12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Бичекуева Танзиля Юсуфовна372
Россия, Кабардино-Балкарская респ., Нальчик

Урок 1.

 

Кюн ахшы болсун (Добрый день)

Изучение балкарского языка давай начнем с алфавита и звуков. В балкарском алфавите буквы, такие как в русском алфавите, только три буквы тебя смутят, Давай начнем с них. Попробуй порычать или попробуй прополоскать горло и улови место, где образуется звук. Все три звука создаются там. Зубы не соприкасаются.

КЪ – это как твердая «к».

ГЪ – произносим как на французский «R», но тверже.

НГ - как в английском ng -song

 

Поробуй прочитать:

КЪ ГЪ Нг

Къара (черный, смотри) Сагъат (час, часы) Манга (мне)

Къанга (доска) Агъач (лес, деревянный) Санга (тебе)

Акъ (белый) Къагъыт (бумага) Анга (ему, ей)

 

В балкарском языке есть согласная «у». По звучанию она ничем не отличается от гласной. Надо запомнить только, что согласная «у»

идет всегда после гласной. Есть правило, что две гласные в балкарском языке рядом не идут, поэтому и добавляется согласная «у».

СуУ (вода), ТаУ (гора), ЖаУ (масло, враг)

Звуки «ё» (произносится как французский звук [ое]), «ю» Ё Ю

Ёрге (наверх) Юч (три)

Ёс (рости) Юй (дом)

Ёмюр (век) Юйюр (семья)

 

«Ю», « ё», « е», «я» читаются с «й» если они идут после гласного звука т.к. две гласные рядом не идут в балкарском языке.

 

Чоюн [чойун] - чугунок, оюн[ойун] - игра, шуёх[шуйох] - друг, таякъ[тайакъ]- палка, аякъ[айакъ] – нога, пиала

 

Ударение падает в основном на последний слог. Ударение может менять значение слова, но таких примеров не так много:

Алма (яблоко)-алма(не бери), Тюйме (пуговица)-тюйме (не бей), Тартма (фитиль)-тартма (не тяни).

 

Балкарский язык устроен так, что есть корень слова и к нему добавляются суффиксы (как и другие тюркские языки). Если мы хотим добавить значение, мы подбираем соответствующий суффикс. При добавлении суффиксов надо помнить несколько правил:

Закон сингармонизма: если в последнем слоге мягкая гласная, суффикс добавляется с мягкой гласной, если твердая гласная, то соответственно с твердой гласной, то есть похожее по звучанию.

Две гласные рядом не пойдут в балкарском языке и в связи с этим есть суффиксы, которые имеют варианты, если слово заканчивается на гласную, то суффикс должен начинаться на согласную и наоборот.

Есть суффиксы которые имеют варианты, если последняя буква слова т, п, с, ш , х и твердая гласная то суффикс начнется на «х», если же «н, нг» суффикс начнется на «нг».

Это все закрепиться по ходу прохождения тем, сейчас запомним, что к мягкой гласной добавится суффикс с мягкой гласной, а к твердой – суффикс с твердой гласной

Начнем с суффикса множественного числа –ла (если в последнем слоге слова твердая гласная) /-ле (если в последнем слоге слова мягкая гласная).

Примеры:

КитАп (книга) + ла = китАпЛА (книги)

дефтЕр (тетрадь) + ле = дефтЕрЛЕ (тетради)

 

 

t1570652976aa.jpgt1570652976ab.jpg

 

Адам (человек) адам +ла= адамла (люди)

 

t1570652976ac.pngt1570652976ad.jpg

Робот робот+…..

 

Гласные влияют на рядом стоящие согласные, то есть рядом с мягкой гласной согласный звук тоже начинает звучать мягко и твердо, если рядом твердый гласный звук.

 

Попробуй прочитать

Къол (рука)– кёл (озеро, лужа), таракъ (расческа) – тиширыу (женщина), жел (ветер) – жаш (молодой, парень), кёз (глаз)- къыз (девушка.)

 

Давай найдем ошибки

Адамла, эгечле, къарындашле, анала, атала, аппала, ыннала, сабийла, шуёхле, юйле, туудукъла.

 

Спряжение по лицам (суффиксы). Чтобы поставить в определенное лицо слово мы должны добавить суффикс этого лица.

 

 

 

Твердая гласная

Мягкая гласная

О, у

Ё, ю

Мен (я)

-ма

-ме

 

 

Сен (ты)

-са

-се

 

 

Ол (он, она, оно)

-ды

-ди

-ду

-дю

Биз (мы)

-быз

-биз

-буз

-бюз

Сиз (вы)

-сыз

-сиз

-суз

-сюз

Ала (они)

-дыла

-диле

-дула

-дюле

 

Мен окъуучУ+ма =Мен окъуучума- Я ученик.

Сен окъуучУ+ма =Мен окъуучума- Я ученик.

 

Запомним, что корень глагола это повеление: «жаша» это корень глагола и переводится «живи».

Жаша – живи ишле - работай

Мен жашАй+МА Мен ишлЕй+МЕ

Сен жашАй+СА Сен ишлЕй+СЕ

Ол жашАй+ДЫ Ол ишлЕй+ДИ

Биз жашАй+БЫЗ Биз ишлЕй+БИЗ

Сиз жашАй+СЫЗ Сиз ишдЕй+СИЗ

Ала жашАй+ДЫЛА Ала ишлЕй+ДИЛЕ

 

Добавь соответствующие суффиксы лица:

Мен барам… Мен келе…

Сен бара … Сен келе..

Ол бара… Ол келе…

Биз бара… Биз келе…

Сиз бара… Сиз келе…

Ала бара… Ала келе…

Найди ошибку

Биз алабыз. Сен киреса. Мен аламе. Биз киресиз. Ала алала. Сен аласа. Сиз аласиз.Сен салама. Ол салады. Мен киреме. Сиз саласыз. Биз салабиз. Ала киредиле.

 

Сделай сам:

Олтурама – сижу; Чабама – бегаю; Ашайма – ем; Ичеме – пью;

Селеше, жаншайма – разговариваю; Кёргюзтеме – показываю; Минеме – поднимаюсь.

 

И в конце урока формы приветствия в балкарском языке

t1570652976ad.jpg

Эрттен ахшы болсун – Доброе утро – Эрттен (утро) ахшы(добрым) болсун (пусть будет)

Кюн ахшы болсун – Добрый день - Кюн (день) ахшы (добрым) болсун (пусть будет)

Ингир ахшы болсун – Добрый вечер – Ингир (вечер) ахшы (добрым) болсун (пусть будет)

Отвечаем во всех случаях - Ахшылкъ кёр

 

Сау бол – спасибо

Къалайса? – Как дела? Как ты?

Сени атынг къалайды? Сени атынг неди?– Как тебя зовут?

Мени атым Фаридады. – Мое имя Фаридады.

Сау къал (Сау къалыгъыз – во множественном числе вежливая форма) – До свидания

Ахшы жолгъа бар (Ахшы жолгъа барыгъыз) – Счастливого пути

 

Подставь пропущенные слова:

- Эрттен ……. болсун! Сени атынг…….?

- ……………атым ………. .

- Къалайса?

- Игиме, ………..! Сен а къалайса?

- Мен да ……….. . Сау …………. .

- Ахшы жолгъа ………. .

 

Попробуй перевести

Къара къалам, акъ сагъат, узакъ ёмюр, юч юлгю, юй бла юйюр, манга айтаса, кёл бла суу, шуёхла бла нёгерле, къара кёзле, санга кёргюзтеди.

 

Настоящее время образуется путем прибавления к корню глагола суффиксов –а, -е, -й:

-а (в последнем слоге твердый гласный звук)

- е (в последнем слоге мягкий гласный звук),

-й (если последняя звук гласная).

Мен жукълА+й+ма – я сплю.

Мен тюш кЕр+Е+ме – Я вижу сон.

Мен эшИт+Е+ме – Я слышу.

Мен чЫгъ+А+ма – я выхожу.

Мен къарА+Й+ма – Я смотрю.

 

Добавь суффиксы настоящего времени

Мен жукъла….ма. Биз олтур….быз.

Сен тюш кёр…се. Сиз бар….сыз.

Ол эшит….ди. Ала чыгъ….дыла.

 

Отрицание образыется с помощью -ма/-ме

Мен жукълаМАйма. Биз олтурМАйбыз.

Сен тюш кёрМЕйсе. Сиз барМАйсыз.

Ол эшитМЕйди. Ала чыкъМАйдыла.

 

Вопрос интонацией в балкарском языке сделать не получится. Надо добавить суффикс –мы/ -ми, -му/ -мю:

мы – если в последнем слоге твердая гласная;

-ми - если в последнем слоге мягкая гласная;

-му - если в последнем слоге о, у;

-мю - если в последнем слоге ё, ю.

Обрати внимание, это правило будет действовать и при добавлении других суффиксов. Также посмотри, вопросительный суффикс в первом лице единственного и множественного числа (мен-я, биз-мы) идет после суффикса лица, в других лицах перед суффиксом лица.

Мен жукълаймаМЫ? Биз олтурабызМЫ?

Сен тюш кёреМИсе? Сиз бараМЫсыз?

Ол эшитеМИди? Ала чыгъаМЫдыла?

 

Поставить в настоящее время

Сен селеш…се, ол аша…ды, мен айт…ма, биз жаз…быз, сиз жукъла…сыз, ала кёргюзт…диле, мен ал…ма, биз ишле…биз, сиз жаша…сыз, ол кел…ди, мен мин….ме.

 

Попробуй визуально найти глаголы в настоящем времени и подчеркни их. Жай кёк киеди,

Къыш акъ киеди. (Жер - Земля)

 

Сен бараса,
Кёк кырдыкны кюсей,
Жорт, жорт, гылыуум,
Жорт, жорт, гылыуум!
Терк бармайса, терк,
Кеч болабыз биз!

Ответим на вопросы по картинкам. Обрати внимание, второй вопрос тебе подскажет ответ на первый.

t1570652976ae.jpg

 

Не этеди? (что делает?) -

Не бла жууады? (Чем чистит?) –

Тиш щетка – зубная щетка

Бла – с

 

t1570652976af.jpg

 

 

 

Не этеди? (Что делает?)-

Не кересе суратда? (Что видишь на рисунке?) –

Къоркъады – боится

t1570652976ag.jpg

 

 

 

Не этеди? (Что делает?)-

Ойнайды - играет

 

 

 

t1570652976ah.jpg

 

Не этеди? (Что делает?)-

Кимге къарайды? (На кого смотрит?) –

Манга – на меня

 

 

Не этеди? (Что делает?)-

Нt1570652976ai.jpg ек мудахды? (Почему грустный?) –

Айруйду – болеет

 

 

t1570652976aj.jpg

 

 

 

Не этеди? (Что делает?)-

Не ашайды? (Что ест?) -

Не ичеди? (Что пьет?) –

t1570652976ak.jpg

 

 

 

 

 

Не этеди? (Что делает?)-

Кимни ишлейди? (Кого рисует?)-

 

t1570652976al.jpg

 

 

 

 

 

Не этеди? (Что делает?)-

Не алады? (Что берет?)-

Узалады – тянется

 

 

t1570652976am.jpg

t1570652976an.jpg

 

 

 

Не этеди? (Что делает?)-

Учады – катается, летает.

t1570652976ao.jpg

 

Не этеди? (Что делает?)-

къычырады – кричит

 

 

t1570652976ap.jpg

 

 

 

 

Не этеди? (Что делает?)-

Не къурады? (Что придумал?)

Къурайды – придумывает, сагъыш этеди – думает

 

 

Просьба –чы/ -чи, -чу/чю. При добавлении этого суффикса мы глагол в вежливую форму.

 

Окъу+чу= окъучу (прочитай, пожалуйста), аша+чы= ашачы (поешь, пожалуйста), ишле+чи= ишлечи (поработай пожалуйста).

Профессия, чем занимается человек мы образуем путем добавления –чы/ -чи, -чу/чю

Тиш (зуб)+чи=тишчи (зубной врач)

чабакъ (рыба)+чы=чабакъчы (рыбак)

Есть исключения : устаз - учитель

 

Вопросы Ким? – кто? Не? – Что?

Бу кимди ? – Это кто?

Была Кимледиле? – Это кто (во множественном числе)

Была неледиле? Это что (во множественном числе)

Бу кимди? – Бу Фатимады.(Это Фатима)

Бу неди? – Бу юйдю.(Это дом)

Была кимледиле? – Была сабийледиле.(Это дети)

Была неледиле? – Была кийимледиле.(Это одежда) Была атладыла.(Это лошади).

 

Обрати внимание на следующие вопросы:

Къаллай? – какой? какая? Какое? - Ариу (красивый) адам (человек).

Къалай? – как? Ариу (красиво) тепсейди (танцует).

Ариу(красивый), эриши (некрасивый), иги (хороший), уллу (большой), гитче (маленький), бийик (высокий), алаша (низкий), узун (длинный), къысха (короткий), кенг (щирокий), тар (узкий).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.