Публикация «Самостоятельность и познавательная активность обучающихся в упражнениях по русскому языку»

4
0
Материал опубликован 31 May 2021

«Самостоятельность и познавательная активность обучающихся в упражнениях по русскому языку».

Место упражнений в учебной деятельности младших школьников настолько велико, что с особенной остротой встаёт вопрос о критериях оценки их развивающих возможностей. Если бы удалось повысить познавательную активность обучающихся, выполняющих упражнения, и при этом не только не понизить, но также повысить их самостоятельность, то результаты могли бы оказаться весьма значительными. Ведь на выполнение упражнений школьники затрачивают не менее половины учебного времени.

Всегда ли учитель видит возможности для повышения самостоятельности и познавательной активности, заложенные в упражнениях? Оценить эти возможности поможет такой критерий, как уровни самостоятельности и познавательной активности обучающихся в упражнении.

При рассмотрении каждого уровня приводятся примеры разработанных и проверенных во 2 классе упражнений по темам: «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова» и «Правописание звонких и глухих согласных перед согласными».

Первый уровень – это воспроизведение способа деятельности, с которым обучающиеся познакомились по объяснению учителя или по учебнику (показать в учебнике ).

Второй уровень – это применение того же способа деятельности в условиях, сходных с теми, в которых дети с этим же способом выполнения познакомились. Это проверка правописания слов, аналогичных тем, которые были проверены в объяснении. Это выполнение упражнений «по образцу». Образец: пруд-пруды, город-города… Выполняя упражнение , обучающиеся не прилагают самостоятельных усилий, а идут по указанному пути, выполняя знакомую операцию.

Третий уровень – это выполнение упражнений (решение учебных задач). Школьники должны к словам глаз, мороз, груз, арбуз, час, колхоз, луг, холод подобрать однокоренные слова из списка, который дан в упражнении. Образец выполнения отсутствует. Задание ориентирующее - подчеркнуть во всех группах родственных слов корни. В этой конкретной ситуации второклассники должны самостоятельно уяснить: какова цель упражнения (что нужно сделать); объединить группы однокоренных слов и выделить в каждой группе общий корень; решить задачу, которая в задании к упражнению не указана, но должна быть решена по логике упражнения: в каждой группе нужно определить, какое слово нуждается в проверке и какое является проверочным. Так, колхоз проверяется родственными словами колхозница и колхозный.

Поскольку при выполнении упражнений третьего уровня школьники какое-то время работают самостоятельно, тот можно в конце выполнения задать подытоживающий вопрос: «На какую тему это упражнение?», «Каким образом вы проверяли звонкие и глухие согласные?»

Также они охотно выполняют задание экспериментатора: «попробуйте составить сами упражнение на эту же тему, но с другими словами». Следовательно, при выполнении таких усложненных заданий необходим дифференцированный индивидуализированный подход к обучающимся.

Четвертый уровень предполагает создание поисковых ситуаций. Школьники сами ищут способы деятельности, саами, ориентируясь в ситуации, определяют задачи, которые необходимо решить. На этом уровне школьники сами создают ситуации, в которых должны быть применены усвоенные знания.

В упражнения типа «по образцу» (второй уровень) или «без образца» с применением уже знакомого способа действия в новых условиях (третий уровень) я вводила конфликтные слова и таким образом ставила обучающихся перед необходимостью находить новые способы орфограмм.

Например: Плуг-плуги, снег-снега, привез-? Проверочным словом здесь может быть привезу, привези и т.п. Для обучающихся , только начавшихся учиться проверять звонкие ,глухие согласные, слово при вёз является конфликтным, потому что до сих пор они встречались только с такими словами, в которых звонкие и глухие согласные проверяются формой множественного числа: дуб-дубы, нож-ножи.

Нередко обучающиеся допускают ошибки не потому, не умеют пользоваться алгоритмом проверки орфограммы, а потому, что они этой орфограммы не видят: у них ещё не развита орфографическая зоркость. Например, даны слова город, пруд, народ и т.п., то мы дополнительно вводим слова магазин, лагерь. (выводим на экран). Дополнительное задание ставит обучающихся перед необходимостью отойти от шаблона в выполнении всего упражнения. Здесь есть непроверяемые орфограммы, эти слова нужно запомнить.

Систематическое включение конфликтных слов в упражнения повышает внимание обучающихся, отучает их от шаблона, ставит их в условия постоянной готовности к поиску новых способов решения орфографических задач.

Повышению самостоятельности и познавательной активности способствуют и так называемые обратные упражнения.

Суть обратных упражнений состоит в том, чтобы обучающиеся, усвоившие орфографическое действие (в данном случае проверку парных звонких и глухих согласных),сумели бы сами создать такую ситуацию, в которой это действие было бы правильно применено.

Обратные упражнения –это составление упражнений на изученную тему самими обучающимися.

Обучающиеся получают карточки на которых записаны следующие слова без каких-либо указаний или комментариев: ложечка-книжечка-крышечка-рубашечка-лодочка-тетрадочка-уточка-сказочка

Учитель. Какую тему мы изучаем?

Обучающиеся. Мы изучаем правописание парных звонких и глухих согласных в середине слова и перед согласными.

Учитель. Прочитайте слова, которые записаны на карточках. Как вы думаете, эти слова имеют отношение к нашей теме?

Обучающиеся. Имеют…Нет, ведь в этих словах нет сомнений…Здесь согласные поверять не нужно.

Учитель. Верно, в этих словах все согласные звучат ясно, их проверять не нужно. И всё же это упражнение на нашу тему. Попробуйте сами догадаться, для чего вам даны эти слова?

Обучающиеся. Это проверочные слова!. Надо самим придумать слова, которые нужно проверить. Чтобы они проверялись этими словами.

Учитель. Я согласна с вами. Только не придумать, а подобрать, найти такие слова. Выполняйте это задание письменно, а затем проверим, кто больше самостоятельно подберёт слов и не сделает ошибок.

Обратное упражнение, как видим, ставит обучающихся пред необходимостью не только применить уже усвоенный алгоритм орфографического действия в необычных, новых условиях, но и самим «спроектировать» создать эти условия. Это задание четвертого уровня, высшего уровня самостоятельности и познавательной активности обучающихся.

Приведу ещё пример обратного упражнения, которое было использовано мною при изучении темы «Правописание звонких и глухих согласных перед согласными»

Упражнение. Найдите слова, в которых могут быть проверены согласные с помощью следующих проверочных слов: города, пароходы, погода, ложечка. Если можно, то подберите по два - три слова. Решение задачи: городской, город; пароход4 сосед, соседский, соседка; погодка, погодные; ложка, ложкари.

Обратные упражнения задаются детям тогда, когда материал новой темы усвоен уже достаточно прочно.

Проверка звонких и глухих согласных в корне слова включает в качестве обязательного компонента понимание значения проверяемого и проверочного слов. На многочисленных примерах обучающихся нужно привести к убеждению, что без понимания значений слов, их сочетаний вообще невозможно грамотное письмо. Эти упражнения опираются на слова-омофоны: луг-лук, кот-код, кос-коз, молод-молот, прут-пруд, плод-плот, проезд- проест, груздь-грусть и др. Упражнениям этого типа можно придать занимательный характер. Вот одно из заданий:

Петя Полузнайкин был разведчиком. Он разведал для своего отряда безопасный путь к намеченной цели., написал указания на листке бумаги и спрятал его в условленном месте- в дупле дерева.

Когда отряд добрался до этого дерева и командир прочёл записку, он в недоумении передал её товарищам: понять её было невозможно. Вот эта записка: Идите прямо через зеленый лук, справа будет прут, на нем деревянный плод. Не пугайтесь кос - они не бодаются. Дальше -объест, будьте осторожны.

Петя.

Ребята недоумевали6 впереди виднелись луга, но не было огородов, вдали виднелась какая-то водная поверхность… Куда же идти? Помогите разобраться, в чём здесь дело?

Приведенный текст был роздан второклассникам на листочках (можно вывести на экран), обучающиеся должны были дать письменное объяснение т исправить текст. В дополнение к описанному типу заданий я предлагаю детям составить предложения с омофонами, упомянутыми выше. Привожу примеры предложений: Я видел в музее рыбу-молот. Заяц был молод и неопытен. Груздь – очень вкусный гриб. У Пети грипп. В нашем цветнике много роз. В лесу рос огромный дуб.

Слова-омонимы приходится подбирать учителю, так как второклассники ещё не могут сделать это самостоятельно.

Упражнения последнего типа ставят обучающегося в положение исследователя: он должен не просто применить усвоенный способ проверки орфограммы в новых условиях, а должен сам сориентироваться в новой для него ситуации, подтвердить правильность своего решения проверочными словами и смыслом полученного текста.

Ценность таких упражнений состоит в том, что школьники работают в ситуации, требующей от них высшего, четвертого уровня познавательной активности, что они сталкиваются с самыми разнообразными вариантами изученного явления и , следовательно, используют знания сразу по всей теме, а не только по ее отдельным частям, что у обучающихся развиваются внимание и зоркость к правописанию, и, наконец, в том, что осуществляется связь между предметами грамматика и чтение.

Емельянова Светлана Викторовна, учитель начальных классов МКОУ «Ленинская СОШ №3»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации