12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Соломенцева Светлана Николаевна807
Россия, Новосибирская обл., С. Новониколаевка, Барабинского района

Организация самостоятельной работы на уроках биологии

как фактор развития познавательной активности учащихся.

Соломенцева С.Н.

Учитель биологии МКОУ Новониколаевской СОШ

Барабинского района Новосибирской области

Быстро меняющийся мир предъявляет определенные требования к выпускникам школы, к качеству образования, которое дают современные образовательные учреждения. Каким должен быть современный выпускник, чтобы, выйдя из школы в большую жизнь, он мог стать успешным членом общества? Несомненно, это человек, умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования, способный применять полученные знания на практике, социально активный и самостоятельный. На мой взгляд, учебная самостоятельность является залогом успешного обучения в школе. Но только грамотно организованная самостоятельная работа будет являться фактором развития познавательной активности учащихся. Планируя урок, необходимо выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы оно поддерживало желание совершать новые открытия, способствовало развитию самостоятельности. Организация самостоятельной работы предполагает тщательный отбор средств, а так же форм и методов, стимулирующих познавательную активность учащихся. Несомненно, каждый учитель обладает своим педагогическим багажом в этом направлении работы, своей «изюминкой». В данной статье предлагается вниманию личный опыт организации самостоятельной работы на уроках биологии в малокомплектной сельской школе.

Изначально необходимо настроить учащихся на предстоящую самостоятельную работу. Положительный эмоциональный настрой можно создать разными способами. Наиболее действенным является использование фраз, повышающих самооценку, нацеливающих на успех. Приведу возможные варианты применения такого психологического приёма на практике:

Я уверена, что вы можете и умеете работать без помощи учителя. Желаю на сегодняшнем уроке в этом самим убедиться.

Прошлый урок показал, что вы умеете самостоятельно работать, поэтому верю, что и сегодня сможете сделать самостоятельное открытие и почувствовать себя физиологом.

Мы сегодня отправляемся в путешествие, чтобы познакомиться с необычными обитателями нашей планеты. Каждый из вас, несомненно, самостоятельная личность. Докажите же это в ходе нашего путешествия.

Несомненно, самостоятельная работа может быть организована на любом этапе урока. Существуют разные способы и методы её организации. Мне бы хотелось обратить особое внимание на работу с текстом. На ступени основного общего образования одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы является смысловое чтение. В своей педагогической деятельности широко использую для организации самостоятельной работы учащихся задания, проверяющие умения читать и понимать текст биологического содержания. В зависимости от поставленной цели использую:

- Задания, имеющие перечень терминов и понятий, которые необходимо вставить в текст. Такие виды работы прекрасно можно применять на различных этапах урока.

- Учебно-познавательные тексты по биологии. Данные тексты содержат определённое количество неточностей, ошибок. Учебная задача заключается в поиске всех несоответствий. Применение таких текстов на уроке мотивирует учащихся к познавательной деятельности, способствует повышению читательской грамотности.

При организации самостоятельной работы на уроке использую также цифровые образовательные ресурсы. Предлагаю вниманию ЦОР из личной коллекции, включающий компьютерную презентацию к уроку по теме "Двумембранные органоиды". Презентация построена таким образом, что учащиеся сами могут по ней изучить митохондрии и пластиды, переходя по гиперссылкам к определенным вопросам. В конце урока предусмотрена проверочная работа, составленная посредством программы Hot Potatoes. Ниже представлен скриншот, но ознакомиться с работой можно, перейдя по ссылке


https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/12/08/tsor-dlya-uroka-po-teme-dvumembrannye-organoidy


t1619353133aa.png

















Одним из эффективных способов организации самостоятельной работы на уроке считаю метод проектов, который широко использую в своей педагогической деятельности. В рамках урока учащиеся выполняют мини-проекты. И вот здесь возможно огромное разнообразие предлагаемых работ. Это может быть составление или заполнение схем, изготовление моделей, составление инструкций, оформление отчетов по результатам проведенных на уроке биологических опытов…

Перейдя по ссылке можно ознакомиться с вариантом организации самостоятельной работы на уроке биологии в 5 классе по теме "Химический состав клетки".


https://урок.рф/library/metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_biologii_dlya_5_kl_181217.html


Каждая группа учащихся выполняет свою часть работы над проектом (стенд «Химический состав клетки»), проводя биологический эксперимент, либо наблюдая за ходом проведения биологического опыта. Хорошим мотивационным эффектом является форма организации работы, при которой учащиеся осознают, что их работа является частью единого учебного проекта. В данной ситуации повышается ответственность, возникает стремление не подвести остальных участников проектной деятельности.

Ниже представляю варианты заданий для самостоятельной работы при изучении темы «Значение бактерий в природе и жизни человека».


t1619353133ab.png

t1619353133ac.png























Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что существуют различные формы, методы и приёмы организации самостоятельной работы на уроке, которые имеют свою педагогическую ценность. Каждый педагог, организуя самостоятельную работу на уроке, вправе выбирать те, которые, на его взгляд, будут наиболее эффективны при изучении конкретной темы. Важно, чтобы работа создавала атмосферу радости сотворчества, мотивировало к самостоятельной познавательной деятельности, успеху, развивало умение учиться.



Используемые источники:

1. Большаков А.П. Основы смыслового чтения и работа с текстом. 7-9 классы. Биология. География. Волгоград: «Учитель», 2014. - 95 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.