Конспект непосредственно образовательной деятельности «Сарепта - горчичный край»
МОУ Детский сад № 2
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 Красноармейского района Волгограда»
|
Конспект непосредственно образовательной деятельности
ТЕМА
САРЕПТА - ГОРЧИЧНЫЙ КРАЙ
автор:
Мохова Мария Николаевна, учитель-логопед
Группа: старшая (с тяжелыми нарушениями речи)
Тема: «Сарепта – горчичный край».Цель: Приобщение детей к природному и культурно-историческому наследию Волгограда и Волгоградской области.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с горчичным производством в Красноармейском районе г. Волгограда.
Коррекционные: корригировать психические процессы (восприятие, внимание, память), моторные функции.
Развивающие: формировать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе; расширять словарь прилагательных по теме.
Воспитывающие: воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю; развивать коммуникативные умения и навыки в процессе деятельности между детьми и педагогом.
Образовательная область: коммуникативная.
Интеграция образовательных областей: познавательно-исследовательская, двигательная.
Оборудование и материалы:
а) Демонстрационный материал: 4 миски (с зернами горчицы, горчичным маслом, порошком, пастой); бутылка горчичного масла, пачка горчичного порошка; тюбик с горчичной пастоймяч.
б) Раздаточный материал: маленькие бутерброды с горчицей, стаканы с водой, фишки.
в) Наклейки с веточкой горчицы для каждого ребенка
г) ТСО:
ноутбук, проектор, экран;
презентация к занятию в формате PowerPoint 2007 .
Предшествующая работа: экскурсия в Музей горчицы (заповедник «Старая Сарепта»).
Словарная работа:
Существительные: горчица, Сарепта
Прилагательные: горькая, острая, жгучая, терпкая, густая, вязкая, жидкая, желтая, свежая.
Формы работы: беседа, дидактическая игра, игровое упражнение, рассматривание слайдов.
Формы организации: подгруппа.
ход деятельности
Название, содержание и цель этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников |
Организационный момент Цель для детей: подготовиться к образовательной деятельности. Цель для педагога: способствовать подготовке воспитанников к речевой деятельности. Задачи: - создать положительный эмоциональный настрой, - развивать моторные функции (общую, мелкую моторику). Методы: - эмоциональный (сюрпризный момент: появление персонажа); - словесный (беседа); - наглядный (показ движений) | Педагог - приветствует детей; - приглашает детей в учебную зону; - мотивирует детей к выполнению нейрогимнастики Педагог: Жил был на свете маленький Поваренок. Он очень любил путешествовать по городам и странам. Поваренок собирал необычные ингредиенты для своих блюд. Однажды он приехал в город Волгоград. Что же интересного юный Повар нашел для своей кухни? Об этом мы сейчас узнаем | Дети подходят в учебную зону; выполняют упражнения нейрогимнастики Брейн-Джим «Стакан воды», «Перекрестные движения», «Ленивые восьмерки». Затем садятся на стульчики. |
Открытие новых знаний Цель для детей - познакомиться с горчицей, продуктами, сделанными из горчицы Цель для педагога: - организовать беседу про горчицу, про продукты, изготовляемые из горчицы. - развивать у детей обоняние, тактильное и вкусовое восприятие Методы: словесный, наглядный | Педагог: Поваренок посетил заповедник «Старая Сарепта». Здесь открылся первый и единственный в России музей горчицы. Ребята, а вы знаете, что такое горчица? Педагог: Горчица - это растение. Цветы горчицы желтого цвета, похожи на кисти. Семена у горчицы похожи на маленькие шарики. Предлагает детям миску с семенами горчицы Педагог: Семена горчицы можно перемолоть в порошок или выжать из них масло на прессе. Предлагает детям миски с горчичным порошком и маслом. Горчичное масло в Сарепте производят уже двести лет. Сегодня в нашем Красноармейском районе горчичное масло и порошок делают на Волгоградском горчичном маслозаводе «Сарепта». Педагог: С Завода продукция поступает в магазины. Волгоградское горчичное масло знают и покупают не только в нашем городе, но и по всей России: такое оно вкусное и полезное! Педагог: Горчичный порошок используют для мытья посуды, для ухода за волосами. Из него делают горчичники и горячие ванны от простуды. И, конечно же, используют при приготовлении пищи. Из горчичного порошка делают столовую горчицу. Готовая горчица на вкус острая с терпким оттенком. Она подходит к мясным, рыбным, овощным блюдам, для закусок и бутербродов, пиццы. Давайте попробуем горчицу на вкус. Только будьте осторожны, не забывайте, что горчица очень острая. Педагог дает детям маленькие бутерброды с горчицей. Педагог: Горчичное масло используют для заправки салатов, жарки, приготовлении супов. Оно очень полезное для здоровья, потому что содержит витамины и полиненасыщенные кислоты Омега-3 и Омега-6. | Дети: (предполагаемые ответы) Это растение. Это такая еда. Дети рассматривают семена, ощупывают их. Дети рассматривают горчичный порошок, горчичное масло.
Дети пробуют бутерброды, делятся впечатлениями Дети рассматривают горчичное масло в бутылках |
Здоровьесберегающее упражнение. Цель: - развивать моторные функции (общую, мелкую моторику); - координировать речь с движением. | Педагог организует детей к выполнению упражнения Упражнение «Горчичное масло» (текст) Мы на поле пойдем | Дети встают на массажные коврики и выполняют упражнения, сочетая их с проговариванием стихотворения) Упражнение «Горчичное масло» (движения) марш на месте |
И горчицу соберем | приседания | |
Надо зерна нам промыть | растирание ладоней | |
Перебрать и просушить | сжимание - разжимание пальцев в "замок" | |
Выжать масло через пресс | сжимание - разжимание пальцев в кулаки | |
Увлекательный процесс! | жест - "класс" - большой палей вверх | |
По бутылкам разольем, | наклоны корпуса вправо-влево | |
В магазины отвезем. | кружится на носочках | |
Нашим маслом угощайтесь | разведение рук широко в стороны | |
И здоровья набирайтесь! | поднимать-опускать руки | |
Актуализация опорных знаний Цель для детей: - расширение словаря существительных и глаголов Цель для педагога: - организовать работу по расширению и активизации словаря глаголов и существительных Методы: дидактическая игра, игра-соревнование.
| Педагог: Ребята, вы с Поваренком сегодня многое нового узнали о горчице. Давайте теперь поиграем. Педагог: Горчица - какая? Педагог: С горчичным маслом люди - что делают? Педагог объявляет победителя. | Игра-соревнование «Подбери словечко». Предполагаемые ответы детей – горькая, острая, жгучая, терпкая, густая, вязкая, жидкая, желтая, свежая. - выжимают (из зерен), наливают, заправляют (салат), едят, угощают, продают За каждое названное слово ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек. |
Цель для детей: - формирование умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе. Цель для педагога: - организовать работу по развитию навыков словоизменения - развивать у детей внимание, моторную ловкость. Методы: дидактическая игра, игра с мячом
| Педагог: А теперь проверим, кто из вас самый ловкий Масло из горчицы (какое?) Порошок из горчицы (какой?) Паста из горчицы (какая?) Соус из горчицы (какой?) Зерна горчицы (какие?) | Игра с мячом «Из чего – какой?» Предполагаемые ответы детей – горчичное. – горчичная. – горчичный. – горчичный. – горчичные. |
Закрепление учебного материала. Рефлексия. Цель для детей - формирование умения обобщать итоги своей деятельности. Цель для педагога: - уточнение представления детей об изученном материале, - создание ситуации успеха. Методы: беседа, сюрпризный момент. | Педагог: Маленькому Поваренку очень понравилась волгоградская горчица. И он придумал много новых интересных рецептов с ее использованием. А что вы запомнили о горчице? Педагог: Молодцы! Вы были внимательны и запомнили много интересного. Педагог раздает детям наклейки с изображением веточки горчицы. | Дети дают ответы. Дети делятся впечатлениями, анализируют выполненную работу. |
Список литературы:
1. Алексей Колесников «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка». Издательство: Центрполиграф, 2009 г.