Конспект урока литературного чтения в 3 классе «С.А. Есенин. Стихи о Родине»
6
Соболева Лариса ВасильевнаМуниципальное бюджетное образовательное учреждение
“ Средняя общеобразовательная школа №20 ”
Тема: С.А. Есенин. Стихи о Родине.
Учитель: Соболева Лариса Васильевна, учитель начальных классов. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20»
Новомосковск, 2021
Тема: С.А. Есенин. Стихи о Родине
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.
Цель урока:
Создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством С.А. Есенина;
Содействовать формированию представления о мыслях и чувствах поэта;
Способствовать воспитанию чувства патриотизма.
Задачи урока:
Предметные:
Проявляют способность самостоятельно выбирать интересующую литературу;
Ориентируются в тексте;
Пользуются средствами речевой выразительности.
Метапредметные:
Владеют навыками смыслового чтения;
Оценивают результат своих действий;
Имеют представление о подходах к поиску информации.
Личностные:
Приобретают умения оценки работ, ответов одноклассников;
Поиск вариантов на основе имеющихся знаний;
Формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
Осуществление контроля и самоконтроля;
Развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
Оборудование:
Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
учебник Литературное чтение.
ХОД УРОКА
I этап. Мотивация к учебной деятельности
Включение детей в учебную деятельность.
Учитель. Здравствуйте, дети! Садитесь.
Учащиеся рассаживаются по местам, проверяют наличие принадлежностей.
Проверка домашней работы: дети рассказывают, как выполнили домашнее задание.
II этап. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Учитель. Обращает внимание на портрет С.А. Есенина. Ученики рассматривают портрет.
Методические комментарии. Активация внимания, мотивация на деятельность и включение в нее учеников, создание оптимистического настроя в процессе деятельности учащихся (познавательные, личностные УУД).
III этап. Постановка проблемы.
Учитель. О ком будем говорить на уроке? Портрет вам подсказывает. (Ученики затрудняются в ответе на вопрос).
Методические комментарии. Стимулирование поиска ответов на основе уже имеющихся знаний – анализ, припоминание. Обеспечение ситуации успеха для самых слабых учеников, психологическая поддержка каждому ребенку, развитие логического мышления, познавательной активности (познавательные, личностные УУД).
IV этап. Построение проекта выхода из затруднения.
На этапе обсуждения результатов ответов выясняется, что учащиеся в ответах не всегда уверены, допускают ошибки. Вместе с учителем они обобщают знания и приходят к верному ответу.
Учитель. Вы догадались, о ком будем говорить на уроке? (О поэте С.А. Есенине).
Тема урока: «С.А. Есенин. Стихи о Родине».
Какую цель мы наметим? (Узнать о поэте и его произведениях о Родине).
Учитель организует выступление ученика с сообщением о жизни и творчестве С.А. Есенина. Ученики включаются в беседу по содержанию сообщения.
Методические комментарии. Учащиеся рассуждают о фактах, приводимых в сообщении (познавательные УУД). Дети ориентируются на понимание причин успеха в учении, проявляют интерес к новому материалу, мотивированы на процесс познания. Развивается внимание, зрительная и слуховая память, диалогическая речь (личностные УУД); они формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью, выслушивают мнение других, контролируют действия одноклассников (коммуникативные УУД).
V этап. Работа с текстом во время чтения.
Учитель организует работу со стихами о Родине. Читает отрывки и проводит беседу:
Какое чувство передаёт этот отрывок?
Какие слова передают настроение автора?
В каких словах слышится гордость поэта за свою Родину?
Работа с текстом после чтения.
Учитель обучает выразительному чтению стихов:
Читайте стихи медленно.
Соблюдайте паузы и после каждой строчки делайте остановку.
Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и выразить свои чувства.
Методические комментарии: Ученики анализируют объекты в тексте, сравнивают и находят нужную информацию. Подвергают сомнению полученную информацию (познавательные УУД), осуществляют контроль и самоконтроль, вносят изменения в свои действия (регулятивные УУД). Ориентируются на понимание причин успеха в учении, проявляют интерес к новому материалу (личностные УУД), формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью, контролируют действия одноклассников (коммуникативные УУД).
VI этап. Физкультминутка
Вот мы руки развели, (руки в стороны)
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились! (наклоны вперёд)
Наклонились, выпрямились.
Наклонились, выпрямились.
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
Методические комментарии. Здоровьесберегающая методика для снятия утомления после работы.
VII этап. Фиксация нового знания и оценка собственной деятельности.
Учитель задаёт вопросы, ученики отвечают:
О чём прочитанные произведения?
О чём писал С.А. Есенин?
Вспомните строчки о Родине в стихах С.А. Есенина.
Учитель: Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степь, горы. А человеку нужна Родина.
Методические комментарии: Подведение итогов урока позволяет школьникам произвести самооценку деятельности, соотнести её с оценкой других (личностные УУД)
VIII этап. Рефлексия.
Учитель подводит итог урока:
Довольны вы своей работой?
Как оцениваете свою работу?
Что получилось хорошо?
В чем были затруднения?
Что планируете для улучшения результата?
Методические комментарии: Ученики осознают собственные достижения при изучении темы, планируют дальнейшие действия.
IХ этап. Домашнее задание
Ученики записывают в дневники домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение о Родине по выбору.
Методические комментарии: Домашнее задание показывает заинтересованность учеников результатами работы каждого.
Литература
УМК "Школа России", авторы: Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г.
Я иду на урок в начальную школу: Чтение -М: Издательство «Первое сентября». 2020 г.