Рабочая программа по обществознанию в 7 классе
ЧОУ СОШ «Оренбургская Епархиальная православная гимназия им. св. пр. Иоанна Кронштадтского»
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель МО ___________ /Пфейфер М.А./ подпись ФИО Протокол №__1__ от «25» августа 2021г. | Согласовано Заместитель руководителя по УВР _____________/А.А.Запрометова/ подпись ФИО «30» августа 2021г. | Утверждено Директор гимназии ___________ /протоиерей Георгий Горлов / подпись ФИО Приказ №__1____ от «30» августа 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
"Обществознание"
7 класса
Автор-составитель:
Шарова Наталья Владимировна,
учитель истории и обществознания
Оренбург
2021г.
Оглавление
Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса______________________________
Раздел II. Содержание учебного предмета, курса___________________________________________________
Раздел III. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания_________
Приложение ___________________________________________________________________________________
Оценочные материалы__________________________________________________________________________
Методические материалы_______________________________________________________________________
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» предназначена для обучающихся 7 класса и разработана на основании следующих документов:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г.№ 19644), с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644 (регистрационный № 35915); от 31.12.2015 г. № 1577 (регистрационный номер № 40937);
ООП ООО ЧОУ СОШ «Оренбургская Епархиальная православная гимназия им. св. пр. Иоанна Кронштадтского» (протокол № 1 от 30.08.2016 г);
положение о рабочей программе ЧОУ СОШ «Оренбургская Епархиальная православная гимназия имени св. пр. Иоанна Кронштадтского» (протокол № от 31.05.2019 г.).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Изучение учебного предмета «Обществознание» способствует достижению обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Личностные результаты освоения программы:1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения программы:
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У обучающихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». При изучении учебного предмета «Обществознание» обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно- символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения учебного предмета «Обществознание» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные универсальные учебные действия
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные универсальные учебные действия
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты освоения программы:
Обществознание
Человек. Деятельность человека
Обучающийся научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
приводить примеры основных видов деятельности человека;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Обучающийся научится:
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Обучающийся получит возможность научиться:
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Обучающийся научится:
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;
критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
характеризовать специфику норм права;
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
раскрывать сущность процесса социализации личности;
объяснять причины отклоняющегося поведения;
описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Социальная сфера
Выпускник научится:
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
II. Содержание учебного предмета, курса Обществознание.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Глобальные проблемы современности. Экологический кризис и пути его разрешения..Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство ‑ основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Каким должен быть современный работник.
Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения.
Гражданин и государство
Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Права ребенка и их защита
Основы российского законодательства
Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Ш. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания.
№ п/п | Наименование тем уроков | Содержание воспитательного потенциала урока | Количество часов | Дата | |
1 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | Воспитание уважения к исторической личности | 1 | | |
2 | Как усваиваются социальные нормы. | Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту учебного материала, Вырабатывание личностного отношения учащихся к образованию как ценности. Повышение познавательной мотивации школьников, | 1 | | |
3 | Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Права ребенка и их защита | Формирование представления о ценности информационного пространства Формирование культуры чтения Формирование навыков безопасного поведения | 1 | | |
4 | Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Права ребенка и их защита | Развитиея опыта ведения конструктивного диалога, командной работы; Повышение внимания школьников к обсуждаемой информации и познавательной деятельности учеников. Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающее школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи | 1 | | |
5 | Право и мораль: общее и различия. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам на основе христианского миропонимания (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; понимание значения нравственности, веры и Церкви в жизни человека, семьи и общества). | 1 | | |
6 | Входная контрольная работа | Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов Обеспечение современных активностей обучающихся с использованием ИКТ и дистанционных образовательных технологий | 1 | | |
7 | Право и мораль: общее и различия. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. | Формирование представления о ценности информационного пространства Формирование культуры чтения Формирование навыков безопасного поведения | 1 | | |
8 | Гражданственность и патриотизм. | Активизация познавательной деятельности учащихся | 1 | | |
9 | Гражданственность и патриотизм. | Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту учебного материала, Вырабатывание личностного отношения учащихся к образованию как ценности. Повышение познавательной мотивации школьников, | 1 | | |
10 | Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, Формирование ответственного отношения к учению; Формирование уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. | 1 | | |
11 | Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам на основе христианского миропонимания (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; понимание значения нравственности, веры и Церкви в жизни человека, семьи и общества). | 1 | | |
12 | Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. | Воспитание осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. | 1 | | |
13 | Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе | Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов Обеспечение современных активностей обучающихся с использованием ИКТ и дистанционных образовательных технологий | 1 | | |
14 | Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе | Социализация: освоение обучающимися социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, базирующихся на христианстве. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. | 1 | | |
15 | Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. | Активизация познавательной деятельности учащихся | 1 | | |
16 | Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. | Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту учебного материала, Вырабатывание личностного отношения учащихся к образованию как ценности. Повышение познавательной мотивации школьников, | 1 | | |
17 | Товары и услуги. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, Формирование ответственного отношения к учению; Формирование уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. | 1 | | |
18 | Заработная плата и стимулирование труда. | Воспитание осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Воспитание готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | 1 | | |
19 | Производительность труда. Разделение труда и специализация. | Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов Обеспечение современных активностей обучающихся с использованием ИКТ и дистанционных образовательных технологий | 1 | | |
20 | Издержки, выручка, прибыль. | Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России и Небесного Отечества, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа | 1 | | |
21 | Издержки, выручка, прибыль. | Социализация: освоение обучающимися социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, базирующихся на христианстве. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. | 1 | | |
22 | Предпринимательская деятельность | Воспитание духовно полноценной, трудолюбивой личности, патриота Отечества; | 1 | | |
23 | Предпринимательская деятельность | Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту учебного материала, Вырабатывание личностного отношения учащихся к образованию как ценности. Повышение познавательной мотивации школьников, | 1 | | |
24 | Деньги и их функции. | Развитиея опыта ведения конструктивного диалога, командной работы; | 1 | | |
25 | Деньги и их функции. | Повышение внимания школьников к обсуждаемой информации и познавательной деятельности учеников. | 1 | | |
26 | Обмен. Торговля и ее формы. Реклама. | Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающее школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи | 1 | | |
27 | Экономические функции домохозяйства. | Активизация познавательной деятельности учащихся | 1 | 1 | |
28 | Потребление домашних хозяйств. | Формирование представления о ценности информационного пространства Формирование культуры чтения Формирование навыков безопасного поведения | 1 | 1 | |
29 | Всероссийская проверочная работа | Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту учебного материала, Вырабатывание личностного отношения учащихся к образованию как ценности. Повышение познавательной мотивации школьников, | 1 | 1 | |
30 | Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. | Воспитание осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. | 1 | 1 | |
31 | Активы и пассивы. Личный финансовый план. | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; | 1 | 1 | |
32 | Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа. | Социализация: освоение обучающимися социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, базирующихся на христианстве. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. | 1 | 1 | |
33 | Экологический кризис и пути его разрешения. | Воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств; Выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений | 1 | 1 | |
34 | Глобальные проблемы современности. | Воспитание осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Воспитание готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | 1 | 1 | |
35 | Итого | | 34 | |
Приложение
Оценочные материалы
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа
Вариант 1
А1 Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Все это характеризует Володю как: 1) индивида, 2) личность, 3) ученика, 4) товарища
А2 Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?
1) пассажиры, 2) демократы, 3) горожане, 4) инженеры
А3 Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется: 1) наукой, 2) искусством,
3) образованием, 4) творчеством
А4 Свобода человека: А) ограничена правами других людей, Б) в возможности делать всё, что не приносит вреда другому человеку
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
А5 “Золотое правило морали” провозглашает принцип: 1) разумного эгоизма, 2) живи сам - давай жить другим
3)поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы он поступал с тобой
4)поступай по отношению к другому так, как он поступает с тобой
А6 Личность – это: 1)неповторимое сочетание психологических особенностей человека, наиболее значимых социальных качеств
2)индивидуальные черты человека, 3)цвет нации, 4)набор способностей
А7 При совершении особо тяжких преступлений уголовная ответственность наступает в возрасте: 1)14 лет, 2)18 лет, 3)16 лет, 4)20 лет
B1 Соотнеси понятие и определение
а) аффект 1) отражение общего состояния переживания человека
б) эмоции 2) бурная, кратковременная эмоциональная реакция
в) чувства 3) особая форма отражения психикой окружающего мира
г) настроение 4) отношения к окружающему миру, конкретным событиям или
людям
В2 Ниже приведен виды темперамента. а) Найдите и укажите «лишнее» слово, б) Объясните его значение
холерик, флегматик, интеллект, сангвиник, меланхолик
___________________________________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Конвенция о правах ребенка
Государства-участники настоящей Конвенции… согласились о нижеследующем:
Статья 1
Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Статья 6
1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Статья 7
1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
2. Государства-участники обеспечивают осуществление этих прав в соответствии с их национальным законодательством и выполнение их обязательств согласно соответствующим международным документам в этой области, в частности, в случае, если бы иначе ребенок не имел гражданства.
Статья 8
1. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.
2. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.
Статья 9
1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка
С1. В семье Сидоровых трое детей: шестилетний Антон, двадцатилетняя Татьяна и Сергей, которому двадцать два года. Кто из них попадает под защиту Конвенции о правах ребенка? Объясните, почему? _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
С2. Какие права ребенка защищает Конвенция о правах ребенка. Назовите не менее 3 прав.
______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
С3. Возможно ли разлучение ребенка с родителями, согласно Конвенции о правах ребенка? В каких случаях это может произойти?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
С4. Почему наряду со Всеобщей декларацией прав человека были приняты специальные документы: сначала Декларация, а затем Конвенция о правах ребенка
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
С5 Перечислите проблемы подросткового возраста и предложите пути их преодоления
Вариант 2
А1 Саша хорошо учится в общеобразовательной и музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Все это характеризует Сашу как: 1)гражданина,
2) индивида, 3) личность, 4)сына
А2 Немецкий гуманист писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?1) организация совместного досуга, 2) укрепление родственных связей
3) совместное ведение домашнего хозяйства, 4) воспитание детей
А3Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Многие социальные конфликты вызваны несовпадением интересов. Б. Завершение конфликта всегда связано с его полным разрешением.
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
А4 Обмен информацией, мыслями, чувствами ученые обозначают понятием: 1)познание, 2)свобода, 3)творчество, 4)общение
А5 Человек в отличие от животного способен: а) совершать привычные действия,
б) предварительно обдумывать свое поведение
в) проявлять эмоции, г) заботиться о потомстве
А6 Минимальный возраст для устройства на работу без особого разрешения родителей:
1)13 лет, 2)18лет, 3)16 лет, 4)15 лет
А7 Основной закон государства - это: 1)Конституция, 2)Уголовный кодекс, 3)Семейный кодекс, 4)Конвенция о правах ребенка
B1 Соотнеси понятие и определение
а) аффект 1) отражение общего состояния переживания человека
б) эмоции 2) бурная, кратковременная эмоциональная реакция
в) чувства 3) особая форма отражения психикой окружающего мира
г) настроение 4) отношения к окружающему миру, конкретным событиям или
людям
В2 Ниже приведен виды темперамента. Найдите и укажите «лишнее» слово. Объясните его значение.
холерик, флегматик, интеллект, сангвиник, меланхолик
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Конвенция о правах ребенка
Государства-участники настоящей Конвенции… согласились о нижеследующем:
Статья 1
Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Статья 6
1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Статья 7
Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
2. Государства-участники обеспечивают осуществление этих прав в соответствии с их национальным законодательством и выполнение их обязательств согласно соответствующим международным документам в этой области, в частности, в случае, если бы иначе ребенок не имел гражданства.
Статья 8
1. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.
2. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.
Статья 9
1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка
С1. В семье Сидоровых трое детей: шестилетний Антон, двадцатилетняя Татьяна и Сергей, которому двадцать два года. Кто из них попадает под защиту Конвенции о правах ребенка? Объясните, почему?_________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
С2. Какие права ребенка защищает Конвенция о правах ребенка. Назовите не менее 3 прав.
_________________________________________________________________________________________________________________________
С3. Возможно ли разлучение ребенка с родителями, согласно Конвенции о правах ребенка? В каких случаях это может произойти?
_________________________________________________________________________________________________________________________
С4. Почему наряду со Всеобщей декларацией прав человека были приняты специальные документы: сначала Декларация, а затем Конвенция о правах ребенка
_________________________________________________________________________________________________________________________
С5 Современные подростки часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями. Приведите примеры таких ситуаций. Предположите, как можно справиться со стрессом.
Оценочные материалы.
1. Контрольная работа. «Человек и закон».
Вариант 1
А1. Мера воздействия, применяемая к нарушителям установленных норм, правил:
норма
порядок
право
санкция
А2. Совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом:
привычка
натура
обряд
поведение
А3. Верны ли суждения о политических правах: а) они ориентированы на благосостояние, достойный уровень жизни человека; б) они обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны?
верно только а
верно только б
верны оба суждения
оба суждения неверны
А4. Правило, которое устанавливает государство:
закон
аксиома
порядок
мораль
А5. Возможность каждого получать то, на что он имеет право:
справедливость
закон
мораль
желание
А6. К внешним угрозам нашей стране относится:
создание незаконных вооруженных формирований
торговля наркотиками на улицах
военный конфликт в соседнем государстве
распространение оружия
А7. Верны ли суждения об обязанностях гражданина России: а) они обеспечиваются Конституцией Российской Федерации; б) они определены в статьях Всеобщей декларации прав человека?
верно только а
верно только б
верны оба суждения
оба суждения неверны
А8. Сознательная дисциплина, или самодисциплина:
общеобязательная
специальная
внешняя
внутренняя
А9. Верны ли суждения о законопослушном поведении: а) оно всегда связано с несовершеннолетними; б) оно должно быть полезно обществу?
верно только а
верно только б
верны оба суждения
оба суждения неверны
А10. Кто обеспечивает права подсудимого и защищает его интересы?
нотариус
частный детектив
адвокат
прокурор
В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию «участники судебного процесса». Укажите термин, относящийся к другому понятию.
адвокат
нотариус
прокурор
судья
секретарь
В2. Что из перечисленного относится к правам человека?
Право получать медицинскую помощь
Право получать образование
Право приобретать недвижимость
Право посещать музеи
Право платить налоги
Право соблюдать законы
В3. Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Этикет
Конституция
Правонарушение
дееспособность
А) основной закон Б) способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их В) принятая в особых кругах общества система правил поведения, установленный порядок поведения где-либо Г) любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права |
Вариант 2
А1. Совокупность норм и правил, отражающих представления о должном поведении:
закон
привычка
этикет
диспут
А2. Особые действия, совершаемые специальными лицами в строгой последовательности:
привычка
ритуал
обряд
закон
А3. Верны ли суждения о гражданских правах: а) они могут быть названы исходными; б) они обеспечивают право на духовное развитие личности?
верно только а
верно только б
верны оба суждения
оба суждения неверны
А4. С какого возраста наступает уголовная ответственность за все виды нарушений?
с 12 лет
с 14 лет
с 16 лет
с 18 лет
А5. Армия, имеющая правильную и постоянную организацию:
регулярная
ополчение
наемная
войска специального назначения
А6. К внутренним угрозам нашей стране относится:
угроза ядерной войны
рост преступности
военный конфликт с соседними государствами
деятельность международных террористических организаций
А7. Верны ли суждения о свободе человека: а) свобода человека ограничена правами других людей; б) свобода человека состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому человеку?
верно только а
верно только б
верны оба суждения
оба суждения неверны
А8. Кто является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации?
министр обороны
начальник Генштаба
Президент
Председатель Правительства
А9. Верны ли суждения о противозаконном поведении: а) противозаконное поведение причиняет вред обществу; б) противозаконное поведение направлено на создание новых законов?
верно только а
верно только б
верны оба суждения
оба суждения неверны
А10. Кто представляет интересы государства в судебном процессе?
нотариус
частный детектив
адвокат
прокурор
В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию «участник преступления». Укажите термин, относящийся к другому понятию.
подстрекатель
исполнитель
свидетель
соучастник
организатор
В2. Что из перечисленного является примером внутренних угроз безопасности страны?
угроза ядерной войны
деятельность террористических организаций
вооруженные конфликты на Кавказе
нелегальное распространение оружия на территории страны
создание незаконных вооруженных формирований
В3. Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Закон
преступление
кодекс
табу
А) собрание нескольких законов, объединенных в один закон Б) система запретов на совершение определенных действий В) общественно опасное деяние, запрещенное уголовным правом Г) нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой | |||
2. Контрольная работа. «Человек и экономика». Вариант 1 I.1. К основным проявлениям экономики не относится: а) производство б) распределение в) обмен г) реклама 2. Какое проявление экономики приведено: «На заводе было решено несколько новых автомобилей подарить ветеранам»? а) производство б) распределение в) обмен г) реклама 3. Товарное хозяйство: 1. Господствует при рыночной экономике. 2. Обеспечивает рынок товарами, услугами. а) верно 1 б) верно 2 в) верно 1, и 2 г) нет верного ответа 4. Стремление извлечь из покупки максимальную пользу: а) предпринимательство б) покупка в кредит в) рациональное решение г) эмоциональный мотив 5. Что из перечисленного характеризует высококвалифицированный труд? 1. Специальные знания, умения, навыки, опыт. 2. Высокая заработная плата, нормированный рабочий день, отсутствие ответственности. а) верно 1 б) верно 2 в) верно 1, и 2 г) нет верного ответа 6. Что из перечисленного относится к системе оплаты труда? 1. Платят за хождение на работу. 2. Платят только за качественно выполненную работу. а) верно 1 б) верно 2 в) верно 1, и 2 г) нет верного ответа 7. Что является основными вопросами экономики? а) что, куда, кем; б) что, сколько, какого качества; в) что, где, когда. 8. К постоянным относятся затраты: 1. Величина которых зависит от объёма выпущенной продукции 2. Величина которых поддаётся контролю производителя а) верно 1 б) верно 2 в) верно 1, и 2 г) нет верного ответа 9. Конвейер – это образец: а) размера прибыли б) разделения труда в) безотходного метода производства г) возможности увеличения капитала 10. Индивидуальное предприятие, товарищество, акционерное общество – это: 1. Основные формы организации производства 2. Различные способы организации предприятий, собственности на используемые ресурсы: а) верно 1 б) верно 2 в) верно 1, и 2 г) нет верного ответа II. Дать определения понятиям: бартер, деньги, номинал, труд. III. 1. Что лишнее и почему? 1. Финансовая деятельность, страхование, торговля, акционерное общество. 2. Аренда, заработная плата управляющего аппарата, заработная плата наёмных рабочих, постоянный процент за пользование кредитом. IV. Найди общее. 1. Внешняя, оптовая, внутренняя, розничная. 2. Валюта, монета, ассигнация, банковская карта. V. Прочитай и выполни задание. 1. Поступив на новое место работы, Незнайка узнал, что размер его зарплаты зависит от количества произведённых деталей. Целый месяц он трудился, выполняя по две нормы в день. В конце месяца 90 % сделанных им деталей вернулись как брак. О чем забыл Незнайка? Как это отразится на его зарплате? 2. В следующем месяце Незнайка работал очень аккуратно. Ни одна деталь, произведённая им, не попала в брак, но вот производственный план был им не выполнен. Какую зарплату получил Незнайка? Какой совет вы ему можете дать? VI. Определи, чей портрет? 1. Он руководил кафедрой нравственной философии. 2. Рассмотрел главные формы теории проявления общественного разделения труда. 3. Доказал, что обмен выгоден всем его участникам. 4. Призывал государство не мешать людям свободно трудиться и обмениваться результатами своего труда. 5. Его книга «Исследование о природе и причинах богатства народов» принесла ему всемирную славу. VII. Какими тремя признаками обладал товар, стихийно выделившийся в качестве денег у разных народов? VIII. Напиши, что нужно для организации производства? IX. Объясни смысл пословиц: «Бешеные деньги», «Сумасшедшие деньги», «Плакали мои денежки», «Он не при деньгах» Вариант 2 I. 1. Наука об ограниченных возможностях и безграничных потребностях человека: а) философия б) обществознание в) экономика г) история 2. Какое проявление экономики приведено: «Завод выпускает партию новых легковых автомобилей» а) производство б) распределение в) обмен г) реклама 3. Натуральное хозяйство: 1. Существовало только в Средние века. 2. Существует при низкой производительности труда. а) верно только 1 б) верно только 2 в) верно и 1, и 2 г) нет верного ответа 4. Кто рискует ради получения прибылей? а) предприниматель б) потребитель в) акционер г) рантье 5. Что из приведённого ниже характеризует настоящего мастера своего дела? 1. Отточенность движений, спокойная уверенность, отсутствие малейшего ненужного жеста. 2. Гордость за свои изделия, уважение окружающих. а) верно 1 б) верно 2 в) верно и 1, и 2 г) нет верного ответа 6. Что из перечисленного относится к заработной плате? 1. Трудовое денежное вознаграждение. 2. Определяется временем, размером и качеством выполненного труда. а) верно 1 б) верно 2 в) верно и 1, и 2 г) нет верного ответа 7. Что поддаётся контролю со стороны производителя? а) прибыль б) доход в) постоянные затраты г) переменные затраты 8. К переменным затратам относятся: 1. Расходы на транспорт, сырьё, сдельную оплату труда. 2. Затраты, независимые от изменения объёма производства. а) верно только 1 б) верно только 2 в) верно и 1, и 2 г) нет верного ответа 9. Количество предметов труда, произведённых за определённое время: а) экономика б) производительность труда в) стоимость г) затраты производства 10. Кого называют меценатами? 1. Бизнесмена, оказывающего помощь учреждениям образования, культуры, здравоохранения. 2. Людей, занимающихся благотворительностью. а) верно 1 б) верно 2 в) верно и 1, и 2 г) нет верного ответа II. Дайте определения понятиям: акция, бюджет, прибыль. III. 1. Что лишнее и почему? 1. Финансовая деятельность, страхование, торговля, акционерное общество. 2. Аренда, заработная плата управляющего аппарата, заработная плата наёмных рабочих, постоянный процент за пользование кредитом. IV. Найди общее. 1. Внешняя, оптовая, внутренняя, розничная. 2. Валюта, монета, ассигнация, банковская карта. V. Определи, чей портрет? 1. Он призывал уничтожать праздность во всех видах. 2. Советовал осуществлять строжайшую экономию во всём. 3. Призывал прекратить вывоз за границу промышленного сырья. 4. Автор книги «О скудости и богатстве» 5. Неожиданно арестован и умер в тюрьме. VI. Анализ и решение ситуации. Двое крестьян поделили между собой 7 рублей, причём один получил на 3 рубля больше другого. Сколько денег досталось каждому? VII. Какой экономический закон отражён в этой поговорке? «Время – деньги!» VIII. Некогда один мудрец сказал, что деньги – это дорога, по которой катится колесо торговли. Другой мудрец сравнил деньги с универсальным языком, на котором говорят в мире торговли. Как вы считаете, кто из них прав и почему? IX. Перечисли формы безмагазинной торговли? | | |
3. Контрольная работа. «Человек и природа».
1. В статье 42 Конституции РФ говорится: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Проанализируйте эту норму Основного закона. Какие она накладывает обязательства на государственные органы?
2. Что из перечисленного можно отнести к экологическим правонарушениям?
1) Расширение производства, имеющего токсичные отходы.
2) Незаконная охота с применением взрывчатых веществ.
3) Уничтожение одного из немногих оставшихся мест обитания для организмов, занесённых в Красную книгу.
4) Транспортировка радиоактивных веществ на значительные расстояния.
5) Внесение в почву ядохимикатов.
6) Выброс в атмосферу загрязняющих веществ.
7) Загрязнение источников питьевого водоснабжения.
3. Статья 58 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам».
Попытаемся конкретизировать эту норму. Что из перечисленного входит в обязанности граждан нашей страны?
1) Соблюдать требования природоохранного законодательства.
2. Участвовать в общественном движении защитников природы.
3) Повышать уровень своих знаний о природе.
4) Вносить средства в общественные экологические фонды.
5) Содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.
6) Соблюдать установленные нормативы качества окружающей среды.
7) Участвовать в общественном экологическом контроле.
4. Известный исследователь Коммонер сформулировал следующие «законы экологии»:
1) всё связано со всем; 2) всё должно куда-то деваться; 3) природа знает лучше;
4) ничто не даётся даром.
5. Почему во многих экономически развитых странах разные сорта мусора собирают в отдельные коробки, например: в зелёную – бумагу, в жёлтую – стекло, в красную – алюминиевые банки?
6. Какое суждение правильно отражает связь общества и природы?
1) Человек и общество в целом всё больше зависят от природы;
2) зависимость людей от природы ослабевает;
3) в одних отношениях зависимость от природы возрастает, а в других – ослабевает.
7. Установите причинно-следственные связи указанных ниже процессов и явлений, постройте логическую цепочку:
а) массовая вырубка леса б) кислотные дожди в) рост масштабов производства
г) уменьшение зелёного пояса Земли д) болезни зелёных насаждений
е) рост вредных промышленных выбросов ж) ухудшение атмосферного воздуха
з) рост заболеваний людей.
8. Какие из перечисленных характеристик и свойств человека, а также особенности его жизни отнести к биологическим заданным, а какие – к социально обусловленным?
а) членораздельная речь б) конечность существования
в) предрасположенность к определённым заболеваниям
г) способность мыслить логически д) чувственное восприятие мира
е) объединение в большие и малые группы
ж) индивидуальная продолжительность жизни.
9. Не противоречат ли друг другу следующие высказывания? Ответ аргументируйте.
а) «Человек – это тростинка, самое слабое в природе существо».(Б.Паскаль.)
Методические материалы
Объяснительно-иллюстративное обучение
Оно обеспечивает восприятие обучающимися учебной информации с одновременным ее обобщением, усвоением понятий, законов, теорий. Используемые практические упражнения призваны обеспечить углубление, закрепление знаний, умений и навыков, применения их в новых ситуациях. Они предусматривают и самоконтроль эффективности усвоения знаний, умений и навыков, повторение изученного. Эта технология обучения ориентирует на репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков. Она обеспечивает всестороннее и прочное усвоение учебной информации и овладения способами практической деятельности. Наиболее эффективна она в том случае, когда содержание учебного материала является преимущественно информативным и слишком сложным для того, чтобы ученики осуществляли самостоятельный поиск знаний. Целесообразна она и при изучении принципиально нового материала, так как у учащихся отсутствуют опорные знания для решения проблемных ситуаций.
Объяснительно-иллюстративное обучение обеспечивает быстрое усвоение учебной информации, формирование знаний, умений и навыков, что делает невозможным пробелы в знаниях. Кроме того, коллективное усвоение знаний дает возможность выявить типичные ошибки и ориентировать школьников на их устранение. Однако оно не предусматривает самостоятельного поиска учащимися в процессе овладения знаниями, не способствует подготовке людей с творческим мышлением, способных самостоятельно решать творческие познавательные задачи. Поэтому в школе наряду с объяснительно-иллюстративным используют проблемный, программированный, дифференцированное обучение.
Игровые педагогические технологии включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Технология разноуровневого обучения
Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Ее появление было вызвано тем, что традиционная классно-урочная система, ориентированная на обучение всех детей по унифицированным программам и методикам, не может обеспечить полноценного развития каждого ученика. Учитель в образовательном процессе имеет дело с учащимися, имеющими различные интересы, склонности, потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы. При традиционной классно-урочной системе эти особенности трудно учитываются.
Технология разноуровневого обучения предусматривает уровневую дифференциацию за счет деления потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на базовом и вариативном уровнях (базовый уровень определяется государственным стандартом, вариативный — носит творческий характер, но не ниже базового уровня).
Методические материалы:
Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. / [Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2013;
Методическая литература:
Войтов А.Г. Деньги: учебное пособие / А.Г. Войтов. – М., 2002;
Маслов В.А. Словарик юного эколога / В.А. Маслов. – М., 1993;
Пронькин В.Н. Живое право: Занимательная энциклопедия практического права / В.Н. Пронькин, А.Б. Гутников. – СПб., 2000;
Симоненко В.Д. Семейная экономика / В.Д. Симоненко, О.И. Шелепина. – М., 2000;
Шведова И.Т. Азбука для детей и взрослых / И.Т. Шведова – М., 1992. – Вып. 1 Экономика.
Электронные образовательные ресурсы:
Архив презентации PowerPoint. – Режим доступа : http://power-p.ru/load/obshhestvoznanie/11
Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : http://www.rusedu.ru
Виртуальный кабинет истории и обществознания. – Режим доступа : http://ant-m.ucoz.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http:// schoolcollection.edu.ru
Интернет-портал «Рrо школу.ru». – Режим доступа : http://www.proshkolu.ru/user/Safonova50/ folder/13727
Презентации PowerPoint (обществознание). – Режим доступа : http://mirppt.ucoz.ru/index/ prezentacii_po_obshhestvoznaniju/0-13
Презентации по обществознанию. – Режим доступа : http://pravo48.narod.ru/PREZENTAZII.htm
Справочно-информационный интернет-портал. – Режим доступа :http://www.gramota