Самоанализ урока
Самоанализ урока по математике учителя начальных классов Мальцевой Татьяны Павловны
Тема урока: «ЧАСЫ»
Используемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии (физминутка, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся).
- Технология сотрудничества (диалог с учителем, работа в паре)
- Применение информационно-коммуникативных технологий
- Технология деятельностного подхода.
Тип урока: Открытия нового знания.
Обоснование целесообразности использованных средств
На данный момент работаю по УМК «Перспектива» по учебнику «Математика» (в 3 частях)» часть 2/, 3 класс «Перспектива» Л. Г. Петерсон, рабочая тетрадь по математике ( в 3 частях) часть 2/ 3 класс Л. Г. Петерсон.
Учебник Л. Г. Петерсон предусматривает возможность работы по нему детей разного уровня подготовки сильных, средних и слабых.
Дети приобретают важные навыки: учатся преодолевать трудности, выходить за рамки готовых решений и изобретать свои, критически оценивать информацию. Помимо всего прочего, они радуются своим открытиям и победам, а то, до чего додумался сам, гораздо сложнее забыть. Те, кто занимается по учебнику Л.Г.Петерсон, умеют создавать алгоритмы и выводить формулы самостоятельно. К тому же темы идут не линейно, а по принципу слоёного пирога. То есть одна и та же тема может в разное время прорабатываться на разных уровнях. Происходит развитие таких сложных мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение, поиск аналогов. Краткая характеристика класса
В классе обучается 29 обучающихся (14 мальчиков и 15 девочек) Следует отметить, что уровень обученности учащихся моего класса (согласно диагностике успешности обучения): высокий -13 человек (44,8 %);средний - 15 человек (51,7%);низкий -1человек( 3,4% ).
Класс работоспособный, дети учатся работать в группах, слушать друг друга, взаимодействовать и самостоятельно принимать решение.
Целью данного урока является: формирование умения учащихся определять время по часам с циферблатом.
Анализ решения поставленных задач: (планируемых результатов)
Для достижения цели были поставлены задачи, сформулированные в аспекте универсальных учебных действий. В таблице описаны используемые приёмы и методы, уровень активности обучающихся, результативность. Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.
Содержание урока:
Этап урока | Результаты деятельности (краткий анализ) | Перечень формируемых УУД |
1. Этап самоопределения к деятельности Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. | Данный этап имеет своей целью организовать внимание учащихся, настроить на серьезную работу. Я считаю, что данный этап играет очень серьёзную воспитательную роль, так как здесь формируется умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться, и именно на этом этапе закладывается характер взаимоотношений учителя и класса. Методы: словесные (беседа). Подводят микроитог: готовы к уроку. | Л: настроиться на продуктивную деятельность на уроке |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Цель: снять утомление у ребёнка, тела, обеспечить работоспособность учащегося на уроке. | На данном этапе дети знакомятся с оценочным листом, чтобы оценить свою деятельность на уроке. Определяют, чему будет посвящен урок. -Учащиеся называют единицы времени. -Работают в паре (Выполняют задание карточка №1) -Самостоятельно выполняю задание ( №1 на стр.42) -проверяют дом задание №3(б)стр41, № 4(а) -Формирование представлений об истории появления часов -Дети раскрывают необходимость часов в повседневной жизни. -Зафиксировали затруднение: « Я не могу пока показать на модели часов указанное время» Методы: словесные (беседа), наглядные (карточки, показ слайдов)
ФИЗМИНУТКА Форма работы: индивидуальная, парная, фронтальная Подвели микроитог: оценили себя | Р: формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью. П: формировать осмысление приемов выполнения арифметических действий с величинами К: формировать умение отвечать на поставленный вопрос; формировать умение аргументировать свои высказывания; формировать умение четко выражать свои мысли Р: осуществлять контроль, коррекцию и оценку |
3. Постановка учебной задачи
Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого. | С помощью учителя, отвечая на вопросы, обучающиеся определили цель: «Узнать способ определения времени по часам, и научиться этим способом пользоваться.» Методы: словесный ( беседа), проблемный метод, Форма работы: фронтальная Всё это стимулировало познавательную мотивацию, рразвивало речь учащихся; способствовало организации внимания. Подвели микроитог: определили цель урока | Р: ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; осознавать, что такое учебная задача, принимать учебную задачу, сохранять ее в течении всего урока |
4. Открытие «нового» знания
Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.
| На основном этапе - этапе изучения нового материала осуществлялся системно-деятельный поход, а именно принцип вариативности благодаря которому у обучающихся формируются способности к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора принцип целостности – который предполагает формирование обобщенного представления о понятиях. Принцип деятельности получая знания не в готовом виде , а добывая их обучающиеся сами осознавали содержание и формы своей учебной деятельности, систему требований, активно участвовали .понимали и принимали систему требований, активно участвовали в их совершенствовании. Методы: словесный, наглядный , практический . Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная. Подвели микроитог: способ определения времени по часам | К: работать в команде разного наполнения (группе); участвовать в обсуждениях, работая в группе П: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в тестовой форме; сформировать умение определять время по часам с циферблатом К: участвовать в обсуждениях, работая в паре; стремиться договариваться, приходить к общему решению К: выполнять действия в устной и письменной форме. |
5.Первичное закрепление нового способа действия
Цель: зафиксировать во внешней речи новое учебное действий.
| На этапе первичной проверки усвоения знаний выполняли практические задания из учебника. Опираясь на полученные знания, демонстрируя результат на макете часов практические упражнения с моделью часов позволяют каждому учащемуся научиться определять время, такие задания повышают интерес к работе, формируют положительную мотивацию. Методы : практические, словесные( беседа), и Формы обучения: в паре, индивидуальная, фронтальная Подвели микроитог: на практике научились определять время по часам. | К: участвовать в обсуждениях, работая в паре; стремиться договариваться, приходить к общему решению Р: выполнять действия в устной и письменной форме |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Цель: обеспечение усвоения новых знаний, закрепление умения решать задачи, отработка вычислительных навыков. | Обучающиеся на данном этапе урока, выполняя самостоятельную работу, применяли полученные знания. Закрепляются аспекты изучаемой темы, повышается степень самостоятельности. Методы: словесные (беседа), объяснительно-иллюстративные, практические. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная Подвели микроитог: осуществили проверку и самопроверку | Р: осуществлять контроль, коррекцию, оценку П: тренировать вычислительный навык, умение решать текстовые задачи |
7.Включение в систему знаний и повторение. Цель: контроль знаний, умений и навыков | На этом этапе дети была организована практическая работа. Учащимся была предложена задача на математическую грамотность, в которой дети самостоятельно решают житейскую ситуацию на нахождение продолжительности события. Анализ выполненной работы показал, что 73% детей справилось с заданием на «5», 25% - «4», 2% на «3» ( часто болеющие дети) Методы: практические, словесные (беседа), Формы обучения: индивидуальная, фронтальная Подвели микроитог: применяли полученные результаты на практике . Оценили себя. | Р: осуществлять контроль, коррекцию, оценку П: тренировать вычислительный навык, умение решать текстовые задачи |
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог Цель: обобщение по проделанной работе, отражение главных моментов, самооценка обучающегося. | На данном этапе была организована рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение были соотнесены цель и результаты учебной деятельности и намечены дальнейшие цели деятельности. Методы: словесная (беседа) Подвели итог: Оценили себя | : ориентация на понимание предложений и оценок учителем; понимания причин успеха в учёбе Р: научиться осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату |
| | |
| | |
| | |
| | |
Выводы
Анализ дидактической и методической деятельности
С целью осознания обучающимися учебного материала проводилась практическая работа на основе зрительно – слухового восприятия с использованием ИКТ.
В процессе обучения были использованы проблемно – сообщающиеся методы:
доказательство путём сравнения;
частично – поисковые методы: поиск примеров, фактов, подтверждений приведённым аргументам.
исследовательские методы, самоанализ.
Методы по виду источников, из которых обучающиеся приобретали знания:
- словесные (объяснение материала, работа с книгой);
- наглядные ( использование карточек );
-практические ( работа со счетными палочками, письменные задания, решение задач)
По виду деятельности:
- метод изложения (инструктаж, информирование с помощью технических средств обучения).
На уроке у учащихся развивалось умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Имела место фронтальная, парная, коллективная и групповая формы работы учащихся.
Использованный на этапе применения новых знаний вид проверки преследовал цель предварительного контроля за степенью усвоения нового материала.
Анализ деятельности учащихся.
На уроке сочетались словесно – наглядно – практические способы деятельности учащихся, быстрая смена видов учебной деятельности.
Проблемные ситуации разрешались путём проблемного объяснения совместно с учителем.
Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены целям и задачам урока и соответствуют уровню обученности учащихся 3 класса.
Высокая активность и работоспособность учащихся на уроке достигнута разнообразием и быстрой сменой видов деятельности.
Учащиеся старались показывать умение организовать свою деятельность на рабочем месте во времени и в соответствии с заданными целями урока, умение работать в парах, группах, мобилизировать себя на восприятие и переработку новой информации.
Содержание учебного материала и вида работ, использованные на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
Этапы урока были логически связаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и соответствовал жизненному опыту обучающихся.
На каждом этапе урока обучающимися были подведены микроитоги их деятельности. Обучающиеся под моим руководством называли знания и умения, которыми они воспользовались.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий, исходя из чего, на уроке использовалась интерактивная доска.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.
На случай непредвиденной ситуации на уроке были приготовлены следующие запасные ходы и методические приемы:
- если не хватит времени, будут сокращены по длительности задания,
- если время останется, будут использованы дополнительные упражнения (дидактические игры).
По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные цели, задачи урока. Прошел он на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.
Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг.
Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.