Урок биологии в 6 классе «Семя – зачаточное растение»
Автор разработки: Беликова Анастасия Игоревна, учитель биологии МАОУ СОШ №15
Общая часть | ||||||
Предмет | Класс | Тема урока | ||||
биология | 6 | Семя – зачаточное растение. | ||||
Используемый учебник | ||||||
Название | Класс | Авторы | ||||
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. Дрофа, 2014. | 6 | В.В.Пасечник | ||||
Тип урока: урок открытия новых знаний | ||||||
Цели: Образовательные: познакомиться с разнообразием семян и их значением, особенностях строения семян, типов органов растений. Развивающие: создание условий для развития логического мышления. Воспитательные: способствовать формированию экологической культуры, через бережное отношения к растениям. | ||||||
Технологии: личностно-ориентированная, системно-деятельностный подход. | ||||||
Методы: проблемный, эвристическая беседа, наглядные, словесные, частично-поисковый, ИКТ. | ||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Знать определения: органы вегетативные и генеративные, однодольные и двудольные растения, эндосперм, семя, зародыш. Определять существенные признаки однодольных и двудольных растений Определять … Описывать строение семян двудольных растений. | регулятивные определять цели и задачи урока; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки. коммуникативные слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи. познавательные находить отличия и сходства; работа с информационным текстом учебника; объяснение значения новых слов; сравнивать и выделять признаки однодольных и двудольных растений. | формировать экологическую культуру на основе понимания важности охраны растений. осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; оценивать собственный вклад в работу группы. устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
|
Организационная структура урока | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | длит. этапа (мин) |
1 .Организационный этап.
| Приветствие обучающихся. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания позитивной эмоциональной обстановки. Добрый день, ребята! | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению. | | 1-2 |
2.Актуализация знаний.
| Что такое "биология"? Задание. Составьте схему, используя следующие понятия: Царство, бактерии, грибы, животные, пеницилл, кишечная палочка, растения, заяц, капуста. Заполните пропуски в тексте(приложение 1) Какие они бывают у растений? | Обучающиеся отвечают.
| | 3(5) |
3.Постановка учебной задачи.
| С чего начинается жизнь нового организма?
| Принимают участие в диалоге с учителем, высказывают свою точку зрения, обмениваются мнениями.
| смыслообразование | 1(7) |
4. Формулирование проблемы, планирование деятельности | Что такое семя? Какие бывают семена? Из чего состоят семена и зачем? | Принимают участие в диалоге с учителем, высказывают свою точку зрения, обмениваются мнениями. Примеры ответов: Семя – это зачаточное растение. Значение семян в природе и для человека: В пищу, размножение и пр. Семена бывают разного размера и формы, окраски. | Целеполагание самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы; смыслообразование.
| 7(13) |
Задание: Рассмотрите строение семян (рисунки учебника 1 и 2). | Принимают участие в диалоге с учителем, высказывают свою точку зрения, обмениваются мнениями.
| Анализ; синтез; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
| ||
5. Открытие нового знания. | Назовите 3 части семени, которые есть у всех. Учитель задает вопросы, для помощи в поиске 3 части семени: | Обучающиеся называют 2 части семени: зародыш и семенная кожура. (Трудости в 3 части) | Анализ; синтез; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; установление причинно-следственных связей. | 23(35) |
Рассмотрите зерновку. Что занимает большую часть? | Уточняют, что такое «эндосперм» Эндосперм | |||
Что делают из зерна? | Примеры ответов: Мука, крупа и пр. | |||
Для человека мука – это?
Зачем мы используем в пищу? | Примеры ответов: Пища. Для получения питательных веществ, необходимых для роста и развития организма. | |||
А у зерен фасоли что мы используем в пищу? | Примеры ответов: Семядоли | |||
Значит эндосперм и семядоли у фасоли содержат … | Запас питательных веществ. | |||
Заполняют таблицу «Строение семян» (приложение 2) | | |||
Рассмотрите строение семян (рисунки учебника 1 и 2). Разделите на 2 группы.
| Варианты отверов обучающихся: 1. С 1 семядолей и с 2. 2. С эндоспермом и без. | |||
Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными. К однодольным относят…? А тех у кого 2 семядоли называют? | Пшеница, лук и пр. Двудольные и к ним относят фасоль, ясень и пр. | |||
Лабораторная работа | Обучающиеся самостоятельно выполняют лабораторную работу. Совместное обсуждение результатов работы. Сдают работы на проверку. | Планирование саморегуляция поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; | ||
6. Закрепление изученного материала
| 1.Фронтальный опрос на закрепление: Семя – это … Семя состоит из … Зародыш – это … Зародыш состоит из … Кожура нужна для …. Запас питательных веществ у фасоли(пшеницы, ясеня) содержится в … . 2. Задание «Найди ошибку» (приложение 3) | Отвечают. | Самооценка контроль Коррекция | 7(37) |
7.Информация о домашнем задании
| Параграф 1 вопросы и «Подумайте» устно. Творческое задание(по желанию) «Семя из семян»
| Записывают и уточняют. | | 1-2(44) |
8. Рефлексия деятельности | Продолжите фразу: На уроке мне было... Мне понравилось... Я хотел бы еще хотел узнать ... | | Самооценка | 1(45) |
Приложение 1
Все живые организмы (за исключением … ) имеют клеточное строение. Клетки, имеющие общее строение, функции и межклеточное вещество называют … . Они объединяются в … .
Приложение 2
Таблица «Строение семян»
Семена | Кожура | Защитная функция (защита зародыша от высыхания и механических повреждений) |
Зародыш: Корешок, стебелек, почечка, семядоли (первые зародышевые листья ) | Зачаток будущего растения | |
Запас питательных веществ - Эндосперм - Семядоли | Эндосперм зародыш обеспечивает его питание за счет крахмала, растительных масел и белков. |
Приложение3
Семя – зачаточное растение.
PPTX / 3.67 Мб