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, проявлять стремление быть профессионалом, постоянно обновлять свои знания и умения, стремиться к саморазвитию, проявлять толерантность к неопределенности, быть готовым к риску, т. е. быть профессионально компетентным.
Компетентность как единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению профессиональных функций характеризует не только деятельность, но и самого педагога как ее субъекта в его самостоятельном, ответственном, инициативном взаимодействии с миром. Педагогическую компетентность преподавателя можно определить как его способность к эффективной реализации в образовательной практике системы социально одобряемых ценностных установок, и достижению наилучших результатов за счет профессионально-личностного саморазвития.
В энциклопедическом словаре педагога профессиональная компетентность определяется как: умение применять свои знания и умения на практике, используя при этом все свои умственные, психологические и даже физические возможности. Она включает в себя:
- специальную компетентность (подготовленность к самостоятельному выполнению профессионально-производственных заданий; умение оценивать результаты своего труда, способность самостоятельного приобретения новых знаний и умений),
- социальную компетентность (способность к групповой и коллективной деятельности, к сотрудничеству с другими работниками, готовность к принятию на себя ответственности за результаты труда).
Профессиональная компетентность – это еще и свойство личности, обеспечивающее высокий уровень саморазвития, переход от «неосознанной компетенции» к «осознанной некомпетентности».
Введенский В. Н. считает, что профессиональная компетентность определяет необходимость и эффективность применения знаний и умений педагога в реальной образовательной практике. Ключевые педагогические компетенции:
1. Коммуникативная компетентность педагога — профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются: эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью); экстраверсия (коррелирует со статусом и эффективным лидерством); способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; умение слушать; умение награждать; деликатность, умение делать коммуникацию «гладкой».
2. Информационная компетентность включает объем информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов.
3. Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. Главными определяющими факторами деятельности являются нравственные ценности.
4. Интеллектуально-педагогическую компетентность можно рассматривать как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации; как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления.
5. Операциональная компетентность определяется набором навыков, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности: прогностические, проективные, предметно-методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные.
Профессиональная компетентность педагога – это сложное, многоуровневое явление. В отечественной педагогике вопрос о том, какие компетентности являются ключевыми, остаётся открытым на сегодняшний день. В результате анализа многочисленных источников выявлено множество видов профессиональной компетентности педагога (таблица 1): специальная компетентность, социальная компетентность, личностная компетентность, аутопсихологическая компетентность, педагогическая (профессионально-педагогическая) компетентность, психолого-педагогическая, психологическая (социально-психологическая), методическая (дидактико-методическая) компетентность, образовательная компетентность, конфликтная (конфликто-логическая) компетентность, диалогическая компетентность, информационная (информационно-технологическая, информационно-педагогическая) компетентность, иноязычная компетентность, языковая компетентность, коммуникативная компетентность, этнокультурная компетентность, социальноперцептивная компетентность, акмеологическая компетентность, экстремальная компетентность, антропологическая компетентность, управленческая компетентность, эмоциональная компетентность и др.
Таблица 1 Виды профессиональной компетентности
Название вида компетентности | Содержание | Исследователи |
1 Специальная | Интегративное личностное образование, характеризующее высокую степень владения собственной профессиональной деятельностью | С.Б. Елканов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, К.К. Платонов и др. |
2 Социальная | Интегративное личностное образование, основанное на знаниях о совместной профессиональной деятельности, сотрудничестве, взаимодействии, умениях и навыках, их практической реализации | Н.В. Бодягина, С.З. Гончаров, Н.Ю. Клименко, А.К. Маркова, Л.П. Самсонова, Т.И. Самсонова, А.А. Ярулов и др. |
3 Личностная | Интегративное личностное образование, основанное на владении педагогом приёмами личностного самовыражения и саморазвития, противостояния личностным деформациям | Н.О. Епихина, А.К. Маркова и др. |
4 Аутопсихологическая | Интегративное личностное образование, характеризующее адекватное представление педагога о своих социально-профессиональных характеристиках и степень владения технологиями преодоления профессиональных деструкций | А.А. Базикова, Н.В. Кузьмина, М.И.Лукьянова, Л.А.Степанова и др. |
5 Педагогическая (профессионально-педагогическая) | Профессионально-личностная характеристика преподавателя, позволяющая ему адекватно ориентироваться в области обучения и воспитания и эффективно решать педагогические задачи | В.М.Гончаренко, М.Н.Карапетова, С.В.Милицина, Н.Н.Нацаренус, Д.С.Нестеров, Л.И.Поветьева, В.В.Семёнова, О.В.Симен–Северская, С.В.Соколова, П.П.Терехов, В.И.Шалпан и др. |
6 Психолого-педагогическая | Системное единство психолого-педагогических знаний, опыта, качеств и свойств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, направленных на личностное развитие и совершенствование педагога; знание основ педагогики и психологии, современных методов обучения, способов межличностного общения | И.Г.Бавшин, С.А.Гапоненко, М.И.Лукьянова, Н.В.Остапчук, Т.И.Руднева, Т.А.Царегородова и др. |
7 Психологическая (социально-психологическая) | Интегративное личностное образование, обеспечивающее построение педагогического взаимодействия, реализующего не только передачу определённого содержания от педагога к учащемуся, но и их совместный рост, личностное развитие в условиях социума | Л.И.Берестова, Ж.Г.Гаранина, О.С.Гришечко А.Н.Кузьмицкая и др |
8 Методическая (дидактико-методическая) | Интегративное личностное образование, отражающее уровень владения педагогом способами формирования знаний, умений и навыков учащихся | Т.Н.Гущина, Н.В.Кузьмина, Т.Б.Руденко и др. |
9 Образовательная | Интегративное личностное образование, характеризующее потребность личности педагога в образовании, приобретении новых знаний, умений и навыков | В.А.Болотов, В.В.Сериков, С.Н.Уласевич и др. |
10 Конфликтная (конфликтологическая) | Интегративное личностное образование, обеспечивающее конструктивные операции с конфликтом (в педагогических отношениях) | Е.Е.Ефимова, Д.В.Ивченко, Л.М.Митина, Л.А.Петровская, И.И.Рыданова и др. |
11 Диалогическая | Интегративное личностное образование, основанное на способности, знаниях, умениях и навыках педагога устанавливать контакт с учащимися на основе диалога и взаимоуважения | Б.В.Авво, С.В.Белова и др. |
12 Информационная (информационно-технологическая, информационно-педагогическая) | Интегративное личностное образование, основанное на знаниях, умениях и навыках преподавателя эффективно использовать информационные технологии в образовательном процессе | Д.В.Голубин, А.В.Добудько, А.Н.Завьялов, Л.Ф.Иванова, О.А.Кизик, Н.В.Кисель, И.А.Кулантьева, А.М.Оробинский Л.В.Сергеева и др. |
13 Иноязычная | Интегративное личностное образование, основанное на владении педагогом иностранными языками как средством развития его социокультурной компетентности | О.Ю.Искандарова, О.Е.Ломакина, Н.Л.Московская, Н.С.Сахарова и др. |
14 Языковая | Интегративное личностное образование, характеризующее владение учителем способностью перерабатывать информацию в соответствии с личностными коммуникативными задачами | Н.О.Епихина, Е.Н.Соловова и др. |
15 Коммуникативная | Интегративное личностное образование, характеризующее владение учителем коммуникативными способностями (устанавливать контакт с аудиторией, эмпатийность, способность управлять своим эмоциональным состоянием, способность располагать к себе и т.п.) | Р.С.Арефьев, О.В.Ванновская, Н.В.Гимпель, Е.В.Достовалова, Г.А.Кудрявцева, В.И.Местечкин, И.Г.Назарова, В.М.Пахарев, Е.В.Прозорова, Г.Г.Сечкарёва, Э.Б.Соловьёва, Г.С.Трофимова, Е.В.Челпанова и др. |
16 Этнокультурная | Интегративное личностное образование, основанное на владении педагогом знаниями об истории, традициях своей страны, своего края с целью воспитания у обучающихся межкультурной толерантности | Н.Г.Арзамасцева, Т.В.Поштарёва и др. |
17 Социально-перцептивная | Интегративное личностное образование, основанное на особой чувствительности (восприимчивости) педагога к социальным нормам, обеспечивающее его успешную интеграцию в современном социуме | А.А.Бодалёв, Е.И.Тимошина и др. |
18 Акмеологическая | Интегративное личностное образование, основанное на владении педагогом способами самореализации, развития творческого потенциала в процессе профессиональной деятельности | С.В.Макаров, В.Н.Софьина, Л.А.Степнова, А.Ф.Фоминых и др. |
19 Экстремальная | Интегративное личностное образование, отражающее способность педагога эффективно действовать во внезапно сложившихся ситуациях (авариях, нарушениях технологических процессов и т.п.) | А.К.Маркова, О.Н.Шахматова Э.Ф.Зеер и др. |
20 Антропологическая | Интегративное личностное образование, основанное на стремлении учителя к сохранению Земли как дома во Вселенной и человечества, живущего в нём | В.А.Кальней, О.И.Качалова и А.А.Макареня, С.Е.Шишов и др. |
21 Управленческая | Интегративное личностное образование, указывающее на уровень владения руководителем образовательного учреждения научно обоснованными средствами решения управленческих задач | О.М.Атласова, Т.П.Афанасьева, И.В.Гришина, И.А.Елисеева, Е.Ю.Зимина, В.С.Лазарев, С.Ц. Нимбуева и др. |
22 Эмоциональная | Интегративное личностное образование, состоящее из множества переменных, включающих оценку эмоции, выражение эмоции и понимание эмоции | А.М.Бохнерт, К.Г.Лим, К.А.Крник и др. |
Основным ресурсом образования был и остается кадровый. Развитие образовательного учреждения зависит от роста профессиональной компетентности педагогов. Ключевые педагогические компетентности на современном этапе взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Компетентности заключаются в теоретической и практической готовности педагога к образовательной деятельности (таблица 2).
Таблица 2 Ключевые педагогические компетентности
Профессиональная компетентность интегрирует в себя три аспекта:
- когнитивный (научные, предметные знания):
знание дисциплины или профессионального модуля;
знание психологических и педагогических наук;
знание смежных наук;
знание и обеспечение реализации содержания и структуры федерального базисного учебного плана;
знание учебных планов и программы по дисциплине или профессиональному модулю;
знание требований государственной итоговой аттестации по дисциплине или профессиональному модулю.
- операционно-технологический (способы деятельности, умения принимать решения):
умение извлекать информацию и отбирать её по преподаваемой дисциплине;
самостоятельная работа по накоплению научных материалов, проблем, решений;
постоянная работа с периодикой;
умение адаптировать научное знание для достижения учебных целей.
- аксиологический (опыт эмоционально-личностного отношения к природе, обществу, человеку):
понимание и умение использовать на практике основные ценности, понятия, нормы, достоинства, решения;
готовность и желание познавать, учиться.
Профессиональная компетентность педагога – это образовательный феномен, представляющий собой интегративное многоуровневое личностное образование, основанное на положительных мотивах выбора профессии, совокупности системных знаний, умений и навыков, практического опыта, рефлексивной деятельности, диалогической культуре, выражающихся в теоретической и практической готовности и способности специалиста к эффективному решению образовательных и воспитательных задач. Качества профессиональной компетентности педагога представлены в таблице 3.
Таблица 3 Качества профессиональной компетентности педагога
Этапы развития профессиональной компетентности педагога – это важное требование для развития образовательного учреждения:
Первый этап - мотивационно-установочный. Педагог знакомится с содержанием основных понятий, проводится диагностика индивидуальных особенностей профессиональной компетентности педагога и решаются задачи, направленные на осознание индивидуальных особенностей и специфику их проявления в различных условиях. Итогом данного этапа становится сформированная мотивация на освоение умений саморазвития педагога.
Второй этап - практико-ориентированный. Педагог проводит оценку индивидуальных особенностей профессиональной компетентности на основе последовательного использования способов оценки своих качеств, постановки ключевых целей деятельности, формирования возможных направлений своего дальнейшего профессионального развития. В итоге педагог соотносит свои индивидуальные возможности со стремлением к саморазвитию при выполнении педагогической деятельности.
Третий этапа – прогностический. Педагог определяет оптимальную для себя траекторию развития профессиональной компетентности, формулирует прогноз относительно направлений своего профессионального самосовершенствования и саморазвития. Также на данном этапе происходит рефлексия изменений, произошедших за время реализации этапов развития. В итоге педагог разрабатывает индивидуальной план развития профессиональной компетентности и определяет направления самосовершенствования в рамках своей профессиональной деятельности.
Принцип поэтапного развития и постепенного понимания каждым педагогом самого себя и сформированной у него профессиональной компетентности позволяет перейти в прогрессивно-управляемые формы.
Пример индивидуального плана развития профессиональной компетентности педагога:
1 повышение квалификации в аспирантуре, магистратуре, на курсах, стажировках, вебинарах, лекториях, тренингах, коучингах, процессингах, консалтингах.
2 повышение квалификации в образовательной организации, т. е. внутрифирменное обучение – это педагогический клуб, школа передового педагогического опыта, школа педагогического мастерства, школа молодого специалиста, школа классного руководителя с привлечением собственных или внешних преподавателей, индивидуальная форма самообразования.
3 участие в педагогических чтениях, конкурсах (лично и со студентами), конференциях разного уровня, семинарах, практикумах, круглых столах.
4 публикации в педагогических сообществах, форумах, журналах и газетах.
5 изучение педагогического опыта коллег в значимых педагогических журналах, альманахах, вестниках, как отечественных так и зарубежных издательств, а также в электронных источниках.
6 изучение нормативных документов образовательного учреждения, областного, государственного и международного уровней.
7 трансляция собственного педагогического опыта в открытых классных часах и уроках, мастер-классах.
8 работа в методических объединениях, инициативных и творческих группах, сетевых сообществах.
9 инновационная деятельность, освоение новых педагогических и воспитательных технологий.
10 исследовательская деятельность.
11 различные формы педагогической поддержки.
12 использование электронных образовательных ресурсов и др.
Рост профессиональной компетентности педагогов позволит образовательному учреждению выйти на новый уровень развития, повысить конкурентоспособность и качественные показатели образовательной деятельности. Рост компетентности педагогов ведет к модернизации и обновлению содержания образования. Переход из стихийных в прогрессивно-управляемые этапы развития профессиональной компетентности педагогов опирается на накопленный ранее опыт, рассматривает динамику развития образовательного учреждения, начиная с мотивационно-установочного этапа, далее, практико-ориентированного и заканчивая последним прогностическим этапом с рефлексией изменений, произошедших за время реализации этапов развития, избегая ошибок прошлых лет.
Список использованных источников
1 Безрукова, В.С. Основы духовной культуры [Текст]: энциклопедический словарь педагога / В.С. Безрукова // Екатеринбург, 2000. – 937 с.
2 Гозиева, Н.Р. Профессиональная компетентность педагога как показатель качества образования [Текст] / Н.Р. Гозиева // Проблемы науки. – 2020. – № 2 (50). – С. 85-86.
3 Гордиенко, И.В. Психолого-педагогические условия совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников в системе непрерывного повышения квалификации [Текст] / И. В. Гордиенко, Г. А. Репринцева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Вып. 5. – № 2 (15). – С. 35-39.
4 Драганова, О.А. Основные направления повышения психолого-педагогической компетентности педагога, необходимой для работы с различными контингентами учащихся [Текст] / О.А. Драганова // Проблемы современного образования. – 2017. – № 6. – С. 55-63.
5 Косенкова, О.В. Деятельность методической службы образовательного учреждения по формированию профессиональной компетентности педагогов [Электронный ресурс] / О.В. Косенкова // Продлёнка. Образовательный портал. – 2016. – Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/192934-dejatelnost-metodicheskoj-sluzhby-obrazovatel, свободный (дата обращения: 02.01.22). – Загл. с экрана.
6 Савельева, С.С. Профессиональная компетентность учителя XXI века [Текст]: учебное пособие / С.С. Савельева. – Коломна : Коломенский гос. пед. инситут, 2008. – 88 с.
7 Структурно-логические схемы и таблицы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://xn--e1aogju.xn--p1ai/books/pedagogika, свободный (дата обращения: 02.01.22). – Загл. с экрана.
8 Сыманюк, Э.Э. Психолого-педагогическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагога [Текст] / Э.Э. Сыманюк, А.А. Печеркина // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 3. – С. 32-37.
9 Зотова, И. И. Педагог 21 века. Обучение в ногу со временем [Электронный ресурс] / И.И. Зотова // Коучинговая компания «Youproject». – Режим доступа: https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/tmbtkaf/Documents/Yp_pedagog 2011_29.10620, свободный (дата обращения: 03.01.22). – Загл. с экрана.