Самоанализ урока математики 5 класса «Треугольник и его виды»
Албычакова Валентина Вячеславовна
Самоанализ урока математики в 5 классе
Тема урока: «Треугольник и его виды»
Дата проведения урока: 17.02.2023 г.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока:
личностные: развивать интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения;
метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни;
предметные: познакомить учащихся с геометрической фигурой треугольник и его видами, ввести понятия остроугольный, тупоугольный, прямоугольный, равнобедренный, равносторонний и разносторонний треугольники; определить формулы для нахождения периметра и площади треугольников.
Формировать УУД:
Предметные: строить треугольник, называть его элементы; уметь различать на чертеже прямоугольный, тупоугольный и остроугольный, равнобедренный, равносторонний, разносторонний треугольники, правильно называть, строить треугольник. Знать формулу для нахождения периметра треугольника; различать треугольники по виду углов; уметь применять формулу для нахождения периметра и площади треугольника.
Метапредметные:
регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности,
коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения,
познавательные: уметь строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Личностные: формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: вызвать интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения
Предметные: научить учащихся классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон, самостоятельно сформулировать формулы для нахождения периметра и площади треугольника.
Общие сведения: Урок математики проведен в 5 классе на тему: «Треугольник и его виды». По программе на изучение этой темы отведено 2 часа. Данный урок – 1-й. Класс организован, дисциплинирован, ребята общительны, любознательны, легко идут на контакт, хорошо воспринимают разные формы организации учебной деятельности.
На уроке присутствовали 15 обучающихся из 24. Из них 44% с достаточным уровнем учебной мотивации, 27% - с высоким, 29% - с низким.
Для достижения целей на уроке использовалась презентация, фрагмент видеоурока образовательного сайта «Российская электронная школа».
В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строился по следующим этапам:
1. Этап мотивации к учебной деятельности.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
3. Этап постановки целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.
4. Изучение нового материала.
5.Физкультминутка.
7. Самостоятельна работа с самопроверкой по эталону.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
9. Информация о домашнем задании.
Все структурные элементы урока были выдержаны.
Целью первого этапа было создание благоприятного психологического настроя на работу, проверка готовности обучающихся.
На втором этапе устный опрос позволил быстрее включиться в деловой ритм урока.
На третьем этапе были актуализированы знания, необходимые для работы над материалом. Одновременно шла эффективная работа над развитием речи, мыслительных операций, о чем свидетельствовала деятельность учащихся. Устный опрос позволил быстрее включиться в деловой ритм урока, сформулировать цель урока.
На четвертом этапе обучающиеся активно включились в урок, потому что применялся активный метод обучения с применением презентации, у обучающихся возникло желание мыслить, развивать внимание. Сами задания не вызывали затруднения в нахождении результата, таким образом проблемная ситуация мотивировала поиск рационального решения. Происходило построение обучающимися нового знания на основе имеющихся знаний, а также личного наблюдения.
На пятом этапе был организован кратковременный активный отдых для учащихся с целью предупреждение утомления, одновременно шло закрепление определенных теоретических понятий урока.
На шестом этапе было проведено первичное закрепление материала.
На седьмом этапе была осуществлена самостоятельна работа с самопроверкой по эталону.
На восьмом этапе обучающиеся смогли выразить своё отношение к изучаемому материалу, дать оценку своей работе в ходе урока.
На девятоп этапе дана информация о домашнем задании, в том числе и выполнение творческого задания, направленное на усвоение материала слабоуспевающими обучающимися.
Методы обучения
соответствовали задачам урока и по источнику передачи знаний были:
- словесные (рассказ, беседа);
- наглядные (демонстрация);
- практические (решение заданий)
по уровню самостоятельности учащихся:
репродуктивные, проблемно – поисковые, частично исследовательский.
по аспекту мышления:
продуктивные (самостоятельное решение заданий),
по логическому аспекту:
- дедуктивные.
Общие результаты урока:
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тема и цели урока определялись, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с искорки, побуждающей к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания с практическим содержанием, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, использовала дифференцированные задания, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Домашнее задание было объяснено.
Итог урока подведен. План урока выполнен, цели реализованы: обучающиеся усвоили основные знания по теме «Треугольник и его виды». Были отработаны умения вычислять устно. Получили знания и умения применять правила. Большую роль в активизации мыслительной деятельности учеников, в организации их практической деятельности сыграло использование средств информационно-коммуникационной технологии (презентация и видеоурок). Результативность урока хорошо прослеживалась и на этапе рефлексии. Дети смогли выразить своё отношение к изучаемому материалу, дать оценку своей работе в ходе урока.
Недостатком проведения урока, считаю:
- избыток фронтальной работы. Активные ребята опережали слабомотивированных.
Положительно оцениваю то, что:
- полностью удалось реализовать поставленные задачи. Качество знаний урока составило 64%.