Русская народная сказка как стратегия развития высших психических функций у дошкольника с ОВЗ.

0
0
Материал опубликован 21 January

Русская народная сказка как стратегия развития высших психических функций у дошкольника с ОВЗ.

 «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма, – писал Пушкин под впечатлением от рассказов своей няни Арины Родионовны, донесшей до него великолепие и мудрость народного творчества. – Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

В каждой русской народной сказке тесно переплетены все составляющие нашей реальной жизни: добро и зло, дружба и предательство, успех и провал, терпение и самонадеяние. Сказка многому учит. Недаром сказка как первый учитель из уст мамы или бабушки направляет ребенка в русло жизни, где пока еще присутствуют молочные реки да кисельные берега.

Как много зависит от рассказчика! Видимо, Арина Родионовна была знатным оратором, раз вдохновила юного гения на поиск себя на словесном литературном поприще!

Давайте рассмотрим сказку с точки зрения не только эмпатии к приключениям героев, не только как эмоциональное переживание тех или иных ситуаций, а как ключ к развитию таких важнейших психических функций, как память, мышление, внимание, воображение, восприятие. Как возможно, используя нехитрый сюжет, возбудить в ребенке жажду познания этого мира?

Ну, во-первых, взрослый сам должен любить сказку, должен быть связан с нею нитями из детства, со своими юными, формирующимися ощущениями, переживаниями, выводами.

Во-вторых, иметь взгляд на жизнь не плоский, а объемный. Что это значит? Это значит, иметь вариативность мышления, подразумевать разный ход событий в зависимости от того или иного действия и даже слова героя.

Третье – эмоциональная сфера рассказчика должна быть развита не элементарно, а достаточно глубоко. Иначе как мы раскроем перед ребенком палитру чувств и эмоций? Необходимо понимать и отличать злость от гнева, грусть от расстройства, усталость от равнодушия.

И совсем нелишнее было бы понимать – что такое мышление? Как его можно развить? А воображение? Память? Внимание? Если рассказчик сумеет в тексте сказки увидеть слова и сюжеты сквозь призму развития основных психических функций – это будет высший пилотаж! И для этого совсем не обязательно иметь вагон дипломов и сертификатов о прохождении профессиональных курсов и высокий уровень образованности. Для этого надо иметь любящее сердце, великодушие и любить этот мир со всеми его достоинствами и недостатками.

Итак, сказки. Несмотря на то, что жанр сказки подразумевает вымысел, ребенок способен одушевить любой предмет, и даже природное явление. Далее, сказка – непродолжительное литературное произведение, ребенок не будет переутомлен. Более того, у него останется время на «подумать».

Часть сказок имеют в своем сюжетном содержании завуалированное понятие «Ряд». Например, «Теремок», «Репка», «Семеро козлят», «Три медведя». И это огромное поле для развития не только элементарных математических представлений – много-мало, это прямой, обратный и порядковый счет, пространственные категории, предлоги. Используя иллюстрации, можно отрабатывать зрительное и слуховое восприятие (Чего не стало? Кто появился? Кто лишний?). Это и развитие речи – глагольного словаря, словаря прилагательных – если стул из дерева, то он какой? Если тарелка из железа, то она какая?

Сюжет сказок разворачивается на фоне разных природных явлений – в сказке ветер, дерево, печь способны разговаривать, снег падает или прекращает идти по воле героя, река и берега съедобные. Какой полет фантазии у рассказчика! Задавая дополнительные вопросы, интонационно подводя ребенка к тому или иному выводу, развивая причинно-следственные связи мы развиваем мышление, то самое, вариативное, о котором говорили в начале. Ребенок начинает постепенно отличать реальность от вымысла, параллельно развивая и воображение.

Попросите на следующий день ребенка рассказать сказку. Вот вам развитие памяти. «Кто встал вторым за дедом?», «А перед мышкой кто был?» - вопросы вчерашнего рассказчика помогут ребенку при помощи простой, незатейливой русской народной сказки более глубоко мыслить, быстрее запоминать, внимательнее относиться к мелким деталям, и в целом – дадут толчок в развитии.

Читайте детям сказки! Читайте, и помните – «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!».

2


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.