Статья на тему «Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы»

6
0
Материал опубликован 27 January 2021


СЕМЬЯ И ШКОЛА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ


Р.Р. Абдуллова

Аннотация. В статье раскрыты актуальные проблемы взаимодействия семьи и школы. Рассмотрены формы и пути их решения с использованием инновационных методов работы.

Ключевые слова: родители, школа, образование, семья, воспитание.


За многие годы функции семьи не меняются и остаются все такими же важными аспектами в жизни и воспитании ребенка. Некоторое время родители, являются для детей показателем и связующим звеном с остальным миром. Именно опыт людей ответственных за воспитание, передается ребенку в начале его жизненного пути. Их отношение к себе и к окружающим людям формирует дальнейшую траекторию поведения нашего будущего школьника.

Школа, как один из основных этапов жизни ребенка, играет огромную роль в обучении и воспитании. Соответственно, постоянное взаимодействие педагогического коллектива и родителей необходимое условие для комфорта ребенка.

Можно выделить несколько актуальных проблем семьи и школы:

  • Высокий уровень стресса. Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки.
  • Нехватка времени со стороны родителей, постоянная занятость, в последующем, нехватка внимания, что приводит к минимальному контролю на этапах взросления ребенка.
  • Гиперопека. Существует несколько факторов проявления: желание родителей наверстать упущенное время; тревожность, постоянное предчувствие беды, страх; стремление стать идеальным родителем, иметь послушного, умного ребенка реализуется посредством жесткого контроля его действий; компенсация профессиональных, карьерных, личных неудач и т.п.
  • Увеличение конфликтов внутри семей, часто приводящих к их распаду и воспитанию ребенка только одним из родителей.
  • Завышенные требования к ребенку, нежелание принимать реальные возможности и отрицание действительности, либо наоборот их отсутствие.
  • Низкий уровень образования и культурного просвещения родителей и др.

Эти проблемы ведут к ухудшению качества образования и к усложнению работы не только с детьми, но и с родителями.

В процессе, для достижения наиболее успешного результата, должны использоваться следующие принципы:

  1. Позитивный настрой и отзывчивость. При общении стоит избегать требовательного и категоричного тона. Быть всегда готовым оказать помощь или дать совет в той или иной ситуации.
  2. Открытость и стремление к самосовершенствованию. Подобный подход дает возможность принимать изменения в обществе и непосредственно в семьях. Позволит объединить социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех, находящихся в едином педагогическом пространстве.
  3. Индивидуальный подход. Один из главных принципов. Все семьи, колоссально отличаются друг от друга. Что показывает необычайность нашего общества. И поэтому, необходимо подбирать подход на каждый отдельный случай.
  4. Сотрудничество. То как должны складываться взаимоотношения родителей и непосредственно педагога. Когда на равных в атмосфере взаимопомощи они могут разбираться с возникшими проблемами в сложных педагогических ситуациях.
  5. Гуманность во взаимоотношении семьи и школы. Признание и толерантность по отношению друг к другу. Не стоит навязывать свое видение, ведь как у преподавателей, так и у родителей давно сформированное мировоззрение. Вместо этого можно обсудить и порекомендовать возможные пути решения.
  6. Заинтересованность и внимательность. Заинтересованность работой, достижениями и проблемами детей положительно отражается на всей атмосфере класса. При общении с родителями дает уверенность в искреннем желании помочь. Внимание не только к явным положительным и отрицательным моментам, но и к деталям, создает положительный эффект и при необходимости предотвращает ситуации негативно влияющие на ребенка будь то в учебном заведении или дома.

Весь процесс по воспитанию и обучению детей, нужно строить на доверительных отношениях между школой и родителями. Взаимодействие взрослых отчетливо отражается на детях. Поэтому результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут полноправными партнерами в основу чего положено единство целей и взглядов на образовательный процесс и так же путей их достижения. Такое партнерство лучше помогает узнать ребенка и посмотреть на него с разных сторон, увидеть в различных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его особенностей. Важно не ограничивать его индивидуальность, а наоборот дать возможность и пути самовыражения.

Большая часть родителей, не являются профессиональными воспитателями и не имеют необходимых знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контакта с ребенком. Именно в такой момент нужна поддержка со стороны учителя.

Действительно, определяющая роль остается за педагогами, но взаимопонимание этих двух частей возможно, лишь при условии, что они не будут поучать, а будут советовать, договариваться и размышлять вместе с родителями. Но, так же не все родители откликаются на стремление педагога к взаимодействию и сотрудничеству, в таких случаях стоит запоститься терпением и найти целенаправленный путь решения данной проблемы. Для начала стоит работать с теми родителями, которые проявляет интерес и желание в реализации союза.

Взаимопонимание и активное сотрудничество семьи и школы, главные показатели успешного решения поставленных задач в правильном воспитании подрастающего поколения. Родители должны видеть в учителе поддержку, человека отзывчивого, который всегда выслушает и придет на помощь. А семья в свою очередь должна стать союзником школы в достижении общих целей.

Для этого необходимо предоставить точки соприкосновения в виде активной работы с использованием как традиционных, так и инновационных методов.

  1. Индивидуальные консультации. Предназначены для преодоления беспокойства родителей и конкретизации некоторых моментов. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут в воспитательной работе в классе. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию положительного контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке и выяснить необходимые моменты в отношении ребенка для более эффективной работы.
  2. Посещение семьи на дому. Позволяет выяснить условия семейного воспитания и жизни ребенка. Проверить режим дня ребенка, а также проследить, как ребенок общается и ведет себя в семье. Его увлечения и поведение вне школы.
  3. Групповые чаты и диалоги. В связи с постоянной нехваткой времени для личных встреч педагога и родителей, общение в мессенджерах стало очень актуально и широко распространено. Такая форма работы дает возможность всегда быть на связи и своевременно передавать и обсуждать информацию.
  4. Телефонный разговор. Как и мессенджеры, дает возможность сэкономить время на встречу и связаться при необходимости в любое время. Это удобный метод реализации взаимодействия, с помощью которого можно как легко и быстро передать информацию, так и обсудить, задать своевременно интересующие вопросы.
  5. Тематические онлайн консультации. При необходимости, можно проводить такого рода консультации для родителей заинтересованных в формате онлайн, через предназначенные для этого программы. Темы могут быть различного характера. (Например: «Как развивать внимание», «Как помочь ребенку в подготовке заданий» и т.п.) Проводится беседа, после чего последующие ответы на возникшие в процессе вопросы. Удобство этого метода заключается во времени и месте, они выбираются совершенно рандомно с учетом пожеланий и возможностей родителей.
  6. Участие родителей в интернет – форумах, анкетировании и опросах. Задачей учителя является информирование родителей о времени и тематики опросов и форумов. Родители, имеющие выход в интернет, с удовольствием принимают участие в этой деятельности. Что позволяет узнать их мнение и позицию в отношении обучения их детей.
  7. Портфолио класса (страница или сайт в сети интернет). Это архив достижений не отдельно взятого ученика, а целого класса. Портфолио позволяет фиксировать, накапливать и хранить достижения класса, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Для классного руководителя портфолио может стать одним из способов сплочения и развития ученического коллектива. Портфель достижений может быть представлен для родителей на собрании, для вновь прибывших в класс учеников или учителей-предметников. Он может стать визитной карточкой класса на различных конкурсах. Также такая страница, позволит активно обмениваться материалами с мероприятий в виде фотографий, видео и т.д.
  8. Организация совместной деятельности родителей и учащихся. Коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют хороший воспитательный эффект и позволяют родителям влиться в школьную среду ребенка. Такое направление в работе с родителями самое востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; опробовать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. 
  9. Открытый урок. Урок – наблюдение за деятельностью учителя и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения, какие методы и приемы использует учитель, как складываются его взаимоотношения с детьми, как дети общаются между собой и какие при этом возникают затруднения. Информированность о школьной жизни, образовательном процессе оказывает огромное влияние на формирование авторитета школы в глазах родителей.
  10. Практический урок. Знакомит с уровнем развития современного образовательного процесса, приучает детей, родителей и учителя к совместной деятельности. Во время такого урока родителям предлагается роль активных участников. Изучая тему совместно с детьми, они ощущают себя задействованными в образовательном процессе, вспоминая, как трудно бывает учиться.

Подводя итоги, можно с уверенностью говорить о необходимости сотрудничества семьи и школы для предупреждения и предотвращения отрицательных моментов в процессе обучения и воспитания. Что благоприятно повлияет на формирование мировоззрения и нахождение верных путей развития. Создаст максимально благоприятную и комфортную атмосферу, как в школе, так и вне ее стен.

Успех в воспитании ребенка, это прямое сотрудничество семьи и педагогического коллектива школы, которое обеспечивается благодаря: такту и этике взаимоотношений; педагогической подготовленности родителей, уровню их культуры и педагогическому просвещению; умению видеть сложные взаимоотношения в семье; единству требований школы и семьи.

Именно единство школы и семьи верный путь для успешного преодоления трудностей и достижения всех поставленных целей и задач. Союз, который принесет пользу в будущем, в виде успешных, самостоятельных людей с высоким уровнем образования и культурного просвещения способных передать полученный опыт будущему поколению. А для этого, нужно создать все необходимые условия тесного взаимодействия родителей и педагогического коллектива школы не прибегая к излишней навязчивости. Использовать традиционную форму и пользоваться всеми доступными инновационными методами для получения желаемого эффекта от проделанной работы.


Литературные источники

Ковалева, В.Э. Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы, инновационные методы и формы работы / В.Э. Ковалева /. – URL: https://multiurok.ru/files/stat-ia-na-tiemu-vzaimodieistviie-siem-i-i-shkoly.html. – Дата публикации: 15.02.2018.

Бадмаева, Э.С. Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы, инновационные методы и формы работы / Э.С. Бадмаева /. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2020/12/03/materialy-mo. – Дата публикации: 03.12.2020.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации