12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ремская Лариса Ивановна33
Украина, Луганская Народная Республика, г. Кировск
3

«СЕКРЕТЫ» МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ (из опыта работы)


Ремская Лариса Ивановна,

учитель информатики

ГОУ ЛНР «Кировская средняя школа № 2»

г. Кировск

                                                                                                            l.remskaia@gmail.com

«СЕКРЕТЫ» МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

(из опыта работы)

Движущей силой любой деятельности (в том числе и учебной) является ее мотивация.

Согласно Википедии: «Мотивация — это побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности».

В педагогике существует ряд методов, направленных на формирование положительной мотивации обучения за счет активизации деятельности обучаемых.

Научно-исследовательская деятельность - один из способов познания человеком окружающего мира. Она направлена на образование, воспитание и развитие учащихся, на стимулирование у ребёнка познавательной активности, цивилизованных творческих задатков, формирование логического и научного мышления.
Приобщение ребят к научной деятельности, разработке проектов, выполнению творческих заданий готовит ребят к исследовательской деятельности в старших классах и в вузе, формирует социально-активную жизненную позицию. Цель таких заданий - совершенствование знаний, расширение научного кругозора, опытническая деятельность.

Вообще, понятие «деятельность» имеет значение «созидание, обнаружение, проявление и определение субъекта» (Рубинштейн С.Л., Брушлинский А.В.).

Исследование - это творческий процесс познания мира, связанный с решением учащимися творческой исследовательской задачи.
Таким образом, исследовательская деятельность - это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой исследовательской задачи.

Существует пять основных видов творческих работ школьников:
1. Информационно-реферативные - написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы.

2. Проблемно-реферативные - предполагающие сопоставление данных разных литературных источников, на основе которых даётся собственная трактовка поставленной проблемы. (Хорошо выполненная проблемно-реферативная работа может считаться исследовательской).

3. Экспериментальные - основанные на самостоятельно проведённом эксперименте.

4. Натуралистические и описательные - связанные с наблюдением и описанием какого-либо явления.

5. Исследовательские - в результате которых получен собственный экспериментальный материал, позволяющий сделать анализ и выводы.
Научно-исследовательская работа позволяет каждому ученику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований.

Во-первых, включиться в новую для него деятельность подросток может лишь в том случае, если ему предоставляется возможность участвовать в ней в качестве одного из её субъектов.

Во-вторых, эта деятельность, особенно на начальном этапе, должна быть направлена на достижение вполне определённых, понятных ребёнку целей, на решение конкретных задач.

В-третьих, ученик должен ощущать социальную значимость этой деятельности.
Дело учителя - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе.

Основной целью информатики, является не только обучение работе на компьютере, но и использование его как средства для развития ученика. Несомненно, формирование и развитие творческих способностей, учащихся через познавательные и развивающие игры, через выполнение различных творческих заданий - важный этап на пути к собственно научно-исследовательской деятельности.

На уроках информатики, учащиеся знакомятся со множеством новых понятий и терминов: алгоритм, информация, курсор, процессор и т. д. Дети этого возраста способны достаточно хорошо запомнить большой объём материала, «вызубрить», т.е. изучить без осознания. В результате, когда на последующих этапах требуется усвоить новую информацию на базе уже выученной, этой базы может не быть или она будет непрочная: механически выученный материал не является хорошей опорой. Кроме того, информатику невозможно выучить, запомнить без выделения и осознания взаимосвязей, без формирования логического мышления.

Один из методов, способствующих осознанию материала, – метод образного представления. Большинство детей хорошо воспринимают информацию, которая представлена в форме занимательного сюжета: сказки, рассказа, жизненной ситуации и т.д.

Примеры мотивации на уроках информатики

Во время изучения темы информационные процессы: хранение, обработка, передача и поиск информации, учащиеся выполняют задание: предложен фрагмент сказки, в котором необходимо определить информационные процессы и записать их названия в тетради и проверить правильность выполнения задания в парах (с соседом по парте). Вторым этапом выполнения задания нужно придумать ситуацию из своей жизни. Где бы были использованы информационные процессы, назвать их, какие использованы и почему.

t1640110063aa.gifПри изучении темы «Кодирование информации» рассматриваются различные способы её кодирования; ученики сами изобретают свои коды, при этом, вспоминая, где они встречают разные коды для шифровки букв. На помощь приходят литературные произведения, фильмы. В произведении Артура Конан Дойля «Пляшущие человечки», преступник использует изображения человечков для кодирования и передачи сообщений - угроз.

Прочитав это произведение, можно заполнить табличку «пляшущих человечков» и расшифровать с помощью её надпись.

Самим написать тайную записку, используя этот код.

Придумать свой собственный способ для кодирования сообщения и предложить декодировать сообщение одноклассникам.

Изучая тему «Системы счисления», обучающиеся учатся переводить целые числа из одной системы счисления в другую. Предлагаю им выполнять разнообразные творческие задания. Например, перевести целые числа в десятичную систему счисления из двоичной. По полученным координатам, выполняя алгоритм последовательности соединения точек, построить фигуру, например, симпатичного зайчика. Интерес вызывают задания творческого характера: придумать своё задание по кодированию изображения с помощью чисел системы счисления.

t1640110063ab.gif

Обучающиеся выполняют с удовольствием задания творческого характера: придумать ребусы, кроссворды по изучаемой теме.

Изучая тему «Компьютерные презентации» выполняют исследовательские и творческие проекты, создавая презентации и представляя для обсуждения с одноклассниками, при этом демонстрируют свои собственные достижения или исследования.


t1640110063ac.jpg

t1640110063ad.jpg

t1640110063ae.jpg

Выполняя практическую работу «Выбор конфигурации ПК в зависимости от решаемых задач», учащиеся 11 класса самостоятельно, используя реальные прайс-листы компьютерных компаний и магазинов по продаже компьютеров и комплектующих, самостоятельно, согласно своему варианту задания, подбирают и собирают компьютеры в соответствии целям его использования.

При изучении темы «Облачные технологии. Коллективная работа над документом с использованием облачных технологий.» обучающиеся создают совместный проект-презентацию о своём городе, школе. При выполнении этого творческого задания не только закрепляется изученный материал по данной теме, но и осуществляется обмен информацией по сети Интернет, создаётся совместный документ.

t1640110063af.gif

Учитель во время урока мотивирует обучающихся для достижения более высоких результатов и получения глубоких знаний по предмету. Мотивация ребенка на уроке зависит не только от учителя, но и от родителей. Если родители не пускают на самотек его обучение, а стараются контролировать выполнение домашних заданий, обращают внимание на то, чем увлекается их чадо – к чему у него тяга и т.д. И обязательно интересуются его успехами, достижениями. Создают дома атмосферу доброжелательности и спокойствия. А главное, помогают, поддерживают, подбадривают и направляют. Сильнейшим стимулом мотивации является похвала. Давайте чаще хвалить детей!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.