Урок «Самара — сердце России» (2 класс)
Самара-сердце РФ
DOCX / 1.65 Мб
Ф. И. О. педагога: Ковалева Наталья Александровна
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Тема урока: «Родной край-сердце России».
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы: индивидуальные, коллективно-групповые.
Цели:
создать у учащихся образ родного края, как частицы великой страны.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
формирование чувства гордости за родной край, Родину;
формирование ценностное отношение к России, своему городу, отечественно культурно-историческому наследию.
Метапредметные:
формирование умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
формирование коммуникативных навыков при работе в коллективе, четко формулировать и излагать свои мысли.
Предметные:
обобщить и актуализировать знания о Самаре, России.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
1.Организационный момент |
Сегодня у нас интересное занятие. Мы будем путешествовать по родному краю, по земле нашего города. |
2. Актуализация знаний |
- Как называется наша страна? А знаете ли вы столицу нашей родины? Правильно столица нашей родины-Москва. Но сегодня мы поговорим не о ней, а о сердце России. Как вы думаете где оно? -Сердце России- Самара. Как вы думаете почему? Посмотрите на карту. Вы догадались почему именно Самара? |
3.Открытие новых знаний |
Первое упоминание о нашем городе приходится на 1357 г., когда Святой Алексий, митрополит Московский, посетил эту местность на пути в Золотую Орду. А через 10 лет стало известно о поселении, которое носило название «Пристань Самар». В 1586г. неподалеку от этого места по приказу царя на берегу реки Волга была возведена крепость, для защиты нашего государства с юга. Именно это событие и считается официальной датой основания города. Из крепости в город Самару переименовали в 1688г., тогда та выполняла функцию торгового центра с Востоком и военной пограничной базы. Просмотр мультфильма «Гора самоцветов-город Самара» https://www.youtube.com/watch?v=QHg1Wsqxylg Вопросы по содержанию мультфильма. Итак, что же важного в нашем городе? -у нас была сделана ракета, на которой Гагарин Ю.А. отправился в космос. -Первая железная дорога, которая, впервые соединила запад и восток России. -Город был запасной столицей во время войны. Самаре принадлежат несколько внушительных рекордов. В 2001 г. здесь был выстроен самый высокий в Европе (на момент строительства) ж/д вокзал — современное остекленное здание высотой более 100 м. Самарская набережная считается самой длинной в России. А пл. Куйбышева, которая вместе с находящимися на ней зданиями занимает территорию аж в 8 га, также претендует на звание самой-самой (большой) в Европе. |
4. Работа в группах |
У каждой подгруппы в конверте разрезанная картинка, определенной достопримечательности и ее описание соберите мозаику при помощи клея и картона и подготовьте выступление о ней. (на подготовку 8 минут) 1 подгруппа «Самара Космическая»- музей главная достопримечательность — ракета-носитель «Союз», единственная в Европе представлена в собранном виде. Музей расположен в пьедестале памятника. Вместе со зданием ракета устремлена ввысь на 68 метров. Экспозиции музея рассказывают развитии воздухоплавания, становлении космонавтики в России, советских конструкторах. Здесь можно посетить самолетную площадку, лаборатории летательных аппаратов, посмотреть фильмы про космос. 2 подгруппа. Католический храм пресвятого сердца Иисуса История этого храма началась в 1890 году, когда местная католическая община выкупила участок земли и построила деревянную церковь. Поскольку община в основном состояла из поляков, самарцы стали называть храм польским костелом. В 1902 году под руководством архитектора Фомы Богдановича началось строительство здания из камня. В 30-е годы церковь пришла в упадок — ее закрыли, а почти все ценные вещи разворовали. Спустя несколько лет здесь открылся Самарский краеведческий музей. Лишь через много лет, в 1991 году, о польском костеле снова вспомнили — здание передали католической общине. Храм Пресвятого Сердца Иисуса отреставрировали, а затем и повторно освятили. 3 подгруппа. Особняк Клодта.
Особняк Клодта в стиле "немецкого ренессанса", построил для своей семьи богатый самарский купец Иван Клодт. Дом с флюгерами, башнями и балконами затмил все особняки старой Самары. Надо отметить, что городская Управа дозволяла строить такие оригинальные особняки в центре города лишь за особые заслуги. За что же И.А. Клодт получил такое право? Он вместе со своим братом Карлом создал электрическую компанию, обеспечивавшую горожан Эдисоновскими лампочками, динамо машинами, проводами и другими приборами. Кроме того, братья снабжали Самару водопроводными трубами и сантехнической утварью.За время жизни особняка Колодта Самара, он пережил многих хозяев и неоднократно использовался под разные нужды, в принципе, как и многие исторические здания в Самаре. Вот пример, который выходит за все рамки, 1919 год здание отвели для коммунального жилья. После этого в начале 1930-ых годов, в доме поселился военачальник большого ранга. Продолжая примеры, во время ВОВ особняк был оборудован под консульство, а после и вовсе под ясли-сад. А на данный момент из особняка сделана детская картинная галерея |
5.Закрепление изученного |
Соедините достопримечательность и его название.
Музей «Самара космическая», особняк Клодта, польский костел, пл.им.Куйбышева. |
6.Итог урока. |
-Где находится сердце России? - С какими достопримечательностями мы познакомились на уроке? - Возникло ли у вас желание посетить эти места лично? - О каких местах вы бы хотели рассказать? |