Рост профессиональной компетентности педагога как важное требование для развития образовательного учреждения

8
0
Материал опубликован 3 January 2022 в группе

УУД 377.5

Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Рост профессиональной компетентности педагога как важное требование для развития образовательного учреждения»

Аннотация: В статье представлены: определение профессиональной компетентности педагога, ее составляющие и аспекты (когнитивный, операционно-технологический, аксиологический), качества и этапы развития. Рекомендован индивидуальный план развития профессиональной компетентности педагога. Рассматривается влияние роста профессиональной компетентности педагога на развитие образовательного учреждения

Ключевые слова: компетентности педагога, саморазвитие, коммуникативная компетентность, информационная компетентность, регулятивная компетентность, интеллектуально-педагогическая компетентность, операциональная компетентность.

Развитие профессиональной компетентности педагога — важное требование, оказывающее непосредственное влияние на успешное развитие образовательного учреждения.

Особую значимость профессиональная компетентность приобретает в связи с тем, что система образования в настоящее время характеризуется значительными инновационными преобразованиями. Для успешного развития образовательного учреждения в сложившихся условиях педагог должен быть готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, проявлять стремление быть профессионалом, постоянно обновлять свои знания и умения, стремиться к саморазвитию, проявлять толерантность к неопределенности, быть готовым к риску, т. е. быть профессионально компетентным.

Компетентность как единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению профессиональных функций характеризует не только деятельность, но и самого педагога как ее субъекта в его самостоятельном, ответственном, инициативном взаимодействии с миром. Педагогическую компетентность преподавателя можно определить как его способность к эффективной реализации в образовательной практике системы социально одобряемых ценностных установок, и достижению наилучших результатов за счет профессионально-личностного саморазвития.

В энциклопедическом словаре педагога профессиональная компетентность определяется как: умение применять свои знания и умения на практике, используя при этом все свои умственные, психологические и даже физические возможности. Она включает в себя:

- специальную компетентность (подготовленность к самостоятельному выполнению профессионально-производственных заданий; умение оценивать результаты своего труда, способность самостоятельного приобретения новых знаний и умений),

- социальную компетентность (способность к групповой и коллективной деятельности, к сотрудничеству с другими работниками, готовность к принятию на себя ответственности за результаты труда).

Профессиональная компетентность – это еще и свойство личности, обеспечивающее высокий уровень саморазвития, переход от «неосознанной компетенции» к «осознанной некомпетентности».

Введенский В. Н. считает, что профессиональная компетентность определяет необходимость и эффективность применения знаний и умений педагога в реальной образовательной практике. Ключевые педагогические компетенции:

1. Коммуникативная компетентность педагога — профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются: эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью); экстраверсия (коррелирует со статусом и эффективным лидерством); способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; умение слушать; умение награждать; деликатность, умение делать коммуникацию «гладкой».

2. Информационная компетентность включает объем информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов.

3. Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. Главными определяющими факторами деятельности являются нравственные ценности.

4. Интеллектуально-педагогическую компетентность можно рассматривать как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации; как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления.

5. Операциональная компетентность определяется набором навыков, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности: прогностические, проективные, предметно-методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные.

Профессиональная компетентность педагога – это сложное, многоуровневое явление. В отечественной педагогике вопрос о том, какие компетентности являются ключевыми, остаётся открытым на сегодняшний день. В результате анализа многочисленных источников выявлено множество видов профессиональной компетентности педагога (таблица 1): специальная компетентность, социальная компетентность, личностная компетентность, аутопсихологическая компетентность, педагогическая (профессионально-педагогическая) компетентность, психолого-педагогическая, психологическая (социально-психологическая), методическая (дидактико-методическая) компетентность, образовательная компетентность, конфликтная (конфликто-логическая) компетентность, диалогическая компетентность, информационная (информационно-технологическая, информационно-педагогическая) компетентность, иноязычная компетентность, языковая компетентность, коммуникативная компетентность, этнокультурная компетентность, социальноперцептивная компетентность, акмеологическая компетентность, экстремальная компетентность, антропологическая компетентность, управленческая компетентность, эмоциональная компетентность и др.

Таблица 1 Виды профессиональной компетентности

Название вида

компетентности

Содержание

Исследователи

1 Специальная


Интегративное личностное образование, характеризующее высокую степень владения собственной профессиональной деятельностью

С.Б. Елканов,

Н.В. Кузьмина,

А.К. Маркова,

К.К. Платонов

и др.

2 Социальная


Интегративное личностное образование, основанное на знаниях о совместной профессиональной деятельности, сотрудничестве, взаимодействии, умениях и навыках, их практической реализации

Н.В. Бодягина,

С.З. Гончаров,

Н.Ю. Клименко,

А.К. Маркова,

Л.П. Самсонова,

Т.И. Самсонова,

А.А. Ярулов

и др.

3 Личностная


Интегративное личностное образование, основанное на владении педагогом приёмами личностного самовыражения и саморазвития, противостояния личностным деформациям


Н.О. Епихина,

А.К. Маркова

и др.

4 Аутопсихологическая


Интегративное личностное образование, характеризующее адекватное представление педагога о своих социально-профессиональных характеристиках и степень владения технологиями преодоления профессиональных деструкций


А.А. Базикова,

Н.В. Кузьмина,

М.И.Лукьянова,

Л.А.Степанова

и др.

5 Педагогическая (профессионально-педагогическая)


Профессионально-личностная

характеристика преподавателя, позволяющая ему адекватно ориентироваться в области обучения и воспитания и эффективно решать педагогические задачи


В.М.Гончаренко,

М.Н.Карапетова,

С.В.Милицина,

Н.Н.Нацаренус,

Д.С.Нестеров,

Л.И.Поветьева,

В.В.Семёнова,

О.В.Симен–Северская,

С.В.Соколова,

П.П.Терехов,

В.И.Шалпан

и др.

6 Психолого-педагогическая


Системное единство психолого-педагогических знаний, опыта, качеств и свойств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, направленных на личностное развитие и совершенствование педагога;

знание основ педагогики и психологии, современных методов обучения, способов межличностного общения


И.Г.Бавшин,

С.А.Гапоненко,

М.И.Лукьянова,

Н.В.Остапчук,

Т.И.Руднева,

Т.А.Царегородова

и др.

7 Психологическая

(социально-психологическая)


Интегративное личностное образование, обеспечивающее построение педагогического взаимодействия, реализующего не только передачу определённого содержания от педагога к учащемуся, но и их совместный рост, личностное развитие в условиях социума


Л.И.Берестова,

Ж.Г.Гаранина,

О.С.Гришечко

А.Н.Кузьмицкая

и др

8 Методическая (дидактико-методическая)


Интегративное личностное образование, отражающее уровень владения педагогом способами формирования знаний, умений и навыков учащихся

Т.Н.Гущина,

Н.В.Кузьмина,

Т.Б.Руденко

и др.

9 Образовательная

Интегративное личностное образование, характеризующее потребность личности педагога в образовании, приобретении новых знаний, умений и навыков

В.А.Болотов,

В.В.Сериков,

С.Н.Уласевич

и др.

10 Конфликтная (конфликтологическая)


Интегративное личностное образование, обеспечивающее конструктивные операции с конфликтом (в педагогических отношениях)


Е.Е.Ефимова,

Д.В.Ивченко,

Л.М.Митина,

Л.А.Петровская,

И.И.Рыданова

и др.

11 Диалогическая


Интегративное личностное образование, основанное на способности, знаниях, умениях и навыках педагога устанавливать контакт с учащимися на основе диалога и взаимоуважения

Б.В.Авво,

С.В.Белова

и др.

12 Информационная

(информационно-технологическая, информационно-педагогическая)

Интегративное личностное образование, основанное на знаниях, умениях и навыках преподавателя эффективно использовать информационные технологии в образовательном процессе

Д.В.Голубин,

А.В.Добудько,

А.Н.Завьялов,

Л.Ф.Иванова,

О.А.Кизик,

Н.В.Кисель,

И.А.Кулантьева,

А.М.Оробинский

Л.В.Сергеева

и др.

13 Иноязычная


Интегративное личностное образование, основанное на владении педагогом иностранными языками как средством развития его социокультурной компетентности

О.Ю.Искандарова,

О.Е.Ломакина,

Н.Л.Московская,

Н.С.Сахарова

и др.

14 Языковая


Интегративное личностное образование, характеризующее владение учителем способностью перерабатывать информацию в соответствии с личностными коммуникативными задачами

Н.О.Епихина,

Е.Н.Соловова

и др.

15 Коммуникативная

Интегративное личностное образование, характеризующее владение учителем коммуникативными способностями (устанавливать контакт с аудиторией, эмпатийность, способность управлять своим эмоциональным состоянием, способность располагать к себе и т.п.)


Р.С.Арефьев,

О.В.Ванновская,

Н.В.Гимпель,

Е.В.Достовалова,

Г.А.Кудрявцева,

В.И.Местечкин,

И.Г.Назарова,

В.М.Пахарев,

Е.В.Прозорова,

Г.Г.Сечкарёва,

Э.Б.Соловьёва,

Г.С.Трофимова,

Е.В.Челпанова

и др.

16 Этнокультурная

Интегративное личностное образование, основанное на владении педагогом знаниями об истории, традициях своей страны, своего края с целью воспитания у обучающихся межкультурной толерантности

Н.Г.Арзамасцева,

Т.В.Поштарёва

и др.

17 Социально-перцептивная


Интегративное личностное образование, основанное на особой чувствительности (восприимчивости) педагога к социальным нормам, обеспечивающее его успешную интеграцию в современном социуме


А.А.Бодалёв,

Е.И.Тимошина

и др.

18 Акмеологическая

Интегративное личностное образование, основанное на владении педагогом способами самореализации, развития творческого потенциала в процессе профессиональной деятельности


С.В.Макаров,

В.Н.Софьина,

Л.А.Степнова,

А.Ф.Фоминых

и др.

19 Экстремальная


Интегративное личностное образование, отражающее способность педагога эффективно действовать во внезапно сложившихся ситуациях (авариях, нарушениях технологических процессов и т.п.)


А.К.Маркова,

О.Н.Шахматова

Э.Ф.Зеер

и др.


20 Антропологическая


Интегративное личностное образование, основанное на стремлении учителя к сохранению Земли как дома во Вселенной и человечества, живущего в нём


В.А.Кальней,

О.И.Качалова и

А.А.Макареня,

С.Е.Шишов

и др.

21 Управленческая


Интегративное личностное образование, указывающее на уровень владения руководителем образовательного учреждения научно обоснованными средствами решения управленческих задач

О.М.Атласова,

Т.П.Афанасьева,

И.В.Гришина,

И.А.Елисеева,

Е.Ю.Зимина,

В.С.Лазарев,

С.Ц. Нимбуева

и др.

22 Эмоциональная


Интегративное личностное образование, состоящее из множества переменных, включающих оценку эмоции, выражение эмоции и понимание эмоции


А.М.Бохнерт,

К.Г.Лим,

К.А.Крник

и др.



Основным ресурсом образования был и остается кадровый. Развитие образовательного учреждения зависит от роста профессиональной компетентности педагогов. Ключевые педагогические компетентности на современном этапе взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Компетентности заключаются в теоретической и практической готовности педагога к образовательной деятельности (таблица 2).

Таблица 2 Ключевые педагогические компетентности t1641206408aa.png

Профессиональная компетентность интегрирует в себя три аспекта:

- когнитивный (научные, предметные знания):

знание дисциплины или профессионального модуля;

знание психологических и педагогических наук;

знание смежных наук;

знание и обеспечение реализации содержания и структуры федерального базисного учебного плана;

знание учебных планов и программы по дисциплине или профессиональному модулю;

знание требований государственной итоговой аттестации по дисциплине или профессиональному модулю.

- операционно-технологический (способы деятельности, умения принимать решения):

умение извлекать информацию и отбирать её по преподаваемой дисциплине;

самостоятельная работа по накоплению научных материалов, проблем, решений;

постоянная работа с периодикой;

умение адаптировать научное знание для достижения учебных целей.

- аксиологический (опыт эмоционально-личностного отношения к природе, обществу, человеку):

понимание и умение использовать на практике основные ценности, понятия, нормы, достоинства, решения;

готовность и желание познавать, учиться.

Профессиональная компетентность педагога – это образовательный феномен, представляющий собой интегративное многоуровневое личностное образование, основанное на положительных мотивах выбора профессии, совокупности системных знаний, умений и навыков, практического опыта, рефлексивной деятельности, диалогической культуре, выражающихся в теоретической и практической готовности и способности специалиста к эффективному решению образовательных и воспитательных задач. Качества профессиональной компетентности педагога представлены в таблице 3.

Таблица 3 Качества профессиональной компетентности педагога

t1641206408ab.png

Этапы развития профессиональной компетентности педагога – это важное требование для развития образовательного учреждения:

Первый этап - мотивационно-установочный. Педагог знакомится с содержанием основных понятий, проводится диагностика индивидуальных особенностей профессиональной компетентности педагога и решаются задачи, направленные на осознание индивидуальных особенностей и специфику их проявления в различных условиях. Итогом данного этапа становится сформированная мотивация на освоение умений саморазвития педагога.

Второй этап - практико-ориентированный. Педагог проводит оценку индивидуальных особенностей профессиональной компетентности на основе последовательного использования способов оценки своих качеств, постановки ключевых целей деятельности, формирования возможных направлений своего дальнейшего профессионального развития. В итоге педагог соотносит свои индивидуальные возможности со стремлением к саморазвитию при выполнении педагогической деятельности.

Третий этапа – прогностический. Педагог определяет оптимальную для себя траекторию развития профессиональной компетентности, формулирует прогноз относительно направлений своего профессионального самосовершенствования и саморазвития. Также на данном этапе происходит рефлексия изменений, произошедших за время реализации этапов развития. В итоге педагог разрабатывает индивидуальной план развития профессиональной компетентности и определяет направления самосовершенствования в рамках своей профессиональной деятельности.

Принцип поэтапного развития и постепенного понимания каждым педагогом самого себя и сформированной у него профессиональной компетентности позволяет перейти в прогрессивно-управляемые формы.

Пример индивидуального плана развития профессиональной компетентности педагога:

1 повышение квалификации в аспирантуре, магистратуре, на курсах, стажировках, вебинарах, лекториях, тренингах, коучингах, процессингах, консалтингах.

2 повышение квалификации в образовательной организации, т. е. внутрифирменное обучение – это педагогический клуб, школа передового педагогического опыта, школа педагогического мастерства, школа молодого специалиста, школа классного руководителя с привлечением собственных или внешних преподавателей, индивидуальная форма самообразования.

3 участие в педагогических чтениях, конкурсах (лично и со студентами), конференциях разного уровня, семинарах, практикумах, круглых столах.

4 публикации в педагогических сообществах, форумах, журналах и газетах.

5 изучение педагогического опыта коллег в значимых педагогических журналах, альманахах, вестниках, как отечественных так и зарубежных издательств, а также в электронных источниках.

6 изучение нормативных документов образовательного учреждения, областного, государственного и международного уровней.

7 трансляция собственного педагогического опыта в открытых классных часах и уроках, мастер-классах.

8 работа в методических объединениях, инициативных и творческих группах, сетевых сообществах.

9 инновационная деятельность, освоение новых педагогических и воспитательных технологий.

10 исследовательская деятельность.

11 различные формы педагогической поддержки.

12 использование электронных образовательных ресурсов и др.

Рост профессиональной компетентности педагогов позволит образовательному учреждению выйти на новый уровень развития, повысить конкурентоспособность и качественные показатели образовательной деятельности. Рост компетентности педагогов ведет к модернизации и обновлению содержания образования. Переход из стихийных в прогрессивно-управляемые этапы развития профессиональной компетентности педагогов опирается на накопленный ранее опыт, рассматривает динамику развития образовательного учреждения, начиная с мотивационно-установочного этапа, далее, практико-ориентированного и заканчивая последним прогностическим этапом с рефлексией изменений, произошедших за время реализации этапов развития, избегая ошибок прошлых лет.

Список использованных источников

1 Безрукова, В.С. Основы духовной культуры [Текст]: энциклопедический словарь педагога / В.С. Безрукова // Екатеринбург, 2000. – 937 с.

2 Гозиева, Н.Р. Профессиональная компетентность педагога как показатель качества образования [Текст] / Н.Р. Гозиева // Проблемы науки. – 2020. – № 2 (50). – С. 85-86.

3 Гордиенко, И.В. Психолого-педагогические условия совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников в системе непрерывного повышения квалификации [Текст] / И. В. Гордиенко, Г. А. Репринцева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Вып. 5. – № 2 (15). – С. 35-39.

4 Драганова, О.А. Основные направления повышения психолого-педагогической компетентности педагога, необходимой для работы с различными контингентами учащихся [Текст] / О.А. Драганова // Проблемы современного образования. – 2017. – № 6. – С. 55-63.

5 Косенкова, О.В. Деятельность методической службы образовательного учреждения по формированию профессиональной компетентности педагогов [Электронный ресурс] / О.В. Косенкова // Продлёнка. Образовательный портал. – 2016. – Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/192934-dejatelnost-metodicheskoj-sluzhby-obrazovatel, свободный (дата обращения: 02.01.22). – Загл. с экрана.

6 Савельева, С.С. Профессиональная компетентность учителя XXI века [Текст]: учебное пособие / С.С. Савельева. – Коломна : Коломенский гос. пед. инситут, 2008. – 88 с.

7 Структурно-логические схемы и таблицы [Электронный ресурс] –  Режим доступа: https://xn--e1aogju.xn--p1ai/books/pedagogika, свободный (дата обращения: 02.01.22). – Загл. с экрана.

8 Сыманюк, Э.Э. Психолого-педагогическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагога [Текст] / Э.Э. Сыманюк, А.А. Печеркина // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 3. – С. 32-37.

9 Зотова, И. И. Педагог 21 века. Обучение в ногу со временем [Электронный ресурс] / И.И. Зотова // Коучинговая компания «Youproject». –  Режим доступа: https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/tmbtkaf/Documents/Yp_pedagog 2011_29.10620, свободный (дата обращения: 03.01.22). – Загл. с экрана.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации