Статья «Рустикальное искусство в ландшафтном дизайне и интерьере ДОО»
Рустикальное искусство в ландшафтном дизайне и интерьере ДОО
Краткое описание образовательного пространства
Текущее состояние
Мы проанализировали территорию ДОО, определили особенности ландшафта прогулочных участков и имеющуюся РППС. Дошкольное образовательное учреждение размещено на обособленном участке, территория ограждена забором, высотой не менее 1.6 м., и полосой зеленых насаждений. На земельном участке есть следующие функциональные зоны:
Зона застройки - включает основное отдельно стоящее здание, расположенное на территории ДОО.
Зона игровой территории включает в себя 6 индивидуальных для каждой группы игровых площадок, общую физкультурную площадку. Групповые площадки соединяются между собой асфальтной дорожкой. Игровые площадки оснащены оборудованием. Покрытие игровой территории – травяное.
В связи с этим нами выделены 2 разрыва между актуальным состоянием среды развития обучающихся в ДОО и ее потенциальными возможностями:
Имеется значительная территория, не задействованная в развитии воспитанников.
Несмотря на имеющееся традиционное оснащение (игровое оборудование, выносной материал) в РППС недостаточно игровых объектов и материалов, которые позволили бы в полной мере развить фантазию, находчивость и моторику ребенка.
Так же мы обратили внимание на то, что на современном этапе развития общества существует тенденция к экологизации среды ребенка. Именно поэтому в основу нашего проекта легла идея экологизации образования, в частности образовательного пространства ДОО.
В основу всех решений, использованных в проекте, было положено стремление задействовать всю доступную территорию ДОО, создать индивидуальный облик территории детского сада, соответствующий законам организации пространства под открытым небом, дополнить РППС участков новыми игровыми эко-объектами, эко-материалами, эко-игрушками, эко-пособиями.
Эти задачи нашли решение в применении идей рустикального стиля.
Замысел проекта: ландшафт и интерьер современного ДОО должен дополнять основную РППС и служить условием развития детей.
Таким образом, нами был разработан эко-проект «Рустикальное искусство в ландшафтном дизайне и интерьере ДОО».
Мы приняли во внимание все требования и рекомендации СанПиН 2.4.1.3049-13 к устройству территории ДОО, ФГОС дошкольного образования и учли особенности территории детского сада.
Обновленное состояние. Использование, применение.
Что должно появиться на территории детского сада?
«Зоны восприятия», которые будут работать не только в летнее время, но и зимой.
«Входная зона» с использованием деревянных эко-фигур, которые привлекают ребенка к пространству, формируют базу доверия к пространству ДОО и создают атмосферу детства.
Спроектирована группа уникальных зон: «Фермерский дворик», «Лес», «Болото», «Сад», «Северный полюс», «Зоопарк», «Лесная поляна». С помощью этих площадок дети смогут исследовать окружающий мир и открыть его для себя с новых сторон.
Игровые зоны, располагающиеся на участках: центр сенсомоторного развития «Эко-игрушки» (группы раннего возраста, младшая группа); «Смарт-городок» (средняя, старшая и подготовительная группы).
Эти интерактивные зоны являются игровым ядром экстерьера детского сада, пространством исследования и сенсомоторного развития, творчества и познания. Все это содержание предусматривает гармоничное оформление элементов экстерьера, например, забора на прогулочных участках (покраска в стиле «Наивная живопись»).
На сегодняшний день появились объекты в зоне «Фермерский дворик», работает «Смарт-городок», центр сенсомоторного развития «Эко-игрушки».
Социальные эффекты: детская инициатива и творчество, партнерство с родителями, командная работа педагогического коллектива, распространение педагогического опыта, индивидуализация стиля дошкольного учреждения.
Ресурсы и технологии:
Участники проекта в активной позиции: педагоги, родители, дети.
Материально-техническое обеспечение: территория и интерьер ДОО, материалы и инструменты: строительный и столярный инструмент, в т.ч. инструменты для резьбы по дереву, настольный гравер, лазерный фрезерный станок; расходный материал (фанера, спилы дерева, дерево для печати на 3Д-принтере), средства для обработки древесины (антисептики и отбеливатели древесины), лако-красочные материалы, технические средства (компьютер, 3Д-принтер).
Финансовое обеспечение (за счет средств гранта: приобретение видеокамеры, расходных материалов и столярного инструмента)
Планируемые результаты
Проект запланирован как постоянно действующий. Основные объекты запланированы на конец 2021 учебного года.
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Благоустройство территории, оформление ландшафта и интерьера ДОО.
Поддержка развития ранней одаренности у детей.
Создание условий для организации конструктивного досуга.
Преобразование и усиление РППС дошкольного учреждения.
Укрепление партнерского взаимодействия педагогов и родителей.
Распространение опыта работы ДОО.